Галерея Боргезе.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Оплакивание Христа 1602. Холст, масло. 180x137.

Рубенс, чье имя неразрывно связано со стилем барокко, написал эту картину во время своего первого приезда в Рим. Он объединил здесь иконографию пьеты — плача Богоматери над Сыном — и положения во гроб.

Мария поддерживает умершего Христа, Его тело выглядит отяжелевшим, голова клонится к плечу. Вокруг стоят святые Иосиф Аримафейский, Иоанн Евангелист и Мария Магдалина. Почти натуралистически изображено тело Спасителя, остальные герои погружены в глубокие переживания. Напряженная атмосфера полотна создается и тесной постановкой фигур, как это часто бывало в барочном искусстве. Теме распятия Христа вторят рельефы на саркофаге со сценами жертвоприношения.

Колорит работы с ее тончайше выписанной человеческой плотью, яркими цветовыми пятнами, грозовым небом и освещенным передним планом рождает ощущение тревожное и вместе с тем возвышенное. В сочетании реализма с торжественным настроением изображенного сказалось влияние на Рубенса римских художников того времени и в первую очередь Караваджо.

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Оплакивание Христа 1602. Холст, масло. 180x137. Искусство XVIII века. Галерея Боргезе. Питер Пауль Рубенс (1577–1640) Оплакивание Христа 1602. Холст, масло. 180x137. Искусство XVIII века. Галерея Боргезе.