Искусство движения. Уроки мастера.

Урок десятый. ЧЕЛЮСТЬ, ЯЗЫК И АГРЕССИЯ.

Сядьте в любую удобную для вас позу. Прижмите язык к правой стороне ротовой полости. Рот можно открыть или нет — как хотите. Теперь кончиком языка пересчитайте зубы — от зубов мудрости до тех, что находятся посередине. Сколько пар зубов вы насчитали? Кончиком языка дотроньтесь до двух-трех верхних, а затем до нижних зубов, определите, что это за зубы, затем перейдите к другой паре и посчитайте, сколько всего у вас пар зубов. Не забывайте при этом дышать. Поначалу считать вы будете быстро, но на самом деле не определите точного количества пар. Вы не можете их отчетливо почувствовать. Переходите налево и пересчитайте зубы от середины челюсти до зубов мудрости. Каким образом вы считаете? Понятно, что считать умеют все, но как это делаете вы? На что мы обращаем внимание, когда считаем? На этот вопрос нелегко ответить. Теперь слева перенесите язык направо и проверьте, не ошиблись ли вы где-нибудь при подсчете. Действительно ли вам необходимо так сильно надавливать языком? Это всего лишь счет, который должен выполняться в уме.

Задумался ли кто-нибудь о том, что мы делаем, когда считаем? Лягте на минуту и проверьте, можете ли вы сосчитать пальцы на правой руке? И считайте так, как будто не знаете, сколько их. При этом нам даже не нужно на них смотреть. Теперь пересчитайте пальцы на левой ноге и определите, какие из них вы сосчитать можете, а о каких вы знаете только по опыту. Итак, посчитайте их и выясните, чем это отличается от пересчета пальцев на руках. Разницы быть не должно. Теперь вычислите средний палец. Вы его чувствуете? Если нет, то вам не удастся это сделать.

Теперь взгляните на камин. Посчитайте, сколько камней заложено в арке. Как вы это делаете? Кто-нибудь еще может попробовать сосчитать плитки и выяснить, что он делает для того, чтобы определить их количество. Теперь посчитайте в уме от 1 до 7 и снова выясните, как это делается. Представьте, что есть семь человек, семь мужчин, семь апельсинов или еще что-нибудь в количестве семи. Как же нам это удается? При помощи каких действий? Теперь лягте на бок и без помощи рук подсчитайте, сколько позвонков находится на отрезке от большого седьмого шейного позвонка до свободно плавающих ребер. Почему у вас это не получается? Вы надеетесь на свою руку?

Теперь сосчитайте эти позвонки, дотрагиваясь до каждого в отдельности, и посмотрите, получится ли у вас. Это очень трудно, и поскольку вы не можете как следует до них дотянуться, то вам приходится совершать различные манипуляции всеми частями тела. Задумайтесь об этом. Как такое возможно, что вы можете пересчитать пальцы на руке и пальцы на ноге и даже те камни, но не в силах определить количество собственных позвонков? Вероятно, мы делаем что-то, что обусловливает эту разницу. Почему трудно установить, где на ноге расположен третий палец? А почему мизинец найти легко? Когда я прошу вас сосчитать пальцы на ноге, то, если вы будете действовать честно, обнаружите, что не можете этого сделать. Вы можете их пересчитать с левой стороны — мизинец, большой палец, второй палец, а вот почувствовать третий палец и узнать, где он находится, очень сложно. Скорее всего, вам нужно что-то сделать, чтобы вычислить его местонахождение.

Можете ли вы в обратном порядке досчитать от 37 до 31? Что вы при этом делаете? Что считаете? Ведь вам абсолютно нечего считать, есть лишь что-то, о чем вы думаете. Теперь посчитайте, сколько фигур вы видите от 37 до 31. И если вы посчитаете эти числа включительно, то результат не будет соответствовать результату при вычитании. Потому что, считая, вы обнаружите еще одну фигуру, и чисел будет уже не 6, а 7. Когда вы считаете в обратном порядке, то говорите: «37». Что вы делаете для того, чтобы найти следующее число? Мы думаем, но что мы при этом делаем? Откуда вам известно, какая цифра идет дальше? На чем вы сосредоточиваете внимание, чтобы суметь посчитать? Предположим, вы берете 37, а затем, спускаясь к 36 и поднимаясь до 38, не включая 37, вычисляете промежуточное количество чисел. Теперь поднимитесь до 39, спуститесь до 35 и вверх до 40. Сколько чисел вы насчитали теперь?

Выполняя все эти действия, вы можете разобраться в том, чем мы занимаемся. Что мы на самом деле считаем, так это число переключений нашего внимания, чем бы мы ни занимались, что бы это ни было — пальцы, глаза, руки, — мы подсчитываем количество переключений внимания. Вот теперь мы подошли к тому, чтобы научиться еще кое-чему. Послушайте. Все знают, что это — 1 (стучит по чему-то), это — 2 (2 удара). А сколько ударов я делаю сейчас?

[Мойше стучит быстро.].

Если я буду стучать очень быстро, то вы не сможете переключать внимание, не разберете моих ударов и не сможете подсчитать их. (Диалог.) Очень забавно еще и то, что если вы попытаетесь быстро отстукать 21 удар, то сами не сможете их сосчитать. (Стучит.) Вы не узнаете, ошиблись вы или нет. Но попробуйте сделать так, чтобы на бумаге оставались следы вашего постукивания, и закройте глаза. Скажите себе: «Одиннадцать» — и вы будете потрясены тем, что, когда закончите стучать, точек будет одиннадцать. Если взять число побольше, например двадцать семь, которое кажется вовсе невероятным, и повторить эти действия раз десять, то вы обнаружите, что количество правильных ответов несоизмеримо с вероятностью поставить любое число точек между 1 и 27. Если над этим поработать, то можно будет поставить любое количество точек, которое вы выберете, не считая и не обращая на это никакого внимания. И после вы будете поражены, когда, подсчитывая точки, обнаружите, что сделали их ровно столько, сколько хотели.

Теперь закройте глаза и определите, сколько окон у вас дома. Заметьте, что вы переключаете внимание от одного окна к другому и считаете эти переключения. И если вы не будете считать окна в порядке их расположения в комнатах, то какое-нибудь упустите, вроде второго окна на кухне или второго окна в ванной комнате. А теперь сколько у вас оконных стекол? Обычно их больше, чем окон. И снова вы считаете число переключений внимания.

Следовательно, вычисления — дело субъективное. Вы не можете их производить, не подсчитав числа переключений глаз, ушей или языка.

Теперь язык поместите между зубами и установите количество верхних зубов, прикасаясь к ним снаружи, начиная от левого зуба мудрости. И так, действуя плавно и без напряжения, вы обнаружите, что это — всего лишь вопрос внимания. Не нужно применять никаких особенных усилий языком, достаточно просто осознать, что вы чувствуете уже другой зуб. Теперь переходите справа налево. Конечно, вы можете это сделать и пальцами, но действия, которые вы совершаете языком, несут в себе некоторые преимущества.

Поводите языком по внешней стороне верхней челюсти, между челюстями и зубами. Рот можете либо открыть, либо закрыть. Постоянно помните о том, что, когда вы считаете, вы на самом деле пересчитываете переключения внимания, и ничего больше. Поэтому то, сколько вы насчитаете зубов, будет зависеть от числа зубов, на которые вы по очереди обращали внимание. Если два зуба разделены нечетко, а как бы плавно переходят один в другой, и переключения внимания не возникает, т. е. вы не чувствуете между ними разницы, то вы не можете сказать, распространяется ли этот переход на 3, 2 или на 4 зуба. Мы учились считать еще маленькими детьми. Мы не могли даже представить себе, что подсчитывали каждое переключение внимания.

Теперь, когда вы об этом знаете, остановитесь на минуту и проверьте, можете ли вы определить местонахождение среднего пальца левой ноги? Теперь от среднего пальца отсчитайте один палец вправо и один палец влево. Видите, какие они ватные? Мы не можем переключить внимание на то, что находится за пределами наших ощущений. А сейчас, пожалуйста, сядьте, дотроньтесь до среднего пальца ноги и отсчитайте один палец вправо и один влево. Сравните четкость этих ощущений с той ватностью, которую вы чувствовали при переключении внимания на что-то, чего вы не ощущаете отчетливо.

Вот вам пример. Кто-то играет очень простую мелодию на фортепиано, а затем мы его спрашиваем, сколько раз он ударил по клавишам пальцами. Пусть он играл четверть минуты — немного, — но и тогда ему покажется практически невозможным это подсчитать. С другой стороны, если бы он заранее знал, что ему нужно будет считать удары, то решил бы, что это задание вполне осуществимо, поскольку тогда он, безусловно, обращал бы внимание на количество различных нот, т. е. на число переключений внимания. Попробуйте сами. Сначала вы сможете исполнить мелодию, но не сумеете определить количество сыгранных нот. Затем еще раз проиграйте ту же мелодию. После трех попыток вы сможете сосчитать ноты, поскольку вы делаете это осознанно. Если ничего не получается у вас, то кажется чудом, что кто-то с этим справляется. Но некоторые люди самостоятельно находят способ это сделать. Счет — первоисточник арифметики. До того, как ее стали преподавать в школах, нашим предкам необходимо было чувствовать, что они могут считать.

Когда мы изучаем различные культуры и народы, мы обнаруживаем, что считали они по-разному и по-разному переключали свое внимание. Те из вас, кто умеет играть на фортепиано, попробуйте сыграть что-нибудь в своем воображении. Вы увидите, как отчетливо вы можете это почувствовать, потому что переключения внимания происходят у вас в руке и в ухе. Представьте и то, и другое, они дополнят друг друга, и мелодия станет четкой, определенной и безошибочной.

Есть очень много любопытных моментов, касающихся переключения внимания. Возьмите левый указательный палец и захватите его указательным и средним пальцами правой руки. В этот момент вы чувствуете, что держите один указательный палец левой руки. Это настолько очевидно, что не может вызывать никаких сомнений. После того как средним и указательным пальцами правой руки вы дотронетесь до левого указательного пальца, правая рука получит два ощущения сразу, и вы не узнаете, держите вы два пальца или один. Почему же вы не переключаете внимание с правого указательного пальца на средний?

Давайте разберемся. Скрестите средний и указательный пальцы правой руки. Теперь этими скрещенными пальцами захватите левый указательный палец. Несмотря на то что два ощущения вы привыкли принимать за одно, обведите скрещенные пальцы вокруг левого указательного пальца, и вы обнаружите, что чувствуете два указательных пальца. Вот теперь вы действительно считаете переключения внимания. Но вы настолько привыкли принимать два за одно, что даже не задаетесь вопросом, а что, собственно, вы делаете. Вы переключаете внимание с того, что вы ощущаете, на то, что знаете. Вы увидите, что если переключите внимание с левого указательного пальца на два охватывающих его пальца правой руки, то явственно почувствуете, что прикоснулся он к обоим. Итак, один палец правая рука чувствует двумя пальцами, а левая рука два пальца ощущает одним. Хочу отметить, что очень сложно отстраниться от того, что ты знаешь, и принять свои ощущения и осязание за истину.

Известно, что практически для всех людей чувства не служат достоверной информацией. Это зависит от привычки. Поэтому вы можете чувствовать, что влюблены, но это не будет настоящей любовью. Можете что-нибудь попробовать и решить, что вам это не нравится. Бывает и так: вы считаете, что вам очень неприятен какой-то человек, а потом, пообщавшись с ним, вы вдруг обнаруживаете, что он вам нравится больше, чем кто бы то ни было еще из ваших знакомых.

Снова соприкоснитесь пальцами. Пройдет довольно много времени до того, как в вашем восприятии два пальца станут ощущаться как один. Продолжайте, пока не почувствуете, что между указательным и средним пальцами находится один палец. Вы будете удивлены, но когда вы вновь переключитесь на нормальные ощущения, то почувствуете два пальца вместо одного. Для этого вам придется продержаться несколько минут, пока осязание не станет настолько отчетливым, что вы не будете даже пытаться обдумать, оценить или решить, правильно или нет то, что вы ощущаете. Теперь вы можете испытывать ощущения двумя способами. До этого мы научились рассматривать два переключения внимания как одно и сделали это по взаимному соглашению.

Всем людям в социальных отношениях в большей степени свойственно принятие именно соглашения, а не физиологического факта. Физиологически вы обнаружите, что если скрестите пальцы, как мы это делали раньше, то найдете три указательных пальца, которых вы касаетесь в разных точках и которые не привыкли к тому, чтобы до них дотрагивались вместе. Точно так же маленькие дети, учась в школе, делают ошибки. Они выучили, что один плюс два будет три, но если вы их об этом спросите, они ничего не ответят. В начале школьного обучения детям приходится постигать абстрактные понятия и при ответе пользоваться не теми словами, которые передают их чувства, а терминами, в которых требуется отвечать. Также они узнают, что ощущение, что у тебя два указательных пальца (когда один указательный палец оплетен двумя скрещенными пальцами), означает один палец. Если вы понаблюдаете за детьми под этим углом зрения, то поймете, почему они делают ошибки.

Большинство из нас имитируют стандартную направленность культуры и в процессе развития отказываются от своей индивидуальности, что неизбежно проявляется в каждом следующем поколении, и из сотни тысяч людей по меньшей мере тысяча должна быть психиатрами, чтобы сделать жизнь возможной. В итоге у нас есть сотни программ и море техник, развивающих наше сенсорное сознание и осязание, но ни одна из них не ведает, в чем именно заключается проблема, и не располагает методами ее решения. В противном случае появилась бы наука осознания, как сейчас существует лишь одна наука физика. Есть только биология, физиология, архитектура. У нас нет пятнадцати методик для решения вопросов, ответы на которые мы знаем точно. Эти методики сливаются воедино, и, хотя существуют различные мнения и школы, ни одна из них не ненавидит другую. Возьмем, к примеру, диеты. Сколько вы их знаете? Несомненно, это говорит о том, что в действительности мы совершенно оторваны от наших чувств, и о всяком указании, верном лишь на 10%, мы думаем: «О, смотрите-ка, это лучше, чем мои собственные убеждения!».

Прежде я об этом не задумывался, поскольку не мог полагаться на собственные чувства — не осмеливался. Когда же я наконец решился на это, мне было сказано: «Ты замечтался — летаешь в облаках. Сосредоточься. Ты в школе. Не спи». В классе, где вы хотели хоть на секунду положиться на свои ощущения, учитель не позволял вам этого сделать. Нам было велено: «Не смотри в окно, не глазей на птиц. Не смотри в окно, смотри на доску. В книгу или в тетрадь».

Теперь проверьте, пожалуйста, можете ли вы открыть рот и сомкнуть нижние и верхние зубы. Вы заметите, что, когда вы это делаете, выражение лица у вас становится таким, какое оно есть на самом деле. Попробуйте еще раз, и вы увидите, что не такое уж оно и ужасное. Просто нужно двигать челюстью и не открывать рот. Вы обнаружите, что наша манера сжимать губы и форма, которую принимает рот, — следствие того, что мы никогда ничего подобного не делали. Практически никто не выполняет полноценного движения челюстью. И это сопоставимо с тем, почему большинство голосов по качеству и мощности значительно хуже, чем они становятся после нескольких уроков с хорошим учителем.

Втяните, а потом выставите вперед нижнюю челюсть. Обратите внимание, что она соединена таким образом, что, когда вы открываете рот, голове совершенно не нужно двигаться. Тем не менее многие, чтобы открыть рот, поднимают голову.

Если мы хотим его открыть и открыть очень широко, то все, за исключением профессиональных певцов, отведут голову назад.

На самом деле, чтобы открыть рот, вашей челюсти нужно сделать дугообразное движение. Вы откроете его из положения, как будто нижние зубы находятся перед верхними.

Снова выставите вперед нижние зубы и откройте рот. Теперь он открывается гораздо шире, чем обычно. Вы увидите, что мышцы, расположенные около шеи и челюсти, устроены так, что большинство людей, широко открывая рот, отводят назад голову. Давайте проверим свои знания: челюсть — это часть лица или головы? Ну, одно из углублений — это часть головы, а сама челюсть принадлежит лицу. Конечно, это зависит от того, что вы называете лицом, а что головой. Если вы случайно найдете череп без челюсти, то скажете, что нашли голову, — не заявите же вы, что не нашли ее. (Смех.) Вы не скажете, что нашли лицо без челюсти или лицо с челюстью, — все равно это череп.

Выполните движение по крайней мере еще раз двенадцать. Рот сначала откройте, выпятите вперед нижние зубы и затем закройте. Вы обнаружите, что добились прогресса и ваш обычный прикус изменился настолько, что вместо соприкосновения всего с одним или двумя зубами теперь таких контактов много. Челюсти не будут деформироваться, если мы с самого начала позволим детям делать такое движение.

Теперь несколько раз выполните его с открытым ртом и несколько раз с закрытым.

Когда вы разберетесь с этим движением, откройте рот и подвигайте челюстью влево и вправо. Не шевелите губами — только челюстью. Выясните, одинаковы ли ваши движения в разные стороны. Некоторые вправо переносят челюсть плавно, а влево — словно пробиваются через какое-то препятствие. Значит, скорее всего, движения неравнозначны. Если вы хотите узнать, одинаковые ли вы делаете движения, то обратите внимание на то, как плавно и свободно вы перемещаете челюсть в одну сторону и можете остановиться в любой момент, а в другую сторону задвигаете ее до самого предела и противостоите этой мягкой преграде.

Сначала больший упор сделайте на одну сторону, а когда почувствуете, что вам уже не требуется акцентировать внимание на этом движении, то примитесь за другую сторону. Продолжайте до тех пор, пока не решите, что в обе стороны двигаетесь одинаково.

Хорошо. Теперь на минутку прервитесь и поводите языком влево и вправо, касаясь внутренней поверхности верхних и нижних зубов, как мы это делали в самом начале. Теперь пошевелите языком, не дотрагиваясь до зубов. Что вы чувствуете, когда двигаете языком, ни к чему не прикасаясь?

Обратите, пожалуйста, внимание: приоткройте рот, выдвиньте вперед нижнюю челюсть и откройте рот еще шире — видите, вы можете его открыть примерно вдвое шире, чем раньше. В норме рот должен открываться так, чтобы между зубами можно было вставить два пальца. Если вы просто откроете рот, не выдвигая вперед нижнюю челюсть, то пальцы между зубами не поместятся. Задача состоит в том, чтобы суметь открыть рот, и если вы вынесете нижние зубы перед верхними, то с этим не возникнет никаких проблем.

Певец должен открывать рот, чтобы издать звук «О». Если понаблюдать за такой опытной певицей, как Каллас, то мы поймем, что она не может петь, не открывая рот настолько широко, что многие люди могут подумать, что это делается специально. Некоторые, вроде Фишер-Дескана, действительно озабочены тем, как открывается рот, и разверзается он просто потрясающе, когда они говорят «О».

Со звуками связано очень много любопытных фактов. Каким образом люди начали осваивать написание гласных и согласных? В древних языках, таких как иврит, в письменной речи используются особые знаки, которые можно наложить на любую букву и таким образом соединить согласную с гласной. Для примера, посмотрите на мой рот, и вы поймете, как это делается. Если вы напишете букву «Б» и поставите под ней черточку, то это будет уже «БИ», то есть би-иииииии (длинный звук). Просто щель во рту. Б-ииииии. Смотрите, что я делаю ртом, чтобы произнести иииии — губы не двигаются... только чуть-чуть в уголках... иииии. И та черточка — это иии, которая соответствует форме рта, когда мы произносим звук ииии. Поставим черточку под «Б» и получим бии, черточку под «Л» — лии, а под «Д» — дии.

Точка и над ней черточка под согласными обозначают движение губ при произнесении гласного звука «А-ААААА». Скажите А-ААААА. Вы должны открыть рот и разомкнуть зубы. Получится отверстие в форме знака черточки с точкой — А. Когда вы помещаете этот символ под «Б», получается ба, под «Л» — ла, а под «К» — ка. Дети этому учатся, и когда постигают смысл дифтонга, то могут обходиться уже без него и писать только согласные. Вы произносите «мост», а пишете только «мет» — и готово. Вот почему любая книга, переведенная с любого языка на иврит, короче на 70% — выбрасываются все гласные. И ни у кого не возникает подозрений в том, что в этом языке гласных не существует вовсе.

Теперь вы знаете, что все гласные служат отображением формы ротового отверстия. Например, три черточки — это «Е» — бе, ле, ке, ме. «О» — это черточка над буквой — О-ооооо. Если сфотографировать рты десятка людей и присмотреться к особенностям их мимики при произнесении этой гласной, то можно обнаружить, что все гласные иврита черточками отображают форму рта и движение, которое мы им совершаем, чтобы их озвучить.

Теперь снова, пожалуйста, скривите рот и выставите нижние зубы вперед. Разомкните губы. Как вы это делаете? Существует два способа. Каким пользуетесь вы? Теперь выполните это другим способом... и еще одним, постепенно уменьшая интенсивность движения. Взгляните, практически все вы делаете так... (смех)... резким агрессивным движением. Знаете почему? Потому что еще в детстве мы приобрели эту дурацкую привычку. Это неправильно. И это все из-за того, что люди не отличают агрессию от жестокости. Тем не менее агрессия — это неотъемлемая часть жизни.

Откусывание яблока — это агрессия. Вы разламываете яблоко, впиваетесь в него зубами и часть откусываете. Это то же, что делает леопард, поглощая живую плоть, и то же, что делает собака, раздирая чье-нибудь мясо. Итак, агрессия очень важна, и мы не можем без нее жить. Но существует огромная разница между агрессией и жестокостью. И вы сразу ее заметите, если будете есть яблоко с жестокостью. Можно есть яблоко с такой абсолютной жестокостью, что у всех это вызовет отвращение. (Смех.) Вот почему, когда вы выдвигаете вперед зубы, перед людьми предстает уродливое, испуганное лицо. Попробуйте выставить вперед нижние зубы и широко раздвинуть губы. Вы увидите, что в большинстве своем это будут полные ужаса и жестокие лица. Поэтому мы исключим это движение из своего репертуара. И если вы хотите, чтобы кто-нибудь улыбнулся для фотографии, то попросите его сказать «cheese». В этом случае рот не будет выражать жестокости. Теперь дюжину раз растяните губы в улыбке, смыкая и размыкая губы. Посмотрите, с каким напряжением вы это делаете. Можете улыбаться мягче? Попробуйте растянуть губы рукой.

Это очень забавно, поскольку рот — это тот орган, с которого начинается наше познавание окружающего мира. С тех пор как мы впервые воспользовались ртом, все эмоции, которые им выражаются, обрели для нас ясность. Язык — чрезвычайно чувствительный орган, а губы обладают одной из лучших иннервации, имея очень близко расположенные и очень тонкие волокна. Они даже чувствительнее тех, что находятся в руке или в кончиках пальцев. И все же образование наше таково, что, получая его, мы утрачиваем часть наших возможностей. Фактически мы никогда не учимся тому, как правильно дифференцировать рот.

Смотрите, что происходит. Откройте рот и разомкните челюсти. Теперь расслабьте рот, челюсть и лицо в целом. Обратите внимание, что, когда вы расслабляете рот, позволяя ему раскрыться шире, и раздвигаете челюсти, у вас выходит улыбка. Если же вы не открываете рта, то в выражении лица у вас появляется агрессия или боязнь агрессии. Постепенно вы сможете добиться того, чего хотите.

Посмотрите, какое действие оказало это движение на лица людей. [Мойше просит всех обратить внимание на одну особу.] С тех пор как мы начали, ее лицо заметно изменилось. Видите ее рот... как она теперь смеется? Ее лицо стало более милым, более дружелюбным. Это результат ее избавления от некоторых привычек, которые она приобрела еще в детстве. Всяческое лечение, диагностики, анализы и прочая гештальт-терапия, которую вы прошли, вам этого не дали. В гештальте... знаете, что вы делаете? ...Вы делаете так: а-ааааа (звуки плача), и они называют это лечением. Плачьте, но немного. Лично я предпочитаю, чтобы вы смеялись.

Чарльз Дарвин помимо своей работы имел еще и хобби. Он увлекался исследованием эмоций животных и людей. Одной из ключевых проблем, которой он занимался, было изучение смеха с точки зрения того, является ли он приобретенным поведением, частью культуры или это биологическое действие. Он разыскал на планете изолированные пространства, где коммуникация с другими культурами была маловероятна или вовсе невозможна и где люди, населявшие эти места, отличались от остальных и привычками, и табу, и своим обычным поведением, а также языком.

Дарвин хотел выяснить, смеются ли и плачут люди в этих краях так же, как это делаем мы. Ибо задался вопросом, биологической или физиологической необходимостью являются эти способы поведения или мы перенимаем их от матери. Задача непроста. Если я, к примеру, поверчу головой вправо-влево, то это будет означать «да» или «нет»? Можно подумать, что это природное движение, но это не так. У турков все в точности наоборот. Выражающее подтверждение у нас у них означает отрицание, и движение головы они делают с акцентом вверх. Бедуины и арабы, чтобы сказать «подойди сюда», не жестикулируют так, как мы. Для них «иди сюда» — это «таль-таль». Когда вы видите этот их жест, то кажется, что они хотят, чтобы вы ушли прочь. Стало быть, «таль-таль» означает «подойди сюда». А если араб хочет, чтобы вы ушли, то смотрите, что он делает: (говорит по-арабски) «Яляр..ч». В общем, мне трудно это произнести.

Итак, Дарвин задался целью выяснить, физиологичен ли акт смеха или это искусственно приобретенная привычка. И вот как он изучал этот вопрос. Первым делом он обратил внимание на одну удивительную вещь. Он обнаружил, что многие животные открывают рот для того, чтобы продемонстрировать силу или издать рычание. [Мойше озвучивает рык.] При этом рот открывается достаточно, чтобы укусить. То есть челюсть выдвигается вперед... (звуки рычания)... (смех)... и это то, что делали наши предки во время охоты. Затем он провел анатомическое исследование мышц, которые включаются в работу во время смеха. Он изучил, как использовались глазные мышцы, ноздри [Мойше снова рычит] и другие высокоразвитые мышцы лица. Он составил список всех необходимых для этого мышц и приблизительно рассчитал, как они взаимодействуют, чтобы сформировать улыбку или смех.

Пользуясь фотографиями и рисунками, он заметил, что во всех культурах действия, отвечающие за смех или улыбку, одинаковы. Это касалось даже тех культур, которые не имели никаких контактов с остальными. Из этого он сделал вывод, что смех и улыбка — это биолого-физиологические акты.

Когда после своих путешествий Дарвин вернулся в Англию, он провел дальнейшее исследование, которое, как он впоследствии писал, поразило его своей значимостью. В зоопарке он наблюдал за тем, как дети кормили арахисом горилл, шимпанзе и орангутангов. Все шло хорошо. Но когда дети начали смеяться, орангутанги отбежали в сторону, оскалились и стали вести себя агрессивно. Рыча, они колотили руками по клеткам. Ученого осенило, что агрессивное выражение, при котором оскаливаются зубы, если уменьшить его силу, становится улыбкой. [Мойше демонстрирует это (рычит).] ...и вот это уже улыбка. Смех — это осознание того, что опасность грозит кому-то еще, но не тебе.

Я не знаю, читали ли вы книгу Дарвина о выражении эмоций, но он показал в ней, что животные, которые не слишком долго находятся вне своей среды обитания, в течение какого-то времени не утрачивают своего родового инстинкта рефлективных реакций. Поэтому когда животное видит обнаженные зубы, то реагирует на это как угодно, но только не по-доброму. И поэтому с гориллами и шимпанзе, когда их кормили арахисом, было все нормально. Но как только дети засмеялись над тем, как обезьяны едят орехи (чавкающие звуки), то обнажили свои зубы в улыбке. Животные приняли это за агрессию. У большинства людей, когда они смеются, лицо на самом деле имеет злое, агрессивное и жестокое выражение.

Теперь обнажите, пожалуйста, верхние и нижние зубы. Взгляните на ее лицо. Вы видите? Оно агрессивно. Теперь смягчитесь и расслабьтесь, чтобы получилась улыбка. Продолжайте держать зубы обнаженными и одновременно становитесь нежнее. Раскрывайте челюсти до тех пор, пока у вас не выйдет мягкое, контролируемое движение, соответствующее вашему истинному характеру и не несущее в себе той жестокости, которой вы в действительности никогда не имели. Теперь представьте, что по-настоящему на кого-то разозлились. На кого-то, к кому вам удобно применить такие эмоции. Вообразите, что вы при этом будете говорить и как выразите свою ярость с помощью рта. Как вы будете произносить слова? [Мойше начинает говорить мягко.] «Смотри, разве ты не видишь, что будет лучше, если ты не... (срывается на крик). Разве я тебе этого не говорил? Я что, первый раз тебе об этом говорю? Как я умудрился так долго с тобой прожить?» (Смех.) Вы увидите, что обнажите зубы.

Теперь медленно выполните движение, чтобы оно не выходило из-под вашего контроля. Открывайте рот так широко, как хотите, и делайте это плавно. Представьте себе улыбку вместо того, чтобы пытаться ее изобразить. Сделайте усилие, осознайте, что вы делаете, и остановитесь. Таким способом вы жестокость будете заменять агрессией. А агрессия — неотъемлема от жизни. Если мы не будем рубить деревья, то у нас не будет туалетной бумаги, — мы не можем жить без агрессии по отношению к внешнему миру. Если бы женщин не лишали невинности, нас бы здесь не было. Если хотите, это жестокость. Это можно делать жестоко, можно агрессивно, а можно это сделать ласково и нежно. Разрушение, разрезание, соединение, дефлорация, проникновение — все это имеет огромное значение. Поэтому в своих движениях мы должны уметь различать жестокость и агрессию.

Теперь попытайтесь, пожалуйста, произнести любое слово, скажем, для простоты считайте. Вы услышите свой собственный голос. (Бормотание голосов.) Кстати, прислушайтесь к звукам, наполняющим комнату, — они звучат, как молитвы людей в церкви. Так ведь? (Смех.) Это значит, что мы создали такое настроение, при котором вы можете отличить агрессию от жестокости. А сейчас, если я помолюсь вот так [Мойше кричит жалобным голосом]: «Господь, я люблю тебя. Дай мне хлеба насущного' Дай мне хлеба насущного! Когда же ты дашь мне хлеба насущного?» (Смех.) Разве это молитва? А если я скажу (тихо бубнит): «Дай нам хлеба насущного нашего...» — и так мягким голосом, без резких, неприятных звуков? Теперь посмотрите на свои лица... взгляните на ее лицо, видите, какое открытое? Насколько честное? И теперь вы гораздо проще можете добиться от нее дружелюбного, пронизанного симпатией к вам ответа, чем когда бы то ни было раньше в ее жизни. (Смех.).

Убедитесь, пожалуйста, в том, что ваш голос на полтона или на тон ниже обычного. Говорите сами с собой и слушайте. (Бормотание.) Звучит как молитва. (Бормотание.) Теперь наденьте на себя свою обычную маску и ведите себя так, как вы обычно делаете это с другими людьми. (Смех и болтовня.) Как вы разговариваете с преподавателем, который вас экзаменует, или с полицейским, который вручает вам квитанцию на выплату штрафа за нарушение правил? (Смех.).

Теперь прервитесь и подумайте или не думайте. Можете спать и ничего не делать, если хотите. Просто посмотрите, можете ли вы сосредоточить внимание на том, как мы считаем? Что мы на самом деле делаем, чтобы считать? Вы можете вспомнить третий палец своей ноги? И сколько, вы думаете, у вас ног? Теперь откройте, пожалуйста, рот, поставьте нижние зубы на верхние и подвигайте подбородком влево и вправо. Посмотрите, можете ли вы избавиться от какого-нибудь ненужного напряжения в челюсти, чтобы двигать ею в разные стороны? Верните ее на место и очень плавным, легким и грациозным движением выставите наружу. Теперь резко откройте рот шире и посмотрите, отводите ли вы назад голову.

Попробуйте еще раз. Выставите вперед нижние зубы, откройте рот и проверьте, как вы делаете это движение сейчас. Рот раскройте как можно шире. Вы чувствуете, что двигаете головой почти без сопротивления. Теперь то же движение сделайте, когда нижние зубы состыкованы с верхними. У вас это получится уже без насилия над собой. Найдите различия.

Теперь расслабьтесь и подумайте, что мы делали такое, с чем вы не согласны или что для вас было неприятным. Что вам показалось неестественным или не очень интересным? А что для вас было наиболее увлекательным? С какой мыслью вы согласились бы, сказав: «О, это и в самом деле так. Я раньше никогда об этом не задумывался»? Была ли эта мысль о разграничении агрессии и жестокости? Или о движении челюсти, выражающем не только агрессию, но еще и насилие? Или о том, как форма рта связана с гласными древних языков? Или, может, это касается того, как из двух скрещенных пальцев вы осязаете оба? Помните все эти сложности? Если вы еще какое-то время будете держать их скрещенными, то когда расцепите, то снова вместо одного пальца почувствуете два.

О каждой из этих ситуаций вы можете кому-то сказать примерно так: «Представляешь, за весь день мы услышали и проверили на себе огромное количество разных смешных, дурацких и интересных штук». Но все-таки о чем таком самом интересном вам бы хотелось рассказать? Что первым вам приходит в голову? Не забудьте потом проверить, сможете ли вы на бумаге определить количество точек, которое вы задумаете сделать.

Можете ли вы воскресить в памяти то, чего я сейчас не упомянул? Например, Дарвина, арахис и орангутангов, острова, никакой связи с культурой, улыбка, смех, показывание обнаженных зубов и то, как это связано с агрессией. Переберите в уме все то, что впоследствии вы с интересом вспомните или о чем захотите рассказать кому-нибудь еще. Возможно, вы захотите прочитать главу «Выражение эмоций» в книге «Человек и животные». Или захотите изучить некоторые мои мысли, изложенные в работе «Тело и зрелое поведение», которые соответствуют тому, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. Как вы себя чувствуете, когда вот так лежите? Вы должны понять, что в такой жаре урок для меня был таким же трудным, как и для многих из вас. Я оградил вас от чрезмерной подвижности. Видите, как по-отечески я к вам отношусь. (Смех.).

Хорошо. Теперь встаньте и обратите внимание на свои ощущения, когда вы стоите.

Посмотрите на лица друг друга и определите, что они выражают. Какие из них выражают раздражение, агрессию, жестокость? (Смех, разговоры.).