Путешествие в историю русского быта.
Дворянин в столице.
17 Жизнь в столице.
Идеалом Петра I было, как он сам говорил, «регулярное» государство, где вся жизнь регламентирована, подчинена правилам, сведена к точным, однолинейным отношениям. Петербург – столица новой империи – воспринимался как модель всего государства, поэтому он строился по единому плану. Проспекты были прямые, дома возводились по высочайше утвержденным проектам, определявшим размеры и фасад дома, материал, из которого он будет построен (каменный, деревянный), и т. п., – все выверено и логически обосновано.
Грандиозные общественные здания и роскошные дворцы знати составляли лицо Петербурга. Иной облик имела Москва – символ старой России. После перенесения столицы в Петербург Кремль потерял свое значение, стены его ветшали. На рисунках конца XVIII в. он предстает изрядно заброшенным. Старые городские валы стали местом гуляний горожан. На их территории появились городские сады и бульвары.
Типы домов петровского времени: 1 – для «подлых»; 2 – для зажиточных; 3 – для именитых.
Вместо роскошных дворцов в Москве строились, как правило, городские усадьбы с флиге лями, службами, садом. В отличие от Петербурга, где все дома стояли на одной линии, в Москве, как правило, дом был отделен от улицы большим пространством с газонами и дорожками, а непосредственно на улицу выходили только крылья флигеля. Усадьба была огорожена фигурной железной решеткой с воротами. Дом так и назывался – особняк, потому что стоял поодаль.
Особняк в Москве – дом Пашкова. Гравюра. XIX в.
Собственные дома в столицах имели дворяне со значительным годовым доходом до 10 тыс. рублей. Особняки, как правило, строились каменные и передавались из поколения в поколение без переделок. Они были одно–или двухэтажные.
Горожане часто строили дома из дерева и покрывали их штукатуркой, чтобы внешне они напоминали каменные. Были и такие дома: низ каменный, верх деревянный. Очень часто с улицы дом имел один этаж, а со стороны двора – два. За такой дом хозяин платил меньше налог. На втором этаже и с боковых фасадов находились комнаты с невысокими потолками, где хозяева могли побыть в уединении.
Сцена в людской. Художник Ф. П. Толстой.
Городской дом начинался с передней, где стояли вешалки для одежды. Рядом с ней могла находиться лакейская, а по другую сторону или под лестницей (в двухэтажном особняке) – кладовая с железной дверью. Для прислуги была еще и девичья. Дворник с семьей жил отдельно, недалеко от ворот. В богатом дворянском особняке было 10–15 человек прислуги мужского и женского пола – два лакея, горничные, няньки, кормилица, экономка, прачка, повар или кухарка, посудомойка, кучер, дворник, садовник.
Даже в одноэтажном особняке для нужд господ отводилось семь–восемь комнат: две гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, зала для танцев, столовая. Стены комнат были обшиты обоями – с орнаментом или гладкими, в зависимости от моды. Потолки украшали позолотой, лепниной, интерьер – бронзой, бархатом, гобеленами, картинами, зеркалами, часами. В зале непременно стоял рояль. Пол был паркетный, иногда покрыт коврами.
Гостиная такого дворянского дома, выходящая окнами на улицу, была уставлена креслами, софами и диванами из мебельного гарнитура, столами. На столиках раскладывали альбомы со стихами, ставили фарфоровые игрушки, в шкафах помещали фаянсовую посуду – признак зажиточности. На стенах вешали канделябры. Изразцовая печь с узорами дополняла интерьер.
Мебель XVIII в.: 1 – канапе; 2 – комод; 3 – круглый стол; 4 – бюро; 5 – кресло.
Кроме зала и парадных гостиных, все остальные комнаты были приспособлены для житья. В малой гостиной помещали скромный гарнитур, клавикорды, трильяж– трехстворчатое зеркало из составных стенок с резьбой по дереву. Было очень модно ставить ширмы. В кабинете располагался письменный стол с креслом, конторка для работы стоя, конторка для трубок, шкафы с книгами. В столовой стояли стол–сороконожка и горка с посудой. К спальне обычно примыкали две комнаты – гардеробная с вешалками и сундуками для нарядов господ и уборная. Там находился умывальник и ящик для грязного белья. А в кресле из красного дерева господа отправляли свои нужды. Все эти комнаты выходили окнами во двор.
Вид на Аничков мост и дворец Белосельских–Белозерских в Петербурге. Литография. XIX в.
Все в дворянском доме было продумано. Уважением к старшему поколению проникнуто даже расположение лестницы – из девичьей прямо в бабушкину комнату.
День дворянина в столице, как и в деревне, начинался очень рано. Если он служил, то направлялся в присутственное место, на службу, а если нет, то на прогулку. Местом прогулок в Петербурге был Невский проспект, а в Москве – Тверской бульвар. Поскольку в начале XIX в. была большая мода на обмороки, докторов и лечение минеральными водами, то в Москве дворянин считал своим долгом уже в 6 часов утра побывать у известного врача Ло–дера. У него были искусственные минеральные воды в обширном саду с галереями. Здесь спозаранку играла музыка и бродили толпы гуляющих «больных». Они пили воду и часа три прогуливались (отсюда и пошло выражение «гонять лодыря», т. е. бездельничать). Вот как описывал это увлечение поэт того времени:
Невский проспект в Петербурге.
В Москве были и другие места для прогулок. Дворяне часто направлялись в Ботанический сад, заложенный по указу Петра I как Аптекарский огород, полюбоваться редкими цветами, травами, кустарниками и деревьями. В оранжереях, парниках выращивали и рассаду, которую тут же можно было купить. В середине XIX в. был основан и другой сад – Зоологический. На его территории вокруг Пресненских прудов располагались вольеры и клетки с животными и птицами, на открытой площадке играл оркестр, работал ресторан.
Поскольку гулянье в садах было излюбленным развлечением дворянства, то стали открывать специальные сады для этой цели. Таковым был, например, сад купца Ганина в Петербурге. Кроме растений–диковинок ганинский сад удивлял публику макетами зверей, которые двигались и рычали, скульптурами, окрашенными в телесный цвет. Поддержание в порядке самого сада, дорожек, скульптур и других достопримечательностей требовало от владельца больших затрат.
Летний сад в Петербурге. Литография. 1830–е гг.
Новые увлечения в XVIII–XIX вв. соседствовали со старыми. Зимою устраивались парадные катания на санях. Лошадей украшали красивой сбруей. Возводили огромные ледяные горы, с которых богатые дамы в собольих шубах неслись с большой скоростью. Летом вместо гор публику привлекали качели и карусели. Качели были круглые, расписные, с флагами. Возле качелей делали деревянные горы, с которых спускались по покатым желобам на маленьких колясках.
Гулянье в Подновинском предместье в Москве. Гравюра. 1800–е гг.
Каруселью первоначально, во второй половине XVIII – начале XIX в., назывались соревнования в ловкости наездников на двигавшихся по кругу лошадях. Последняя такая карусель проходила в Москве в 1811 г. Но память о каруселях осталась: со временем стали сооружать аттракционы – карусели. Вокруг вертикально поставленного шеста бежали разноцветные деревянные лошадки, на которые в качестве наездников садились взрослые и дети.
Вокруг качелей и каруселей прогуливалась знать в великолепных нарядах. В выходные дни в садах и парках можно было насчитать более 400 тыс. карет. Ездили на четверке или шестерке лошадей. Этим показывали свое богатство, но, кроме того, запрягали по шесть лошадей еще и потому, что и на шестерке можно было увязнуть в грязи в плохую погоду. Ведь улицы даже в столицах были вымощены не везде. Кареты стоили не дороже 100 рублей.
Кроме садов, за посещение которых при входе брали плату, устраивали еще и вокзалы. В загородных парках стали возводить красивые легкие павильоны, где ставились спектакли, играли оркестры, сверкали фейерверки и иллюминации, пели цыганские хоры. К этим местам подводили железные дороги, и у вокзалов сажали пассажиров.
Во время прогулок дворяне демонстрировали свои модные наряды, общались и заводили светские знакомства. Пример показывали императрицы и государи, которые обязательно по три–четыре часа в день прогуливались по Дворцовой набережной или загородной резиденции. Прогулки знати продолжались до обеда.
Обед был важным этапом в распорядке дня барина. Обедали либо дома, но обязательно с гостями, либо сами направлялись на званый обед. Обедали долго, в соответствии с традициями дворянского этикета, которые строго соблюдались. Если даже дворянин после прогулки был очень голоден, он никогда не позволял себе за обедом торопить кого–либо либо самому торопиться, жадно есть, сморкаться за столом или делать что–либо неприличное. Отсутствие хороших манер осуждалось. После обеда непременно полагался отдых, а затем дворянина ждали новые развлечения.
Кресло XVIII в. и стулья первой половины XIX в.
Вопросы и задания.
1. Как изменился облик городов и домов знати в XVIII в.?
2. Нарисуйте план дворянского особняка XIX в. Расскажите о его внутреннем устройстве.
3. Опишите одну из комнат в доме дворянина – жителя столицы.
4. Составьте распорядок дня дворянской семьи в городе в конце XVIII – начале XIX в.
5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
– С–бняк.
Дев–чья.
Р–шетка.
Г–рд–робная.
П–редняя.
Уборн–я.
Л–кейская.
Лод–р.
Кл–д–вая.
К–русель.
В–кзал.
Тр–льяж.
6. Составьте рассказ «Прогулка по городу XVIII–XIX вв.».
18 Дворянский бал.
Слово «бал» пришло в Россию из Европы. Впервые оно появилось в Германии в XV в. и означало «мяч», «шар». Немецкие девушки дарили подругам, вышедшим замуж, по мячику или шарику, набитому пухом или шерстью. Шарик или мяч натыкали на шест и ставили перед домом, а хозяйка обязательно должна была пригласить к себе в гости на танцы. Позже балом стали называть любые вечеринки с танцами.
Во времена Петра I балы называли ассамблеями. Царь начал их устраивать в 1700 г., но эти увеселительные мероприятия прививались плохо, знать старалась под разными предлогами уклониться от участия в них. В 1718 г. Петр I издал специальный указ об ассамблеях, которые устраивались не только для забавы, но и для дела. Сам царь лично назначал, в чьем доме должна быть ассамблея сегодня, а затем это стали определять комендант в Москве и обер–полицмейстер в Петербурге. Прежде чем гости расходились с одной ассамблеи, им объявляли, где будет следующая.
Азартные игры на ассамблеях не разрешались: исключением была игра в шашки и шахматы. Зато готовили трубки, табак и лучинки для их раскуривания. Табак был завезен в Россию именно при Петре I.
Главным увеселением на ассамблеях были танцы. Первое время танцующих было очень мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. От танцоров требовалась немалая ловкость, иначе можно было стукнуться, толкнуть человека, оборвать хвост чужого платья и даже упасть. Дамам, затянутым в корсет, в башмаках на высоких каблуках и в напудренных париках, приходилось не легче, чем кавалерам: они были неуклюжи и смешны, неловки, не знали, как стать и сесть в тесных одеждах.
Ассамблея времен Петра I. Гравюра. XVIII в.
Игра в шахматы в XVIII в.
Танцевали только те присутствующие, которые хорошо умели это делать. Остальные сидели «по стенкам» и дичились друг друга. Но иногда участие в танцах решал принять сам Петр I. Тогда в ряды танцующих вставали все, даже дряхлые старики. Царь становился в первой паре. Он приказывал повторять его движения, а Петр слыл знатным танцором. Другие танцоры кряхтели, задыхались и… падали. За это полагалось наказание – кубок вина.
Движения в танце зависели от особенностей костюма. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые, стремительные танцевальные шаги – па, однако позволяли принимать различные позы, в которых исполнители на несколько мгновений замирали, образуя изящные картины. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.
На ассамблеях были два рода танцев: церемониальные и английские. Первым танцем был менуэт– утонченный красивый французский танец XVIII в. Он состоял из мелких размеренных шагов и приседаний. Танцевали его парами. Англез – тоже парный танец – представлял собой пантомиму, изображавшую ухаживания кавалера за дамой. Дама медленно и кокетливо «убегала» в танце, а кавалер ее «догонял». Аллеманд – еще один танец петровской ассамблеи. Дамы становились по одну сторону, кавалеры – по другую. Под музыку марша дамы делали реверансы и круги. Постоянные верчения дамы были основой танца. Постепенно танец становился все более оживленным, и пары начинали выполнять придуманные ими фигуры.
Сначала на ассамблеях можно было услышать только духовые и ударные инструменты: трубы, фаготы и литавры, а в 1721 г. герцог Голштинский привез с собой в Россию струнный оркестр.
По окончании танцев у небогатых хозяев подавали холодные закуски, у знатных накрывали ужин. Дамы и кавалеры сидели за столом вперемежку. Петровские ассамблеи отличались попойками, грубостью нравов и вместе с тем стремлением молодежи к галантности. В танцах было много учтивости и уважения к дамам. Окончив танец, кавалер обязан был отдать почтительный поклон даме и поцеловать у нее руку. Балы способствовали смягчению нравов, порождали новые чувства и настроения. Постепенно дворяне обучались манерам и модным танцам, и петровские ассамблеи стали уже в радость.
Екатерина II. Гравюра. XVIII в.
Здание Благородного собрания в Москве. Литография. 1840–е гг.
При дворах императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны балы продолжались. Они стали очень роскошными. В царствование императрицы Екатерины II балы начинались 24 ноября, в день именин императрицы, и заканчивались 21 апреля, если это был не постный день. На бал съезжались к шести часам вечера и в двенадцать ночи разъезжались по домам. При Екатерине II были открыты первые дворянские собрания. На бале в зале Благородного собрания два раза в неделю бывало до 5 тыс. народа. Как раз к зиме из провинций в Москву съезжалось все русское дворянство.
В середине XVIII в. западные забавы и развлечения начинают проникать и в провинцию, в дворянские усадьбы. Поначалу танцы были грубы и тяжеловесны. Но скоро дворяне освоили менуэт и другие заморские танцы и стали искусными танцорами.
Дорожные сани второй половины XVIII в.
На балы ездили в каретах. При Петре I в России было еще совсем мало карет, их привозили из–за границы. При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне мода на кареты усиливается. В царствование Анны Иоанновны число карет доходило до 100. Они были бархатными, с золочеными колесами и корпусом. Сбруя для лошадей изготавливалась из мягкой красной кожи – сафьяна.
Но более всего карет было в царствование Екатерины II. При Екатерине даже были изданы указы, как, кому и в каких каретах ездить, сколько запрягать лошадей, с тем чтобы ограничить стремление вельмож к роскоши. В то время в моде были высокие кареты со стеклами. Мода на кареты не угасла при Александре I и других русских императорах XIX в.
Дом, где проходил бал, был ярко освещен, особенно подъезд, куда заходили гости. Празднично одетые лакеи встречали кареты, из которых выходили мужчины во фраках, мундирах, при звездах и лентах, женщины в мехах. Вот как описывает это А. С. Пушкин:
Балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышениях по двум сторонам залы у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.
Балы проводились по определенной, утвердившейся в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В конце XVIII – начале XIX в. было принято открывать бал польским танцем, или полонезом. За ним следовал вальс. Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Кавалеры на балах заранее приглашали дам на все танцы. Дамы вместе с веером носили на запястье специальную книжечку, в которую заносили имена кавалеров, пригласивших их на определенный танец.
Танцевальная зала. Литография. 1830–е гг.
Полонез, которым начинался бал, вошел в моду в начале 90–х гг. XVIII в., при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».
Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:
Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Но вместе с тем вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по залу. Только русские танцевали на балах «летучие, почти воздушные вальсы».
Бал. Иллюстрация В. А. Свитальского к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. 1935 г.
Бал у княгини М. Ф. Барятинской. Художник Г. Г. Гагарин. 1830–е гг.
Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 г. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки – антраша, во время которых в воздухе он должен ударить ногой об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимость и шик. В 20–е гг. XIX в. мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Вот что об этом писал А. С. Пушкин:
Дама в наряде первой трети XIX в.
Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
Каждый новый танец на балу все меньше напоминал торжественный балет, все больше было в нем танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец–игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
На балах кроме основных были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.
Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Подавали персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего же приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11–м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда по знаку хозяина музыка прекращалась, все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дамам, обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII в. появился клавесин – дедушка нынешнего фортепьяно. Музыка и танцы были частью дворянского образования.
Танцы осваивали с раннего детства – с пяти–шести лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена. Оно воспитывало ловкость, уверенность в движениях, непринужденность поз. Ноги танцующих независимо от их волнения делали свое дело. Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество – качества, которые, как говорится, были у него в крови, воспитывались с детства. Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным сбиться в танце с такта.
Званый вечер в XVIII в.
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно в XVIII в. появляются книги о том, как следует вести себя в обществе. Одна из них, изданная при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость – это учтивый обман», «истинное учтивство – это одолжение», «притворное лукавство – это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».
Дворянский бал был школой общения. На балу влюблялись, выбирали невесту или жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.
Вопросы и задания.
1. Каково происхождение слова «бал» и самого мероприятия?
2. Чем различались балы при Петре I и Екатерине II? Какие танцы исполнялись на ассамблеях?
3. Составьте программу бала конца XVIII – начала XIX в. Опишите подробно этот бал.
4. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
Асс–мблея.
К–тильон.
П–л–нез.
К–в–лер.
М–нуэт.
К–дриль.
М–зурка.
Г–вот а.
Лл–манд.
Кл–весин.
5. Нарисуйте бальный наряд дамы и кавалера первой четверти XVIII в.; второй половины XVIII в.; первой четверти XIX в.; конца XIX в.
6. О каких этапах бала говорится в этих отрывках? –
А. С. Пушкин. Евгений Онегин.
А. И. Одоевский. Бал.
Е. А. Баратынский. Бал.
7. Прочтите стихотворение В. Филимонова «Москва» и подумайте, почему дворяне так восхищались балами.
19 В театре и на маскараде.
После обеда для столичного дворянина наступала пора светских развлечений. Он отправлялся в театр или на концерт, на маскарад или в клуб. Не важно, какие актеры и что играли, но важно было побывать в театре, «показать себя», заглянуть за кулисы, засвидетельствовать свое почтение актрисам.
В конце XVIII – начале XIX в. в России было 170 крепостных театров: постепенно некоторые из них становились общедоступными и приносили большие доходы их владельцам. В большинстве театров XVIII в. был оперно–балетный репертуар: тогда еще не существовало деления на оперные и драматические театры. Актеры произносили прозаический или стихотворный текст, танцевали и пели. В искусстве того времени были очень сильны античные мотивы: костюмы, певучая декламация стихов.
Крепостная балерина Т. В. Шлыкова–Гранатова. Художник Н. И.Аргунов. 1789 г.
Крепостная актриса П. И. Ковалева–Жемчугова в костюме героини оперы–буфф. Неизвестный художник. 1780–е гг.
Популярным жанром театрального искусства в XVIII в. была опера–буфф– то же, что и сегодняшняя оперетта. Кроме пения, танцев, пародий в театрах можно было услышать имитацию соловьиного свиста. Во времена Екатерины II стало входить в моду цыганское хоровое пение. Первые цыгане–певцы были выписаны чесменским героем графом А. Г. Орловым из Молдавии. Наряду с оркестром каждый вельможа старался обзавестись цыганским хором. Позже вошли в моду парадные обеды с цыганами. Цыганки выходили танцевать в расшитых золотом шалях и украшениях из монет.
Театр XVIII – начала XIX в. оставался частью светской жизни дворян, забавой, зрелищем, нарядным праздником. Спектакли в старину начинались в 5 часов вечера и заканчивались не позднее 10. Лучшие места в театре были заняты дворянами по абонементу. Кресла так и назывались – годовыми. Эти места стоили очень дорого: по два рубля с полтиной. Остальной партер стоил по рублю за место.
Входные билеты в театр назывались ярлыками. Они печатались на толстой бумаге. Покупали их в кассах при театрах. В один ящик опускались деньги за вход, а в другом ящике находились ярлыки, которые выдавали в обмен на деньги. К кассам были приставлены сторожа.
Зрители, посещавшие театр, объединялись в театральные партии в зависимости от того, за кого из актеров они болели. За каретами знаменитых актеров бегали, высказывали им свое восхищение за кулисами. Существовал и обычай кидать любимым артистам кошельки с деньгами. Метанием зрительских кошельков награждались наиболее известные певцы и певицы. Менее талантливые могли заранее договориться со зрителями о кошельках.
Обычай вызывать артиста повторно на сцену появился только в 1784 г. Тогда публика пришла в бурный восторг от представления «Росслава» Я. Б. Княжнина и потребовала автора на сцену. Вместо автора вышел актер Дмитревский. С этого времени в случае успеха пьесы стали вызывать на сцену автора и артистов.
После спектакля обыкновенно делались анонсы для публики о предстоящих представлениях и бенефисах– спектаклях, которые проводились в честь одного актера или актрисы и сбор от которых полностью или частично шел в пользу бенефицианта.
По количеству крепостных театров Москва была на первом месте: их насчитывалось 53. Современники рассказывали, что в Москве чуть ли не в каждом доме с колоннами был концертный или театральный зал. Самым известным был крепостной театр П. А. Позднякова. Это о Позднякове писал А. С. Грибоедов:
Москвичи знали и балетную труппу помещика Г. П. Ржевского, оперные постановки театра С. С. Апраксина, крепостной оркестр помещика П. И. Юшкова.
Большое место в жизни театральной Москвы занимал публичный крепостной театр князя П. В. Урусова. В нем устраивались концерты и танцы. После пожара театром стал заведовать англичанин М. Е. Медокс. В 1780 г. он построил на улице Петровке театр. Это был «дедушка» Большого театра. Он вмещал до 1500 зрителей. Интересно, что в театре Медокса имелись места для постоянных посетителей. Здесь их называли табуреты. Большую часть табуретов занимали дворяне, которые имели и свои домашние театры. В 1805 г. здание театра вновь сгорело.
Крепостной актер И. В. Сальников. Рисунок П. П. Соколова. Середина XIX в.
Петровский театр в Москве. Гравюра. 1780 г.
Программа представления на открытии Большого (Петровского) театра в Москве в 1825 г.
С 1810 г. крепостные театры в Москве начинают закрываться, талантливых актеров продают за 5 тыс. и более рублей. Для сравнения: горничная в те времена стоила 80 рублей. А по закону 1817 г. актеры государственных казенных театров освобождались от крепостной зависимости.
В 1824 г. был создан Малый театр, в 1825 г. – Большой. Сначала труппа этих двух театров была единой. Самыми знаменитыми артистами Большого театра были драматический актер В. П. Померанцев и оперная певица Н. В. Репина. Москвичи очень любили свой театр. Партер заполняли дворяне, на галерке размещались мелкие купцы и прислуга.
Федор Григорьевич Волков.
Актеры помимо жалованья получали деньги на квартиру и на гардероб, им выдавали казенные дрова и свечи. С 1810 г. они стали получать поспектакльную плату.
В области театрального искусства Петербург старался не отставать от Москвы. В северной столице имелось свыше 25 крепостных театров. Самым известным был театр В. А. Всеволжского, где ставились комедии и водевили. Еженедельно концерты давал у себя статс–секретарь А. Г. Теплов, оркестр которого был лучшим в Петербурге. Во второй половине XVIII в. в моде было исполнение романсов, выступления хоров, скрипачей.
Постепенно в Петербурге также стали складываться государственные театры, а крепостные театры в середине XIX в. исчезли. В 1732–1737 гг. в Зимнем дворце был оборудован придворный театр и создана балетная школа. В 1756 г. открылся Русский императорский драматический театр. Руководили им известный актер Ф. Г. Волков и драматург А. П. Сумароков. С 1772 г. в Петербурге стали проводиться концерты и музыкальные вечера. В том же году был учрежден первый музыкальный клуб, члены которого вносили по 10 рублей в год на содержание оркестра. Два раза в неделю в клубе устраивали музыкальные вечера.
В 1783 г. в Петербурге был построен Большой, или Каменный, театр, в котором шли оперные, балетные и драматические спектакли. Здесь выступала танцовщица А. И. Истомина. О ней А. С. Пушкин писал:
Большой (Каменный) театр в Петербурге. Неизвестный художник. 1810–е гг.
В 1836 г. драматическая труппа отделилась, и театр стал только оперным и балетным. В 1886 г. Большой театр был закрыт, а оперные и балетные спектакли шли на сцене Мариинского театра (открыт в 1860 г.).
В 1832 г. возник Александринский театр. На его сцене ставились главным образом драматические спектакли и водевили на русском языке. Самым известным трагическим актером первой половины XIX в. был В. А. Каратыгин. Однако драматический театр пользовался меньшим успехом, чем опера или балет. К тому же дворяне предпочитали спектакли на французском языке.
Кроме театров, концертов, балов дворяне посещали маскарады. В отличие от балов маскарады были публичными праздниками: на них мог попасть любой, кто купит входной билет. В этом маскарады были схожи с театром.
Зрительный зал петербургского Большого театра. Гравюра. 1820–е гг.
Первый маскарад прошел в Москве в 1744 г., но европейские традиции этого праздника усваивались с трудом. Екатерина II приказала устраивать маскарады по известному образцу: мужчины рядились в женщин и наоборот. Эти переодевания в то время называли метаморфозами.
Разъезд из Александринского театра.
Самыми известными были маскарады в доме Энгельгардта, у Фельета и в Зимнем дворце. Все они проводились в Петербурге. В Москве были известны маскарады в Дворянском собрании и Большом театре.
В 8 часов вечера бесконечный ряд великолепных комнат Зимнего дворца открывался и за какой–нибудь час наполнялся пестрою толпой «купцов», «лавочников» с бородами и в длиннополых кафтанах. Кого тут только не было: «грузины», «черкесы», «армяне», «татары», «военные» и «посольские», «придворные» и «лакеи». Устраивали танцы в масках.
На маскараде можно было оставить чопорность и строгость, подшучивать над другими гостями, любезничать – вообще чувствовать себя свободно. Это все привлекало публику на маскарад. Но были и другие причины. Имена первого человека, входящего в маскарад, и последнего, покидающего его, обязательно докладывали царю. Многие хотели сделать на этом карьеру.
Пара в маскарадных костюмах. Рисунок А. О. Орловского из семейного альбома. Начало XIX в.
Костюмированный бал в Зимнем дворце. Литография. 1830–е гг.
Во время маскарада желающим подавали чай, мед, разные лакомства и закуски. Несмотря на свободу и шалости, на маскарадах все же старались поддерживать порядок.
Устраивались маскарады на Новый год, Масленицу. Особенно был интересен маскарад с лотереей, где разыгрывали разные галантерейные товары. Это был последний маскарад весной: публика прощалась до осени.
Тем не менее в России маскарады не пользовались таким успехом, как балы.
Вопросы и задания.
1. Расскажите об истории театров в Москве и Петербурге.
2. Какие особенности отличают представления в театрах XVIII в. от современных?
3. Расскажите как проходил маскарад. Почему маскарады в России не так любили, как балы?
4. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
– Рлык.
Б–лет.
Т–бурет.
М–ск–рад.
Оп–ра.
М–т–м–рфоза.
5. Вот примерное расписание по дням увеселений при дворе Екатерины II:
Воскресенье – бал.
Понедельник – французская комедия.
Вторник – отдых.
Среда – русская комедия.
Четверг – трагедия или французская опера.
Пятница – маскарад.
Суббота – отдых.
Составьте расписание развлечений аристократа на неделю.
6. Прочтите отрывок, характеризующий маскарад. Что означают слова: «Диана в обществе… Венера в маскераде…»?
20 Карты и дуэли.
В XIX в. было очень модно содержать аристократические салоны. Салоны и гостиные были ареной горячих споров. Первоначально споры велись по литературным вопросам, да и собирались в модных салонах литераторы. Затем уже спорили о судьбах России. В эту эпоху особенно ценилась дружба и общение, которому во многом и способствовали модные салоны.
В высшем свете пользовались популярностью и клубы, особенно Английский клуб. Он существовал в обеих столицах. В клубах общались и играли в карты.
История игры в карты насчитывает несколько веков. Карты зародились в Европе еще в XIII в. Отсюда и фигуры королей, дам и кавалеров. Дамы и кавалеры изображали придворных. С XV в. в Европе стали играть на деньги. В основе игры лежит идея о сражающихся сторонах.
Здание Английского клуба в Москве. Сейчас в нем размещается Музей современной истории России.
Петр I не любил карточной игры и регулярно играл со своими сподвижниками в шахматы. При дворе Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны в карты играли ежедневно. Екатерина II запретила в 1782 г. играть в карты дома, хотя при дворе карточные игры вошли в моду. Одной из популярных карточных игр был юрдон, поэтому слово «проюрдониться» стало крылатым, оно означало «проиграться».
Постепенно карты вытеснили все иные игры – шахматы, шашки (тавлеи), зернь (игру с черно–белыми косточками). В екатерининское время в каждом барском доме, по рассказам современников, по ночам кипел банк, и казенный ломбард более и более наполнялся за счет заклада крестьянских душ. Быстры и внезапны были переходы от роскоши к разорению.
Разорению помогали и менялы, которые днем разъезжали по богатым домам с корзинками, наполненными всякими безделушками, и обменивали их на золото и драгоценные камни. Вечером же они ссуживали игрокам в карты деньги под залог дорогих вещей. Правительство смотрело на это сквозь пальцы, а сама императрица говорила: «Они хотят всю жизнь свою провести в этой пагубной игре, лишают себя имения и делают несчастными других, которых они обманывают и вовлекают в эти игры».
При императоре Павле I на картежников обрушились гонения, но уже при Александре I все снова стали играть. У многих дворян карточная игра занимала не только все время, но и стала смыслом их жизни. Вот об этом говорится в четверостишии:
Шахматы, шашки и зернь Игра в карты в XVIII в.
К XIX в. страсть к картам настолько завладела дворянским обществом, что не только в клубах, но и на всех балах, маскарадах, в театрах и на гуляньях были построены специальные столы для игры. Подчас, чтобы заманить публику на спектакли, писали специальное объявление о том, что в театре допускается игра в карты.
Игроки были главными фигурами в клубах, прочие, кто не играл, приглашались для блеска. Доход владельцев клубов от карточной игры был немалый: до 1500 рублей в год. Особенной любовью к карточной игре славилась Москва.
Жажда мгновенного обогащения, т. е. чуда, составляла атмосферу игры в карты. Поэтому с самого начала их распространения появилось много нечестных способов выигрыша и специальных людей, которые этим занимались, – шулеров. Карта, которая побывала в руках у шулера, называлась крапленой: он мог незаметно поставить на ней точку или отогнуть уголок. В игре такие карты потом легко было узнать и обмануть других игроков.
Карточные шулера знали множество уловок. Одной из них была изобретенная в то время подзорная труба с сильно увеличивающими стеклами, которая наводилась на играющих из другой комнаты и давала возможность различать даже еле заметные точки на картах. Скандальную славу имели «чудодейственные» табакерки и портсигары. Шулер клал во время игры такую табакерку на стол, предлагая своим жертвам понюхать табаку. Между тем он нажимал пружину, и на крышке вместо миниатюры появлялось выпуклое зеркало, с помощью которого он хорошо видел карты противника, когда их сдавали.
Игра в карты.
В 30–е гг. XIX в. работали уже целые группы «рыцарей зеленого поля». Один подсматривал, другой отвлекал, третий был разведчиком и выяснял, у кого какое состояние и доходы, четвертый организовывал игру. Дело доходило до того, что в шампанское подсыпали порошки, которые лишали игрока памяти. Такого человека легко было обыграть.
Все карты в те времена делились на игральные и гадальные. С помощью последних предугадывали судьбу человека. Гадальные карты были дорогими, художественно оформленными и предназначались для многоразового использования. Игральные карты были проще.
Еще в царствование Екатерины II в России существовало восемь карточных фабрик. Кроме того, привозили и иностранные карты. Дело в том, что в те времена во избежание шулерства каждому игроку выдавали по новой, нераспечатанной колоде карт. Дважды играть одной и той же колодой не разрешалось, и после каждой игры колоду бросали под стол и брали новые карты.
Игра в карты. Рисунок И. С. Бугаевского. Первая четверть XIX в.
В картах дворян привлекала не только надежда на выигрыш, хотя жажда денег играла немалую роль. Многие богачи садились за карточные столы испытать судьбу. Человек того времени жил по четким правилам и распорядку, и только карточная игра давала свободу, вносила в жизнь элемент случайности. Карточная игра – это поединок, причем интеллектуальный.
Карты были времяпрепровождением не только для мужчин, но и для женщин. В те времена похвалы «Он приятный игрок!» было достаточно, чтобы заслужить уважение в обществе. Насмешку вызывал человек, который забывал козыри и правила карточной игры. Карточная игра была мерилом достоинства человека. Уплата карточного долга была делом чести.
Не вернуть его значило опозорить себя и свою семью.
Представим себе такую картину. У прямоугольного стола, покрытого зеленым сукном, собрались игроки. На одном конце стола находится человек, который раздает карты, т. е. мечет банк. На другом – записывают мелком на зеленом сукне количество денег, ставок и долгов. Порядок игры строго определен правилами. Обычно во время игры хранили молчание. Игра требовала сосредоточенности, выдержки, хладнокровия, мужества, способности сохранять достоинство в самых сложных ситуациях. В этом смысле игра в карты была похожа на сражение или дуэль.
Дуэли – поединки между дворянами – были известны давно. В XVIII–XIX вв. не вызвать оскорбителя на дуэль считалось бесчестьем, даже позором. Не меньшим позором было не ответить на вызов противника. Дуэль была поединком, происходившим по определенным правилам. Своей целью она имела восстановление чести дворянина, снятие с нее позорного пятна, нанесенного оскорблением.
Дуэль на шпагах. Иллюстрация П. П. Соколова к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 1891 г.
Как верный слуга царя и государства, дворянин подчинялся приказу. Но в отношении с другими дворянами он руководствовался только правилами чести. Участники дуэли не боялись быть убитыми или совершить преступление. Они не страшились встретиться лицом к лицу со смертью, поскольку тем самым смывали оскорбление.
Если последнее было не таким уж серьезным, то противники могли еще до дуэли и даже до принятия вызова примириться. Бывало и так, что примирение происходило на поле боя. Если оскорбление было более серьезным, то пролитие крови становилось обязательным. Человек, слишком легко шедший на примирение, мог прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретёром.
Каковы же были причины дуэлей? Все их можно поделить на две группы. Первая группа – это оскорбление чести дворянина, вторая – оскорбление человеческого достоинства. Очень часто дворяне дрались на дуэли за доброе имя своих сестер, невест или жен.
Дуэль отличалась от убийства строгими правилами. Начиналась она с вызова. Ему предшествовала ссора или столкновение, в результате которых какая–либо сторона считала себя оскорбленной и требовала удовлетворения. С этого времени противники общались между собой только через секундантов– помощников, следивших, чтобы все правила проведения дуэли были соблюдены. Каждый дуэлянт выбирал секундантов сам. С секундантами обсуждали тяжесть обиды или оскорбления, характер будущей дуэли, возможность примирения. Затем секундант оскорбленного направлял противнику письменный вызов – картель.
Набор дуэльных пистолетов и принадлежностей для их заряжания и чистки работы французского мастера Лепажа.
Секунданты прикладывали максимальные усилия для примирения сторон. Все способы мирного разрешения конфликта должны были быть испробованы. Даже когда противники выходили на поле боя, то секунданты обязаны были предпринять последнюю попытку примирить их. Секунданты совместно вырабатывали условия дуэли, стараясь, чтобы поединок был как можно менее опасным для дуэлянтов.
Условия дуэли фиксировались на бумаге. Ими определялось расстояние, на которое противники удаляются друг от друга. В начале XIX в. оно могло составлять 10–20 и даже 6 шагов, а в последующее время – 20–30 шагов. Смягчением условий дуэли могло быть требование секундантов об остановке противников в момент первого выстрела.
Дуэль на пистолетах. Иллюстрация М. В. Добужинского к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 1936–1938 гг.
По более жестким условиям дуэли, после того как один из дуэлянтов выстрелил, второй мог продолжить движение, а также потребовать противника к барьеру. Изменить выработанные правила ни один из участников дуэли не смел.
Правительство не поощряло дуэли и делало все, чтобы положить им конец. Еще в 1787 г. Екатерина II издала манифест о поединках, предусматривавший наказания за вызов на дуэль и участие в ней. Любая дуэль считалась преступлением и разбиралась в суде. Ответственность несли и дуэлянты и секунданты. Последние чаще: ведь дуэлянты могли быть убиты.
Участие в дуэли влекло за собой всяческие неприятные последствия: разжалование офицера в солдаты, ссылку на Кавказ. Секундантами становились, как правило, близкие друзья, а ломать карьеру и вовлекать друга в неприятную историю дворянин не хотел. Секундант тоже оказывался в трудной ситуации: если поддержать друга и заступиться за его честь, то можно поплатиться служебной карьерой или даже вызвать гнев государя.
Вопросы и задания.
1. Что вам известно о происхождении карточной игры? Почему ее пытались запретить в России?
2. Какие цели преследовал дворянин, когда садился играть в карты? Всегда ли он добивался того, чего хотел?
3. Кого и за что называли «рыцарями зеленого поля»?
4. Расскажите, как проходила игра в карты в клубе.
5. Что общего у карточной игры и дуэли?
6. Как проходили дуэли и кто в них участвовал? Можно ли было предотвратить дуэль?
7. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните термины:
Шу–ер.
С–кундант.
Кр–пленая.
Карта.
Бр–тёр.
Г–дальная карта.
К–ртель.
Пр–юрдонился.
Б–рьер.
8. Составьте подробный рассказ «Один день из жизни дворянина».
21 Воспитание дворянина.
Каждое время имеет свои представления о том, как надо воспитывать и учить детей. Петр I, как известно, создал цифирные школы. В них преподавали чтение, письмо, грамматику, арифметику, геометрию, Священное Писание. Обучение в них велось по старинке, основывалось на зубрежке. Учеба начиналась с азбуки, которую изучали по «Букварю» Федора Поликарпова. Алфавит заучивали в несколько приемов. Выучив буквы, начинали читать по слогам. Освоив чтение, приступали к изучению грамматики по учебнику Мелетия Смотрицкого.
В 1703 г. вышла в свет «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он оставался единственным учебником математики на протяжении всего XVIII в. Интересно, что в учебнике давались практические советы, как применить знания по алгебре и геометрии на корабле, верфи, в лавке, на поле боя.
Рисунок из «Букваря» Федора Поликарпова. 1701 г.
В классах цифирных школ сидели, как и раньше, дети различных возрастов. За провинности учеников били линейкой, ставили в угол «на горох», пороли розгами. Суббота была самым страшным днем: пороли всех подряд.
Первоначально Петр I посылал дворянских детей за границу осваивать разные науки. Таких учащихся называли пенсионерами, потому что они получали денежное пособие – пенсию от русского правительства. Многие из них возвращались хорошими специалистами – навигаторами, строителями, врачами.
В 1701 г. Петр I основал в Москве школу математических и навигацких наук, в 1752 г. она стала Морским шляхетским кадетским корпусом. В 1712 г. в Москве Петр I создал Инженерную школу. На ее основе в 1762 г. возникли Артиллерийский и Инженерный шляхетские кадетские корпуса. В 1732 г. Анна Иоанновна открыла Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Так складывалась в России система военно–учебных заведений для дворянских детей. К 1917 г. в России существовал уже 31 кадетский корпус.
Почему дворяне отдавали своих детей в кадетские корпуса? В отличие от военной службы штатская не считалась благородной. Ее называли подьяческой. В обществе того времени существовал «культ мундира». Военный мундир был и внешне эффектнее фрака. Военная служба была обязательной для дворянина. Без военной службы нельзя было получить чин, а дворянин без чина был «белой вороной». Лишь в XIX в. статский чиновник начинает претендовать на общественное уважение наравне с офицером.
Сухарева башня в Москве. В ней размещались Навигацкая школа и обсерватория.
Кадеты.
Обучение в кадетских корпусах молодых дворян сочетало в себе два направления – военные науки и гуманитарные дисциплины. Выпускники кадетских корпусов не обязательно становились военными. Среди них были актеры, писатели, ученые, художники, композиторы. Кадетские корпуса закончили актер Ф. Волков, художник П. Федотов, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даль, писатели А. Радищев, А. Сумароков, Ф. Достоевский, композитор Н. Римский–Корсаков.
Слово «кадет» означает «младший». По распорядку жизни кадетские корпуса напоминали воинские части. Учеников водили строем, ставили в караул, приучали к порядку. Кадеты в возрасте от 6 до 9 лет находились под надзором воспитательниц, с 10 лет их воспитанием занимались офицеры. Позже в кадеты стали принимать мальчиков 10–12 лет.
Все ученики кадетского корпуса делились на интернов и экстернов. Первые учились и жили в корпусе за счет казны или пожертвований, вторые – приходили на занятия из дома и обучались за свой счет.
Программа обучения в кадетском корпусе включала Закон Божий, русский, церковнославянский, французский, немецкий и английский (для желающих) языки, словесность, математику, историю, физику, географию, рисование, законоведение, статистику, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию. Словесность – это уроки литературы, а статистика – учебная дисциплина, изучающая вопросы сбора, обработки и анализа количественных показателей развития всех сфер жизни общества. Кроме того, обучали стрельбе, верховой езде, гимнастике, плаванию, фехтованию на шпагах, танцам, музыке, пению, строевой подготовке.
Фехтовальщики. Гравюра. 1796 г.
Занятия продолжались с середины августа до середины июня. Каждый день было четыре лекции и два часа дополнительной подготовки. После занятий кадеты сами убирали классы и следили за благоустройством своего корпуса. На каникулы старшие кадеты выезжали в военные лагеря, а младшие отдыхали дома.
По окончании корпуса отличники получали чин подпоручика или даже поручика, а троечники становились лишь унтер–офицерами. Только отличников без экзаменов зачисляли в юнкерские училища, где готовили высшие офицерские кадры.
Кадеты носили черные суконные мундиры, шинели, черные фуражки с козырьком и башлыки– капюшоны с длинными концами. Погоны у кадетов из разных корпусов были разные. После революции кадетские корпуса в России были ликвидированы. Они возрождались русскими эмигрантами в различных странах мира.
В царствование Елизаветы Петровны по замыслу М. В. Ломоносова в 1755 г. был открыт университет в Москве, а в 1757 г. – Академия художеств в Петербурге. При университете сразу же создали гимназию. В 1764 г., при Екатерине II, открылось училище при Академии художеств. Екатерина II явилась и инициатором создания Общества двухсот благородных девиц, которое стало называться Смольным институтом. Он находился в Петербурге. Смольный институт и Воспитательный дом в Москве были первыми в России школами для девочек–дворянок.
Вид Смольного института благородных девиц в Петербурге. Рисунок С. Ф. Галактионова. 1824 г.
Воспитанниц Смольного института благородных девиц называли «смолянками». Учиться в Смольном институте было почетно. В него попадали и девочки из очень богатых семей, но чаще это были дети небогатых дворян. Обучение длилось девять лет. Сюда привозили маленьких девочек пяти–шести лет, и в течение всего срока обучения они жили в институте. Родители, проживавшие в Петербурге, могли, пусть и редко, посещать своих дочерей. Провинциалы были лишены такой возможности. Это делали специально, чтобы отгородить «смолянок» от «испорченной» среды.
Приезд гувернантки в купеческий дом. Художник В. Г. Перов. 1866 г.
Екатерина II и другие императоры благоволили к «смолянкам». Воспитанницы участвовали в придворных балах, но лишь единицы оставались при дворе. Остальные выходили замуж или становились воспитательницами, учительницами.
Все обучение в Смольном институте делилось на три ступени по три года каждая. Учениц первой ступени называли «кофейницами»: они носили платья цвета кофе с белыми передниками. Жили девочки по девять человек в одной комнате, за ними был постоянный надзор. Средняя группа «смолянок» называлась «голубыми»: они носили голубые платья. Это были девочки–подростки. Они безобразничали, дразнили учителей и товарищей, не делали уроков. Девочек старшей группы называли «белыми», хотя одевались они в зеленые платья. Белого цвета были у них бальные платья. Только этой группе воспитанниц разрешалось танцевать на балах.
Обучение девочек–дворянок было очень поверхностным. Лишь литературу и иностранные языки преподавали хорошо. Учили немецкий, французский и итальянский языки. Большое значение придавалось обучению танцам и рукоделию. По физике показывали фокусы и опыты, по математике обучали лишь элементарному счету.
Отношение «смолянок» к учебе зависело от положения их семьи. Для бедных дворянок отличная учеба означала получение «шифра»– бриллиантового вензеля императрицы. С таким вензелем можно было стать фрейлиной. Знатные дворянки нередко учились спустя рукава: они знали, что по окончании пансиона их выгодно выдадут замуж.
На публичном экзамене в Смольном институте присутствовали император и члены царской семьи. Вопросы для экзамена давали накануне. За день девушка должна была подготовить один–единственный билет и с блеском ответить.
В 1771 г. в Смольном институте был создан театр. Воспитанницы играли пьесы, которые показывали на праздниках и даже при дворе.
Повседневная жизнь дворянских дочерей в пансионе не вызывает зависти. За детьми следили надзирательницы из числа тех, кто был вечно недоволен и жалованьем и жизнью. «Смолянки» их называли «подлинными ведьмами». Особенно от них доставалось небогатым дворянкам.
Распорядок дня был очень строгий. Поднимали девочек в 6 часов утра. Ежедневно было по шесть–восемь уроков. Время для игр ограничивали. Питание было очень плохим, так как начальство и экономки наживались за счет воспитанниц. Правда, богатые «смолянки» могли за особую плату пить по утрам чай в комнате воспитательниц, отдельно от других воспитанниц. К тому же они имели возможность подкупать сторожей, которые приносили им сладости из булочной.
Традицией Смольного института было кого–нибудь «обожать». Девочки – «кофейницы» обязательно выбирали себе пример для «подражания и обожания» из числа старших девушек («голубых», как правило, никто не «обожал»). Старшие девочки «обожали» царскую семью и ее отдельных членов, особенно императора и императрицу.
Первой ступенью в образовании дворянских детей были домашние занятия с учителями–французами. Дома учили читать, писать, говорить по–французски и по–немецки. Затем ребенка отдавали в частное учебное заведение. В XVIII в. обычно это был пансион.
В пансионах не было единых программ, учебников, поэтому все зависело от мастерства учителей. Плата за обучение в пансионах была достаточно высокой. В мужских пансионах учили азам наук, в женских – танцам, музыке, хорошим манерам, языкам, умению вести себя в обществе, рукоделию.
Учебные заведения создавали в соответствии с представлениями того времени об образовании дворянина. Непременным признаком хорошего образования считалось знание французского языка. Человек образованный должен был также знать историю, особенно древнюю, классическую и современную литературу; неплохо, если он владел несколькими иностранными языками. Для светского образования достаточно было овладеть гуманитарными науками и языками, но для более фундаментального требовалось освоить математику и латынь.
Царскосельский лицей. Литография. 1822 г.
Образованный дворянин должен был иметь красивый почерк и уметь ясно излагать свои мысли. Частная переписка была неотъемлемой чертой дворянского быта. Особенно это касалось женщин. Их жизнь без писем было невозможно представить. Кроме того, женщина была читательницей домашних библиотек в дворянских особняках.
В конце XVIII в. частных пансионов в Москве было более десятка, в Петербурге – несколько десятков и столько же в провинции. Но все же большинство девочек из дворянских семей учились дома. С ними занимались гувернантки: учили их немецкому, французскому, рисовать, танцевать, держаться в обществе, петь, играть на музыкальных инструментах, азам истории, географии и словесности. С началом выездов в светское общество образование девушек заканчивалось.
Лицеисты на прогулке.
В 1811 г. в России открылся Царскосельский лицей. В нем мальчиков обучали истории, словесности, математике, иностранным языкам. Занятия продолжались целый день с перерывом на обед и прогулки. Обстановка в лицее была похожа на обстановку в Смольном институте благородных девиц. Лицеи открывали и в других городах.
Одним из самых известных средних учебных заведений XIX в. является гимназия. При императоре Николае I в гимназию могли поступать только дети дворян и чиновников. 40 % учебного времени отводилось математике и языкам, причем древним – греческому и латыни. Кроме того, преподавали Закон Божий, словесность, французский и немецкий языки, географию, историю, физику, чистописание, рисование, логику, статистику.
Мундир гимназиста.
Мундир учащегося реального училища.
В середине XIX в. появляются реальные гимназии, в которых не предусматривалось обучение древним языкам. В них углубленно изучали математику и естественные науки. Выпускники таких гимназий поступать в университет не могли.
Плата за обучение во всех гимназиях была высокой: от 40 до 100 рублей в год. Занятия начинались с 16 августа и продолжались до 1 июня. Уроки в гимназиях были по 60 минут и начинались в 9 часов утра. Учеба была очень тяжелой. Нередко на уроках давали письменные упражнения без подготовки – экстемпоралии. Ученики их боялись так же, как и экзаменов. Несдавших экзамен могли исключить из гимназии.
Порядки в гимназиях были строгие. Гимназисты должны были всегда ходить в форме, снимать фуражку при виде генералов и начальства, содержать комнаты в порядке. За расстегнутую пуговицу могли строго наказать. Наказания применялись суровые: розги, карцер, исключение из гимназии. После семи вечера гимназисты не могли выходить на улицу.
Женская гимназия. Фотография начала XX в.
Существовали гимназии и для девочек. После гимназии девушка могла стать учительницей начальной школы или домашним преподавателем.
Так учили детей в XVIII и XIX вв.
Вопросы и задания.
1. Какие изменения произошли в эпоху Петра I в области образования? Что еще напоминало обучение в XVII в.? Какие учебные заведения были созданы?
2. Какие виды учебных заведений для дворянских детей существовали в России?
3. Какие дисциплины преподавали в учебных заведениях того времени? Что должен был знать и уметь дворянин (дворянка), чтобы быть образованным человеком?
4. Составьте распорядок дня девочки – «смолянки» любого возраста или лицеиста, гимназиста XIX в.
5. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
П–нсионер г–мназия к–дет л–цей.
К–детский корпус.
П–нс–он.
Сл–весность.
«См–лянка».
Ст–тистика.
Гув–рнантка.
Ф–хт–вание.
Б–шлык.
Экст–мп–ралии.
«К–фейницы».
6. Что было хорошего, а что плохого в Смольном институте? Почему даже богатые родители не забирали девочек домой,
А девочки не устраивали побег?
7. Хотели ли бы вы учиться в кадетском корпусе?
8. Как называется ваша школа: лицей, гимназия, средняя школа? Что вы знаете о ее истории? Расскажите об этом.