Степан Осипович Макаров.

Примечания.

1.

Николаевск-на-Амуре был основан Геннадием Ивановичем Невельским в 1850 году, всего лишь за девять лет до переезда туда Макаровых.

2.

В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т. 17, стр. 31.

3.

В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т. 17, стр. 95–96.

4.

Один из учителей и наставников Макарова Николай Яковлевич Стоюнин, преподававший русскую словесность, был братом замечательного русского педагога и литературоведа Владимира Яковлевича Стоюнина, прогрессивные идеи которого оставили глубокий след в истории русской педагогики. Основой воззрений Владимира Яковлевича было требование, чтобы русская школа явилась прежде всего национальной, самобытной школой. Попытки создать школу по иностранным образцам всегда встречали возражения со стороны Стоюнина. «Дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается», — писал он.

Стоюнин был врагом всяческой схоластики и рутины, пролагал новые пути в образовательной и воспитательной работе. Любовь к человеку и уважение к человеческой личности, — в этом по мнению Стоюнина должна состоять основа всякой воспитательной работы, в этом же и руководящий принцип всякого общественного деятеля.

Нет никакого сомнения, что воспитатель Макарова Николай Яковлевич Стоюнин был хорошо знаком со взглядами своего брата на образование и воспитание, разделял эти взгляды и проводил их в жизнь в своей преподавательской деятельности.

В формировании характера и мировоззрения Макарова стоюнинские принципы имели большое значение.

5.

Казакевич, Петр Васильевич (1814–1887), адмирал, принадлежал к передовой части офицеров русского флота. Был сподвижником и помощником выдающегося русского моряка и исследователя Г. И. Невельского, с которым участвовал в экспедиции 1849 года на транспорте «Байкал», закончившейся открытием устья Амура.

В 1851 году Казакевич произвел описи рек Ингоды и Шилки. В 1856 году в чине контр-адмирала Казакевич был назначен военным губернатором Приморской области и командиром портов Восточного океана и Сибирской флотилии. В 1871 году Казакевич занял пост главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта.

6.

В итоге Крымской войны (1853–1856 гг.) Англия и Франция продиктовали условия мира, причем одним из главных пунктов Парижского договора было запрещение России иметь военно-морской флот на Черном море.

Ввиду беззащитности Черноморского побережья, особенно Днепро-Бугского лимана и Керченского пролива, было решено создать в дополнение к береговым укреплениям небольшие броненосные суда с сильной артиллерией. Учитывая местные условия (глубины не превышали 3–5 метров), эти корабли при небольших размерах и малой осадке должны были превосходить иностранные броненосцы по вооружению и бронированию, а также быть неуязвимыми от таранных ударов и обладать достаточной остойчивостью.

Адмирал Андрей Александрович Попов (1821–1898 гг.) предложил проект круглого корабля, удовлетворяющего этим требованиям. Было решено построить десять таких кораблей, но в 1873–1876 гг. было построено только два: «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». Первый корабль «Новгород» при диаметре 30,8 м, осадке 3,8 м и водоизмещением 2500 тонн был защищен 275 мм поясной броней, покрыт 60 мм броневой палубой и вооружен двумя 280 мм нарезными орудиями в барбетной башне. Он приводился в движение 6 винтами и развивал скорость 6–7 узлов.

Второй корабль — «Вице-адмирал Попов» имел диаметр 36,6 м, осадку 4 м, двухслойную броню общей толщиной 400 мм, броневую 75 мм палубу и вооружен двумя 305 мм орудиями в барбетных башнях. Диаметр башни 10,3 м, — толщина барбета 450 мм. Этот корабль имел скорость хода 8,5 узлов. Круглые корабли по вооружению и броневой защите значительно превосходили мониторы и башенные фрегаты. Они явились прообразом современных броненосцев береговой обороны. Главный корабельный инженер английского флота Рид в газете «Таймс» от 25 октября 1875 г. писал: «Совершенно справедливо, что суда эти не быстроходные, но как военные корабли с их бронею, пушками и небольшой осадкой они полны интереса и значения… У нас нет судов, которые были бы способны двигаться по мелководью и там сражаться с русскими броненосцами… Поповка «Вице-адмирал Попов» представляется первым в мире плавающим броненосцем, носящим 19-дюймовую броню и 40-тонные орудия».

Имя адмирала Попова в кораблестроении тесно связано с эпохой коренных преобразований в русском флоте в период замены парусного флота паровым и броненосным.

В 1867 г. Попов разработал проект броненосного корабля «Петр Великий», который был построен под его руководством и спущен на воду 15 августа 1872 г. «Петр Великий» был самым мощным броненосцем в мире: имел сильное бронирование и вооружение, превосходил по скорости новейшие в тот период английские броненосцы и имел гораздо большую остойчивость.

Затем, в конце семидесятых годов XIX века Попов создал оригинальный тип броненосного крейсера, который стал прообразом тяжелых крейсеров нашего времени.

И, наконец, еще в период войны с Турцией (1877–1878 гг.) адмирал Попов создал класс вспомогательных крейсеров. За всю свою кораблестроительную деятельность адмирал Попов много ценного и оригинального внес в теорию непотопляемости судов.

7.

Спущен на воду в Петербурге в 1872 году.

8.

В начале XIX века основными классами кораблей парусного военно-морского флота были:

Линейные корабли — самые большие по тому времени корабли, которые строились из дерева; основным и единственным двигателем являлся парус. Водоизмещение — от 1000 до 4300 тонн. Линкор имел две или три палубы (двухдечные или трехдечные), на которых ставилась артиллерия. Обычно линкор имел на вооружении 72—120 пушек (количество пушек зависело от общего тоннажа и числа палуб). Самая крупная по калибру артиллерия (42-х и 32-фунтовые пушки) устанавливалась в нижней палубе (в сумме до 30 пушек на всю палубу); на средней палубе — 30 орудий 24-х или 18-фунтовых; на верхней палубе — обычно 18–12 пушек 9-ти или 6-фунтовых на оба борта. Кроме того, на верхней палубе, иногда в носу корабля, а чаще в корме, ставилось 15–20 погонных пушек среднего и мелкого калибра, предназначавшихся для ведения боя на преследование или на отступление. Экипаж линкора состоял из 750–800 человек. При хорошем попутном ветре линкор мог развить скорость до 13 узлов.

Подводная часть линкора обшивалась медными листами, чем предохранялась от действия соленой морской воды и от обрастания ракушками.

Фрегаты — следующие по классу корабли парусного флота. Они отличались от линкоров меньшим водоизмещением, меньшей по численности артиллерией и большей скоростью хода. Фрегаты обычно имели водоизмещение от 700 до 1200 тонн и только две палубы, на которых по тем же принципам, как и на линкорах, размещалось от 35 до 60 пушек. Они обладали большой устойчивостью на воде, так как имели невысокие надстройки и лучшие обводы, а такая же мощность парусного вооружения, что и у линкоров, позволяла им развивать бóльшую скорость. Фрегаты считались самыми быстроходными кораблями парусного флота — они могли развивать скорость до 15 узлов. Экипаж — от 300 до 500 человек.

Корветы — деревянные однодечные корабли с меньшим водоизмещением (от 75 до 250 тонн) и парусным вооружением. На третьей бизань-мачте прямые паруса иногда отсутствовали. На корветах ставилось от 20 до 30 пушек. Экипаж — от 100 до 200 человек. Скорость — близкая к скорости фрегата.

Бриги — мелкие однопалубные суда, водоизмещением 100 тонн. Вооружение состояло из 14–20 пушек среднего и мелкого калибра. Экипаж — 100–150 человек. Скорость хода — 9–12 узлов.

Шлюпы и куттеры — небольшие парусные суда, низкобортные и мелкосидящие, имевшие в носу и в корме пушки небольшого калибра; они предназначались для борьбы с корсарами, захватывавшими торговые суда в прибрежных водах. Шлюпы и куттеры использовались и для транспортных целей.

9.

В 1732 году русские мореходы Федоров и Гвоздев впервые подошли с востока к берегам Аляски, открыв неизвестные для европейцев земли В 1741 году русские мореплаватели Беринг и Чириков на кораблях «Петр» и «Павел», отплыв из Камчатки, достигли Америки, высадились в разных местах на берег и дали первое описание берегов Аляски. После них, к берегам Северной Америки все чаще направляются русские исследователи и обогащают науку новыми открытиями. Наконец, в 1784 году, известный исследователь Сибири Григорий Шелехов, основав на острове Кадьяке русскую колонию, положил начало планомерному изучению и освоению русскими края.

Ситха или Ситка (с 1799 года город Ново-Архангельск), расположенная на острове Баранова под 57° северной широты 135°18′ западной долготы, во времена ученичества Макарова была центром русских владений в Америке и главной резиденцией Российско-американской компании в Аляске. Русские владения в Америке занимали значительное пространство на крайней северо-западной части Северной Америки от 55° северной широты до Берингова пролива и далее, а также острова: Алеутские, Прибылова, Чичагова и др.

В 1867 году русские земли в Америке были проданы царским правительством за ничтожную сумму (11 миллионов рублей) Соединенным Штатам Америки.

10.

Кроме описания работ по снятию с мели во время плавания на «Америке» Макаров, выполняя задание адмирала Казакевича, переводил с английского лоцию Охотского моря объемом в 49 печатных листов. На «Америке» он перевел 20 листов, остальные докончил на берегу.

11.

Салингом называется вторая от палубы площадка на мачте корабля. Находиться там, особенно при качке, для неопытного трудно.

12.

Марс — первая от палубы площадка на мачте корабля.

13.

Маршрут фрегата «Дмитрий Донской» был таков: В 1867 году — Кронштадт, Нибург, Плимут, острова Зеленого Мыса, Рио-де-Жанейро, Саймонстоун (мыс Доброй Надежды), Плимут, Киль, Кронштадт. В 1868–1869 гг. — Кронштадт, Киль, Шербург, Лиссабон, Мадейра, острова Зеленого Мыса, Бахия, Рио-де-Жанейро, Плимут, Киль, Кронштадт.

14.

Двадцать лет спустя, в 1894 году «Русалка» со всем экипажем погибла в Финском заливе, во время осеннего шторма на коротком (четырехчасовом) переходе из Ревеля в Гельсингфорс. Обстоятельства ее гибели выяснить не удалось. Было высказано предположение, что на «Русалке» взорвались котлы, так как перед выходом в море командир «Русалки» настойчиво доказывал, что котлы неисправны и выход корабля в шторм крайне рискован, но начальник порта настоял, и командир принужден был подчиниться. В городе Таллине (б. Ревель), на берегу моря, в память погибших на «Русалке» моряков был сооружен памятник. Он стоит и поныне.

15.

Под «непотопляемостью» судна следует понимать его способность плавать и сохранять свои мореходные и боевые качества в случав, если какие-либо его отсеки будут заполнены водой от полученных пробоин.

16.

Во время, отпуска, в имении у Б. А. Бровцына, Макаров познакомился с Анной Михайловной Поливановой. Впоследствии Поливанова помогла Макарову подготовить к печати его первую работу о броненосной лодке «Русалка». Встречался ли Макаров с Поливановой в более поздние годы — неизвестно, но дружеская переписка Макарова с ней продолжалась несколько лет.

17.

Лазарев, Михаил Петрович (1788–1851), адмирал, — один из самых замечательных моряков старого русского флота. Он побывал в трех кругосветных плаваниях.

В 1819–1821 гг. совершенное вместе с капитаном Беллинсгаузеном плавание на шлюпах «Восток» и «Мирный» повлекло за собой блестящее географическое открытие. Беллинсгаузен и Лазарев открыли шестой материк света — Антарктику и описали часть ее берегов.

В морской битве при Наварине в 1827 году Лазарев показал себя отважным и умным боевым командиром. Назначенный впоследствии командующим Черноморским флотом, Лазарев следовал в воспитании русских моряков традициям замечательного русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Русский Черноморский флот во многом обязан Лазареву своими высокими боевыми качествами.

Лазарев был также талантливым кораблестроителем и географом. Он имел, много учеников и последователей. Из его школы вышли такие моряки, как Нахимов, Корнилов и Истомин. Влияние лазаревских тактических и воспитательных принципов испытал и Макаров.

18.

Должность ревизора на кораблях русского флота была выборной, переходившей по очереди от одного офицера к другому, за исключением командира и старшего офицера. Являясь общественной нагрузкой, должность эта не оплачивалась. На обязанности ревизора лежало снабжение корабля всем жизненно необходимым: продовольствием, углем, водой и проч.

19.

Во время хода корабля галсом называют его курс относительно ветра.

20.

Врангель, Фердинанд Петрович (1796–1870), адмирал, известный русский мореплаватель и полярный исследователь, автор классического сочинения «Путешествия по северным берегам Сибири по Ледовитому морю, совершенные в 1802, 21, 22, 23 и 24 годах».

Сын адмирала Ф. П. Врангеля, Фердинанд Фердинандович Врангель был близким другом и биографом Макарова. Известен своими гидрологическими исследованиями Черного моря. Состоял профессором Морской Академии по кафедре гидрологии и метеорологии.

Написанная им двухтомная биография Макарова является по обилию фактического материала наиболее капитальным из трудов о Макарове.

21.

Шиллинг, Павел Львович (1786–1837) член-корреспондент Академии наук, талантливый русский ученый, изобревший и устроивший в Петербурге электромагнитный телеграф. Ему принадлежит также идея применения гальванического тока для подрыва мин. Помимо работ в области электротехники, Шиллинг был известен как крупный знаток китайского языка и участвовал во многих экспедициях в Монголию и Китай.

22.

Якоби, Борис Семенович (1801–1874) — замечательный русский физик, академик. Среди его многочисленных изобретений наиболее важным является создание им первого в мире электродвигателя. Установленный на лодке электродвигатель был настолько мощным, что позволял лодке с четырнадцатью пассажирами в течение нескольких часов двигаться против сильного течения. Якоби продолжил работы П. Л. Шиллинга в области телеграфа и минного дела, в том числе создал якорную мину. Совместно со своим другом академиком Ленцем, Якоби много и плодотворно работал над изучением электромагнитных явлений. В 1838 году Якоби обессмертил свое имя изобретением гальванопластики.

23.

Александровский, Иван Федорович, художник-фотограф по профессии, во второй половине прошлого века первый в мире создал самоходную торпеду и построил подводную лодку большого водоизмещения, приводившиеся в движение сжатым воздухом. Сооружавшаяся три года лодка Александровского была спущена на воду 8 июня 1866 года. Она имела в длину 34 метра при ширине в 4 метра и высоте в 3,5 метра. Во время маневров на Тронзундском рейде лодка блестяще выдержала испытания. Впоследствии, когда лодка испытывалась на погружение на глубину 28 метров, она затонула. Хотя ее и удалось извлечь, но больше испытаний не возобновляли и лодку сдали в порт на слом. Так было погребено, а затем и позабыто, замечательное русское изобретение.

Другое изобретение Александровского — самоходная торпеда имела почти такую же судьбу. Она была построена и испытана впервые еще в 1857 году, но царские морские чиновники пренебрежительно отнеслись к отечественному изобретению и предпочли торпеде Александровского изобретенные позднее мины Уайтхеда, на приобретение которых тратились громадные деньги.

24.

Боканцы — деревянные или стальные балки, выдающиеся за борт для подвешивания шлюпок.

25.

Аркас, Николай Андреевич, адмирал, в период русско-турецкой войны 1877–1878 гг. занимал пост главного командира Черноморского флота и портов Черного моря. Аркас был умный и смелый моряк прогрессивного направления. При переходе парусного флота на паровой, он доказывал Николаю I необходимость проведения этой реформы и в русском флоте, но царь не послушал его совета. Накануне объявления войны С. О. Макаров прибыл из Петербурга в Николаев и представил Аркасу свой проект активных действий против турецкого флота с помощью минных катеров. Аркас одобрительно отнесся к проекту Макарова и способствовал назначению Макарова командиром парохода «Великий князь Константин». Во время военных действий Аркас поддерживал смелую инициативу Макарова.

26.

Основываясь на документальных данных, профессор Н. И. Фальковский на заседании комиссии Академии наук СССР по истории техники, состоявшемся 17 мая 1949 года, доказал, что изобретение самодвижущейся мины-торпеды принадлежит не Уайтхеду, а русскому изобретателю И. Ф. Александровскому. Александровский представил свой проект в начале шестидесятых годов прошлого столетия. Роберт Уайтхед повторил изобретение Александровского, создав подобную же мину самостоятельно, но в 1867 году.

27.

Первоначально все мины на «Константине» были заряжены порохом. Впоследствии Макаров применил пироксилин. Каждый минный заряд весил три с половиной пуда.

28.

Бензель — оплетка из тонкой веревки, соединяющая два троса, идущих рядом.

29.

Сулинский рукав — средний из трех главных рукавов в дельте Дуная.

30.

Верп — якорь небольшого размера, удобный для завоза на шлюпках.

31.

Кабестан — вертикальный ворот, на который наматывается якорный трос.

32.

Феска — круглая, обыкновенно красного цвета, шапочка с черной кисточкой.

33.

Авизо — военное посыльное судно.

34.

К. Маркс. Сочинения, т IX, стр. 377.

35.

В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т. 23, стр. 116.

36.

В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т. 3, стр. 521.

37.

Стационаром называется военный корабль, находящийся на постоянной стоянке в крупном порту иностранного государства.

38.

Рыкачев, Михаил Александрович (1840–1907), академик, генерал-майор флота и известный русский ученый. Был директором Главной Физической Обсерватории, автор многих трудов по метеорологии, земному магнетизму и физической географии. Некоторые из них были премированы Академией наук и Географическим Обществом. Макаров очень уважал Рыкачева и был с ним хорошо знаком лично.

39.

Использование нижнего течения в качестве транспортного средства было впервые применено знаменитым русским моряком Ф. П. Врангелем на реке Лене во время его путешествия к северным берегам Сибири. Он устроил подводный парус, то есть спустил на веревках под воду, с помощью груза камней, на глубину укрепленный на жердях обыкновенный парус. «Нижнее течение в реке, — замечает Врангель, — не будучи подвержено влиянию ветра, понесло нас вперед посредством нашего подводного паруса, вопреки ветру и сильному волнению, причем наш повозок не мотало поперек реки, как прежде».

40.

Подробное описание устройства флюктометра С. О. Макаров дает в своем труде «Витязь» и Тихий океан».

41.

До этого назначения, с весны 1884 года, Макаров плавал на том же корабле в должности флаг-капитана адмирала Чихачева — командующего практической эскадрой Балтийского моря. Временно ему приходилось замещать Чихачева.

42.

Аляска была продана в 1867 году царским правительством Соединенным Штатам Америки за 11 миллионов рублей, якобы из-за бесполезности для России.

43.

Лоция — книга, содержащая описание условий плавания в каком-нибудь море или водном бассейне. В лоции содержится характеристика рельефа дна, очертаний берегов, гидрологические и метеорологические данные и т. п.

44.

Коцебу, Оттон Евстафьевич (1787–1846). Талантливый русский моряк и географ-исследователь Коцебу совершил три кругосветных плавания, давших богатейший научный материал. Наиболее замечательным плаванием, осуществленным под его руководством, было плавание на «Рюрике» (1815–1818 гг.). Главная его цель заключалась в отыскании пути из Тихого океана в Атлантический, вдоль северных берегов Америки (Северо-восточный морской проход).

В 1823 году Коцебу отправился в новое трехгодичное кругосветное плавание на шлюпе «Предприятие». В этом походе принял участие знаменитый русский физик Э. X. Ленц, впоследствии академик, сделавший классические океанографические наблюдения.

Коцебу был учеником И. Ф. Крузенштерна и участвовал в первом кругосветном плавании русских (1803–1806 гг.).

45.

Ленц, Эмилий Христианович (1804–1865), знаменитый русский физик, академик, профессор Петербургского университета, а впоследствии его ректор. Участвовал в кругосветном путешествии Коцебу на шлюпе «Предприятие». Результаты своих наблюдений, главным образом по океанографии, опубликовал в «Мемуарах Академии наук» за 1831 год. Ленц известен своими замечательными работами по электромагнетизму и изучению теплового действия электрического тока.

46.

Англичане провели в 1872–1876 гг. богато обставленную океанографическую экспедицию под начальством Нерса и Томсона на корабле «Челленджэр».

47.

Крузешшерн, Иван Федорович (1770–1846), адмирал, замечательный русский мореплаватель, путешественник и морской деятель, много способствовавший усовершенствованию русского флота. В качестве начальника экспедиции и командира шлюпа «Надежда», вместе с Лисянским, командовавшим шлюпом «Нева» (см. Лисянский), в 1803–1806 гг. первым из русских моряков совершил кругосветное плавание, во время которого сделал много открытий и важных наблюдений. Составленное им описание путешествия переведено на все европейские языки. К описанию приложен богатейший атлас рисунков и карт. Крузенштерну принадлежит также разработка плана второго кругосветного плавания русских, осуществленного его учеником О. Е. Коцебу, на корабле «Рюрик» в 1815–1818 гг. В Ленинграде на набережной Невы стоит памятник И. Ф. Крузенштерну. На нем написано: «Первому русскому плавателю вокруг света…».

Лисянский, Юрий Федорович (1773–1837), адмирал, выдающийся путешественник. Командуя шлюпом «Нева», совершил вместе с И. Ф. Крузенштерном (с которым воспитывался вместе в морском корпусе) первое русское плавание вокруг света. Полное описание этого плавания Лисянский оставил в труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг.» (СПб, 1812 г.). Его описание заключает много оригинального, в частности им подробно описана Ситха. Лисянский сам перевел свой труд на английский язык.

Сарычев, Гавриил Андреевич (1763–1831), адмирал, выдающийся русский моряк и гидрограф. Ему принадлежит много ценных работ по гидрографии и морскому делу. Наибольшую известность приобрело его сочинение: «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану с 1785 по 1793 г.», изданное в Петербурге в 1802 году.

Головнин, Василий Михайлович (1776–1831), адмирал. Замечательный русский моряк дважды совершил кругосветные путешествия. Первое из них сопровождалось необыкновенными событиями, во время которых Головнин проявил изумительное мужество и спокойствие. В 1807 году на шлюпе «Диана» Головнин отправился с целью географических открытий в северную часть Тихого океана. На пути в Тихий океан шлюп «Диана» был арестован в бухте Саймонс у мыса Доброй Надежды англичанами, так как в это время Англия объявила себя в состоянии войны с Россией. Лишь через полтора года Головнину удалось в штормовую ночь вывести «Диану» в море под носом у всей английской эскадры и продолжать свой путь. В 1811 году, во время описи Курильских и Шантарских островов, Головнин был у острова Кунашира вместе со своими спутниками вероломно захвачен японцами и находился у них в плену свыше двух лет. Описание этого путешествия появилось в печати в 1816 году, было переведено на многие европейские языки и создало Головнину широкую популярность. В 1817–1819 годах Головнин совершил другое кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка», во время которого произвел опись берегов Северной Америки.

Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич (1779–1852), адмирал, знаменитый русский мореплаватель и морской деятель, «Колумб Антарктики». Участвовал в первом кругосветном плавании русских (1803–1806). В 1819 году вместе с лейтенантом М. П. Лазаревым, командовавшим шлюпом «Мирный», отправился в качестве начальника экспедиции и командира шлюпа «Восток» в южные полярные широты. Это замечательное, в своем роде беспримерное, плавание русских моряков увенчалось крупнейшим географическим достижением: открытием шестой части света, антарктического материка. Беллинсгаузен написал очень ценное сочинение: «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов, совершенное на шлюпах «Востоке» и «Мирном», СПб. 1831. В Кронштадте Беллинсгаузену поставлен памятник.

Литке, Федор Петрович (1797–1882), адмирал, известный русский мореплаватель и путешественник. Исследовал берега Новой Земли, Белое море, Берингово море и близлежащие районы. По его инициативе было учреждено Русское Географическое общество, первым вице-президентом которого он и был. Главные его труды: «Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821–24 гг.», «Путешествие вокруг света на шлюпе «Сенявин» и др.

48.

В. И. Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т. 1, стр 267.

49.

Плодом этих измерений явилась работа С. О. Макарова «О скорости течения реки Невы на различных глубинах под Литейным мостом».

50.

Эжектор — пароструйный насос для быстрого выкачивания воды на судах.

51.

У Макаровых было трое детей: дочь Ольга, родившаяся в 1882 году, умерла в шестилетнем возрасте, когда Степан Осипович находился в плавании на корвете «Витязь», дочь Александра (впоследствии Голубева) родилась в 1886 году; и сын Вадим, родившийся в 1892 году и воспитывавшийся в Морском корпусе. После его окончания Вадим Макаров плавал на крейсере первого ранга, названном в честь его отца «Адмирал Макаров».

52.

Фотографию. (Ред.).

53.

Ныне Советская гавань.

54.

Об открытии Макаровым останков фрегата «Паллада» и о водолазных работах, проведенных им впервые на месте затопления знаменитого корабля, — основательно позабыто. Так, Н. Е. Фельтон в статье «Конец фрегата «Паллада» в разделе: «Паломничество на могилу «Паллада», перечисляя всех побывавших у места гибели «Паллады», ни единым словом не упомянул о С. О. Макарове, первым открывшем место, где лежат останки фрегата. В 1948 году, по указаниям Приморского краеведческого музея, водолазы извлекли с «Паллады» значительное количество предметов, представляющих большой музейный интерес. В числе этих предметов разные деревянные и металлические части, медная обшивка, станки для орудий и проч.

55.

Ареометр — прибор для определения удельного веса воды.

56.

Корсаковский пост (ныне город Корсаков) расположен в южной части о-ва Сахалина, в заливе Анива. Основан русскими в 1876 году.

57.

Батометр — прибор для добывания воды из глубин.

58.

В 1950 году труд Макарова «Витязь» и Тихий океан» вместе с другими его океанографическими работами был переиздан Географгизом. Переиздание в наши дни специального труда, впервые напечатанного 56 лет тому назад, свидетельствует о большом его значении и сегодня. Редакторы издания — Н. Н. Зубов и А. Д. Добровольский замечают в предисловии: «Книги замечательного русского ученого-океанографа адмирала С. О. Макарова составляют целую эпоху в науке. В самых современных книгах по океанографии приводятся данные, полученные Макаровым. Это показывает, что живой интерес к работам Макарова сохраняется до сих пор… Главная ценность книги, бесконечное количество мыслей и догадок Макарова, его рассуждений и предложений, которые помогут современному советскому ученому развивать свои исследования. Современные мореведы глубоко уважают труды Макарова, и его работы находят достойное продолжение в трудах советских ученых».

59.

Тилло Александр Андреевич (1839–1899), генерал. Известный русский путешественник и геодезист. Тилло установил новый научный взгляд на рельеф России. Он известен также работами по метеорологии и земному магнетизму. Макаров, несмотря на то, что опроверг мнение Тилло о равности уровней морей, относился к его работам в области геодезии и метеорологии с большим уважением.

60.

Записки Об-ва изучения Амурского края, том V, вып. 1. Владивосток, 1896. Сообщение контр-адмирала С. О. Макарова «Возможно ли искусственным путем воспрепятствовать замерзанию бухты Золотой Рог?».

61.

Одновременно Макаров нес обязанности младшего флагмана практической эскадры Балтийского моря.

62.

С. О. Макаров. Рассуждения по вопросам морской тактики. Военмориздат, 1943, 215 стр.

63.

В прежних башенных установках (не уцентрированных), имевших большой эксцентриситет, поворот башен при наводке орудий вызывал большой, крайне нежелательный, крен корабля. В уцентрированных, уравновешенных установках этот недостаток отсутствует.

64.

Чтобы мягчить удар при столкновении судов во время тумана, Аскаров предлагал укрепить на форштевне корабля особое приспособление, так называемый намордник (кранец).

65.

«Большие» или «Великие» озера — 5 огромных озер в Северной Америке (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио). Одно из них — Верхнее озеро — самое крупное пресноводное озеро на земном шаре. Длина его достигает 600 клм, наибольшая ширина 290 клм, глубина 296 м. Близки к нему по размерам Мичиган и Гурон.

66.

Крылов, Алексей Николаевич (1863–1945), академик, ученик и сподвижник С. О. Макарова, в течение всей своей жизни с большой настойчивостью развивал воспринятую им от своего учителя идею о непотопляемости судов. Он пошел дальше Макарова в разработке непотопляемости, раьно как и в других вопросах кораблестроения. Без использования созданных Крыловым «Таблиц непотопляемости корабля» не строится теперь ни один корабль. Крылов работал также над разрешением интересовавшей Макарова проблемы успокоения качки, намного опередив в разработке теории качки зарубежную научную мысль. Теоретические, глубокие исследования Крылова во всевозможных вопросах кораблестроения и кораблевождения составляют основу современной науки о непотопляемости, об умерителях качки, остойчивости, поворотливости, пловучести и прочности корабля.

Крылов оставил свыше 400 трудов, всесторонне освещающих вопросы, связанные с теорией корабля. Он был первым начальником основанного в 1900 году в Петербурге по замыслу Д. И. Менделеева опытового бассейна, где испытывались на моделях в искусственно созданной обстановке морские качества кораблей. Много часов провел в этом бассейне и С. О. Макаров. Опытовый бассейн существует и поныне (Ленинградский кораблестроительный институт).

67.

Английский броненосец «Виктория» был протаранен в тихую погоду броненосцем «Компедаун» при перестроении эскадры. При катастрофе погибло, кроме командующего эскадрой адмирала Трайона, двадцать два офицера и триста тридцать семь человек команды, что составило 55 процентов всего экипажа. «Обстоятельства, сопровождавшие эту катастрофу, — писал Макаров в своей книге «Рассуждения по вопросам морской тактики», — полны трагизма и беспримерны, ибо броненосец «Виктория» перед погружением на дно неожиданно для всех перевернулся и увлек вместе с собой адмирала и большую часть экипажа. Случай этот следует приписать общим причинам, а не частным, и разбор его представляет необычайный интерес, заставляя нас, моряков, вникнуть в общий вопрос — насколько боевые корабли приспособлены к бою и его случайностям?» Мгновенная гибель «Виктории» не только произвела большое впечатление на Макарова, но послужила сильным импульсом в его дальнейшей, более углубленной работе над вопросом о непотопляемости судов. В своих научных работах Макаров неоднократно возвращался к случаю с броненосцем «Виктория».

68.

После гибели Макарова идея спасательных понтонов была осуществлена в военных и торговых флотах всего мира.

69.

Деревянные брусья для спасения экипажа применения не нашли. Зато широко применяются «привальные брусья» — для смягчения ударов корабля бортом при швартовке и на стоянке у причалов.

70.

Впервые маскировочная окраска кораблей была осуществлена в русском флоте на Балтийском море в 1854 году. К концу XIX века этот ценный опыт был забыт.

71.

Отдельной книгой на русском языке труд Макарова вышел лишь после его смерти.

72.

С. О. Макаров. Рассуждения по вопросам морской тактики. Военмориздат, 1943.

73.

Макаров проектировал корабль водоизмещением в 3000 тонн, который смог бы пройти иуть от Кронштадта до Владивостока, не возобновляя нигде запасов угля.

74.

Речь идет о японо-китайской войне 1894–1895 гг.

75.

Имена Дежнева, деятелей Великой Северной экспедиции Беринга, Чирикова, Малыгина, братьев Лаптевых, Прончищева, Челюскина, а также первых исследователей Новой Земли Пахтусова, Цивольки и Розмыслова, всегда привлекали внимание Макарова, относившегося к их замечательной деятельности с глубоким уважением.

Знаменитый землепроходец Семен Дежнев первый прошел в 1648 году пролив, отделяющий Азию от Америки. Великая Северная экспедиция, продолжавшаяся десять лет (1733–1743), организованная в неведомом дотоле не только для России, но и для всего мира масштабе, по результатам своей работы имела громадное значение. Задавшись целью исследовать северные берега России, экспедиция сделала очень многое в деле изучения Севера: были описаны северные берега Европы и Азии от Белого моря до устья реки Колымы, Охотское море, Камчатка; исследована Сибирь; на специально выстроенных кораблях совершены плавания к загадочным в ту пору берегам Японии и Америки, причем окончательно было установлено существование пролива, разъединяющего Азию и Америку, названного Беринговым проливом.

Замечательный русский полярный путешественник XVIII века штурман Федор Розмыслов является основоположником изучения Новой Земли. В 1768–1769 гг. он провел зиму на Новой Земле и описал пролив Маточкин Шар. А. К. Пахтусов (1800–1835) производил опись реки Печоры и берегов Ледовитого океана, а также описал юго-восточный берег Новой Земли до Маточкина Шара. В 1834 году он, вторично перезимовав на Новой Земле, описал и восточный ее берег до острова Пахтусова.

Циволька, Август Карлович (год рожд. неизвестен, умер в 1839 г.) — штурманский офицер, известный исследователь Новой Земли. Принимал участие в гидрографических работах на Новой Земле в экспедиции Пахтусова в 1832–1834 гг., а затем, по приглашению академика К. Бера, в 1837 году снова отправился на Новую Землю, где руководил исследовательскими работами. В 1838 году, в качестве начальника экспедиции, занимался обследованием Северного острова Новой Земли, но, не закончив работ, заболел во время зимовки цынгой и скончался 28 марта 1839 года.

76.

Ф. Ф. Врангель. Отрывки из биографии Степана Осиповича Макарова. «Морской Сборник», 1913, № 2.

77.

Центральный государственный военно-морской архив, фонд Макарова, дело 417.

78.

А. Лурье. С. О. Макаров. Воениздат, 1940, стр 180.

79.

Ревель — ныне Таллин, столица Эстонской ССР.

80.

Васильев, Михаил Петрович (1857–1904). Верный помощник и друг адмирала Макарова, участник многих плаваний Макарова; бывший командир «Ермака». В 1904 году Васильев отправился на Дальний Восток вместе с Макаровым в качестве его флаг-офицера. Произведенный в марте 1904 года в капитаны первого ранга, Васильев был назначен командиром эскадренного броненосца «Цесаревич». Но не успев еще вступить в новую должность, погиб вместе с адмиралом на «Петропавловске».

81.

Крен — наклон корпуса корабля на тот или другой борт. Диферент — разность углубления носа и кормы судна.

82.

Узел — единица скорости корабля, численно равная морской миле —1,87 км/час.

83.

Основные показатели «Ермака», по сложности своего устройства, не уступавшего броненосцу, таковы: водоизмещение 6000 тонн (при 1800 тоннах угля); длина 105 метров, наибольшая ширина 22 метра, высота от киля до палубы 9 метров, осадка 6½ метров, ход 15,9 узла. Число индикаторных сил — 11247.

84.

Эта камера устроена так, что движение воды в ней задерживается узкой горловиной, соединяющей две бортовые цистерны. При качке вода из одной цистерны устремляется в другую, но не успевает проскочить через горловину и тем самым уравновешивает размахи корабля.

85.

Ныне мост лейтенанта Шмидта.

86.

Толль, Эдуард Васильевич (1858–1902). Известный русский полярный путешественник и геолог. Совершил ряд путешествий на Новосибирские острова и в область реки Яны, откуда вывез богатейшие коллекции и где произвел ценные наблюдения по географии и геологии, во многом выяснив природу Ледникового периода. Принимал участие в первом пробном плавании в Арктику на «Ермаке» с Макаровым. Проникшись убеждением, что севернее Новосибирских островов расположена неоткрытая еще никем Земля Санникова, Толль добился посылки в район этой неведомой территории экспедиции и стал во главе ее. В мае 1900 года судно «Заря» покинуло Петербург. Все члены экспедиции осенью 1902 года возвратились обратно, сам же Толль с одним из членов экспедиции астрономом Зебергом и двумя спутниками погиб при попытке достичь пешком Земли Санникова. Впоследствии Земля Санникова так и не была обнаружена. Когда было решено послать на поиски исчезнувших путешественников экспедицию, Макаров предложил отправить для этой цели ледокол «Ермак».

87.

Чернышев, Феодосий Николаевич (1856–1914), выдающийся русский геолог и палеонтолог, особенно известный своими исследованиями на Урале и на Севере России. В 1895 году Чернышев состоял во главе экспедиции на Новую Землю. В 1899–1902 гг. был начальником экспедиции по русско-шведскому градусному измерению на Шпицбергене. В этой экспедиции русскими была построена и оборудована в Тронзунде магнитометеорологическая обсерватория, работавшая в течение зимы 1899–1900 г.

88.

ЦГВМА, фонд Макарова, дело № 1–2.

89.

Макаров впервые в научных целях использовал только что появившийся тогда съемочный киноаппарат. С его помощью он получил точную регистрацию движения ледокола при проходе через торос. Заснятый во время экспедиции киноматериал Макаров передал А. Н. Крылову для изучения степени сопротивления торосов пробивающемуся через них ледоколу.

90.

Фут — 31 сантиметр.

91.

ЦГВМА, фонд Макарова, дело № 63.

92.

ЦГВМА, фонд Макарова, дело № 2.

93.

В создавшейся после возвращения «Ермака» из полярного плавания атмосфере травли и недоброжелательства Макаров не нашел в Петербурге издателя для своей книги. Он вынужден был издать ее за свой счет в количестве всего лишь двух тысяч экземпляров.

94.

Отéль (фр.) — гостиница.

95.

«Изобретение радио А. С. Поповым». Сборник документов и материалов. Изд. Академии наук, 1945.

96.

29 Июня 1902 года в Кронштадт прибыл итальянский крейсер, в числе его офицеров был Г. Маркони. По существующему морскому обычаю Макаров пригласил итальянских гостей к себе на обед.

Маркони, сидевший за столом рядом с адъютантом Макарова В. Семеновым, настойчиво расспрашивал о Попове и его изобретении.

Позже стало известным, что Маркони предлагал морскому ведомству купить у него патент на радио. Макаров, узнав об этом, категорически протестовал против приобретения патента у Маркони, указывая на то, что радио изобретено А. С. Поповым и нет никакой необходимости и смысла покупать русское изобретение у иностранца.

Макаров считал гениальный научный подвиг А. С. Попова величайшим открытием века. Он сразу же оценил значение радио и всемерно способствовал его развитию.

30 Июля 1902 года в газете «Русские ведомости» появилось такое сообщение: «Главным командиром Кронштадта С. О. Макаровым разрабатывается проект новой организации беспроволочного телеграфа на судах флота». Однако этот проект осуществить Макарову не удалось — министерство не отпустило денег. Не дали денег Макарову даже на то, чтобы оборудовать радиоустановку на «Ермаке», хотя для этого требовались очень незначительные затраты.

97.

Нерва — остров в Финском заливе.

98.

Югорский Шар — пролив, разделяющий северный и южный острова Новой Земли.

99.

А. Лурье. «Новое об адмирале Макарове». Журн. «3намя», август-сентябрь, 1946.

100.

Станция — стоянка корабля на время, необходимое для того, чтобы произвести измерения, опустить и поднять тралы, и т. п.

101.

Перлинь — трос толщиной от восьми до двенадцати сантиметров.

102.

Брашпиль — горизонтальный ворот, установленный в носовой части корабля для подъема якоря.

103.

Перед отходом «Ермака» в плавание Лизунов, лежавший в беспомощном состоянии в больнице в Тромсе, не желая умирать на чужбине, просил, чтобы его взяли с собой: «Я хочу умереть среди своих», — заявил он. Макаров исполнил «последнюю просьбу» умирающего, и тем спас его.

104.

ЦГВМА, фонд Макарова, дело № 69, книга 4.

105.

Декретом от 15 июля 1926 года Земля Франца-Иосифа включена в состав Советского Союза.

106.

В 1894–1897 гг. здесь работала английская экспедиция под начальством Фредерика Джексона. Ее целью было всестороннее знакомство с архипелагом.

107.

Фирн — плотный, слежавшийся снег.

108.

Уголь, заботливо оставленный Макаровым на случай, если он понадобится терпящим бедствие полярникам, был сожжен в 1903 году американской полярной экспедицией Фиала. Запасы топлива никто не пополнил, и поэтому экспедиция Г. Я. Седова, вынужденная в 1913 году зазимовать на Земле Франца-Иосифа, оказалась в очень тяжелом положении.

109.

С. О. Макаров и завоевание Арктики Дневник В. Н. Вебера. Изд Главсевморпути, 1943.

110.

Обширный научный материал, собранный экспедицией Макарова, был использован как участниками экспедиции, так и отдельными специалистами в целом ряде работ. Во время плавания работы велись по девяти разделам (топография, астрономия, метеорология, гидрология, геология, земной магнетизм, зоология, ботаника и почвоведение). Преждевременная, неожиданная смерть Макарова не позволила ему полностью обработать собранные лично им материалы по гидрологии. Материалы экспедиции были обширны, одних глубоководных исследований было сделано 107.

111.

Академик А. Н. Крылов в статье, посвященной Макарову (Известия Военно-морской академии им. Ворошилова, выпуск 2, 1939), замечает, что при сооружении «Ермака» Макарову пришлось вынести едва ли не самую сильную, упорную борьбу из всех, которые ему приходилось вести за свои изобретения и за все новшества, которые он предлагал на пользу военного флота.

112.

Проф. Н. Н. Зубов. Русские в Арктике. Изд. ЦО «Правды», 1948.

113.

Драгомиров, Михаил Иванович (1830–1905), генерал, выдающийся русский военный деятель и военный писатель. Тяжело раненный в ногу во время турецкой войны в 1877 году, принужден был оставить действующую армию. С 1878 года начальник академии Генерального штаба. Из его многочисленных работ наиболее известны «Очерки австро-прусской войны 1866 года» и «Опыт руководства для подготовки частей к бою» (1885 год).

114.

История ВКП(б) Краткий курс, Госполитиздат, М., 1946, стр. 52.

115.

В. И. Ленин. Соч., изд. 4-е, т. 4, стр. 347.

116.

В 1903 году три громадных по тому времени корабля, по 15000 т водоизмещением каждый, были готовы и вступили в строй японского флота.

117.

История ВКП(б) Краткий курс Госполитиздат, 1946, стр 52.

118.

История ВКП (б) Краткий курс. Госполитиздат 1946. стр 53.

119.

История ВКП(б). Краткий курс. Госполитиздат, 1946 г., стр. 53.

120.

История ВКП(б). Краткий курс. Госполитиздат, 1946 г., стр. 53.

121.

В. И. Ленин. Соч. изд. 4-е, т. 8, стр. 37.

122.

ЦГВМА. Фонд Макарова. Дело № 138.

123.

Морской сборник. 1913. № 10.

124.

Брандер — судно, которое затопляют с целью заградить им вход или выход из порта.

125.

Агапеев, Александр Петрович (1868–1904), профессор академии Генерального штаба, полковник, один из наиболее образованных и доблестных сподвижников адмирала Макарова во время его пребывания в Порт-Артуре. Агапеев занимал должность начальника военного отдела штаба Макарова и погиб вместе с ним на «Петропавловске». Агапеев был выдающимся знатоком военного дела и военной истории. Ему принадлежит ряд напечатанных работ: «Арколе», «Война наверняка», «История развития стратегии и тактики наемных и постоянных армий новых государств» и др. Его правдивые и талантливые письма из Порт-Артура, опубликованные в «Варшавском дневнике», представляют ценный материал к истории русско-японской войны. В Порт-Артур Агапеев отправился по приглашению Макарова добровольно.

126.

Так звали, морского министра адмирала Авелана.

127.

Это письмо, приведено в статье А. Лурье «Новое об адмирале Макарове». Журнал «Знамя», 1946 г. август-сентябрь.

128.

При осаде Порт-Артура замечание Макарова полностью подтвердилось. Будь в Киньчжоу тяжелые орудия, позиция не перешла бы так легко в руки японцев, как это произошло.

129.

Точно установить имена героев, потопивших миноносец «Стерегущий», не удалось. С большой долей вероятности предполагают, что это были трюмный машинист Новиков и машинный квартирмейстер Иван Бухарев.

130.

До русско-японской войны артиллерия стреляла только прямой наводкой по видимой от орудия цели. Стрельба по закрытой, невидимой цели, так же как и стрельба по квадратам была изобретена русскими полевыми артиллеристами, но очень скоро стала достоянием японской армии и флота.

131.

Непроницаемая для воды большая камера, применяемая для работ по ремонту подводной части корабля.

132.

ЦГВМА. Фонд Макарова, дело № 185, I папка. Личная переписка К. Н. Макаровой.

133.

Стессель, как выяснилось после окончания русско-японской войны, был предателем.

134.

Генерал Р. И. Кондратенко погиб в декабре 1904 г. в бою при отражении одного из штурмов Порт-Артура японцами.

135.

Верещагин, Василий Васильевич (1842–1904), художник-баталист, погибший вместе с Макаровым на «Петропавловске». В отличие от других баталистов Верещагин на своих полотнах изображал не эффектные картины сражений с лежащими на переднем плане в живописных позах убитыми и ранеными, а войну во всей ее неприкрашенности и ужасе. Питая отвращение к войне, Верещагин являлся энергичным борцом за мир, за гуманное отношение к человеку, он старался своими картинами широко популяризировать идею мира… В серии картин из эпохи завоевания англичанами Индии, он показал зверскую расправу колонизаторов над восставшими туземными войсками — сипаями. Много картин Верещагина посвящено русско-турецкой войне 1877–1878 гг., среднеазиатским походам русских войск, но особой популярностью пользуются его картины из времен Отечественной войны 1812 года. Верещагин много путешествовал. Он лично участвовал во многих сражениях и несколько раз был ранен.

136.

A. Немитц. Очерк морских операций русско-японской войны. Морской сборник, 1912, № 9.

137.

Характер сообщений береговых наблюдений отличался полной определенностью, в них было сказано, что замеченные силуэты похожи на миноносцы, которые находятся все на одном месте.

138.

Митральеза — многоствольная скорострельная мелкокалиберная пушка, стреляющая картечью — предшественница современного пулемета.

139.

В честь героев «Страшного» впоследствии корабли русского военного флота были названы их именами: «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Дмитриев».

140.

Эскадренный броненосец «Петропавловск», водоизмещением в 10960 тонн был построен в 1894 году в Петербурге. Его вооружение составляли 57 орудий, из которых четырехдюймовых и двенадцать 6-дюймовых. Ходил броненосец со скоростью семнадцати узлов. Одного типа с ним были броненосцы «Полтава» и «Севастополь». Девять лет спустя после гибели броненосца, в июне 1913 года в каютах кормовой части «Петропавловска» водолазами были обнаружены шесть трупов офицеров, одного удалось опознать. То был труп контр-адмирала Моласа, начальника штаба Макарова. Вице-адмирал Яковлев, бывший в момент гибели «Петропавловска» его командиром, присутствовал на торжественных похоронах погибших моряков в качестве представителя от России.

141.

Из воспоминаний корреспондента Ольгинского.

142.

В ту пору подводные лодки только начинали появляться на вооружении флотов.

143.

Временно командовавший Порт-артурской эскадрой, после гибели Макарова, адмирал Витгефт доносил: «В районе 10 миль мины ежедневно взрываются на всех направлениях… Все судовые паровые катера, землесосы ежедневно тралят. Уничтожено более 50 тралов, один землесос взорван; вылавливаем скоро вторую сотню мин».

144.

Так назывались несколько мин, соединенных между собою цепями.

145.

В декабре 1948 года советская общественность торжественно отметила столетие со дня рождения Степана Осиповича Макарова. Это событие было ознаменовано присвоением Высшему арктическому морскому училищу имени адмирала С. О. Макарова, постановлением об установке на доме, где жил Макаров в Ленинграде, мемориальной доски, выпуском серии почтовых марок с изображением С. О. Макарова и переизданием некоторых его трудов.