Художественный музей “Атенеум” Хельсинки.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела. Кровное убийство. 1897.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Мальчик и ворона 1884. Холст, масло. 86x72.
Полотно написано Аксели Галлен-Каллелой в возрасте 19 лет. Критики и друзья удивлялись, как начинающий финский художник, никогда не посещавший Францию, настолько профессионально перенял стиль французской школы живописи. Именно в этой стране ко второй половине века появилось то направление реализма, которое все больше склонялось к свободной передаче световых эффектов в окружающем мире. Его знаменитым представителем и кумиром финских художников был Жюль Бастьен-Лепаж. Галлен-Каллела брал частные уроки у Альберта Эдельфельта, ранее жившего в Париже и являвшегося своеобразным проводником новинок в живописи для финских коллег.
Эта работа проста: мальчик, показанный вполоборота, смотрит на ворону. Одинокая фигура задает вертикаль, птица — контрастный акцент. Все очарование заключено в атмосфере. Тон одежды и волос ребенка звучит в унисон с оттенками деревенского поля. Успех картины у публики объясняется тем, что мастеру удалось создать напряжение между внимательно следящим за вороной героем и экспрессивным силуэтом практически черной птицы.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Лесной дягель 1889. Холст, масло. 103x56.
В музее хранится богатое собрание одного из самых ярких мастеров Финляндии — Аксели Галлен-Каллелы. Художник предпочитал темные, буквально вибрирующие, насыщенные цвета, острые колористические контрасты, основанные на них. Также в числе главных особенностей живописца — эксперименты с перспективой и композицией. Он смело выбирал пониженную точку горизонта, рисовал объекты, которые словно возвышались над зрителем. И эта работа написана так, что зритель оказывается глубоко в траве и ему открывается лишь небольшой кусочек реки и неба. Героем картины становится простое растение, встречающееся и на территории России, лесной дягель.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Триптих Айно 1891. Холст, масло. Центральная часть — 154x154, боковые части — 154x77. Общий размер — 200x413.
Эпос «Калевала» считается одним из главных достояний культуры Финляндии. В первой половине XIX века ряд европейских стран встал на путь формирования национальной самоидентификации, передовые деятели литературы и искусства обратились к истории страны и народа, чтобы сформулировать исконные ценности и традиции. В Германии это братья Гримм, в России — собиратель сказок А. Н. Афанасьев, в Финляндии — языковед и врач Элиас Лённрот, который к 1835 художественно обработал отдельные народные эпические песни (руны), исправил разночтения и ввел недостающие детали в повествования. Сюжет строится вокруг приключения трех богатырей — Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена. Одними из самых известных живописных произведений, посвященных «Калевале», стали творения Аксели Галлен-Каллелы. Создать иллюстрации для эпоса стало делом чести для финского художника. Он начал работу над циклом во время своего медового месяца в восточной Карелии, регионе, где были собраны многие руны «Калевалы». Данный период в творчестве мастера называют романтическим. Ведь изобразить мифы собственной родины — это акт прикосновения к истокам, попытка поиска национальной души. Исторические корни основы собственного мироощущения ценились художниками-романтиками начала XIX века и символистами в конце столетия.
Айно — девушка, которую ради собственного спасения брат хотел насильно выдать замуж за состарившегося мудреца Вяйнямёйнена. Несмотря на одобрение этого брака родителями, Айно не хотела покоряться судьбе и бросилась в реку. Интересно, что имя ей придумал Лённрот. С тех пор имя смелой и независимой героини стало нарицательным, оно вошло в обиход и в 2000-х являлось одним из самых популярных в Финляндии.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Создание Сампо 1893. Холст, масло. 200x152.
Аксели Галлен-Каллела написал еще одно полотно на тему эпоса «Калевала». Этот сюжет взят из его первых рун. Богатырь Вяйнямёйнен женился на деве Севера. Вызванный путем заклинания кузнец Ильмаринен создал для его супруги таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо. Из-за нее потом произошла ужасающая битва между богатырем и повелительницей северных земель.
Галлен-Каллела отдавал предпочтение вертикальному формату картин, делал их очень динамичными. Показан укромный уголок древнего финского леса, легендарные герои выплавляют чудо-мельницу. Густые пары дыма, насыщенные темные цвета и экспрессивные позы кузнецов придают сюжету экспрессивный и героический характер.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Принцип творчества 1894. Бумага, гуашь. 65x47.
Финский художник Аксели Галлен-Каллела работал во многих манерах. Его раннее творчество, особенно произведения для эпоса «Калевала», отмечено романтическим реализмом, оно воссоздает национальные достояния Финляндии — природу, типы, реконструирует древнюю историю народа.
Мастер прославился также картинами в стиле модерн. Он сформировал свой острохарактерный, узнаваемый стиль, в котором необычная композиция, позы и очень насыщенные оттенки рождают особый образ. Любое изображение и сюжет словно превращаются в загадочный символ, зритель чувствует многозначность, ее можно разгадать только эмоционально. Представленное произведение — прямая аллегория художественного творчества. Обнаженный человек пытается поймать сфинкса. Казалось бы, существо неподвижно, но, судя по отчаянному повороту мужчины, завладеть им не так-то просто.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Портрет Эдварда Мунка 1895. Холст, масло. 44,5x41,5.
В декабре 1894 Аксели Галлен-Каллела переехал в Берлин, чтобы участвовать в выставке вместе с норвежцем Эдвардом Мунком. Именно тогда финский художник познакомился с символизмом, творческим течением, в котором он нашел свою струю.
Перед зрителем — достаточно классический по палитре портрет. Он выдержан в теплых тонах коричневого, с небольшим белым акцентом и новаторским зеленым отблеском на галстуке модели. Однако жанрово это, скорее, этюд, зарисовка. Лица почти не видно, никак не выявлены выражение и взгляд. Мунк погружен в раздумье, он не обращает внимания на происходящее вокруг.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Мать Лемминкяйнена 1897. Холст, темпера. 85,5x108,5.
Эта иллюстрация к эпосу «Калевала» Аксели Галлен-Каллелы отличается от рассмотренных раннее стилистикой. После 1894 мастер познакомился с символизмом, который оказал на него колоссальное влияние. Если «Триптих Айно» — живописная иллюстрация к тексту, то данная работа — не комментарий к «Калевале», а ее зримый образ. Все — и стать фигур, и типажи, и детали — говорит о том, что изображены эпохальные события седой древности. Они не просто были когда-то давно, но имели влияние на следующие поколения и до сих пор не утратили значения для финнов. Именно символизм позволил художнику добиться монументального звучания эпоса.
Иконографически сцена, безусловно, наследует сюжеты о Христе и Богоматери. Фигура Лемминкяйнена напоминает ренессансные изображения усопшего Иисуса, где он часто представлялся с острохарактерными вытянутыми пропорциями тела и натуралистически мертвенной белизной кожи. Камни образуют почти что узор, их «искусственность» лишь подчеркивает легендарный характер происходящего. Сюжет таков: мать Лемминкяйнена находит и оживляет своего сына, одного из трех главных героев «Калевалы». «Смелый рыбак, удалой охотник, веселый парень» сватался к дочери властительницы «сумрачной Похъёлы», старухи Лоухи. Именно эта колдунья входит в число главных противниц трех отважных богатырей. Он совершил несколько подвигов, но погиб в темных водах Маналы.
Данная работа — из ряда популярнейших в творчестве финского мастера.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Несчастье Куллерво 1899. Холст, масло.
Эта картина Аксели Галлен-Каллелы посвящена одному из самых драматичных сюжетов эпоса «Калевала». Богатырь Куллерво был наделен необычайной силой, но проклят. Внешние силы ему уготовили трагическую судьбу, сравнимую с участью знаменитого древнегреческого царя Эдипа. Финский герой попал в рабство, но к чему бы он ни прикасался, все рушилось. После чреды приключений он оказался на родине, влюбился в девушку, соблазнил ее, а потом узнал, что это его сестра. В отчаянии Куллерво покончил жизнь самоубийством.
Привлекает внимание стиль мастера: словно выжженный солнцем, сизый цвет деревьев, чистый теплый оттенок голубого, тщательно прописанные ветви и цветы создают мир сказки.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Весна. Эскиз фрески для мавзолея Юзелиуса 1903. Холст, темпера. 77x145.
После знакомства в Берлине с символизмом Аксели Галлен-Каллела побывал в Англии, а также в Италии, где изучал фресковую живопись. В 1900 для финского павильона Всемирной выставки в Париже он создал серию фресок с острым политическим звучанием. Там были аллюзии на русского императора («Илмаринен вспахивает поле с гадюками»), которого художник мечтал изгнать с родной земли, чтобы страна приобрела независимость (это произойдет в 1917). В начале века мастер приобрел славу первого живописца Финляндии.
В 1901 серию фресок творцу заказал один из богатейших промышленников — Фриц Артур Юзелиус. Он задумал возвести мавзолей-усыпальницу в готическом стиле в честь своей умершей 11 — летней дочери Сигрид. Фрески быстро погибли от повышенной влажности и были реконструированы сыном Аксели Галлен-Каллелы лишь в 1939. Серия должна была отразить символы жизни и смерти маленькой девочки. Так, здесь представлен эскиз к фреске «Весна».
Дети радуются теплому ветру, вся земля покрылась свежей зеленью. Мастер очень интересно строит композицию: фигуры обрезаны по пояс, в центре видна лишь макушка маленькой елочки. Все символично, все имеет смысл. Например, белая одежда олицетворяет невинность. На контрасте в левом углу картины в профиль изображена женщина в черном. Скорее всего, это мать. Ее фигура добавляет в общем-то беззаботной сценке нотку трагичности.
Аксели Вольдемар Галлен-Каллела (1865–1931) Река Туонела. Эскиз фрески для мавзолея Юзелиуса 1903. Холст, темпера. 77x145,5.
Если предыдущая картина «Весна» символизировала жизнь, детство, то представленная олицетворяет смерть. Аксели Галлен-Каллела в свойственной ему манере изобразил погружение в лодку, которая переправляется по реке Туонела — так в финской и эстонской мифологии называют и само подземное царство. Художник почерпнул этот мифологический образ из эпоса «Калевала», иллюстрациями к которому он стал знаменит во всем мире. В подземное царство, как и в классической античной мифологии, людей провожает лодочник. Герои выстроились в очередь. Здесь и старики, и люди среднего возраста, и совсем дети. Мастер подчеркивает переход от мира живых в мир мертвых мотивом снятия одежды. Умершие оставляют ее на берегу, как и все прочие социальные условности. Смерть они встречают, как и рождение, обнаженными. Художник избегает ярких цветов и контрастов. Сцена выполнена в приглушенных тонах: бежевый, кирпичный, сизый. Вокруг покрытые мхами камни, древние коряги. Лица персонажей сосредоточены, полны скорби, старики сидят задумчиво, они спокойно вспоминают былое. Молодая женщина в отчаянии закрывает руками лицо: она полна сил и красоты и не готова так рано расстаться с жизнью. Девочка-подросток покорно раздевается перед тем, как сесть в лодку, которая навсегда разлучит ее с близкими.