Сердце, в котором живет страх. Стивен Кинг: жизнь и творчество.

* * *

Осень 2007 года выдалась богатой на события: в ноябре на экраны вышел фильм «Мгла», снятый по мотивам повести «Туман» из сборника «Команда скелетов». Сценаристом и режиссером картины снова стал Фрэнк Дэрабонт, которому Стив всецело доверял.

Если верить оригинальной аннотации к сборнику 1985 года, Стив написал эту повесть еще в 1976-м. Они тогда жили в Бриджтоне и как-то раз, во время похода в супермаркет за разными мелочами для Тэбби, писателя посетила муза — как обычно, без предупреждения. Они с Джо уже направлялись к кассам, когда Стив вдруг поднял глаза и обратил внимание на фасад здания, сделанный из цельной стеклянной панели… Заметил и тут же подумал: «А что, если в стекло станут биться гигантские насекомые?» Не тратя времени зря, он тем же вечером с головой ушел в работу.

Как обычно, инстинкт писателя не подвел Кинга: повесть появилась на страницах сборника «Темные силы» — книги под редакцией Кирби Маккоули, его тогдашнего агента.

В процессе работы над сценарием Фрэнк Дэрабонт переделал концовку, убрав элемент недосказанности, присутствовавший в повести. И, как ни странно, Стив, который обычно терпеть не мог, когда коверкают его сюжеты, ничего не имел против — более того, он посчитал, что картина лишь выиграет от новой концовки.

«Концовка меня потрясла, но еще и слегка покоробила, — признался Кинг. — При том что я с самого начала знал, чего ожидать — еще с просмотра черновой монтажной версии, — все равно не выдержал и поморщился. И только на второй раз свыкся с мыслью, что именно этот вариант — самый правдоподобный и, видимо, единственно верный. Режиссерский выбор наиболее точно соответствует атмосфере картины, в созданном мной мире история просто не могла закончиться иначе».

Опубликованный в январе 2008 года роман «Дьюма-Ки» стал очередной экспериментальной площадкой писателя. Он поставил перед собой сложнейшую задачу: действие книги происходит во Флориде и Миннесоте, это история разведенного мужчины, который теряет руку (а чуть позже — и жену) из-за трагического происшествия на стройке и, увлекшись рисованием, обнаруживает у себя редкий талант художника, — все эти подробности не имели ни малейшего отношения к личному опыту Стива…

«Я люблю искусство, но художник из меня никакой, я даже кошку, и ту не нарисую, — сокрушался он. — Поэтому я взял свое отношение к писательскому мастерству и отразил его на страницах романа о художнике. В конце концов, хватит с меня персонажей-писателей — сколько можно о них писать? Надоело!».

На этот раз вдохновение для романа снизошло на него во время ежедневной прогулки. «Я шагал вдоль заброшенной дороги — сами понимаете, после аварии я выбираю только глухие тропинки, — и тут мне на глаза попался знак „Осторожно: дети!“. Я подумал: что это за дети такие, которых стоит опасаться, — и почему-то представил себе двух мертвых девочек».

Несмотря на благосклонность критиков и тот факт, что «Дьюма-Ки» в первую же неделю обосновалась на верхних позициях в рейтингах, Стив чувствовал, что он больше не король бестселлеров, времена единоличного царствования прошли. Имя Кинга часто упоминалось рядом с именами Тома Клэнси и Джона Гришэма, вот только армия его поклонников таяла, а продажи падали — причем куда стремительней, чем у вышеупомянутых конкурентов, — с каждой попыткой писателя сойти с проторенной дорожки хоррора, приведшей его к славе. К примеру, первый тираж «Истории Лизи» составил один миллион сто тысяч экземпляров — сравните с трехмиллионным общим тиражом «Безнадеги» и «Регуляторов». К тому же время не стояло на месте: со времен публикации «Кэрри» издательский бизнес постоянно менялся, а параллельно с ним менялся и общий процент читающего населения.

«В итоге всегда все решали продажи, — говорит Стив. — Взять, к примеру, того же Гришэма: он меня обгоняет в четыре раза, но меня это больше не тревожит. Смотрю я в список бестселлеров „Нью-Йорк таймс“ и спрашиваю себя: „Ты готов надрывать задницу ради соседней строчки с Даниэлой Стил, Дэвидом Балдаччи и книгами о втором рождении?“».

Пускай Кинг до сих пор и сожалеет о сделанном в 1985 году опрометчивом заявлении: «Я литературный аналог „биг-мака“ и картошки фри», — но необходимости оправдываться больше не чувствует. «Ну да, ляпнул не подумав. Так ведь до сих пор расплачиваюсь… — вздыхает Стив. — Я-то имел в виду, что у меня хороший вкус и мои книги легко усваиваются, однако однообразная диета от Стивена Кинга явно не способствует здоровью».

«Поп-культура и популярная литература — его стихия, — говорит Джордж Маклауд. — В них он черпает силы и вдохновение, и вряд ли это когда-нибудь изменится».

Теперь, когда прошло более тридцати пяти лет со дня издания первой книги Стива, его произведения читают во всем мире, а сам он наконец-то признал, что не может не писать, логично было бы предположить, что Стивен Кинг, с его-то опытом, сумел упорядочить свою творческую жизнь и та вошла в спокойное русло. Однако сам он утверждает, что с годами мало что изменилось: он просто нажимает на нужные кнопки, и работа потихоньку продвигается. И еще Стив обнаружил в себе первооткрывателя: именно стремление постоянно что-то узнавать и пробовать толкает его на новые эксперименты.

Он признает, что с годами ему все труднее вести колонку в «Энтертейнмент уикли»: «Я слишком многого требую: с одной стороны, для меня важно высокое качество, с другой — импровизация и непринужденный тон. К сожалению, иногда приходится чем-то жертвовать».

Кинг не раз говорил: «Развивайся — или умрешь. И если уж каким-то ветром тебя занесло на танцпол, в первый и последний раз в жизни, не стоит ограничиваться простеньким „раз-два-три“». С таким вот подходом Стив, в соавторстве с Джоном Мелленкампом, взялся за создание мюзикла «Братья-призраки из страны Тьмы». Прежде чем выставить свое детище на суд публики и выпустить на Бродвее, авторы устраивают пробные чтения во время встреч с читателями и на мастер-классах.

А началось все с того, что Мелленкамп подошел к Стиву и предложил поработать над мюзиклом в стиле пятидесятых годов. В основу сюжета легла реальная история любви двух братьев к одной девушке. Один брат случайно стреляет в другого и смертельно его ранит, и девушка с виновным братом везут раненого в больницу. Они спешат, надеясь его спасти; машина слетает с дороги, на огромной скорости врезается в дерево, и оба гибнут. Мелленкамп предложил написать музыку при условии, что Кинг займется сценарием. Что характерно, Стиву идея понравилась: он сел и в своем фирменном стиле выдал на-гора либретто на шестидесяти семи страницах.

«Можно сказать, Джон обратился ко мне в подходящее время, — объяснил писатель. — Он много лет занимается своим делом, я много лет занимаюсь своим. Он старался, чтобы музыка получилась свежей, и экспериментировал с разными вещами и форматами».

Они моментально нашли общий язык: писатель и композитор чудесно поладили. «Обожаю Стива, он оказался совсем не таким, как все его представляют, — говорил Мелленкамп, — и у нас с ним много общего. Он живет в глуши. Я живу в глуши. Он не любит толпу, и я тоже. Этакая парочка асоциальных типов, и к тому же мы оба большие любители потрепаться».

Кинг продолжал раздвигать горизонты и осваивать новые территории, но кое-куда — например, в режиссуру — предпочитал второй раз не соваться, наученный горьким опытом. И все-таки искушение было велико: он время от времени подумывал о съемках собственного фильма. «Мой девиз: никогда не говори „никогда“. Наверное, стоит попробовать себя в роли трезвого режиссера и посмотреть, что из этого получится. Но пока я еще не выжил из ума, чтобы снова ввязываться в подобную авантюру».

Стив не раз говорил, что пишет о вещах, которых больше всего боится, таких как крысы и самолеты, однако есть одна особая (точнее, особо жуткая) тема, которая воплощает его самый сильный и потаенный страх, или, скорее, фобию, и он никак не наберется смелости, чтобы выплеснуть ее на бумагу. «Я хочу написать о пауках, потому что их боятся почти все. Лично я не могу себе представить ничего более жуткого, более отвратительного, чем пауки».

Сегодня работа — единственный его наркотик, она заполнила вакуум, образовавшийся, когда Кинг отказался от дурных привычек… более того, если он перестает писать, у него начинается что-то вроде ломки.

Он по-прежнему курит, хотя и сократил количество сигарет до трех штук в день. Он бросил пить, больше не нюхает кокаин, не принимает сильнодействующих болеутоляющих и не признает изменяющих сознание веществ, раз и навсегда сказав «нет» наркотикам.

«Теперь я не такой злой, как раньше, ведь мне уже не двадцать пять, — вздыхает Стив. — Мне шестьдесят, и это не дает расслабиться».

У обеих его благотворительных организаций: Фонда Стивена и Табиты Кинг и фонда «Небеса», — дела идут хорошо. «Стив верующий человек, и в отличие от меня верит, что каждому воздастся по делам его, — говорит Тэбби. — А я просто верю, что с собой на тот свет богатство не заберешь, вот мы и пускаем деньги на благое дело — столько, сколько можем. Мы рады помочь людям, и с удовольствием делали бы больше. Иногда возникает чувство, что наша помощь — лишь капля в бескрайнем море».

«Отдавай десять центов с каждого заработанного доллара, потому что иначе их отберет правительство, — делится своей философией Кинг. — Если кажется, что тебе это не по карману, просто взгляни на налоги, которые ты платишь за каждый галлон бензина».

«Стив сделал невероятную карьеру, — радуется задруга Тони Мэджистрейл. — У него есть деньги, есть народное признание; единственное, чего ему не хватает, это чтобы люди относились к нему как к серьезному автору, а не как к какому-то писаке».

Впрочем, даже отношение публики изменилось со времен первой публикации в «Нью-йоркере». Иногда кажется, что Стива расстраивают эти перемены. «Меня спрашивают, когда я напишу что-то серьезное, но подобные вопросы задевают за живое, — сетует он. — Они не понимают, что это все равно что подойти к человеку на улице и спросить, каково ему быть ниггером. А я в таких случаях отвечаю, что я всегда серьезен, каждый раз, когда сажусь за пишущую машинку. Я лет двадцать привыкал к этому дурацкому вопросу, стараясь не стыдиться собственных книг. Разумеется, всегда существует рынок для дерьмовых книжонок. Стоит лишь взглянуть на Джеффри Арчера! Пишет как в воду пердит».

И только одна вещь не изменилась: Кинг по-прежнему не понимает, откуда такой интерес к его личной жизни.

«Мне кажется, все мы чувствуем нечто похожее, — размышляет Ридли Пирсон. — В конце концов, большую часть времени писатель проводит в своем укромном уголке за клавиатурой, и в этом нет ровным счетом ничего интересного. И Стив такой же, он никогда не был зациклен на себе».

Может, Кинг и не зациклен на себе, зато определенно зациклен на успехе своих книг.

«Да, его книги уже тридцать шесть раз занимали первую строчку рейтинга — ну и что? Стиву все равно мало: он хочет, чтобы каждая его публикация взрывала рейтинг, — говорит Пирсон. — И не видит в этом ничего особенного. Он вообще считает себя обычным парнем: на его взгляд, вокруг полно гораздо более интересных людей, чем он».

Кстати, Стивен Кинг уже трижды успел стать дедушкой! У Джо и Леоноры родились три сына: Этан, Эйден и Райан.

В ноябре 2008 года Стив порадовал поклонников новым сборником рассказов «После заката», хотя оригинальное название было другим — «Противоестественные отношения».

«Ужасы всегда завораживают людей, — говорит писатель. — Пешеходы на улице забывают про свои дела и остаются поглазеть на аварию. В этом вся суть».

С годами он все чаще испытывает желание скрыться от поклонников, сказать, что с кем-то перепутали, когда люди его узнают. «День, когда я начну стесняться своей индивидуальности, когда скажу, что я — это не я, станет моим последним днем в литературе. Закрою лавочку, выключу компьютер и больше не напишу ни слова. Потому что, когда за возможность заниматься любимым делом приходится платить потерей индивидуальности, пора сказать „стоп“».

Как всегда, первым делом я должна поблагодарить Скотта Менделя, за то, что он сопровождал эту книгу в ее нелегком пути через полосу препятствий.

Следующий на очереди Питер Джозеф, который отредактировал эту книгу и внес несколько ценных советов и предложений, именно они помогли мне заглянуть в душу писателя.

Опять же спасибо фонотиписту Поле Хэнкок за помощь в расшифровке долгих часов записей.

Специалисту по генеалогии Маргарет Дьюб из Общества национального наследия в городе Киттери, штат Мэн, которая раскопала удивительные подробности о любимом штате Стива и Тэбби.

Спасибо друзьям, знакомым, деловым партнерам и другим людям, имеющим отношение к Стивену Кингу, — всем, кто поделился историями и забавными случаями из жизни, в том числе Дэйву Бэрри, Джорджу Бему, Майклу Коллингзу, Кэти Кеймен Голдмарк, Рику Хотале, Питеру Хиггинсу, Джонатану Дженкинсу, Джеку Кетчаму, Ричарду Кобритцу, Джорджу Маклауду, Энтони Мэджистрейлу, Ридли Пирсону, Отто Пенцлеру, Сэнди Фиппену, Лью Пьюринтону, Джеймсу Реннеру, Сэмюэлю Шуману, Стивену Спиньези, Беву Винсенту, Стэнли Вайатеру и Наю Уилдену.

Особая благодарность друзьям за то, что умудрялись общаться со мной, пока я волновалась из-за сроков сдачи материала: Тиму Эйшу, Лесли Кэпьюто, Бобу Диприту, Доку и Нэнси Джероу, Дину Холлатцу, Эду Ливитту, Дону Маккиббину, Спрингу Роумеру, Полу и Кэри Роуз, а также Энди и Донне Вайнопл.