Галерея Дориа-Памфили Рим.

Диего де Сильва Веласкес (1599–1660) Портрет папы Иннокентия X. Около 1650. Холст, масло. 141x119.

Гордость галереи Дориа-Памфили — один из самых знаменитых в мировой живописи портретов кисти известнейшего испанского художника Диего де Сильва Веласкеса — «Портрет папы Иннокентия X». Некоторые посетители приходят сюда, чтобы полюбоваться именно этим произведением.

Джованни Батиста Памфили (1574–1655) стал кардиналом в 1629, а 16 сентября 1644 был избран на папский престол. Современники оставили воспоминания о его характере и антипатичном облике: холерик, раздражительный, грубый, высокого роста, тонкий, с красным лицом, строгим, острым, часто жестоким выражением глаз. Тем более парадоксальна притягательность портрета, подтверждающая магическое мастерство его автора. Переливы красного на шелке и бархате в контрасте с белым и прямоугольной золотой рамой кресла, конечно, воскрешают в памяти живописные шедевры Тициана и Веронезе, которыми восхищался Веласкес. Однако он строит свою симфонию цвета, в ней декоративность утонченно сочетается со смысловым подтекстом портретной характеристики.

После написания портрет был выставлен в Пантеоне и привел в восторг римскую публику. Сам папа, увидев его впервые, произнес слова, ставшие поговоркой: «Troppo vero» — «Слишком правдиво».

Красная феерия этого полотна контрастировала с монохромным темным портретом Андреа Дориа, когда оба шедевра соседствовали в одном помещении дворца, словно маркируя эпохи — Возрождения и барокко.

В XIX веке портрет поместили в малый кабинет галереи, где он и находится по сей день.

Диего де Сильва Веласкес (1599–1660) Портрет папы Иннокентия X. Около 1650. Холст, масло. 141x119. Живопись XVII века. Галерея Дориа-Памфили Рим. Диего де Сильва Веласкес (1599–1660) Портрет папы Иннокентия X. Около 1650. Холст, масло. 141x119. Живопись XVII века. Галерея Дориа-Памфили Рим.