Афоризмы. Слово о науке.

Наука и человечество.

Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.

Аврелий.

Наука и нравственность едины в своем уважении к факту и правде, в требовании объективности. Они также едины в своем назначении и в своей цели. Ибо назначение и цель их — благо человека, развитие человеческой жизни во всем богатстве ее человеческого содержания. Но в реальной истории они нередко расходятся и извращаются, когда наука становится орудием зла, а классовые, националистические, эгоистические интересы порождают формы морали, освящающие зло и прямую бесчеловечность.

А. Д. Александров.

Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое — это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила не знающая преград.

…Простая мысль чернорабочего о том, как целесообразнее положить один кирпич на другой, вот величайшее чудо и глубочайшая тайна.

Л. Н. Андреев.

Плох тот ученый, который не понимает значения труда рабочего, и плох тот рабочий, который не понимает труда ученого. Только при взаимном понимании и действенной связи можно разрешить и осуществить ту грандиозную задачу, к которой одинаково стремятся наука и труд — эта задача — счастье всего человечества!

A. Е. Арбузов.

Цивилизация тогда только имеет цену, когда помогает просвещению, а следовательно и добру — единственной цели бытия человека, жизни народов, существования человечества.

B. Г. Белинский.

…Старее нет эпохи как та, в которой мы живем. Когда жили предки наши, мир был моложе; они жили в юном времени, мы зрелее их. Совершеннолетний судит основательнее отрока.

Френсис Бэкон.

Сколько бы ни было форм государственного правления, в науках всегда была и будет одна — форма свободы.

Френсис Бэкон.

Без человеколюбия… едва ли можно заслужить название философа.

Вольтер.

Когда открытия гения превращаются в науку, то каждое открытие, принесенное им в храм знаний, становится здесь общим благом; храм открыт для всех.

Гельвеций.

Главным достоинством философского произведения является правдивость и глубина идей, а об этом судить могут все народы.

Гельвеций.

…Истинное осуществление мысли не в касте, а в человечестве; она не может ограничиться тесным кругом цеха; мысль не знает супружеской верности; ее объятия — всем.

А. И. Герцен.

Надо понять, что труд ученого — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия.

М. Горький.

Дух опытных наук поистине общечеловечен, интернационален… существует только единая, всемирная, планетарная наука, и это она окрыляет нашу мысль, вознося ее к пределам мировых тайн, к разгадкам трагизма нашего бытия…

М. Горький.

Наука — наиболее точное и настойчивое выражение стремления человеческого разума к свободе творчества, к счастью всего мира, всех людей.

М. Горький.

Наука — самое высокое достижение грамотных людей — стремится именно освободить человека от каторжного труда, дать ему возможность превратить свою физическую силу в силу духовную.

М. Горький.

Наука возникла и развивалась, потому что человечество любознательно и разумно… Чтобы стать более образованным, человечество должно было иметь желание лучше познать окружающий его мир. Говоря в более широком смысле, науку следует рассматривать, как первое совместное начинание человечества.

Гулд.

Человечество, в целом, обладает миллионами глаз и ушей; не советуйте ему закрывать эти глаза и уши или обращать в одну какую-нибудь сторону — оно должно открыть их все сразу и направлять во все стороны: пусть бесконечность точек зрения соответствует бесконечности вещей.

Гюйо.

Люди всегда будут находить удовольствие объединять свои идеи и делиться ими, как ученики Сократа приносили и делили трапезу.

Гюйо.

От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство — обучение плаванию.

Демокрит.

…Сочувствие общественным интересам и живое общение с ними одни только и могут придать науке истинную полезность и сделать ее интересною и нужною для общества…

Н. А. Добролюбов.

Научная мысль, будучи формой отражения всеобщих законов окружающего мира, не знает территориальной замкнутости, узких географических границ и во все большей степени приобретает, используя выражение академика В. И. Вернадского, характер «всюдности».

Ю. А. Жданов.

Ученые, может быть, более способны с уверенностью представить себе ту огромную радость жизни, которую наука принесет всем человеческим существам в мире справедливости и мира. Да, каждое мгновение они будут приносить счастливые открытия своим братьям; открытия, которые навсегда изгонят ужасы наваждения великих бедствий, наваждения болезней, убивающих каждый день в расцвете сил мужчин и женщин, детей; открытия, которые сведут к ничтожной величине время, требующееся для обеспечения жизни всем необходимым; открытия, которые, освободив каждого от материальных тягот, позволят ему отдаться высшей радости — открывать и творить.

Фредерик Жолио-Кюри.

Дружеские интернациональные связи, которые устанавливаются между учеными, препятствуют иссушающей изоляции и шовинизму. Быстрый прогресс науки, не зависит ли он от кооперации ученых всех стран, больших и малых, с их собственными традициями и особенностями?!

Фредерик Жолио-Кюри.

Ученые приобретают неизменно усиливающееся сознание интернационального характера Науки, назначением которой является открытие Истины и служение Человечности.

Фредерик Жолио-Кюри.

Наука — это основной связующий элемент между мыслями людей, рассеянных по земному шару, и в этом одно из самых высоких ее достоинств. По-моему, нет никакого другого вида человеческой деятельности, для которого всегда так надежно достигалось бы согласие между людьми.

Фредерик Жолио-Кюри.

…Ученые созданы не для уединения. Они связаны с эпохой. Объединившись, они могли бы приумножить свои достижения в десятки раз и ускорить развитие науки.

Инфельд.

Лучшие достижения освещают путь человечества на многие века, подобно идеям и делам Маркса и Ленина, подобно научному творчеству Ломоносова, Менделеева, Павлова, Ньютона и Эйнштейна, подобно произведениям Пушкина, Горького и Маяковского, Шекспира и Гёте, подобно музыке Глинки и Чайковского, Бетховена и Шопена, подобно картинам Леонардо да Винчи и Репина, Рафаэля и Гойи.

Но пути к светлому будущему открывают не только такие гиганты мысли и дела — прогресс создается сознательным движением миллионов людей, вдохновенных общими идеями.

А. Ф. Иоффе.

…Каким образом, не лишая науку ее неотъемлемых прав на любознательность и научный интерес, добиться, чтобы наука, с ее потенциальной склонностью как к злу, так и к добру, была бы направлена только на благо человечества?

Сколько еще сил и внимания мы должны уделить проблемам нашей планеты…

Калдер.
Родился я, чтоб поразить порок: Софизмы, лицемерие, тиранство, Я оценил Фемиды постоянство, Мощь, Разум и Любовь — ее урок…
А себялюбье — корень главных зол — Невежеством питается богато Невежество сразить я в мир пришел.
Кампанелла.

…Наука как часть общественного сознания, дающая каждому поколению сумму знаний и определяющая основные представления о мире, всегда была коллективной и интернациональной по своему духу…

С. П. Капица.

Наука — это международное дело, поэтому мы постоянно укрепляем связи со всем фронтом мировой науки.

М. В. Келдыш.

Наука — общее достояние человечества, и задача подлинного ученого — обогащать этот запас знаний, доступных всем.

А. Н. Колмогоров.

…Цель всех благородных наук — отвлечение человека от пороков и направление его разума к лучшему…

Коперник.

…Можно себе представить и то, что в преступных руках радий способен быть очень опасным и в связи с чтим можно задать такой вопрос: является ли познание тайн природы выгодным для человечества, достаточно ли человечество созрело, чтобы извлекать из него только пользу, или же это познание для него вредоносно? В этом отношении очень характерен пример с открытиями Нобеля: мощные взрывчатые вещества дали возможность производить удивительные работы. Но они же оказываются страшным орудием разрушения в руках преступных властителей, которые вовлекают народы в войны.

Я лично принадлежу к людям мыслящим как Нобель, а именно, что человечество извлечет из новых открытий больше блага, чем зла.

Пьер Кюри.

…В наши дни задача творцов науки — добиться, чтобы достижения науки не использовались во вред человечеству.

Ланжевен.

…Можно надеяться, что со временем… любовь к науке сделается для всех, как теперь уже для немногих, необходимым и возвышенным элементом человеческого чувства.

Лёббок.

Срочное время поручено человеку хранить огонь жизни; хранить с тем, чтобы он передал его другим.

Н. И. Лобачевский.

Ум в непрестанной деятельности силится стяжать почести, возвыситься, — и все человеческое племя идет от совершенства к совершенству…

Н. И. Лобачевский.

Истина и доводы разума принадлежат всем, и они не в большей мере достояние тех, кто высказал их впервые, чем тех, кто высказал их впоследствии.

Монтень.

Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы.

Монтескье.

Народ есть первый собиратель плодов, науками приносимых…

Н. И. Новиков.

Все пространное поле наук и художеств преобразилось бы в пустое, бесплодное и сведения не достойное мечтание, ежели бы оные не стремились ко исправлению человеческого сердца, ко споспешествованию человеческому благополучию и к расширению души и сил ее…

Ничто полезнее, приятнее и наших трудов достойнее быть не может, как то, что теснейшим союзом связано с человеком и предметом своим имеет добродетель, благоденствие и счастие его.

Н. И. Новиков.

Идея научного прогресса отныне неразрывно связана с судьбами человечества… Развитие науки наглядно показало несоответствие между теоретическими безграничными возможностями человеческого познания и ограниченными способностями одного человека; между бесконечностью и индивидуумом.

Оппенгеймер.

Если завоевания, полезные для человечества, трогают ваше сердце, если вы изумляетесь поразительным действиям телеграфии, фотографии, анестезии и многих других чудесных открытий; если вы дорожите тем участием, которое принимает ваша родина в расцвете этих чудес, — заинтересуйтесь, заклинаю вас, теми священными обителями, которые носят выразительное имя «лабораторий». Требуйте, чтобы их умножали и украшали; это храмы будущего богатства и благоденствия. Там человечество растет, укрепляется и становится лучше. Оно учится там читать творения природы, прогресса и гармонии вселенной.

Пастер.

Может быть, ничто другое в мире не обнажает с такой очевидностью необходимость единства людей на Земле, как надвигающийся на нас кризис во взаимоотношениях с биосферой. Не может быть никаких сомнений о том, что каждый народ, каждое государство беспокоится прежде всего о своих ресурсах, о своей территории, о своих водах и о воздушном бассейне над своими землями.

Но сегодня этого уже недостаточно. Сама проблема существования человечества в биосфере глобальна, и решить ее в каких-то рамках, обозначенных границами государств на глобусе, невозможно.

И. В. Петрянов.

Те из нас, кто будет жить в 2000 году, наши дети и внуки должны забыть о ядовитом дыме над заводскими трубами (а может быть, и о самих трубах) и об испорченном воздухе городов. Они должны знать только чистые озера и реки, только живой океан.

Для того мало нашего желания и недостаточно возможностей науки и техники.

Все яснее становится, что чистая вода и чистый воздух — это вопрос уже не технический, а социальный. В такой позиции, может быть несколько заостренной, есть свой серьезный и глубокий резон. Глупо было бы не понимать, что будущее человечества зависит теперь и от того, насколько серьезно осознает каждый лежащую на всех нас ответственность и перед современниками и перед потомками. Каждый — начиная от аппаратчика на химическом заводе, который не имеет права поддаться искушению и приоткрыть заслонку канализационного сброса, чтобы избавиться от пролитой кислоты, и кончая директором фирмы или членом правительства. За состояние биосферы ответственно все человечество, и это уже проблема социальная, а не научно-техническая.

И. В. Петрянов.

С тех пор, как я выступил на поприще гражданственности путем науки, мне всего противнее были сословные предубеждения, и я невольно перенес этот взгляд и на различия национальные.

Н. И. Пирогов.

…И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растет!..

А. Н. Плещеев.

Демокрит рекомендует изучать и советует принимать на себя труды, от которых рождаются великие и славные дела для людей.

Плутарх.

…Истина, за которую пострадал Галилей, остается истиною, хотя она имеет и не совсем тот смысл, какой представляется профану, и хотя ее настоящий смысл гораздо утонченнее, глубже и богаче.

Пуанкаре.

Избавить всех людей от тяжелого физического труда, а также от труда однообразного, монотонного, не требующего работы мысли; сделать так, чтобы все были обеспечены пищей, одеждой, жильем, то есть сделать всех людей подлинно свободными, приобщать их в меру способностей к радостям творчества, к наслаждению культурными, духовными ценностями — не есть ли это основная гуманистическая идея, близкая всем честным людям?

Современная наука и техника открывает все новые великие перспективы для того, чтобы полностью материально обеспечить всех людей в меру их разумных потребностей.

Н. Н. Семенов.

…Каждый из нас обязан работать над собой, над совершенствованием своей личности, возлагая на себя определенную часть ответственности за жизнь человечества…

Склодовская-Кюри.

Радий не должен обогащать никого. Это элемент. Он принадлежит всему миру.

Склодовская-Кюри.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.

Софокл.

Я хочу направить все науки к одной цели, а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству… Поэтому все то, что в науках не подвигает нас к нашей цели, нужно будет отбросить как бесполезное…

Спиноза.

Любовь [к науке] не созерцательна, не неподвижна, а, наоборот, деятельна, активна. Она основана на проникновении мысли в глубь природы, в ее сокровенные тайны. Она несет счастье не отдельному человеку, а всему человечеству.

Спиноза.

…Дело ученого… близко идти с своим народом, поднимать его незаметно вьющеюся спиралью на трудные крутизны истины.

В. В. Стасов.

Да, вопрос не в том, должны ли ученые и наука служить своему обществу и человечеству, — такого вопроса и быть не может. Вопрос в том, какой путь короче и вернее ведет к этой цели.

К. А. Тимирязев.

Представители науки, если они желают, чтобы она пользовалась сочувствием и поддержкой общества, не должны забывать, что они — слуги этого общества, что они должны от времени до времени выступать перед ним, как перед доверителем, которому они обязаны отчетом. Вот что мы сделали, должны они говорить обществу, вот что мы делаем, вот что нам предстоит сделать, — судите, насколько это полезно в настоящем, настолько подает надежды в будущем.

К. А. Тимирязев.

Дело науки — служить людям.

Л. Н. Толстой.

Наука — это знание, которое, в сущности, является общим (общественным) в том смысле, что оно принадлежит многим, в отличие от частного, личного — такого, например, как сон или боль.

Джордж Томсон.

Одна из наиболее отрадных черт нашего времени — тесные узы, связывающие ученых разных стран. Наука всегда была интернациональной.

Джордж Томсон.

Самая приятная награда за мой труд, это — симпатия и благоволение ко мне всех частей света.

Фарадей.

…Мы были бы менее великодушны, чем пещерный человек, если бы… не стали работать над тем, чтобы сделать жизнь наших детей лучше и спокойнее нашей. Для этого надо овладеть двумя тайнами: надо уметь любить и познавать. Наука и любовь созидают жизнь.

Франс.

Пренебрегать возможностью использовать научные данные в общественной жизни — это значит принижать значение науки. Наука помогает нам в борьбе с фанатизмом в любых его проявлениях; она помогает нам создать свой собственный идеал справедливости, ничего не заимствуя из ошибочных систем и варварских традиций; наконец она побуждает нас отстаивать как высшее благо нашу свободу…

Франс.

Наука должна быть служительницею человека. Чем более может она иметь влияние на жизнь, тем она важнее.

Н. Г. Чернышевский.

Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.

А. П. Чехов.

Человечество имеет на истину право неотъемлемой собственности потому, что создавало и создает ее всей своей жизнью; следовательно, не только нельзя лишать людей того, что принадлежит им, — напротив, наука, как склад истин, должна быть открыта для всех: пусть всякий идет и берет, что ему нужно.

Н. В. Шелгунов.

В нашей душе должно гореть благородное желание — вложить что-нибудь и от себя в ту богатую сокровищницу истины, нравственности и свободы, которую мы получили от наших предков и которую должны передать обогащенною нашим потомкам; желание прикрепить наше мимолетное существование к непрерывной цепи, которая тянется через все человеческие поколения…

Шиллер.

Несомненно, что разум кажется нам слабым, когда мы думаем о стоящих перед ним задачах… Но творения интеллекта переживают шумную суету поколений и на протяжении веков озаряют мир светом и теплом…

Эйнштейн.

Наука по своему существу явление интернациональное. Она представляет результат коллективного опыта всего человечества и для своего непрерывного развития требует непрерывного взаимодействия людей, в частности ученых специалистов всех стран…

Из Докладной Записки Петроградских Физиков В Наркомпрос (Начало 20-Х Годов).