Искусство движения. Уроки мастера.
Урок шестой. Часть вторая. КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ БЕДРОМ.
Лягте на правый бок и согните ноги в коленях, приняв удобную для вас позу. Немного полежите в таком положении, затем поднимите левое колено и, оторвав его от пола, притяните к себе. Совершите им небольшое круговое движение, поднимая возле себя и направляя вверх к потолку, при этом постепенно увеличивая радиус окружности. Обратите внимание на то, что некоторые из вас, как только отодвинули ногу чуть дальше от себя, перестали выполнять вращение. Невозможно описать круг, если вы заносите колено прямо над собой. Вы перестаете совершать нисходящие движения по прямой линии. Если вы хотите, чтобы у вас получился круг, вам необходимо задействовать собственные ресурсы, чтобы дальше описывать окружность. И есть один-единственный способ сделать это.
Удивительно, что вы его не видите. Каким угодно способом левым коленом выполните как можно большее вращение и задействуйте все, что вам для этого нужно. Не изменяя направления, двигайтесь в ту же сторону и замкните круг. Кстати, не бойтесь работать ступней. Колено при этом является наивысшей точкой. Это похоже на те движения, которые мы выполняли сначала локтем, а затем всей рукой целиком. Если левым бедром вы не достанете до пола с противоположной стороны, то у вас не получится круга. Другими словами, вам все еще необходимо задействовать другие части своего тела. Бедро должно поворачиваться в другую сторону и касаться пола. Но не ставьте ступни на пол. Просто немыслимо, как у людей могут быть такие скудные возможности! Как вы только жили все эти годы? Разве вы не знаете, что у вас имеются ноги, голова и есть руки? Так пора об этом узнать.
Не могли бы вы сделать это вращение равномерным? Вы сможете достать до любой точки, но только в том случае, если не будете напрягать спину. Двигайтесь медленно. Вы обнаружите, что вам нужно будет повернуться и изменить положение позвоночника в области между лопатками и грудной клеткой. У некоторых это место настолько окостеневшее и неразработанное, что у них и дальше не возникло бы мысли о том, что оно им необходимо.
Теперь остановитесь на минуту и подумайте, как вы выполняете движение. Подтяните, пожалуйста, левое колено из того положения, в котором оно находится сейчас и поворачивайте колени до тех пор, пока левая сторона бедра и нога не лягут на пол. Весь ваш организм должен сгруппироваться не известным вам ранее способом. Теперь тем же коленом начинайте выполнять круговое вращение, но в обратном направлении. Теперь вы можете видеть, что не совершите круг полностью, пока не дотронетесь до пола. Большой же круг вы могли бы описать лишь при условии, что ваш таз лежит на высокой подушке. Только тогда вы бы совершить более полный оборот. Продолжайте выполнять движение. Проследите за тем, какие части тела мешают вам делать его правильно.
Вытяните ноги и обратите внимание на разницу между одним тазобедренным суставом и другим. Теперь отметьте для себя, где проходит линия напряжения, объединяющая левый тазобедренный сустав с правой лопаткой. Можете ли вы, лежа на полу, почувствовать, что эта линия отличается от линии, связывающей правый тазобедренный сустав с левой лопаткой? Теперь перекатитесь, пожалуйста, на другую сторону, противоположную той, с которой вы перекатывались в последний раз, и встаньте. Пройдитесь и постарайтесь осмыслить свои ощущения в тазобедренном суставе, который работал так, как и должен работать тазобедренный сустав. Обратите внимание на разницу ощущений в левой и правой ногах и в левом и правом тазобедренных суставах. Остановитесь и начните вращать кулаком так, как вы уже это делали раньше. Сделайте несколько оборотов в одну сторону и несколько в другую и отметьте для себя, каким это движение стало теперь.
Что вы делаете левым тазобедренным суставом и левой ногой при выполнении этих движений? Лучше ли вам стали удаваться эти действия? Отличается ли круг, который вы описываете сейчас, от того, который вы делали прежде? Обратите внимание на плавность и непрерывность движения и проследите за действиями левого колена и левого тазобедренного сустава, позволяющими сделать его таковым. Теперь увеличьте скорость и посмотрите, та ли это скорость, что и раньше, или она немного возросла? Ба! Взгляните-ка! У всех вас средняя скорость заметно увеличилась! Смените сторону. Можете ли вы сохранять поверхностное дыхание? Остановитесь, пройдитесь и посмотрите, какая нога совершает большее движение. Необязательно, что это будет та нога, с которой мы работали, поскольку улучшения, произошедшие с одной ногой, позволяют лучше работать и другой. Правый тазобедренный сустав может препятствовать движениям левого и наоборот. И мало просто думать, поскольку вы можете запутаться. Задача состоит в том, чтобы вы следили за тем, что вы делаете. А сейчас сделайте несколько шагов задом наперед и посмотрите, какая нога ступает лучше. Теперь пройдитесь вперед.
Остановитесь и сделайте следующее: отодвиньте правую ногу вправо, поднимите ее и сделайте еще больший шаг вправо. Далее перенесите левую ногу к правой и затем расставьте ноги в стороны, используя левую ногу. Расставьте ноги еще больше и проделайте те же действия правой ногой. Продолжайте выполнять движения и затем обеими ногами сделайте максимально большие шаги. Есть ли разница между одной ногой и другой? Теперь поставьте ноги рядом, затем левой ногой сделайте большой шаг в сторону, тут же большим шагом вернитесь вправо и составьте ноги вместе. Затем сделайте максимально большой шаг влево и вновь соедините ноги. Проследите, какая нога является ведущей, какая меньше напряжена, проворнее выполняет то, что вы хотите, и, значит, движется от бедра.
Лягте, пожалуйста, на пол, на левый бок и, не совершая никаких движений, представьте, как вы будете исследовать пол левой рукой, описывая ею вокруг себя большую окружность, как вы это делали раньше. Подумайте, куда вы повернете руку и как она пройдет под головой и под туловищем. Постарайтесь, чтобы ваше воображение было приближено к вашим реальным ощущениям, и затем измените направление мысли. Проверьте и определите для себя, достигли ли вы еще больших улучшений. Теперь совершите, пожалуйста, три полных круговых движения коленом. Выполняя вращение, определите, что происходит с позвоночником между лопатками и верхней и нижней частью грудной клетки. Обычно вы так не двигаетесь. Теперь совершите три круговых движения в другую сторону. Затем выполните один оборот правой ногой и один левой таким образом, чтобы, не прерываясь, переключиться с одной ноги на другую.
Продолжайте выполнять по два полных оборота правой ногой и по два левой. С какой стороны вам легче выполнять движения? Теперь смените направление движения и начните отводить колено от себя. В позвоночнике тут же происходят изменения. Если вы станете двигаться быстрее, то круга у вас не получится. Сделайте два оборота, но теперь ступня пусть идет вверх, а колени выпрямятся. Двигайте ступней, чтобы получился замкнутый круг. Выполните полный оборот левой ступней и один еще больший оборот в том же направлении. Затем смените ногу. Медленно выполняя круговые движения правой ногой, поднимите левую ногу и начните работать обеими ногами поочередно.
Если сейчас вы с этим справитесь, то впоследствии это уже не будет вызывать трудности. Такую задачу можно решить лишь с помощью вашего интеллекта. Однако если движение для вас проблематично, то тело примет нужную позу после того, как вы спланируете свои действия по-иному. Позже вам уже не понадобится новое упражнение, просто вы должны будете подготовить свое нынешнее тело и его прошлое к этому моменту и постараться справиться с движением лучше, чем раньше на уроке.
Иначе говоря, вы должны будете организовать свои мысли и тело таким образом, чтобы суметь выполнить движение и точно знать, что делаете. Вот тогда можно будет считать, что вы готовы к разрешению проблемы. Жизнь вовсе не состоит из задач, которые вы решаете при помощи упражнения. Здесь мы занимаемся тем, что приводим в порядок собственные мысли. Теперь мы уже можем делать это настолько хорошо, что если бы вам случайно пришлось столкнуться с какой-либо проблемой, то вы бы смогли ее уладить. Например, вы уже можете вытянуть руку в любую сторону быстрее и дальше, чем раньше. Кроме того, ваши бедра и плечи помогут вам лучше двигаться, чтобы вам не пришлось готовить очередное упражнение для решения новой задачи.
Обсуждение: глаза влияют на мышцы шеи.
[Мойше поступает вопрос от одной из ^частниц группы, который он обрывает.] Так какой у вас вопрос? «У большинства людей я вижу...» Не могли бы вы, пожалуйста, прерваться? У меня уже есть строгое замечание по поводу того, как вы задаете вопрос, однако это не означает, что я пытаюсь вас наказать и не выслушаю его. Я спрашиваю, какой у вас вопрос? Вместо того чтобы спрашивать: «Люди с глазами?..», подумайте, не торопитесь, пусть он прозвучит четко, и постарайтесь произнести: «Мои глаза так не видят... это мой вопрос». И я все объясню.
Если кто-то обращается ко мне за помощью, я задаю простой вопрос: что вас беспокоит на данный момент? Некоторые мне начинают отвечать так: «Ну, я точно не помню, был это четверг или пятница. Думаю, это случилось днем в четверг в 1977 году, когда я поехал с женой в Швейцарию кататься на лыжах, да, точно, это была поздняя зима». — «Итак, что же вас все-таки тревожит сейчас?» А он говорит: «Подождите минутку...» — и хочет рассказать всю свою биографию. Я уже знаю, что с этим человеком мне придется поработать довольно долго, пока я доберусь до того, что его в действительности беспокоит. Поэтому, когда такое происходит, я говорю: «Спасибо, все понятно, а теперь встаньте, пожалуйста, и позвольте мне вас прощупать». Я прощупываю его, выясняю, в чем проблема, и провожу урок. Впоследствии, когда я уже завершаю работу с той частью тела, которая тревожит его больше всего, он говорит: «Да, это было давно», на что я отвечаю: «Я знаю, спасибо, мы закончили».
Итак, какой у вас вопрос? Такое свойственно многим людям: их мысли выветриваются, и они не могут ничего спросить. Поэтому подумайте еще. Я вовсе не хочу вас задеть и задал этот вопрос, чтобы направить вас на верный путь и объяснить различие между функциональной интеграцией и другими системами.
[Женщина задает вопрос еще раз.] Ваши глаза не могут видеть лучше в зависимости от положения головы, и обусловлено это тем, что голова и глаза имеют высокую организацию. Острота зрения не зависит и от движения головы. Если вы посмотрите направо, максимально, насколько это возможно, вы обнаружите, что в таком положении очень трудно читать маленький шрифт. Однако в обычном диапазоне движений глаз и головы не существует связи между остротой зрения и движением и положением головы. Вероятно, вы хотели узнать не это. Это вы и сами прекрасно понимаете. Голова и глаза у человека настолько связаны, что я с закрытыми глазами, пальцами взяв вас сзади за шею, могу сказать, носите вы очки или нет, и если да, то насколько хорошо видит ваш правый глаз и насколько хорошо видит левый. Это — один из вопросов, лежащих в основе данной работы.
Последние несколько дней мы уже имели с этим дело, когда думали о голове и о тазе. Вы пользуетесь головой, чтобы найти и исследовать варианты того, что вы хотите сделать вовне, при этом таз держит вашу голову и дает силу для выполнения этих действий. Мы уже говорили об этом. Однако, чтобы на самом деле правильно ответить на поставленный вопрос, мне потребуется как минимум час. Возможно, вы станете лучше понимать, что такое зрение, то, чего весь мир пока понять не может. Пуанкаре, известный математик, написал книгу «Наука и гипотеза», в которой он определяет основу функциональной интеграции. Прочитай я ее раньше, ни за что не осмелился бы на работу, которую к тому времени проделал. Я бы, наверное, думал, что об этом уже всем известно. Оказывается, еще в 1887-м он дал такое логичное объяснение функциональной интеграции, что я был в состоянии воплотить ее в жизнь. Он говорил о зрении и о том, почему мир как таковой кажется неподвижным и почему это является основой геометрии. Каждый знает и соглашается с тем, что треугольник останется треугольником и здесь, и в любом другом месте на земле и будет обладать теми же свойствами. Но никто не знает, что это связано с особенностями нашего зрения и тем, как глаза функционируют вкупе с мозгом.
Вы знаете, куда обращены глаза при рождении и в момент смерти? Смотрят ли они в бесконечность или сосредоточены на носе? И что мы подразумеваем под словом «сосредоточить»? Есть два способа фокусировки. Первый — это движение обоих глаз вместе и по отдельности для рассматривания близких и удаленных объектов. Если вы хотите почитать, то сводите глаза, и они сходятся в одной точке. Второй способ — мускулатура хрусталика контролирует его толщину и, соответственно, силу его преломления. У людей пожилого возраста хрусталик становится тверже, фокусировка не производится, и многим требуются очки. То же происходит и с детьми. Большинство людей обнаруживают, что им необходимы очки, когда впервые идут в школу. Если бы предпринимались какие-нибудь меры для снятия тревожности и смягчения эмоционального потрясения у детей, тогда им и вовсе не понадобились бы очки. Однако никто не обращает на это внимание. Поэтому людей снабжают очками, которые они продолжают носить всю оставшуюся жизнь.
Я говорю о том, что на этот вопрос не существует ответа. Если вам встретится хорошая книга по психологии, то вы увидите, что разные исследователи: Гельмгольц, Янг, Шаффер и прочие дают разные ответы. Каждый из них проводил эксперименты, чтобы ответить на этот вопрос, однако разве мы можем понять, какой из них верный, зная только то, как они осуществляли свои эксперименты. Согласно характеру обучения и воспитания, свойственному нашей культуре, наши глаза и голова двигаются сообща, как одно целое вместе с руками и ладонями. Почему, вы думаете, на уроке я просил вас смотреть на свой кулак и каково потом было чувствовать, что вы можете повернуть руку?
Теперь смотрите: если я не слежу за кулаком глазами и он находится вне моего поля зрения, то я не могу продолжать дальше — мое плечо неподвижно. Из-за того, что мои глаза застыли на месте, я не могу двигать головой, а значит, и рукой тоже. Если же я на него смотрю, то могу продолжить движение и совершить полный круг. Видите, заданный вопрос на самом деле сидит у меня в голове. Когда я приказываю и объясняю вам ваши действия, вы начинаете делать успехи, потому что я обхожу фиксации и неправильные личностные приспособления к движению.
Теперь если вы начнете стоя выполнять вращение рукой, то, когда вы ускорите движение, она должна будет остаться в той же плоскости. В противном случае вы подвергнете опасности плечо. Таким образом, суставная впадина должна быть помещена в положение, позволяющее руке двигаться, что не может быть выполнено без помощи глаз, следящих за движением. Это обусловлено связью между головой и глазами, которая достается нам вместе с нашей культурой еще в раннем детстве. Вот почему вы сталкиваетесь с тем, что большинству людей трудно смотреть в одну сторону и при этом поворачивать голову в другую. Мы займемся этим на одном из следующих уроков.
Теперь давайте посмотрим, какую роль играет голова. Чтобы четче видеть, вам нужно повернуть голову. Смотрите, если мое тело и голова не подготовлены к тому, чтобы свободно держать голову, и связь головы с тазом также не налажена, тогда если я поверну голову сюда, то не смогу продолжить дальше. Это и есть ограничение моего поля зрения. Продолжая движение, я либо сломаю шейный позвонок, либо перенесу основание шейного отдела позвоночника в положение, в котором соответствующего движения головы будет достаточно, чтобы я достиг нужной мне точки. Когда я поворачиваю голову направо, то сокращается левая грудино-ключично-сосцевидная мышца, а другая сторона остается в расслабленном состоянии. Напрягаются другие мышцы правой стороны шеи. Если обычно я смотрю так, что глаза направлены в одну сторону, и повернуть голову в противоположную сторону я не могу, то поворот головы ограничен. Кроме того, если я привык поворачивать голову в определенном направлении, то в одну сторону я повернусь всем телом, а в другую первой повернется голова.
Положив кому-нибудь руки сзади на шею, я могу сказать, какие мышцы натянуты и напряжены как пружина, а какие расслаблены и здоровы. По этому я узнаю, в какую сторону обычно поворачивается этот человек, чтобы на что-нибудь посмотреть, и, значит, могу поставить один против миллиона, что доминирующим у него является левый глаз. Он смотрит именно этим глазом и поэтому поворачивает голову в ту же сторону. Из всего диапазона эта часть движения совершается легко и без напряжения, а вот другая — нет, поскольку второй глаз двигается так, как двигается левая рука правши, когда он ею пишет. [Мойше адресует свои замечания одной женщине из группы.] Итак, левый глаз для вас доминирующий. Если я дотронусь до вашей головы, вы почувствуете, что две мышцы, которые отвечают за поворот головы, очень отличаются друг от друга. Так же, как и ваш доминирующий левый глаз, ваша левая грудино-ключично-сосцевидная мышца свободнее и подвижнее. Правая сильнее, но отнюдь не здоровее. Она выполняет совершенно дурацкую работу и неэластична. Левая же является по-настоящему здоровой мышцей.
Теперь все найдите середину своего носа, поверните голову направо и затем налево. Видите? Налево она поворачивается как минимум на двадцать градусов дальше, чем направо, причем бессознательно, поскольку именно так она всегда и двигалась. Так же и с вашими очками. Снимите их и сделайте то же самое движение. Она больше поворачивается вправо, чем влево. Знаете почему? Сквозь очки эта женщина может четко видеть лишь в их центральной части. По сторонам же ей мешает смотреть оправа очков. Поэтому, чтобы сфокусировать взгляд в центре, ей приходится сильнее поворачивать голову. Кто носит очки, у того уже нарушена связь между движением глаз и головой, которые биологически, анатомически и функционально настолько взаимосвязаны друг с другом, что имеют первостепенное значение в организации нашего движения.
Все, кто хочет прочитать об этом, может найти обобщенный вариант в работе « Тело и зрелое поведение». Но первоисточником является работа известного физиолога Магнуса из Утрехта. В 1925 году он опубликовал очень длинную статью, в которой сообщалось о том, что он обнаружил взаимосвязь обычных глазных, шейных и установочных рефлексов с глазом. Он писал об установочных рефлексах шеи, указал последовательность, с которой глаза влияют на движение головы, писал о том, как шейные рефлексы зависят от глазных, и так далее. Это очень сложная тема. Если вы просмотрите современные книги по физиологии, то увидите, что по крайней мере 30—40 страниц посвящено проблеме глаз, шеи и их положению. Это своего рода предисловие к ответу на ваш вопрос.
Давайте говорить конкретнее, пустой разговор не имеет никакого смысла. Если вы самостоятельно попробуете это сделать, то обнаружите любопытную вещь. Смотрите, я поворачиваю глаза налево в вашу сторону, хочу встать, и мой таз располагается таким образом, что одна нога становится твердой и крепкой, чтобы принять на себя мой вес, а другая нога и бок расслабляются и теперь могут с легкостью развернуться. А если я, все еще находясь в повернутом положении, сяду обратно, то нога, расположенная с той стороны, в которую я развернут, напрягается, а другая расслабляется. Вот справа я слышу какой-то шум и поворачиваюсь, чтобы туда посмотреть, — мое тело готово к движению, которое уменьшит поворот шеи и глаз, и правый бок приведен в состояние готовности. Вся необходимая мышечная сила и готовность к действию производятся движением моей головы или глаз или тем и другим вместе. Это — одно из важнейших жизненных приспособлений, которое формируется у нас с рождения. Если вы носили очки или линзы, значит, имеет место нарушение.
В моем же случае зрение улучшилось с имплантатом в одном и линзой в другом глазу, и за последний год я стал немного четче различать предметы. Несмотря на то, что сейчас я старше, мои движения и походка стали свободнее и легче, чем были год назад. Вы же не думаете, что я действительно такой неуклюжий. (Смех.) И это именно то, о чем я вам говорил: для того чтобы ноги были свободны, голова и глаза должны оказаться посередине. Теперь вы видите, что есть некоторые вопросы, которые кажутся очень легкими, но, чтобы ответить на них, вам придется перестроить всю свою жизнь.
Теперь, когда я провел урок и представился людям, которые не знакомы с моей работой, я начну с того, что попрошу их повернуться и посмотреть в том же направлении. Это движение проще, и его легче выполнить, чем другие. Но есть одна точка, которую без перестройки своего организма вы достать не сможете. Здесь я обычно демонстрирую аудитории одну удивительную вещь, о которой они не знают. Большинство людей полагают, что, чтобы продолжить поворот, нужно быть гибким, молодым и иметь сильные мышцы. И если они страдают ревматизмом или кривошеей, то останавливаются и дальше двигаться не могут. Все движения становятся зажатыми, и повернуться еще больше позвоночник уже не в состоянии. У некоторых в одной точке позвоночника возникает давление, при неудачном действии она становится артритической и хрящ разрушается. В результате все движения причиняют невыносимую боль, и человек начинает опасаться, что если продолжит, то что-нибудь себе сломает. Поэтому я заставляю их делать нечто иное.
Точнее, я прошу их ничего не делать, а только неподвижно держать перед собой нос и двигать глазами в сторону и обратно, и затем повторить все заново. Итак, вернитесь в исходное положение, закройте глаза и, как и раньше, выполняйте движение до того момента, когда почувствуете, что достигли его предельной точки и что здесь вам придется приложить уже большие усилия. Вот граница вашего движения сместилась еще на 10—15 градусов. Продолжайте неподвижно смотреть перед собой и теперь поверните голову в другую сторону. Всего нужно три или четыре движения. Закройте глаза, подготовьтесь к выполнению той части движения, которая не вызывала у вас неудобств, и остановитесь в том месте, где почувствуете изменение напряжения. А людей все прибавляется. Итак, я продолжаю вам демонстрировать, что сейчас вы выполняете движения, которые противоречат чьему бы то ни было опыту. Вам нужно совершить простые движения глаз в противоположном направлении, если вы хотите обрести гибкость, и никаких упражнений — мы всего лишь поворачиваем глаза в обратную сторону. И неважно, насколько окостеневшими некогда были эти люди, был ли у них ревматоидный артрит или нет, толстые они были или худые, старые или молодые. Иногда с людьми происходят настолько значительные улучшения, что количество поворотов, которые они могут совершить, возрастает в четыре или пять раз по сравнению с тем, что было раньше.
[Мойше обращается к женщине, задавшей вопрос о глазах.] Попытайтесь сделать все заново. Сядьте, посмотрите на меня сквозь свои очки так, чтобы отчетливо меня видеть. Теперь разверните только плечи, видите? Вы привыкли двигать головой и глазами. Теперь сделайте движение плечами и посмотрите на мой нос. Не руками. Вы видите? Это и есть те самые нарушения, к которым привело вас ношение очков. Сейчас вы возьметесь за его искоренение. [Женщина из группы добавляет: «Мое зрение улучшилось с тех пор, как я начала заниматься осознанием через движение».] Конечно, оно стало лучше. Однако я хочу показать вам и всей группе важность вашего вопроса и ответа на него. Следите за мной. Если я посмотрю на вас, то разверну плечевой пояс, а руки буду держать на своем пенисе, можете так? Ну, конечно же, не можете — ведь у вас его нет! (Смех.).
Вы можете держать руки на том, на чем можете, и, глядя на меня, двигать плечами. Выполните шесть движений, чтобы они стали для вас простыми и знакомыми. И необязательно напрягаться, чтобы хорошо выполнить эти действия. Дышите свободно и поверхностно. Теперь остановитесь. Осторожно посмотрите направо до того момента, пока вам не требуется прилагать для этого усилий, и затем поверните вправо голову и глаза. [Обращается к группе.] Посмотрите, насколько дальше она стала поворачиваться по сравнению с тем, что было раньше. Развернитесь в другую сторону. Взгляните, просто потрясающие улучшения. Как это возможно? Это и есть ответ на ее вопрос — это работа Магнуса в том виде, в котором я применил ее в функциональной интеграции.
Профессор физиологии из Чикагского университета посетила меня в Израиле и прошла урок, который я только что описал. Не знаю, осталась ли она им довольна или нет, но сидела она так, будто произошло нечто очень странное. В конце она мне сказала: «Меня очень взволновал этот урок». Я спросил: «Почему? Что в нем такого?», а она ответила: «Двадцать пять лет я учила своих студентов тому, что такое глазные рефлексы, шейные рефлексы, тонические глазные рефлексы, асимметричные шейно-тонические рефлексы, установочные рефлексы и их сочетание. Я изучала работу Магнуса, но мне никогда не приходило в голову применить ее на практике. (Смех.) Вот я и подумала о том, насколько ничтожно это мое преподавание. Я могла бы воспользоваться ею, чтобы улучшить жизнь всем моим студентам, однако не сделала этого, а только экзаменовала их, чтобы удостовериться, поняли ли они то, чему я их учила».
«Движение—жизнь; жизнь немыслима без движения».
Мойше Фельденкраиз.