Сборник медитативных притч.

Часть первая.

Чудеса.

Человек проделал долгий путь по суше и по морю, чтобы самому убедиться в необычных способностях Мастера.

— Какие чудеса сотворил твой Мастер? — спросил он одного ученика.

— Смотря что называть чудесами. В вашей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.

Зрелость.

Ученику, который постоянно молился, Мастер сказал:

— Когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?

Удивился ученик:

— Но ведь ты и учил нас видеть в Боге Отца!

— Когда же ты усвоишь, что отец не тот, на кого можно опереться, а тот, кто избавляет тебя от этой привычки?

Чуткость.

— Как мне достичь единения с Творцом?

— Просто слушай.

— Как я должен слушать?

— Прислушивайся ко всему вокруг, внимай каждому шороху Вселенной. Но как только услышишь, что говоришь ты сам, замолчи.

Абсурд.

Мастер скреб кирпичом пол в комнате, где медитировал его ученик.

Поначалу ученику это нравилось, он решил, что мастер проверяет его умение концентрироваться. Но когда скрежет стал невыносимым, ученик не выдержал:

— Ради всего святого, что ты делаешь? Разве ты не видишь — я медитирую?

— Я полирую кирпич, хочу сделать из него зеркало, — ответил Мастер.

— Ты безумен! Разве можно сделать зеркало из кирпича?

— Не более безумен, чем ты! Разве из эго можно медитировать?

Ясность.

— Не ищите Бога, — сказал Мастер. — Просто смотрите — и вы увидите.

— А как смотреть?

— Когда смотрите на что-нибудь, старайтесь видеть только это и ничто иное.

Ответ озадачил учеников, поэтому Мастер попытался упростить объяснение:

— Например, вы смотрите на луну и видите только луну.

— А что еще, кроме луны, можно увидеть, глядя на луну?

— Голодный может увидеть головку сыра. Влюбленный — облик своей возлюбленной.

Религия.

Путешествуя, правитель зашел к Мастеру, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение.

— Меня ждут государственные дела, у меня нет времени на долгие разговоры, — сказал он. — Можешь ли ты изложить суть религии в двух словах — для такого занятого человека, как я?

— Для Вашей Светлости я могу выразить это и одним словом.

— Невероятно! Скажи мне скорей это необычное слово!

— Молчание.

— А как достичь Молчания?

— Медитацией.

— А могу я узнать, что такое медитация?

— Молчание.

Духовность.

У Мастера был День Молчания, но странник умолял сказать ему хоть слово мудрости, которое направило бы его на верный жизненный путь.

Мастер учтиво кивнул, взял лист бумаги и написал одно-единственное слово: «Осознанность».

Посетитель был ошеломлен.

— Этого слишком мало. Можешь объяснить подробнее?

Мастер взял лист и написал: «Осознанность, осознанность, осознанность».

— Что же эти слова означают? — беспомощно спросил гость.

Мастер снова взял лист бумаги и написал: «Осознанность, осознанность, осознанность означает ОСОЗНАННОСТЬ».

Бдительность.

— Могу ли я сделать что-нибудь для того, чтобы стать Просветленным?

— Так же мало, как ты можешь сделать что-нибудь для того, чтобы утром вставало солнце.

— Зачем тогда все эти духовные практики?

— Затем, чтобы ты не проспал восход солнца.

Присутствие.

— Где искать Просветление?

— Здесь.

— Когда оно произойдет?

— Оно происходит прямо сейчас.

— Почему же я не ощущаю его?

— Потому что ты не смотришь.

— А что я должен увидеть?

— Ничего. Просто смотри.

— На что?

— На что падает твой взгляд.

— Должен ли я смотреть как-то по-особенному?

— Нет. Просто смотри.

— Но разве я не смотрю так всегда?

— Нет.

— Почему нет?

— Для того чтобы видеть, нужно быть здесь. Ты же, в основном, отсутствуешь.

Глубина.

Мастер сказал бизнесмену:

— Как рыба гибнет на берегу, так и ты гибнешь в мирской суете. Рыбе нужно вернуться к воде, а тебе — к уединению.

Бизнесмен ужаснулся:

— Мне что же — бросить свой бизнес и уйти в монастырь?

— Нет-нет. Продолжай заниматься бизнесом и войди в свое сердце.

Обитель.

Ученик просил Мастера научить его мудрости.

— Войди в свою обитель, она и научит тебя.

— Но мне некуда идти, я не монах.

— Конечно, тебе есть куда идти. Загляни внутрь себя.

Божий дар.

— Каким праведным трудом я мог бы заслужить милость Божью? — спросил еврей.

— Откуда мне знать? — ответил Мастер. — В твоей Библии говорится, что Авраам ежедневно проявлял радушие и Бог был с ним. Илия молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним.

— Можно ли как-нибудь узнать, что за работа предназначена мне?

— Можно. Спроси, что милее всего твоему сердцу, — и делай то, что оно велит.

Гармония.

Несмотря на приверженность традициям, Мастер не особо чтил законы и условности. Однажды между отцом и дочерью возник спор. Отец настаивал, чтобы в выборе будущего супруга дочь поступала сообразно с канонами религии.

Мастер открыто стал на сторону девушки.

Отец удивился: как мог такой благочестивый человек поддержать его дочь? Мастер ответил ему на это:

— Пойми: жизнь сродни музыке. А для музыки чувства и интуиция важнее, чем законы.

Понимание.

— Как я могу заслужить милость Господа, чтобы Он избавил меня от привычки осуждать ближнего?

— Молитвой.

— Тогда почему я все еще не заслужил эту милость?

— Ты не там молился.

— А где следует?

— В сердце Господа.

— Что для этого нужно?

— Осознать, что совершающий грех не ведает, что творит, и потому заслуживает прощения.

Иллюзия.

— Как достичь Жизни Вечной?

— Наша жизнь и есть Жизнь Вечная. Пребывай в настоящем.

— Но разве я сейчас не в настоящем?

— Нет.

— Почему нет?

— Потому что ты не освободился от прошлого.

— Зачем же мне отказываться от прошлого? Там не все так плохо.

— Прошлое нужно отбросить не потому, что оно плохое, а потому, что оно мертвое.

Пророчество.

— Я хочу стать учителем Истины.

— А ты готов терпеть насмешки, отчуждение и голод до сорока пяти лет?

— Готов. Но скажи мне, что случится после сорока пяти?

— Ты просто привыкнешь ко всему этому.

Улучшение.

Один молодой человек промотал все унаследованное им состояние. Как часто бывает в подобных случаях, оставшись без гроша, он обнаружил, что также лишился и друзей. В отчаянии, не зная, что предпринять, он разыскал Мастера и спросил его:

— Что со мной теперь будет? У меня нет больше ни денег, ни друзей.

— Не переживай и помни: с тобой все будет в порядке. В глазах молодого кутилы вспыхнула надежда:

— Я снова стану богатым?

— Нет. Ты просто привыкнешь к состоянию безденежья и одиночества.

Практичность.

Одна ученица готовилась к свадьбе. Из сострадания к бедным она уговорила родителей поступить вопреки общепринятым правилам. Было объявлено, что на банкете бедные гости сядут во главе стола, а богатые — у двери. Девушка смотрела на Мастера, ожидая увидеть в его глазах одобрение.

Немного подумав, Мастер сказал:

— Это очень неразумное решение. Такая свадьба никому не будет в радость. Твои родители будут смущены, богатые гости сочтут себя оскорбленными, а бедняки останутся голодными, ибо, находясь у всех на виду, будут чувствовать себя неловко.

Невежество.

Ученик Мастера был одаренным юношей. Отовсюду к нему за советом приезжали ученые, которые восхищались его познаниями.

Когда правителю понадобился мудрый совет, он отправился к Мастеру.

— Говорят, этот юнец очень много знает. Верно ли это?

— По правде говоря, — сказал Мастер иронически, — парень читает так много, что я и представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать.

Мифы.

Мастер обучал с помощью притч и рассказов. Это нравилось ученикам, но иногда они откровенно скучали — им хотелось услышать что-то более серьезное.

Мастер был неумолим. На все их возражения у него был один ответ:

— Вам, мои дорогие, еще предстоит уяснить, что притча — это самое короткое расстояние между Истиной и человеком.

В другой раз он сказал:

— Не пренебрегайте притчами. Затерянную золотую монету можно отыскать с помощью света самой дешевой свечи; глубочайшую истину можно постичь с помощью самого простого рассказа.

Счастье.

Один человек пришел к Мастеру и стал молить о помощи:

— Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живем в одной комнате: дети, жена, родственники. Наши нервы на пределе, все вопят и орут друг на друга. Не дом, а преисподняя!

— Обещаешь сделать все так, как я скажу тебе? — подумав, спросил Мастер.

— Клянусь, я сделаю все, что нужно.

— Отлично. Сколько у тебя животных?

— Корова, коза и шесть кур.

— Возьми их всех к себе в комнату. А через неделю придешь.

Ученик пришел в ужас. Но он должен сдержать клятву! Он забрал животных к себе в комнату.

Неделю спустя ученик пришел к Мастеру: на него было жалко смотреть.

— Я больше не могу. Грязь! Смрад! Шум! Мы все на грани безумия!

— Иди домой, — сказал ему Мастер, — и выставь животных обратно.

Всю дорогу домой человек бежал.

На следующий день он снова пришел к Мастеру: его глаза светились радостью.

— Как хороша жизнь! Животных нет. Тишина, чистота, простор! Не дом, а рай!

Медитация.

Ученику приснилось, будто он попал в рай и увидел там Мастера и других учеников — те сидели, погрузившись в медитацию.

— И это все прелести рая? — в изумлении воскликнул ученик. — То же самое мы делали на земле!

И тут он услышал Голос:

— Глупец! Ты полагаешь, они в раю? Совсем наоборот — это рай в них.

Дальновидность.

Один заядлый картежник пожаловался Мастеру:

— Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна.

Мастер смерил игрока взглядом и сказал:

— На твоем месте я бы играл только на первом этаже.

Ученики уставились на Мастера.

— Почему ты не посоветовал ему бросить азартные игры? — спросили они.

— Потому что я знаю: он не бросит, — просто ответил Мастер.

Разговор.

Ученику не терпелось рассказать Мастеру сплетни, услышанные на базаре.

— Подожди, — остановил его Мастер. — Правдива ли эта история?

— Думаю, нет.

— Принесет ли она кому-нибудь пользу?

— Да нет.

— Она смешная?

— Нет.

— Тогда зачем мне ее слушать?

Облегчение.

Мастер считал, что не бывает плохих слов: все зависит от ситуации.

Узнав, что один из его учеников непристойно бранится, он заметил:

— Иногда сквернословие приносит облегчение, какого не может дать молитва.

Сплетни.

Ученик признался Мастеру в том, что у него есть дурная привычка повторять сплетни. Мастер с усмешкой ответил:

— Повторять — не такой уж большой грех; главное — ничего не добавлять от себя.

Движение.

Ученики настойчиво просили Мастера научить их мудрости. Мастер сказал им однажды:

— Мудрость нельзя выразить словами. Она проявляется в действии.

Очертя голову, ученики кинулись действовать. Увидев это, Мастер громко рассмеялся и сказал:

Это не действие. Это движение.

Тюрьма.

— Ты очень гордишься своим интеллектом, — сказал Мастер ученику. — Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.

Тюрьма. Часть первая. Одна минута глупости. Сборник медитативных притч.