Государственный музей Востока Москва.

Домик для сверчка. XVIII–XIX века. Тыква, рельеф, крышка — черепаховый панцырь, слоновая кость, резьба. Высота — 12.

Согласно китайским представлениям, одним из проявлений образа жизни настоящего интеллектуала было уединение в слиянии с природой. Тишину, которая окружала одиноко живущего благородного мужа, могли нарушать только звуки природы — пение птиц, шум ветра, стрекотание сверчка.

Чтобы иметь своего домашнего сверчка, делали специальный домик для него. Данный создан из сушеной тыквы, которую выращивали внутри глиняных горшочков с резным контррельефом. Горшочек надевался на завязь плода, и со временем поверхность созревающей тыквы воспринимала нанесенный контррельеф. После того как ягода созревала, горшочек разбивали, плод высушивали, вычищали внутренности от семечек, оформляли отверстие специальными кольцами и делали крышку.

На тыкве воспроизведены восемь бессмертных даоских гениев (ба сянь). Крышка для домика сделана из слоновой кости, в которую вставлена резная решетка из черепахового панциря. Даосизм и персонажи даоского пантеона привлекали внимание китайских интеллектуалов.

Домик для сверчка. XVIII–XIX века. Тыква, рельеф, крышка — черепаховый панцырь, слоновая кость, резьба. Высота — 12. Искусство Китая. Государственный музей Востока Москва.