Сборник медитативных притч.
Часть первая.
Чудеса.
Человек проделал долгий путь по суше и по морю, чтобы самому убедиться в необычных способностях Мастера.
— Какие чудеса сотворил твой Мастер? — спросил он одного ученика.
— Смотря что называть чудесами. В вашей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.
Зрелость.
Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал:
— Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?
Удивился ученик:
— Но ведь ты и учил нас видеть в Боге Отца!
— Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки?
Чуткость.
— Как мне достичь единения с Творцом?
— Просто слушай.
— Как я должен слушать?
— Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи.
Абсурд.
Мастер скреб кирпичом пол в комнате, где медитировал его ученик.
Поначалу ученику это нравилось, он решил, что мастер проверяет его умение концентрироваться. Но когда скрежет стал невыносимым, ученик не выдержал:
— Ради всего святого, что ты делаешь? Разве ты не видишь — я медитирую?
— Я полирую кирпич, хочу сделать из него зеркало, — ответил Мастер.
— Ты безумен! Разве можно сделать зеркало из кирпича?
— Не более безумен, чем ты! Разве из эго можно медитировать?
Ясность.
— Не ищите Бога, — сказал Мастер. — Просто смотрите — и вы увидите.
— А как смотреть?
— Когда смотрите на что-нибудь, старайтесь видеть только это и ничто иное.
Ответ озадачил учеников, поэтому Мастер попытался упростить объяснение:
— Например, вы смотрите на луну и видите только луну.
— А что еще, кроме луны, можно увидеть, глядя на луну?
— Голодный может увидеть головку сыра. Влюбленный — облик своей возлюбленной.
Религия.
Путешествуя, правитель зашел к Мастеру, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение.
— Меня ждут государственные дела, у меня нет времени на долгие разговоры, — сказал он. — Можешь ли ты изложить суть религии в двух словах — для такого занятого человека, как я?
— Для Вашей Светлости я могу выразить это и одним словом.
— Невероятно! Скажи мне скорей это необычное слово!
— Молчание.
— А как достичь Молчания?
— Медитацией.
— А могу я узнать, что такое медитация?
— Молчание.
Духовность.
У Мастера был День Молчания, но странник умолял сказать ему хоть слово мудрости, которое направило бы его на верный жизненный путь.
Мастер учтиво кивнул, взял лист бумаги и написал одно-единственное слово: «Осознанность».
Посетитель был ошеломлен.
— Этого слишком мало. Можешь объяснить подробнее?
Мастер взял лист и написал: «Осознанность, осознанность, осознанность».
— Что же эти слова означают? — беспомощно спросил гость.
Мастер снова взял лист бумаги и написал: «Осознанность, осознанность, осознанность означает ОСОЗНАННОСТЬ».
Бдительность.
— Могу ли я сделать что-нибудь для того, чтобы стать Просветленным?
— Так же мало, как ты можешь сделать что-нибудь для того, чтобы утром вставало солнце.
— Зачем тогда все эти духовные практики?
— Затем, чтобы ты не проспал восход солнца.
Присутствие.
— Где искать Просветление?
— Здесь.
— Когда оно произойдет?
— Оно происходит прямо сейчас.
— Почему же я не ощущаю его?
— Потому что ты не смотришь.
— А что я должен увидеть?
— Ничего. Просто смотри.
— На что?
— На что падает твой взгляд.
— Должен ли я смотреть как-то по-особенному?
— Нет. Просто смотри.
— Но разве я не смотрю так всегда?
— Нет.
— Почему нет?
— Для того чтобы видеть, нужно быть здесь. Ты же, в основном, отсутствуешь.
Глубина.
Мастер сказал бизнесмену:
— Как рыба гибнет на берегу, так и ты гибнешь в мирской суете. Рыбе нужно вернуться к воде, а тебе — к уединению.
Бизнесмен ужаснулся:
— Мне что же — бросить свой бизнес и уйти в монастырь?
— Нет-нет. Продолжай заниматься бизнесом и войди в свое сердце.
Обитель.
Ученик просил Мастера научить его мудрости.
— Войди в свою обитель, она и научит тебя.
— Но мне некуда идти, я не монах.
— Конечно, тебе есть куда идти. Загляни внутрь себя.
Божий дар.
— Каким праведным трудом я мог бы заслужить милость Божью? — спросил еврей.
— Откуда мне знать? — ответил Мастер. — В твоей Библии говорится, что Авраам ежедневно проявлял радушие и Бог был с ним. Илия молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним.
— Можно ли как-нибудь узнать, что за работа предназначена мне?
— Можно. Спроси, что милее всего твоему сердцу, — и делай то, что оно велит.
Гармония.
Несмотря на приверженность традициям, Мастер не особо чтил законы и условности. Однажды между отцом и дочерью возник спор. Отец настаивал, чтобы в выборе будущего супруга дочь поступала сообразно с канонами религии.
Мастер открыто стал на сторону девушки.
Отец удивился: как мог такой благочестивый человек поддержать его дочь? Мастер ответил ему на это:
— Пойми: жизнь сродни музыке. А для музыки чувства и интуиция важнее, чем законы.
Понимание.
— Как я могу заслужить милость Господа, чтобы Он избавил меня от привычки осуждать ближнего?
— Молитвой.
— Тогда почему я все еще не заслужил эту милость?
— Ты не там молился.
— А где следует?
— В сердце Господа.
— Что для этого нужно?
— Осознать, что совершающий грех не ведает, что творит, и потому заслуживает прощения.
Иллюзия.
— Как достичь Жизни Вечной?
— Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем.
— Но разве я сейчас не в настоящем?
— Нет.
— Почему нет?
— Потому что ты не освободился от прошлого.
— Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо.
— Прошлое нужно отбросить не потому, что оно плохое, а потому, что оно мертвое.
Пророчество.
— Я хочу стать учителем Истины.
— А ты готов терпеть насмешки, отчуждение и голод до сорока пяти лет?
— Готов. Но скажи мне, что случится после сорока пяти?
— Ты просто привыкнешь ко всему этому.
Улучшение.
Один молодой человек промотал все унаследованное им состояние. Как часто бывает в подобных случаях, оставшись без гроша, он обнаружил, что также лишился и друзей. В отчаянии, не зная, что предпринять, он разыскал Мастера и спросил его:
— Что со мной теперь будет? У меня нет больше ни денег, ни друзей.
— Не переживай и помни: с тобой все будет в порядке. В глазах молодого кутилы вспыхнула надежда:
— Я снова стану богатым?
— Нет. Ты просто привыкнешь к состоянию безденежья и одиночества.
Практичность.
Одна ученица готовилась к свадьбе. Из сострадания к бедным она уговорила родителей поступить вопреки общепринятым правилам. Было объявлено, что на банкете бедные гости сядут во главе стола, а богатые — у двери. Девушка смотрела на Мастера, ожидая увидеть в его глазах одобрение.
Немного подумав, Мастер сказал:
— Это очень неразумное решение. Такая свадьба никому не будет в радость. Твои родители будут смущены, богатые гости сочтут себя оскорбленными, а бедняки останутся голодными, ибо, находясь у всех на виду, будут чувствовать себя неловко.
Невежество.
Ученик Мастера был одаренным юношей. Отовсюду к нему за советом приезжали ученые, которые восхищались его познаниями.
Когда правителю понадобился мудрый совет, он отправился к Мастеру.
— Говорят, этот юнец очень много знает. Верно ли это?
— По правде говоря, — сказал Мастер иронически, — парень читает так много, что я и представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать.
Мифы.
Мастер обучал с помощью притч и рассказов. Это нравилось ученикам, но иногда они откровенно скучали — им хотелось услышать что-то более серьезное.
Мастер был неумолим. На все их возражения у него был один ответ:
— Вам, мои дорогие, еще предстоит уяснить, что притча — это самое короткое расстояние между Истиной и человеком.
В другой раз он сказал:
— Не пренебрегайте притчами. Затерянную золотую монету можно отыскать с помощью света самой дешевой свечи; глубочайшую истину можно постичь с помощью самого простого рассказа.
Счастье.
Один человек пришел к Мастеру и стал молить о помощи:
— Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живем в одной комнате: дети, жена, родственники. Наши нервы на пределе, все вопят и орут друг на друга. Не дом, а преисподняя!
— Обещаешь сделать все так, как я скажу тебе? — подумав, спросил Мастер.
— Клянусь, я сделаю все, что нужно.
— Отлично. Сколько у тебя животных?
— Корова, коза и шесть кур.
— Возьми их всех к себе в комнату. А через неделю придешь.
Ученик пришел в ужас. Но он должен сдержать клятву! Он забрал животных к себе в комнату.
Неделю спустя ученик пришел к Мастеру: на него было жалко смотреть.
— Я больше не могу. Грязь! Смрад! Шум! Мы все на грани безумия!
— Иди домой, — сказал ему Мастер, — и выставь животных обратно.
Всю дорогу домой человек бежал.
На следующий день он снова пришел к Мастеру: его глаза светились радостью.
— Как хороша жизнь! Животных нет. Тишина, чистота, простор! Не дом, а рай!
Медитация.
Ученику приснилось, будто он попал в рай и увидел там Мастера и других учеников — те сидели, погрузившись в медитацию.
— И это все прелести рая? — в изумлении воскликнул ученик. — То же самое мы делали на земле!
И тут он услышал Голос:
— Глупец! Ты полагаешь, они в раю? Совсем наоборот — это рай в них.
Дальновидность.
Один заядлый картежник пожаловался Мастеру:
— Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна.
Мастер смерил игрока взглядом и сказал:
— На твоем месте я бы играл только на первом этаже.
Ученики уставились на Мастера.
— Почему ты не посоветовал ему бросить азартные игры? — спросили они.
— Потому что я знаю: он не бросит, — просто ответил Мастер.
Разговор.
Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.
— Подожди, — остановил его Мастер. — Правдива ли эта история?
— Думаю, нет.
— Принесет ли она кому-нибудь пользу?
— Да нет.
— Она смешная?
— Нет.
— Тогда зачем мне ее слушать?
Облегчение.
Мастер считал, что не бывает плохих слов: все зависит от ситуации.
Узнав, что один из его учеников непристойно бранится, он заметил:
— Иногда сквернословие приносит облегчение, какого не может дать молитва.
Сплетни.
Ученик признался Мастеру в том, что у него есть дурная привычка повторять сплетни. Мастер с усмешкой ответил:
— Повторять — не такой уж большой грех; главное — ничего не добавлять от себя.
Движение.
Ученики настойчиво просили Мастера научить их мудрости. Мастер сказал им однажды:
— Мудрость нельзя выразить словами. Она проявляется в действии.
Очертя голову, ученики кинулись действовать. Увидев это, Мастер громко рассмеялся и сказал:
Это не действие. Это движение.
Тюрьма.
— Ты очень гордишься своим интеллектом, — сказал Мастер ученику. — Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.