Город-музей Помпеи.
Храм Аполлона. Вид на алтарь и подиум (южная часть храма).
Храм Аполлона находится на Via Marina, к северу от Базилики (с. 15), в западной части форума. До последней реставрации после 62 он часто перестраивался. Руины, которые можно видеть сегодня, относятся ко II веку до н. э.
Слева от ступеней, ведущих в храм, стоит ионическая колонна. На ранних набросках, сделанных сразу после того, как был обнаружен перистиль храма, видно, что навершием ей служили солнечные часы. Рядом с подножием лестницы находится большой алтарь из травертина, на котором высечено посвящение с именами четырех чиновников, участвовавших в возведении храма при Сулле (около 80 до н. э.).
Помимо принадлежностей для отправления культа самого Аполлона в перистиле храма найдены каменные чаши, алтари и статуи, предназначенные для поклонения другим божествам. Постаменты для этих скульптур находятся на тех же местах, на которых были возведены еще в древности, — напротив колоннады, но сами изваяния перемещены. Тем не менее на одном из постаментов можно видеть копию статуи Аполлона. Статуарная группа также включает в себя мраморную герму (четырехгранный столб, завершенный скульптурной головой) с юным Гермесом, облаченным в накидку. Он предстает в образе проводника душ, ушедших в загробный мир. В северной части перистиля — проход в помещение, в котором, по всей видимости, размещались смотрители храма.
Храм Аполлона возведен под небольшим углом к главной оси форума. Вероятно, это обусловлено расположением улицы, примыкающей с восточной стороны. Небольшая кривизна угла компенсирована утолщением пилонов, идущих с севера на юг вдоль стены, соседствующей с форумом. Первоначально пространство между пилонами было открытым, но позже между ними появились стены.
Около 10 до н. э. с восточной стороны воздвигли высокую стену, чтобы внутренняя обстановка храма не была видна жителям близлежащих домов.
Вход в храм открывается перистилем, обрамленным колоннадой. Она состоит из 48 туфовых колонн, покрытых штукатуркой в стуковой технике. Первоначально существовало два яруса колонн, правда, до наших дней остатки верхних галерей не дошли. Вполне вероятно, что второй ярус был разобран при реставрации после землетрясения в 62. Ионические капители колонн были превращены в коринфские посредством добавления лепнины. В антаблементе также появились дополнения — фриз с изображениями грифонов. После извержения эти нововведения оказались на земле.
Храм стоит на высоком фундаменте. К входу поднимается широкий марш лестницы. Коринфская колоннада перетекает в объем самого строения, окружая его целлу (главное помещение античного храма). Она декорирована полихромной мозаикой, состоящей из модулей зеленого и белого мрамора, а также сланца. Статуя Аполлона, которая должна была находиться в целле, не найдена. Все, что от нее осталось, — это постамент, расположенный возле задней стены целлы.
Декор стен храма и колоннады был выполнен в первом стиле. На стенах колоннады находились изображения, иллюстрировавшие сюжеты из «Илиады» Гомера — ссору между Ахиллесом и Агамемноном, посольство греков к Ахиллесу, похищение Палладиума.