Первопроходцы.

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПОПРИЩЕ. КОНЕЦ ПУТИ.

В начале следующей навигации В.А. Римский-Корсаков получил назначение на должность командира учебно-артиллерийского корабля "Прохор" и оставался в ней до начала 1860 года. По отзывам сослуживцев, Воин Андреевич сумел хорошо организовать подготовку орудийных комендоров, переходивших потом на другие суда Балтийского флота. В перерывах между двумя кампаниями па "Прохоре", зимой 1858 года, Римский-Корсаков ездил в Англию и Францию для знакомства с учебно-артиллерийскими кораблями этих стран и системой подготовки артиллерийских офицеров. Критически относясь к иностранному опыту, он старался подметить все полезное, передовое. Впечатления этой поездки нашли отражение в специальной статье, также опубликованной в одном из номеров "Морского сборника".

В феврале 1860 года Воин Андреевич, к тому времени уже капитан первого ранга, получил новое назначение. Он становится начальником штаба главного командира Кронштадтского порта.

В то время Россия вступала в полосу буржуазных реформ. Готовилась отмена крепостного права. Недавнее поражение в Крымской войне наглядно продемонстрировало несостоятельность громоздкой военной машины Российской империи, оснащенной устаревшей техникой, располагавшей не менее устаревшей системой комплектования и подготовки кадров. Жизнь требовала серьезных перемен и в армии.

За время длительного плавания В.А. Римский-Корсаков смог наглядно убедиться в этом. Он также понимал, что наступал конец истории парусного флота и начиналась ера флота парового, выдвигавшая свои требования.

Воин Андреевич принадлежал к тем передовым деятелям русского флота, которые горячо ратовали за необходимость прогрессивных перемен, отвечавших духу времени, таких, как оснащение военно-морских сил более передовой техникой, коренное улучшение системы военно-морского образования, предоставление доступа в учебные заведения и офицерскую среду не только дворянам, но и разночинным слоям, отмена бессмысленной муштры и сокращение срока службы для нижних чинов. В июньском номере "Морского сборника" за 1860 год была опубликована статья Воина Андреевича "О морском воспитании", суммировавшая передовые взгляды на проблему подготовки морских офицеров.

В.А. Римский-Корсаков считал необходимым с первых же классов воспитывать убежденную любовь к флотской службе, чувство коллективизма, товарищества, самостоятельности. И делать это в море, на учебном корабле. Он писал: "Руководствуясь примером корпусных фрегатов, не мешает, чтобы часы еды и отдыха установлены были по морскому; даже артельная миска и деревянная ложка ничему бы не вредили, а между тем это избавило бы от посудного хлама и убавило прислуги.

Команды на этом судне следовало бы иметь не более того, сколько нужно для содержания всего в чистоте без участия воспитанников. Команда должна бы состоять из бывалых, хорошего поведения матросов, которые при случае могли показать воспитанникам — как управиться со шлюпкой, как закинуть сеть, как вымыть ружье и проч.".

В этом высказывании отчетливо улавливается главная мысль Воина Андреевича. Будущий офицер не должен чувствовать себя на корабле белоручкой, отделенным стеною сословных предрассудков от нижних чинов. Все чины экипажа, офицеры и матросы составляют единый дружный коллектив, разделяющий общие тяготы службы.

Воин Андреевич — противник мелочного и сурового надзора за воспитанниками: "Совершенно без надзора нельзя оставлять мальчиков, особенно в большой массе; но мне кажется, что с терпением и умением можно устроить этот надзор так, чтобы он не тяготел над ними, а именно заставил их самих надзирать за собой". Необходимо, считает Римский-Корсаков, учитывать индивидуальные качества воспитанников, считаясь с их интересами. Серьезное внимание автор статьи обращает на личность преподавателя-воспитателя, обязанного знать свой предмет, расширять кругозор и знания: "Плохо, если он остановится на том, что приобрел однажды 'в офицерском классе, и, составив однажды навсегда программу своих лекций, будет твердить из года в год одно и то же. Такой преподаватель, значит, не интересуется своею наукой и, следовательно, и не может заинтересовать ею воспитанников".

Интересны соображения автора относительно выпускных экзаменов, которые никоим образом не должны превращаться в формальный акт. Училище, по мнению Воина Андреевича, не выучивает человека окончательно, не делает из него готового моряка. Воспитание и образование должны завершаться в процессе дальнейшей службы. Сам Римский-Корсаков подавал пример постоянной и неутомимой жажды знаний, вечного трудолюбия, продолжая заниматься самообразованием и в зрелом возрасте. Далее автор предлагает, чтобы произведенный в чин лейтенанта держал экзамен на старшего офицера в стенах Морской академии. Успешная сдача экзамена открывала бы наиболее подготовленным и способным морякам путь к старшей командной должности. Это радикальное предложение было направлено против укоренившейся практики, когда нередко малоспособные, но родовитые, с влиятельными связями лица продвигались в чинах и рангах.

Последние десять лет своей жизни В.А. Римский-Корсаков возглавлял Морской кадетский корпус, преобразованный в училище. В этом главном учебном заведении российского флота мало что изменилось с тех пор, как он сам покинул его стены. Не рискнул на радикальные перемены даже такой из его предшественников, опытный служака и мореплаватель, как дядюшка Николай Петрович. В корпусных коридорах все так же дрались смертным боем кадеты. Сильный истязал слабого. Унтер-офицеры щедро раздавали подзатыльники и зуботычины. Процветала строевая муштра, а общеобразовательная подготовка оставляла желать лучшего.

Будучи директором корпуса, а затем училища, произведенный в 1865 году в контр-адмиралы, В.А. Римский-Корсаков оставил яркий след в развитии русского военно-морского образования. В педагогической деятельности Воин Андреевич смог опереться на свой богатый жизненный опыт, опыт мореплавателя-исследователя. Он стремился дать будущим морским офицерам серьезные и систематические знания, общие и специальные, расширить их кругозор. По инициативе Воина Андреевича в программу учебных занятий включались практика по постройке шлюпок, инструментальные съемки. Для обучения артиллерийским навыкам привлекалась батарея из нескольких орудий. В Центральном государственном военно-морском архиве сохранились любопытные документы, свидетельствующие о том, что директор училища предусматривал для воспитанников учебные экскурсии в музей Горного института, Адмиралтейство, мастерские Петербургского порта, газовый завод, на промышленную выставку, выставку Академии художеств и в Пулковскую обсерваторию.

Стремясь покончить с царившим в корпусе солдафонством и муштрой, В.А. Римский-Корсаков упразднил институт унтер-офицеров и возложил всю ответственность за порядки в ротах на дежурных кадетов. "Неотступный прежний надзор заменен взаимным доверием, и эта система в два года так преобразила кадет, что их узнать нельзя", — писал Воин Андреевич младшему брату. Значительно улучшилось содержание офицеров, служивших в училище.

Несомненно, В.А. Римский-Корсаков оказал прямое влияние на выработку новых правил приема в Морской корпус, если сам не был их инициатором. До этого корпус был сословно-привилегированным военным учебным заведением, доступным лишь для сыновей потомственных дворян. Теперь же могли приниматься и дети старших офицеров и гражданских чиновников, независимо от их происхождения, а также потомственных почетных граждан. К последней категории могли относиться некоторые категории недворянской интеллигенции. Новые правила несколько демократизировали контингент учащихся и способствовали проникновению в корпус демократических настроений.

В.А. Римский-Корсаков проявлял большую заботу о приобретении приборов, инструментов, новых карт и других учебных пособий, о пополнении библиотеки разнообразной литературой. По инициативе директора для практического изучения морского дела воспитанники стали плавать в течение летних месяцев на судах вновь сформированной учебной эскадры. Он сам руководил этими плаваниями как командир эскадры, используя собственный богатый опыт бывалого моряка, стремясь воспитать в будущих офицерах практические навыки суровой службы, физическую выносливость, инициативу, находчивость, любовь к морю и флоту.

Своим воспитанникам В.А. Римский-Корсаков непрерывно внушал, что только всесторонние знания и отменная закалка помогут моряку преодолеть трудности и невзгоды в дальних плаваниях, в неизведанных морях и землях. И в подтверждение этого рассказывал о плавании на шхуне "Восток" у берегов русского Дальнего Востока, об экспедиции Невельского, делился воспоминаниями. И кадеты понимали — подвиги русским моряком достигались знаниями, трудолюбием, самоотверженностью, героизмом, преданностью Родине, без чего молодой офицер не может быть достойным моряком.

Много внимания Воин Андреевич уделял популяризации славных морских традиций. Он участвовал в организации публичных лекций по истории русского флота, был инициатором установки памятника героям Гангутского сражения, организовал подписку на сооружение памятника Крузенштерну на набережной Невы перед зданием училища и вошел в состав созданного по этому случаю комитета.

В последние годы жизни Воин Андреевич серьезно прихварывал. Семейные предания Римских-Корсаковых объясняют это последствиями гонконгского отравления.

Если даже это не так, то следует вспомнить и трудности длительных плаваний на судах парусного флота и на маленькой паровой шхуне, огромные физические испытания, выпавшие на долю моряка во время его дальневосточной эпопеи. Биограф Д. Мертваго утверждает, что директор училища несколько раз порывался оставить должность, но наступала весна и его снова манило в море. Мысль о перемене снова откладывалась до осени.

Осенью 1871 года В.А. Римский-Корсаков, когда его здоровье совсем ухудшилось, получил отпуск и уехал в Италию лечиться. Его сопровождали жена Мария Федоровна, урожденная Бауэр,[18] и трое малолетних детей. Но 4 ноября в городе Пизе Воин Андреевич неожиданно для всех близких умер, не дожив и до пятидесятилетия. На третий день горестная весть о кончине начальника пришла в училище. Великий князь Константин распорядился направить лейтенанта Римского-Корсакова, будущего великого композитора, в Италию за телом покойного брата. Распоряжение это сохранилось в архиве.

Николай Андреевич сопровождал тело усопшего брата, доброго своего наставника и старшего друга, в последний путь. Доставленные по железной дороге останки адмирала были с воинскими почестями преданы земле на Смоленском кладбище в Петербурге 30 ноября 1871 года.

Наш рассказ о В.А. Римском-Корсакове был бы неполным, если бы мы ничего не сказали о том месте, которое он занимал в жизни своего младшего брата Николая, о его огромном духовном влиянии на будущего композитора. Биографы Николая Андреевича пишут обычно о его старшем брате походя, рисуя вряд ли точный портрет сурового служаки, человека узких взглядов, не знавшего других привязанностей и увлечений, кроме моря, и поэтому не вполне понявшего творческие порывы молодого Ники, который предпочел карьере флотского офицера капризную и изменчивую музу. Так ли это?

Воин и Николай были, по существу, людьми разных поколений. 22 года отделяло дату рождения первенца в семье Римских-Корсаковых от появления на свет будущего творца "Снегурочки" и "Псковитянки". Рано лишившись престарелого отца, младший обрел в лице старшего заботливого наставника, духовного учителя. И если мировоззрение Николая Андреевича сформировалось как мировоззрение представителя передового, демократического направления русской культуры, то в это была внесена немалая лепта и братом Воином, мечтавшем видеть в младшем брате продолжателя своего дела, отважного мореплавателя и исследователя.

Письма Воина Андреевича к брату, хранящиеся в архиве Государственного института театра и кино в Ленинграде, представляют собой интереснейший документ, характеризующий отношение двух членов семьи Римских-Корсаковых. Первые семь писем относятся к детским годам будущего композитора. В них бывалый моряк пытается пробудить у маленького Ники любознательность, интерес к флоту, устройству корабля, объясняет ему значение морских терминов, призывает учиться плавать, закаляться, отмечает успехи мальчика в письме.

Отца уже не было в живых, когда Николай Андреевич окончил Морской корпус, был произведен в гардемарины и совершал заграничное плавание на клипере "Алмаз". Теперь наставления старшего брата становятся более серьезными. Воин Андреевич призывает молодого моряка как можно меньше тратить времени на прогулки, заниматься иностранными языками, расширять кругозор, знакомиться в европейских портах со всем тем, что может пригодиться в запасе знаний будущего морского офицера.

Старшего Римского-Корсакова не на шутку тревожит неослабное увлечение Ники музыкой. Воин Андреевич еще не уверен, насколько это увлечение серьезно. Нельзя забывать, что семья не имеет состояния. У старшего брата теперь свои дети. Ника должен позаботиться о своей карьере сам. Но только пусть это будет нелегкая, полная лишений, но честная карьера флотского офицера. Для нее у младшего брата есть все задатки: природный ум, упорство, семейные традиции. А что может сулить фортуна посредственного музыканта, сочинителя?

В письме, датированном 25 апреля 1863 года, Воин Андреевич пишет брату: "Ты можешь, и не без основания, утверждать, что я ничего не смыслю в музыке, что я не в (состоянии) понять, насколько вредно тебе то насильственное разъединение с музыкальным миром, в каком ты теперь находишься, но ты, конечно, не отвергнешь, что моя жизненная опытность дает мне право судить обо всем таком, что принято называть увлечением, страстью, — твои музыкальные стремления суть не что иное, как страсть. Если бы ты вместо музыки увлекся ботаникою или нумизматикою, словом, чем хочешь, я бы пел тебе точно такую же песню. Всякая страсть сильна, но из этого не следует еще, что она была неодолима".

Старший брат предостерегает младшего от поверхностного, дилетантского увлечения музыкой, от переоценки своих способностей. В письмах Воина сквозит опасение, как бы музыкальные увлечения юноши не нанесли ущерба флотской службе; как бы он, погнавшись за двумя зайцами, не потерял репутацию доброго моряка, не став и серьезным музыкантом-профессионалом. Это была искренняя тревога старого служаки. Воин Андреевич, сам отдавший дань музыкальным увлечениям, указывает Нике на недостаточность его музыкальной подготовки.

Содержание этих писем, несмотря на их поучающе-назидательный тон, свидетельствовало о полном доверии и уважении старшего брата к младшему. Воин делится с Николаем самыми сокровенными мыслями, рассказывает о своих нововведениях на посту директора Морского корпуса, о том, что несмотря на свой возраст и высокий ранг, продолжает упорно учиться, посещая популярные лекции полковника Петрушевского по химии. Такой брат не мог не быть авторитетом для молодого гардемарина, хотя они могли придерживаться разных точек зрения по принципиальным вопросам, а порой и горячо спорить. Умный, образованный Воин Андреевич, чуткий к людям и сам не чуждый искусства, понял в конце концов, что не страсть, а призвание руководит его братом Николаем. Не за "двумя зайцами" гнался Ника, сделавший свой выбор!

Весьма примечательно высказывание Воина Андреевича в письме к Николаю Андреевичу от 13 февраля 1863 года. "На море твой характер, как я уже тебе писал, сформируется определеннее и прочнее, нежели под влиянием музыкальных стремлений, которые ежели и исчезнут, то их нечего жалеть, потому что самая непрочность их покажет, что они были только иллюзиями, а не существенной потребностью. Если же и после двух, трех годов плавания эти стремления в тебе удержатся, это будет тебе свидетельствовать, что они не поддельные, не напускные, а настоящие, свойственные и самому организму твоему, и тогда, на здоровье, принимайся снова приобретать музыкальный механизм и прочее".

Это было, по существу, признанием за младшим братом права выбирать путь служителя музыки. Признанием, оговоренным, однако, братским предупреждением — тернистым будет сей путь, а поэтому, мол, не спеши, любезный брат, с окончательным решением. Убедись в серьезности твоего выбора, прежде чем сделать решающий шаг.

Композитор Римский-Корсаков впоследствии в известной автобиографической книге "Летопись моей музыкальной жизни" напишет: "Воин Андреевич требовал с меня службы и плавания. Те начатки сочинения, которые были у меня в то время, казались ему недостаточными для того, чтобы рискнуть на первых же порах бросить карьеру моряка. Моя фортепианная игра была настолько далека от виртуозности, что и с этой стороны я не представлялся ему как обладающий призванием к искусству со сколько-нибудь блестящей будущностью. Он был тысячу раз прав, смотря на меня как на дилетанта: и я был таковым".

Оба брата обладали одинаковым упорным трудолюбием, упрямой настойчивостью и целеустремленностью. Эти качества помогли Николаю Андреевичу, человеку без систематического музыкального образования, овладеть вершинами музыкальной культуры, стать композитором, музыкальным теоретиком мирового масштаба.

Во взаимоотношениях Воина Андреевича с братом, в его письмах-наставлениях проявились те же качества мудрого и заботливого педагога, какими была проникнута вся его деятельность директора корпуса, офицера-воспитателя своих подчиненных во время плаваний. Поэтому, воссоздавая более или менее правдивый и всесторонний образ мореплавателя, нельзя не сказать о нем как о ярком педагоге. А эта грань характера Воина Андреевича с особой наглядностью проявилась в его отношении к брату.