Афоризмы. Слово о науке.

Новая история.

Мысль — это ключ ко всем сокровищницам…

Бальзак.

Источник всего нового есть старое.

В. Г. Белинский.

…Истина не требует помощи у лжи.

В. Г. Белинский.

Фанатизм и мистицизм враги науки, потому что они — тьма, а наука — свет.

В. Г. Белинский.

Философы — не более чем кузнецы, кующие плуг. После них многое еще должно быть сделано, чтобы получился хлеб.

Берне.

Сказать правду, — времена, когда нельзя было, не впадая в ересь, сказать, что земля кругла, что существуют антиподы, что земля движется, — отнюдь не заслуживают похвал, а тем более те люди, которые обнаружили так много ложного усердия в преследованиях за эти взгляды.

Даниил Бернулли.

Лучше несколько потерпеть от сурового климата страны льдов [России], в которой приветствуют муз, чем умереть от голода в стране с умеренным климатом, в которой муз обижают и презирают.

Иоганн Бернулли.

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.

Буаст.

…Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине.

А. М. Бутлеров.

Только при посредстве теории знание, слагаясь в связное целое, становится научным знанием; стройное соединение фактического знания составляет науку.

А. М. Бутлеров.

Наука вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче, недостижима по своей цели.

К. М. Бэр.

Ход развития какой-либо науки состоит из двух различных периодов: сначала все научные исследования имеют описательный характер или характер систематики; затем они приобретают рациональный или философский характер…

Во время первого периода научные исследования ограничиваются накоплением и согласованием материалов, составляющих основу данной науки…

Во втором периоде развития исследования уже не ограничиваются накоплением и согласованием материалов, но переходят к причинной связи…

История всякой науки заключается в эволюции от описательного периода к периоду рациональному.

Вант-Гофф.

Оглядываться назад нам следует только ради извлечения уроков из прошлых ошибок и пользы из дорого купленного опыта.

Вашингтон.

Бедные люди! Сколько веков понадобилось, чтобы приобрести немного разума!

Вольтер.

Успехи науки — дело времени и смелости ума.

Вольтер.

…Памятники науки существуют вечно.

Вольтер.

Счастливы, кто первые идут по новому пути: хотя бы они сделали несколько шагов, их имена превозносятся.

Вольтер.

Математическая истина остается на вечные времена, а метафизические призраки проходят, как бред больных.

Вольтер.

…Мы должны признаться честно и откровенно, что в существенном мы нисколько не ушли в две тысячи лет дальше Эвклида. Такое откровенное и лишенное всяких обиняков признание кажется нам более соответствующим достоинству науки, чем тщетные старания скрыть пробел, который мы не можем наполнить под не выдерживающею критики сетью видимых доказательств.

Гаусс.

Математика есть царица, а арифметика есть царица математики.

Гаусс.

Философия как наука разума предназначена для всех. Не все достигают ее, но это уже другое дело, ведь не все люди становятся князьями.

Гегель.

В науке все важно.

Гейне.

Во всех решительно областях ум есть продукт наблюдения.

Гельвеций.

Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!

Гельвеций.

Истина может на время быть затемнена заблуждением, но ее свет рано или поздно пробивает тучи.

Гельвеций.

Растение алоэ может служить для всех народов символом созидания наук. Ему требуется сто лет для укрепления своих корней; затем сто лет для подготовки к тому, чтобы пустить ствол; а по истечении века, оно поднимается, дает цвет и умирает.

Гельвеций.

Наука о человеке — это наука мудрецов.

Гельвеций.

Если самые замечательные открытия древних математиков охватываются теперь элементарной математикой… то это потому, что эти открытия сведены к фактам.

Гельвеций.

Философия, как это доказывает этимология самого слова, состоит в любви к мудрости и в поисках истины.

Гельвеций.

Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.

Гердер.

Для масс наука должна родиться не ребенком, а в полном вооружении, как Паллада. Прежде, нежели она предложит плод свой, она должна совершить и себе и сознать, что совершила все, к чему была призвана в своей сфере…

А. И. Герцен.

…Каждый момент развития науки, проходя, как односторонний и временный, непременно оставляет и вечное наследие… Призвание мышления в том и состоит, чтобы развивать вечное из временного!

А. И. Герцен.

Человек и наука — два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.

А. И. Герцен.

Опыт и умозрение — две необходимые, истинные, действительные степени одного и того же знания.

А. И. Герцен.

…Сверх теоретических успехов успехи физических наук имеют громкие доказательства вне кабинетов и академий; они окружили вместе с механикой каждый шаг нашей жизни открытиями и удобствами… они подают средства отрешать руки человеческие от беспрерывной тяжкой работы.

А. И. Герцен.

Наука открыла за видимым пределом целые миры невидимых подробностей…

А. И. Герцен.

…В науке нет откровения, нет постоянных догматов; нее в ней, напротив того, движется и совершенствуется. Наука вызывает и создает своих вождей, подчиняется их влиянию и не считается с ними, не давая им патента на изобретение, не создавая им майоратов из своих всем открытых областей.

А. И. Герцен.

Дело науки — возведение всего сущего в мысль.

А. И. Герцен.

Наука одна: двух наук нет, как нет двух вселенных; спокон века сравнивали науки с ветвящимся деревом; сходство чрезвычайно верное: каждая ветвь дерева, даже каждая почка имеет свою относительную самобытность, их можно принять за особые растения; но совокупность их принадлежит одному целому, живому растению… — дереву…

А. И. Герцен.

…Рассудочный, сухой спиритуализм, буквальные толкования, логические уловки, диалектические дерзости и раболепие перед авторитетом — таков характер схоластики до реформации, до XVI века. В конце этого века погиб Петр Рамус, за то, что смел восстать против Аристотеля; Джордано Бруно и Ванини были казнены за их ученые убеждения: один в 1600, другой в 1619 году. Какая же действительная наука могла развиться в этой душной и узкой атмосфере? Одна формалистика — бледный плющ, выросший на тюремной ограде, — прозябала в ней; ее томный, лунный свет был без теплоты и самобытности; ее вопросы были так далеки от жизни и так мелочны, что ревнивая цензура папская выносила ее.

А. И. Герцен.

Схоластика — неловкий, жесткий и сухой амфибий — заменяла истинную науку до самых времен негодующего беспокойства и освобождения теоретической деятельности в XVI веке.

А. И. Герцен.

Современная наука начинает входить в ту пору зрелости, в которой обнаружение, отдание себя всем становится потребностью. Ей скучно и тесно в аудиториях и конференц-залах; она рвется на волю, она хочет иметь действительный голос в действительных областях жизни.

А. И. Герцен.
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас не все в порядке. Немногих, проникавших в суть вещей И раскрывавших всем души скрижали, Сжигали на кострах и распинали, Как всем известно, с самых давних дней.
Гёте.

Наука — вот истинное преимущество человека…

Гёте.

История учит, что развитие науки протекает непрерывно. Мы знаем, что каждый век имеет свои проблемы, которые последующая эпоха или решает, или отодвигает в сторону, как бесплодные, чтобы заменить их новыми.

Давид Гильберт.

Разум! когда же кончится столь долгое несовершеннолетие твое!

Гэзлит.

Истина… имеет то неоспоримое достоинство, что в ней — правда, а в области мысли нет ничего нравственнее правды.

Гюйо.

…Пусть человек пользуется прошедшими веками, как материалом, на котором возрастает будущее…

Гюйо.

Опыт — дитя мысли, а мысль — дитя действия.

Дизраели.

…Наука должна расширить ваш взгляд, иначе сгруппировать знакомые вам предметы, представить их вам в новом свете, сделать доступными вашему сознанию такие предметы, которых вы прежде не сознавали, возбудить в вас новые сочувствия и новые антипатии, неведомые вам прежде…

Н. А. Добролюбов.

Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерять его деятельность.

Золя.

Наука лишь постольку наука, поскольку в нее входит математика.

Кант.

Находясь в заключении, за несколько дней до смерти, я пишу этот проект… Если моя идея… будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству.

Н. И. Кибальчич.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. умение пользоваться знанием.

В. О. Ключевский.

Нас поражает мощь человеческого ума, которым он измерил движение небесных тел, казалось бы навсегда скрытое природой от нашего взора; гений и наука переступили границы пространства; наблюдения, истолкованные разумом, сняли завесу с механизма мира. Разве не послужило бы также к славе человека, если бы он сумел переступить границы времени и раскрыть путем наблюдений историю мира и смену событий, которые предшествовали появлению человеческого рода?… почему бы и естествознанию не обрести когда-нибудь своего Ньютона.

Кювье.

…Мы опоздали родиться, ибо уже более семи тысяч лет на земле живут и мыслят люди.

Лабрюйер.

Еще из мифологии мы узнаем, что Прометей навлек на себя гнев Юпитера за похищение небесного огня и за обучение смертных его употреблению.

Лёббок.

Наука не может ошибаться в вещах, она может ошибаться лишь в понимании вещей.

Либкнехт.
О, ваши дни благословенны! Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!..
М. В. Ломоносов.

…Наука есть вождь к познанию правды, просвещению разума, упокоению народов…

М. В. Ломоносов.

…Ни полков, ни городов надежно укрепить, ни кораблей построить и безопасно пустить в море, не употребляя математики, ни оружия, ни огнедышащих махин, ни лекарств поврежденным в сражении воинам без физики приготовить, ни законов, Ни судов правости, ни честности нравов без учения философии и красноречия ввести, и, словом ни во время войны государству надлежащего защищения, ни во время мира украшения без вспоможения наук приобрести невозможно.

М. В. Ломоносов.

…В новейшие времени науки столько возросли, что не токмо за тысячу, но и за сто лет жившие едва могли того надеяться.

М. В. Ломоносов.
Напрасно строгая природа От нас скрывает место входа С брегов вечерних на Восток Я вижу умными очами; Колумб Российский между льдами Спешит и презирает рок…
М. В. Ломоносов.

Мы живем в такое время, в которое науки… возрастают и к своему совершенству приходят. Варварские веки, в которые купно с общим покоем рода человеческого и науки нарушались и почти совсем уничтожены были, уже прежде двухсот лет окончились… особливо философия, не меньше от слепого прилепления ко мнениям славного человека, нежели от тогдашних неспокойств претерпели. Все, которые в оной упражнялись, одному Аристотелю последовали и его мнения за неложные почитали. Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других философа, но тем не без сожаления удивляюсь, которые про смертного человека думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погрешения, что было главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней много зависят.

М. В. Ломоносов.

За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать за грех не ставлю.

М. В. Ломоносов.

Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в жизни, похвала юности, старости подпора, строительница городов, полков крепость, утеха в несчастьи, в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.

М. В. Ломоносов.

Науки благороднейшими человеческими упреждениями справедливо почитаются и не терпят порабощения.

М. В. Ломоносов.

Большой шаг вперед был сделан в науке тогда, когда люди убедились, что для понимания природы вещей они должны начать не с вопроса о том, хороша ли вещь или плоха, вредна или полезна, но с вопроса о том, какого она рода и сколь много ее имеется. Тогда впервые было признано, что основными чертами, которые нужно познать при научном исследовании, являются качество и количество.

Максвелл.

История науки не ограничивается перечислением успешных исследований. Она должна сказать нам о безуспешных исследованиях и объяснить, почему некоторые из самых способных людей не смогли найти ключа знания и как репутация других дала лишь большую опору ошибкам, в которые они впали.

Максвелл.

…Если в слове — начало, то в числе — продолжение сознательности, просвещения и всего успеха или прогресса человечества.

Д. И. Менделеев.

Без светоча науки и с нефтью будут потемки.

Д. И. Менделеев.

Здание науки требует не только материала, но и плана, воздвигается трудом, необходимым как для заготовки материала, так и для кладки его, для выработки самого плана, для гармонического сочетания частей, для указания путей, где может быть добыт наиполезнейший материал. Узнать, понять и охватить гармонию научного здания с его недостроенными частями — значит получить такое удовлетворение, какое дают только высшая красота и правда.

Д. И. Менделеев.

…Наука прежде всего есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное…

Д. И. Менделеев.

История науки показывает, что самые убедительные, самые красивые, если можно так выразиться, истины посредством опытов или укреплялись, входили в круг принятых истин, или видоизменялись, иногда весьма значительно, или совершенно рушились.

Д. И. Менделеев.

Прежде бывали аристократы, которые, занимаясь науками, так сказать, снисходили до них или забавлялись наукой, но людей, которые бы соединяли живое дело прямо с чистыми интересами отвлеченного знания, прежде не было, потому что прежде наука не имела того значения и того развития, которое приобрела за последнее время.

Д. И. Менделеев.

Я особенно выдвигаю чисто теоретическое направление, нисколько не боясь возражения столь часто повторяемого у нас в России, что теоретическая наука представляет для нас непозволительную роскошь, что нам нужно заниматься исключительно прикладными отраслями естествознания, непосредственно ведущими к увеличению материального благосостояния. Отдавая должное прикладной науке, которая успела уже принести столько благ человечеству, но в то же время помня, что «не от единого хлеба жив будет человек»… я думаю, что нам пора позаботиться о том, чтобы укрепить знамя теоретического естествознания.

И. И. Мечников.

Со временем, когда наука устранит современные бедствия… человек подымется на более высокую ступень и легче, чем теперь, отдастся служению самым возвышенным целям. Тогда искусство и теоретическая наука займут то подобающее им место, которого они лишены теперь благодаря множеству забот.

И. И. Мечников.

Жизнь ставит цели науке; наука освещает путь жизни.

Я. К. Михайловский.
Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей? Что было бы? Пришла бы снова Хаоса мрачная пора. Лучам приветственное слово, А солнцу — громкое ура!
Мицкевич.

Очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума и заставить их находить удовольствие в упражнении своего разума, — что большинству людей представляется утомительным и скучным занятием.

Монж.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Монтень.

Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий.

Пастер.

Науки должны быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности.

Пастер.

…Несмотря на то, что я посвятил почти 5 лет трудным экспериментальным исследованиям и потерял на этом свое здоровье, я тем не менее счастлив, что предпринял их… Результаты, полученные мною, может быть менее блестящи, чем те, которые я мог бы ожидать в случае продолжения моих исследований в области чистой науки. Однако я чувствую удовлетворение при мысли, что принес пользу моей стране.

Пастер.

Величие и достоинство науки состоит исключительно в той пользе, которую она приносит людям, увеличивая производительность их труда и укрепляя природные силы их умов.

Д. И. Писарев.

Человеческий труд весь целиком основан на науке.

Д. И. Писарев.

Кто раз полюбил науку, тот любит ее всю жизнь и никогда не расстается с нею добровольно.

Д. И. Писарев.

В науке, и только в ней одной, заключается та сила, которая, независимо от исторических событий, может разбудить общественное мнение и сформировать мыслящих руководителей народного труда. Если наука, в лице своих лучших представителей, примется за решение этих задач… то губительный разрыв между наукою и физическим трудом прекратится очень скоро, и наука в течение каких-нибудь десяти или пятнадцати лет подчинит все отрасли физического труда своему прочному, разумному и благодетельному влиянию.

Д. И. Писарев.

…В науке большое значение имеет правило — только смелые побеждают.

Планк.

Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания.

В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу. Большое внутреннее сходство имеют также и методы исследования в отдельных областях науки. Это стало особенно очевидным в наше время и доставило всей науке внутреннее и внешнее преимущество.

Планк.

…Труд в области науки, так же как во всех областях культурного развития, является единственным несомненным критерием здоровья и успеха как в жизни отдельного лица, так и в жизни всего общества.

Планк.

Наука! Ты дочь Древних Времен.

Изменяющая все вещи своим проницательным взором…

По.

Наилучшее выражение гармонии — это Закон. Закон есть одно из самых недавних завоеваний человеческого ума; существуют еще народы, которые живут среди постоянного чуда и которые не удивляются этому. Напротив, мы должны были бы удивляться закономерности природы. Люди просят своих богов доказать их существование чудесами; но вечное чудо — в том, что не совершается беспрестанно чудес… мир полон гармонии.

Этим завоеванием Закона мы обязаны Астрономии и оно-то и создает величие этой науки…

Пуанкаре.

…Именно Астрономия открыла нам, в чем состоят общие черты явлений Природы.

Пуанкаре.

Движение науки можно сравнивать не с перестройкой какого-нибудь города, где старые здания немилосердно разрушаются, чтобы дать место новым постройкам, но с непрерывной эволюцией зоологических типов, которые беспрестанно развиваются и в конце концов становятся неузнаваемыми для простого глаза, но в которых опытный глаз всегда откроет следы предшествовавшей работы прошлых веков. Итак не нужно думать, что вышедшие из моды теории были бесплодны и не нужны.

Пуанкаре.

Математика преследует троякую цель. Она должна давать орудие для изучения природы. Кроме этого она преследует цель философскую, и — я решаюсь сказать — эстетическую…

Математика должна помогать философу углубляться в понятия числа, пространства и времени.

Люди посвященные в ее тайны вкушают наслаждения подобные тем, которые дает нам живопись и музыки. Они восторгаются изящной гармонией чисел и форм; они приходят в восхищение, когда какое-нибудь новое открытие раскрывает перед ними неожиданные перспективы.

Пуанкаре.

…Наука сокращает.

Нам опыты быстротекущей жизни.

А. С. Пушкин.

Мы обязаны сохранять то, что прошедшее имело сказать о себе, и высказывать все, что будет истинно для будущего.

Рёскин.

Я затрудняюсь понять, почему в век, кичащийся своими знаниями, не найдется двух человек, из которых один хотел бы жертвовать двадцать тысяч талеров, а другой — десять лет жизни своей на славное странствование вокруг света, дабы учиться познавать не только травы и камни, но и хотя бы один раз — человека и нравы…

Руссо.

К сожалению, в жизни, как в науке, всякая почти цель достигается окольными путями, и прямая дорога к ней делается ясною для ума лишь тогда, когда цель уже достигнута… бывали случаи, когда из положительно дикого брожения умов выходила со временем истина… например, к чему привела человечество средневековая мысль, лежавшая в основе алхимии. Страшно подумать, что сталось бы с этим человечеством, если бы строгим средневековым опекунам общественной мысли удалось пережечь и перетопить, как колдунов, как вредных членов общества, всех этих страстных тружеников над безобразною мыслью, которые бессознательно строили химию и медицину. Да, кому дорога истина вообще, т. е. не только в настоящем, но и в будущем, тот не станет нагло ругаться над мыслью, проникшей в, общество, какой бы странной она ему ни казалась.

И. М. Сеченов.

Как люди могут только думать, что наука сухая область? Есть ли что-нибудь более восхитительное, чем незыблемые законы, управляющие миром, и что-нибудь чудеснее человеческого разума, открывающего эти законы?

Какими пустыми кажутся романы, а фантастические сказки — лишенными воображения сравнительно с этими необычайными явлениями, связанными между собой гармоничной общностью первоначал, с этим порядком в кажущемся хаосе…

Склодовская-Кюри. (Со Слов Евы Кюри).

Наука — это организованное знание.

Спенсер.

…Наука есть… высшее развитие знания.

Спенсер.

Время подлинных свершений не относится ни к прошлому, ни к настоящему, ни к будущему.

Торо.

Ум человеческий — острый тесак, он находит путь к сокровенной сути вещей.

Торо.

…Этот — математик, тот — геолог, тот работает скальпелем. Джентльмены! вам первый поклон и почет!

Уитмен.

Математический анализ, являясь способностью человеческого разума, восполняет краткость нашей жизни и несовершенство наших чувств. Еще более замечательно то, что математический анализ идет одной и той же дорогой в изучении всех явлений; он объясняет их одним языком, как бы для того, чтобы подчеркнуть единство и простоту устройства Вселенной и еще раз указать на неизменность истинных законов природы.

Фурье.

…Математический анализ также всеобъемлющ, как сама природа; анализ выражает связь всех явлений, дает меру времени, пространству, силе, температуре. Эта трудная наука создается медленно, но она сохраняет все принципы, однажды приобретенные; она постоянно растет и крепнет среди стольких колебаний и ошибок человеческого разума.

Фурье.

Сведения, которые древние сумели приобрести в рациональной механике, до нас не дошли, и история этой науки, если не считать первых теорем о гармонии, не идет дальше открытий Архимеда. Этот великий геометр дал математические принципы равновесия твердых и жидких тел. Прошло примерно 18 веков, прежде чем Галилей, первый создатель динамических теорий, открыл законы движения весомых тел. Ньютон включил в эту новую науку всю систему мироздания. Последователи этих естествоиспытателей придали этим теориям размах и великолепное совершенство; они показали, что самые разнообразные явления подчинены небольшому числу основных законов, которые повторяются во всех явлениях природы.

Фурье.

…Цивилизация занимает в лестнице движения важное место, ибо именно она создает движущие силы, необходимые для того, чтобы открыть пути к ассоциации: она создает крупное производство, высокие науки и изящные искусства.

Фурье.

Математика пережила два периода. В первом задачи ставились богами (делийская задача об удвоении куба), во втором — полубогами (Паскаль, Ферма). Мы вошли в третий период, когда задачи ставит нужда.

П. Л. Чебышев.

В чем разумность уважения к ученым? В том, что уважение к ним — лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к истине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям.

И. Г. Чернышевский.

Существенное преимущество нашей эпохи заключается в том, что отдельные дисциплины естествознания начинают вступать между собой во все более тесную связь и именно этим взаимопроникновением и восполнением обусловлена значительная часть успеха, достигнутого естествознанием за последнее время.

Шванн.

От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем.

Шиллер.

Истина ничуть не страдает от того, если кто-либо ее не признает.

Шиллер.