Аватары Шамбалы.

Таинственные вехи.

НАЧАЛО МИССИИ.

Духовно-телепатическое общение с Учителями открыло Николаю Константиновичу и Елене Ивановне уникальные возможности познания духовного плана бытия. Если первые знания об этом мире Рерихи почерпнули, как и обычные люди, из книг по эзотерике, то общение с Махатмами открыло им новую страницу в познании Тонкого мира. Впоследствии это познание перешло на новый уровень и теоретические знания дополнились практическим овладением высшими духовно-психическими способностями, свойственными всем сотрудникам Белого Братства.

Установлению постоянного сознательного общения с Учителями способствовали не только озарения, пророческие сны и видения, отражавшиеся в художественном и литературном творчестве Н. К. Рериха, но и непосредственные встречи Рерихов с их духовными Руководителями. Эти встречи происходили как на Тонком, так и на земном плане бытия. В письме одной из своих корреспонденток Е. И. Рерих писала:

«Если скажу — мы видели Великих Учителей не только в Их тонком теле, но и в физическом — то поверите ли мне? Если скажу, что храним переданные нам священные предметы, которые по древнейшим преданиям появляются, как символы и вехи, у преддверия новой эпохи, — поверите ли мне? Если скажу, что вся наша жизнь наполнена чудесами и что сознанием живем в двух мирах; если скажу, что, кроме даваемого Океана Учения, имеются еще десятки тетрадей с записями Огненного опыта — то поверите ли мне? А ведь это все так и есть!» (из письма Е. И. Рерих от 24.05.38).

НАЧАЛО МИССИИ. Таинственные вехи. «ПУТЬ ЧЕТВЕРЫХ НА ВОСТОК». Глава 6. РАБОТА БРАТСТВА. Аватары Шамбалы.

Учитель Мория.

В духовной биографии Н. К. Рериха П. Ф. Беликов рассказывает об одном из особенно необычных случаев, произошедших в жизни Е. И. Рерих: «Примерно между 1907 и 1909 гг. Е. И. [Рерих] имела видение, потрясшее все ее существо. Вечером она осталась одна (Н. К. [Рерих] был на каком-то совещании) и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру Человека с необыкновенно красивым лицом. Все было насыщено такими сильными вибрациями, что первой мыслью Е. И. была мысль о смерти. Она подумала о маленьких детях, которые спали рядом в комнате, о том, что перед смертью не успела сделать нужных распоряжений. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым ощущением — Присутствием Высшей Силы. Так состоялось Посещение Учителем Елены Ивановны, которое, несомненно, многое для нее открыло» (77. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. С. 91).

Подобные феномены происходили в жизни Рерихов не однажды. Разумеется, целью их было отнюдь не стремление Учителей поразить воображение своих будущих сотрудников. Назначение подобных явлений состояло прежде всего в том, чтобы познакомить будущих соавторов философского учения Махатм с действиями энергий и сил высших планов бытия, а также с законами существования материи иных измерений.

Говоря о необычных явлениях, происходивших с Н. К. и Е. И. Рерихами в ходе их знакомства с законами Тонкого мира, П. Ф. Беликов приводит в своей работе обращенный непосредственно к Рерихам фрагмент текста из книги «Знаки Агни Йоги»: «Сначала вам были явлены грубоматериальные законы.

Вы были участниками поднятия на воздух, производились опыты материализации и присылки предметов — все это не для увлечения, но для сурового познания. Затем вам был представлен астральный мир, но не для погружения в него. Расширяя сознание, вы получили возможность знать ауры и лики перевоплощений. Покончив с миром полуматериальным, мы перешли к космическому ясновидению и яснослышанию. Пользуясь открытыми центрами сестры Урусвати, можно было показать лучи разных качеств и строение тонких субстанций» («Знаки Агни Йоги», 401).

Неудивительно, что прошедшие уникальную школу познания мира духовной реальности Рерихи мечтали о личной встрече и постоянном общении с Учителями, о близком знакомстве с духовной культурой Востока. Все это привело их к мысли о необходимости поездки в Индию. Они собирались посетить Индию уже в 1920 году. В это время они жили в Лондоне, где проводились выставки картин Н. К. Рериха. Обстоятельства, однако, помешали их планам — как выяснилось впоследствии, к лучшему. Вместо Индии им пришлось в этом же, 1920 году поехать в Америку.

В США Рерихи попали не случайно, хотя сначала вовсе не планировали посещать эту страну. План духовно-просветительской деятельности, предложенной Махатмами Рерихам, состоял в широком культурном строительстве, которое семье Рерихов надлежало развернуть во многих странах мира, а также создании и передаче всему миру нового философского учения Махатм — Агни Йоги, или Живой Этики.

Будучи богатейшей страной мира, Америка уже тогда становилась законодательницей вкусов и общественно-культурных тенденций, впоследствии распространявшихся по всему миру. Именно в эту страну в свое время судьба привела Е. П. Блаватскую, С. Вивекананду и других мыслителей и духовных деятелей. Америка, которой в ближайшем будущем суждена была роль мирового лидера, стала оплотом и общественно-культурного движения, основанного Рерихами.

Целью просветительской деятельности Рерихов в США было заложение основ новой, подлинной культуры, которая должна была противостоять культуре массовой, складывающейся на Западе как раз в это время. О наступлении пресловутой массовой культуры и ее уже тогда тлетворном влиянии на сознание большинства людей ближайшая сотрудница Рерихов в Нью-Йорке З. Г. Фосдик записывала в своем дневнике: «Самое ужасное, что людям это нравится». В противовес пошлости и грубости, насаждаемым массовой культурой, Рерихи создавали в США культуру иную, истинную, духовную. Эту цель ставили перед ними и Учителя Шамбалы: «Создается новое мировоззрение. Целый ряд людей строят Новый мир». В 1922–1942 годах Рерихами были основаны несколько общественно-культурных организаций, осуществлявших самую широкую и разнообразную деятельность: Институт объединенных искусств (1921), Corona Mundy (лат. «Венец Мира», 1922), Музей им. Н. К. Рериха (1923), АРКА — Американо-Русская культурная ассоциация (1942) и несколько общественно-культурных организаций: Cor Ardens («Пылающее сердце» — содружество художников), Общество друзей Музея Рериха, Общество по изучению Агни Йоги и др. Кроме того, в Гималаях семьей Рерихов был основан уникальный по своей программе и местонахождению (гималайское высокогорье) научно-исследовательский институт «Урусвати» (1928).

Культурно-просветительская работа, развернутая Рерихами в этой стране, была столь широкой, а интерес общественности к ней столь сильным, что благодаря поддержке деловых кругов США Рерихам удалось собрать средства на проведение многолетней научной экспедиции по Индии, Тибету и другим странам Центрально-Азиатского региона.

Кроме того, начиная с 1921 года сначала вся семья Рерихов, а затем одна Е. И. Рерих начинают принимать от Учителя Мории тексты Агни Йоги, или Живой Этики. На основе этих текстов ими были составлены книги, вошедшие в серию учения Агни Йоги.

ВСТРЕЧИ С ЛЕГЕНДОЙ.

О том, как разворачивались наиболее необычные события в жизни Рерихов, включая их встречи с представителями Братства, П. Ф. Беликов пишет: «В Америке Рериху суждено было еще раз встретиться с Посланником Белого Братства. Это произошло в Чикаго. Встреча была непродолжительной и совсем неожиданной. Н. К. Рерих описал эту встречу в эссе «Вехи», ведя повествование так, как если бы речь шла не о нем самом, а о его друге. Как он пишет, его другу «… было указано открыть в одном городе просветительное учреждение. После всяких поисков возможностей к тому, он решил поговорить с одной особой, приехавшей в этот город. Она назначила ему увидеться утром в местном музее. Придя туда «в ожидании», мой друг заметил высокого человека, несколько раз обошедшего вокруг него. Затем незнакомец остановился рядом и сказал по поводу висевшего перед ним гобелена: «Они знали стиль жизни, а мы утеряли его». Мой друг ответил незнакомцу соответственно, а тот предложил ему сесть на ближайшую скамью и, положив палец на лоб (причем толпа посетителей — это был воскресный день — не обратила внимания на этот необычный жест), сказал: «Вы пришли сюда говорить об известном вам деле. Не говорите о нем. Еще в течение трех месяцев не может быть сделано ничего в этом направлении. Потом все придет к вам само». Затем незнакомец дал еще несколько важных советов и, не дожидаясь, быстро встал, приветливо.

Посылочный ящик, в котором Рерихам была доставлена в отель шкатулка с Камнем помахал рукой со словами «хорошего счастья» и вышел. Конечно, мой друг воспользовался его советом. Ничего не сказал о деле приехавшей затем знакомой, а через три месяца все совершилось, как было сказано. Мой друг и до сих пор не может понять, каким образом он не спросил имени чудесного незнакомца, о котором более никогда не слыхал и не встретил его. Но, именно, так и бывает» (Н. К. Рерих. Вехи).

Эта необычная встреча была не единственным случаем неожиданного участия представителей Белого Братства в деятельности Рерихов. Еще много раз Рерихам предстояло встретиться или каким-либо иным путем получить ценные советы и подсказки со стороны далекой гималайской Обители — причем такие советы, которые явно были основаны на предвидении событий будущего.

Живя в США, семья Рерихов не прекратила мечтать о поездке в Индию. Наладив работу созданных ими культурных учреждений, Рерихи оставили их на попечение своих сотрудников в Нью-Йорке и в мае 1923 года покинули Америку. Их путь лежал в Индию, но сначала им предстояло посетить Европу и получить визу на поездку в Индию, бывшую в то время колонией Великобритании.

После отъезда из Нью-Йорка Рерихи прибыли в Париж. Там, в том же 1923 году им предстояло получить от Махатм самый необычный дар, который только возможен в этом мире, — фрагмент знаменитого дара Ориона, Камня Чинтамани, который с древнейших времен посылался Учителями Шамбалы в мир, чтобы сопутствовать особо важным историческим событиям, связанным с духовной эволюцией целых стран и народов. Эту удивительную реликвию Рерихи получили самым, казалось бы, обычным способом — в гостиницу, в которой они остановились, им была доставлена посылка, в которой и находился Камень.

После поездок по странам Европы с целью укрепления культурных связей семья Рерихов, за исключением младшего сына, Святослава, которому предстояло закончить учебу, отправилась в Индию.

ВСТРЕЧА В ДАРДЖИЛИНГЕ.

Следующей вехой на пути сотрудничества Рерихов с Учителями стала — уже в Индии — их встреча с Махатмами М. и Джул-Кулом в Сиккиме[95], в городе Дарджилинге.

Как отмечает биограф семьи Рерихов Беликов, это событие «оказало на всех Рерихов огромное влияние. (…) сначала Рерихи намеревались посетить Адьяр и наладить связи с теософским движением. Но по приезде в Индию они изменили свое решение и поехали в Сикким. В Сиккиме состоялась встреча с Учителем и сопровождавшим Его Джул-Кулом. Произошла она в окрестностях Дарджилинга, в храме, с которого сделана фотография. Место это довольно людное. О самой встрече мы находим следующие подробности в «Надземном»: «Мы не уходим из жизни, когда Мы появлялись, Мы не отличались от остальных обывателей. Вы сами можете свидетельствовать, что Джул-Кул, когда появился встретить Вас, не отличался от лам. Урусвати немедленно почуяла необычность, но явление могло быть отнесено и к настоятелю монастыря. Так и все Собратья и сотрудники несут обычные земные облики. Но даже при условностях обликов сердечность будет сквозить и в каждом взгляде и улыбке. Можно назвать это качество сердечности и другим именем, более научным, но Мы желаем установить наиболее человеческий взгляд на Нашу Общину» («Надземное»).

По мнению П. Ф. Беликова, встреча с Учителями в Дарджилинге была знаменательна тем, что именно тогда Учителя дали своим сотрудникам поручение, касающееся России и Москвы. Поездка Рерихов в Москву в 1926 году стала конкретным выполнением ими одного из поручений Махатм. П. Ф. Беликов в своей работе пишет: «Если встречи с Посланниками Белого Братства в Лондоне, Нью-Йорке и Чикаго были неожиданными и кратковременными, то эта встреча была продолжительной и запланированной. При встрече в Дарджилинге были получены инструкции о том, что надлежит сделать в ближайшие годы по Плану Владык…» (П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. С. 260).

Вскоре после той встречи в Дарджилинге Рерихам пришлось наблюдать интересное явление — в небе над лагерем их экспедиции появился шаровидный летательный аппарат Шамбалы. О существовании таких аппаратов жители Тибета и Индии знали издавна, называя их «знаками Шамбалы». Это произошло 5 августа 1927 года.

Как отмечает П. Ф. Беликов, об этом случае Н. К. Рерих упомянул в своей книге «Алтай — Гималаи». Правда, фрагмент текста, в котором рассказывалось об этом, был пропущен при первом издании книги в России в советские времена. В этом фрагменте говорилось: «Пятого августа. Нечто очень замечательное. В десять с половиной утра над станом при чистом синем небе пролетел ярко-белый, сверкающий на солнце шаровидный аппарат. Семеро из лагеря наблюдали это необыкновенное явление. Направление — с северо-востока на юг. Энергия А. Брат Д. К. Замечательно!».

Как заключает П. Ф. Беликов, «упоминание о Джул-Куле показывает, что свидание с Ним уже состоялось и при этом было рассказано об энергиях, которые могли исходить из Братства» (П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии).

Многие члены экспедиции Рерихов видели в небе летательный аппарат Шамбалы. В нем находились Джул-Кул и еще один сотрудник Братства. Сотрудница Рерихов в Нью-Йорке З. Г. Фосдик со слов Е. И. Рерих так написала об этом случае в своем дневнике: «Е. И. (Рерих) говорила, что в аппарате Братства, который пролетел над ними, был Брат Джул-Кул с сотрудником в уплотненном астрале и летели они к Т[аши]-л[аме] упомянуть о них. И сотрудник должен был передать ему весть, а Брат Д[жул] К[ул] остался сторожить аппарат (овальной формы, как бы из алюминия), чтобы, если кто откроет их, уничтожить аппарат (Фосдик З. Г Мои Учителя. Запись от 23.08.28).