Карма женщины, карма мужчины.
Сокровенный смысл мифа.
Как мы уже говорили, «Миф об Осирисе и Исиде» интересен нам не только потому, что это наше прошлое, но главное потому, что это наше настоящее и будущее. Давно кануло в Лету правление Осириса, учреждение справедливых законов и порядка. Мир наш повержен в хаос правления Сета. Возможно, уже рожден Гор, поскольку уже живут в нашем мире идеи любви, прощения, искупления. Они живут, но нельзя сказать, что они всеобщи, нельзя сказать, что они чисты, слишком часто к ним примешиваются различные идеи человеческого Эго. Мы, как дети, искренне верим, что желаем только добра себе и всему миру, но мы наивны, мы выдаем свои неосознанные эгоистические желания за потребности всего человечества. Мы еще многого не понимаем. Богиня-мать, Богородица, Мудрая Исида должна еще многому нас научить.
Гор — воплощенный спаситель. Он спасает мир от хаоса Сета, он восстанавливает порядок, но главное, он побеждает в себе самом низшую природу человека (невежество, эгоизм, дисгармонию, возбужденность разума, неуправляемые эмоции). Если Сет — олицетворение низшей природы, то Гор прежде всего побеждает Сета внутри себя. Вспомним христианскую истину: Бог и дьявол внутри каждого из нас.
Спаситель не может прийти к нам и спасти все человечество по одному своему желанию. Спасители, приходившие в мир уже не раз, могут быть лишь учителями человечества, они могут лишь указывать пути, идя которыми каждый из нас должен спасти себя сам. Когда мое «Я» побеждает мою низшую природу, отказываясь от гордыни, злобности, мщения, когда «Я» готово чувствовать себя вечным учеником, изучающим себя, постигающим свою низшую и высшую природу, природу тела и природу духа, а вместе с ними и природу Вселенной (ибо «познай себя, и ты познаешь мир»), вот тогда истинный спаситель и приходит ко мне. Истинный спаситель, моя высшая природа, побеждает Сета внутри меня. Только тот достоин спасения, кто не перекладывает ответственность за себя, а значит и за весь мир, на чьи-то плечи (даже если это плечи Бога). Он готов пройти сто дорог, превозмочь все дьявольские искушения и спасти себя. Вспомним Иисусово: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Итак, мы живем в мире, где Гор еще юн, он нуждается в любящем Учителе, в Матери, ему в равной степени нужны знания (мудрость, развитие разума, осознание духовной природы Вселенной) и любовь. Любовь Божественная — это и защита, и вера, и благость, дарующая силы. Любовь заложена в самой природе материнства: жертвуя собой, порождать новую жизнь, взращивать ее, вкладывать все свои силы в маленького человека, защищать его от всех невзгод, учить распознавать доброе и злое.
Миф рассказывает нам про нас. Мы поймем его сокровенный смысл, когда сравним себя с Гором, Осирисом, Исидой, Нефтидой, Сетом. Как Гор, мы в какой-то период своей жизни желали учиться, чтобы изменить в этом мире что-то к лучшему. Как Осирис, мы испытывали когда-то волну прилива успеха. Как Исида, страдали, спасали, любили. Как Нефтида, ж а ждали прекрасной, необыкновенной любви. Как Сет, желали власти над чем-то, над кем-то, злились, совершали неблаговидные поступки, стремились обогатиться любым способом, добиться желаемого любой ценой… Каким путем мы идем сегодня: дорогой Исиды — дорогой любви или дорогой Сета — дорогой порока? Куда придем при этом? Абсурдно думать, что, идя дорогою Сета, я могу прийти к счастью, к победе Гора (если сегодня я живу как Сет, то завтра мне не стать Гором). Если я добиваюсь любви как Нефтида, мне никогда не стать Исидой, не познать счастья духовной любви, высшего единения «двух половинок».
Бог и дьявол внутри каждого из нас. Может быть, еще не поздно свернуть с пути, ведущего к накоплению кармических проблем, найти самого себя, обрести свою высшую природу, постараться сделать шаг в направлении к Свету?
Мы должны помнить, что все Боги и Богини, о которых мы будем вести речь далее, — это для нас прежде всего символы, принципы проявления божественного Порядка Мироздания. И все они в той или иной степени проявлены в каждом человеке.
Но все же кто из Богинь преобладает в той женщине, на которую мы смотрим? Кроме Исиды и Нефтиды, нам предстоит познакомиться еще с двумя аспектами, частичками, заложенными в любую земную женщину. Одна из них — богиня Хатор олицетворенная сила Солнца, безграничный источник энергии, принцип чистой" сексуальности, когда женщина способна вдохновлять мужчину на любые подвиги и сама готова совершать их. Необузданная творческая энергия Хатор подвигает нас к раскрытию жизненной силы, духовному ученичеству, к просветлению.
Другая богиня — Маат — воплощает принцип упорядоченности жизни, мудрое ограничение в удовольствиях тела, сдержанность, ведущую к сохранению божественных энергий. Принцип Маат становится ведущим, когда человек открывает в жизни подлинный, душевный покой, внутреннее осознание и удовлетворение, все это переносится также в посмертное существование и становится первопричиной райского блаженства. Упорядоченный образ жизни, духовное ученичество — блаженство этих состояний не понять, если ни разу не приходилось их испытывать. «Чем меньше эмоций, тем ближе к Богу», — говорят китайские мудрецы. Эмоции и чувства не одно и то же. Чем глубже чувства, тем мягче эмоции. В бурных эмоциях растрачивается чувство, распыляется во лжи; чем громче сказанное слово, тем больше в нем неправды, чего-то ненастоящего. Мы вернемся еще к женским принципам Маат и Хатор.
Исида — образ бескорыстной, возвышенной, духовной любви. Осирис — символ созидательной деятельности человека, всего нашего стремления к лучшему, наиболее разумному в устройстве жизни; он — желание жить, творить, радоваться жизни, получать удовольствие от любого ее проявления. Их союз олицетворяет земное счастье каждого человека: интересное любимое дело и любовь как духовное и физическое единение, как источник творческого поиска и жизненных сил. Почему же их союз далек от безмятежной радости, почему они не могут просто наслаждаться друг другом и самой жизнью?
Потому что существуют другие аспекты, другие принципы устройства человеческого существа: Нефтида и Сет. В нашем двойственном мире всегда есть оборотная сторона медали.
Нефтида олицетворяет собой физическую природу человека, земное существо, то, что рождается как материя, живет свой срок и умирает, превращаясь в хаос и разложение. Нефтида — это сама природа. Все в природе тянется к Солнцу, стремясь к одухотворению, красоте, изяществу и гармонии. Так и Нефтида тянется к Осирису.
Если Исида — сама мудрость, женственность, чуткость и в любви она стремится прежде всего к заботе, отдаче, она хочет поддерживать любимого, дарить ему все свои силы и свою любовь, то Нефтида — это как раз тот случай, когда интеллектуальные способности человеческого существа омрачены неведением, чувства, мысли и действия души подчиняются лишь желаниям Эго. Нефтида хочет лишь получать удовольствие, ей чуждо стремление осознать происходящее, оценить свои действия. Испытывая влечение к Осирису, она желает заполучить его как красивую вещь в собственное пользование, поэтому вся ее потребность в слиянии с возлюбленным выражается лишь в сексуальной чувственности, слиянии телесном. Оказывается, этого слишком мало, чтобы действительно обрести любовь.
Для Осириса этот страстный порыв к слиянию с природой становится весьма значимым. Ночи с Нефтидой достаточно, чтобы он стал уязвим для врагов. Идя на поводу своих страстей, мужчина становится слабым и беззащитным, его разум становится беспокойным, а воля ослабевает. Разве не эту картину мы наблюдаем достаточно часто: активный мужчина, повинуясь страсти, покидает свою Исиду, сливается с Нефтидой и теряет себя…
Но не будем думать, что Нефтида — зло, приведшее «бедного» Осириса к смерти. Осирис есть символ души человека, которая подвержена искушениям низшей природы своего Эго. Осирис — это душа каждого живущего на земле человека, она идет тернистым путем сомнений, искушений, ошибок. Осирис переживает состояние духовной смерти, когда Зло в обличий Сета разрывает душу на части, но Мудрость (Исида), соединяя все части, вновь дает душе состояние целостности и полноты сознания. Тогда Наступает духовное просветление человека. Достигая этого состояния, душа, словно легендарная птица феникс, возрождается из пепла, она приобретает возвышенность, а человек приближается к Богу…
Таким образом, получается парадоксальная вещь: Нефтида — низшая природа, материя — помогает божественной душе, окунувшись во тьму телесных искушений, осознать себя, свою возвышенность, умереть в материн, отвергнув искушения, и возродиться в своей высшей природе, природе духа. Нефтида — символ смерти, но смерти не физической, а духовной (в том смысле, что низшие психические качества человека отмирают и нарождаются высшие).
Под духовной смертью также подразумевается глобальное изменение в душе живущего человека, его психика претерпевает переход от ощущения себя как телесного создания с материальными потребностями к осознанию себя прежде всего как бессмертного духа, все телесное и материальное при этом отходит на второй план, становится зависимым от духа, а не наоборот.
Духовная смерть — это глобальное изменение системы ценностей, это психическое перерождение человека, при котором главным для него становятся потребности духа, а не плоти. (Самое интересное, что все материальные проблемы человека начинают решаться будто бы сами собой. Небеса словно выписывают нам премию за успешно проведенную работу.) Духовная смерть — тяжелейшая работа души. Чтобы совершить ее, нам нужны и знания, и мудрость, и воля, и смирение. Переживая данное состояние в своей душе, человек действительно ощущает, как весь он вчерашний исчезает бесследно, так как отказывается от прежнего образа мыслей, от прежней системы ценностей и приобретает другую. Это состояние, при котором «Я» вчерашний умер и родился «Я» новый.
Сет — раб низшего «Я». Символичен его брак с Нефтидой. Она желает удовольствий, он хочет власти. Стремление подавлять все, что препятствует эгоистическим желаниям, агрессия, преступность замыслов и действий, отсутствие разумности в поступках демонстрируют самое низменное состояние человеческой жизни. Неукротимые страсти, вожделение, патологическое влечение к сексу делают образ Сета наиболее отталкивающим. Жажда власти — вот самый страшный порок человеческой натуры. Стремление к обильному, разнообразному сексу — тоже проявление властности, желание обладать, подавлять, захватывать новые пространства. Главная цель Сета — благосостояние и успех, поэтому нетерпимость и распущенность для него норма. Неспособность удовлетворить свои желания приводит к гневу и ненависти по отношению к той личности или ситуации, которая считается препятствием.
Сет и жажда власти неразделимы. Сет живет в каждом из нас. Каждый раз, когда гнев, обида, зависть вскипают в нас, мы становимся ближе к разрушительным энергиям хаоса. Если мы будем упорствовать в своих негативных эмоциях, мы провалимся в хаос и попадем в ад, и тогда уже только страдания смогут очистить душу от ржавчины зарвавшегося Эго.
Миф наглядно демонстрирует двойственность нашего мира: есть Осирис и есть Сет, иными словами, есть Бог и есть Дьявол. Точно так же в женской природе есть Исида и есть Нефтида: мудрость духовной природы человека и тленность, разрушительность его телесной, материальной природы.
Между двумя противоположностями человеческого существования идет непрестанная борьба. Ее сложные перипетии показывают: сомнения должны рассеяться, бессмертная душа человека сумеет пройти все испытания, царство справедливости, царство Гора непременно придет. Человеку помогают все боги и богини, его любит Вселенная, и она не даст ему погибнуть. На стороне Порядка и справедливости вся гармония Мироздания: бог Тот — мудрым словом и знаниями, Хатор — неукротимыми энергиями воинства, Маат — смиренным спокойствием и упорядоченной законностью — все высшие силы отдают себя служению человечеству. Неразумные дети Божьи не могут быть брошены на произвол судьбы, они должны прислушаться к Отцу своему небесному. А для этого, как минимум, надо перестать кричать самим.
Сокровенный смысл мифа тесно переплетается с идеями христианства. Как, впрочем, и во всех религиях есть отзвуки египетской философии. Христиане чтят Троицу: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это Осирис, Гор и Непроявленный бог — бог Ра. Сам Ра в облике Осириса проявляет себя в плотной материи земного существования. Бог Осирис нисходит в самые грубые проявления материи, он подвергает себя злу, чтобы везде, даже в самой низменной природе, посеять ростки добра и света. Вспомним, что Исида, как и Мария, зачинала Гора непорочно. Во времена Христа (рожденного Гора — Спасителя) человечеству были даны — лишь под другим углом зрения — все та же мифология и все та же философия. Слегка затушевалась роль женщины, матери, Исиды, Великой Богини, Богоматери. Затушевалась, но никуда не исчезла: все те же идеи любви, жертвенности, смирения, мудрости и самоотдачи видим мы и в облике христианской Богородицы.
На новом жизненном этапе цивилизации оказались не так важны те части великого Мифа, в которых говорилось о судьбе Осириса и Исиды, но зато крайне важным явился сам факт рождения Спасителя среди хаоса, царившего в мире, где правит Зло Сета. Самым важным было при Христе и самым важным остается сегодня утверждение новых моральных принципов: самопожертвования, любви, отдачи, защиты, сохранения, преобладание идей духовного богатства над идеями обогащения любой ценой, силой материального превосходства, политиканскими играми, где каждый сам за себя и должен доказывать всем свое превосходство, если не хочет быть растоптанным.
Но, по-видимому, мир за две тысячи лет (с рождения Спасителя) подошел к новому этапу в своем развитии, когда роль женщины в истории должна проявиться гораздо ярче. Вспомним, пока Гор был маленьким, пока он рос, только страдания выпадали на долю Исиды. Смирение и забота о ребенке, принятие своей участи — вот что было для нее самым необходимым. Но божественное дитя подросло, оно стало способно задавать вопросы, осмысливать свое существование, строить свою систему ценностей. И теперь, чтобы вырос дух Гора, чтобы проявился в Горе дух Осириса и сам Великий Ра, Исида, мать и женщина, должна дать сыну знания о мире — истинные и неискаженные. От Исиды, от женщины, зависит сегодня духовная сила Гора. От женщины зависит сегодня, сможет ли наш мир выжить, выйти на новый этап своего развития, претендовать на победу над Сетом.
Может быть, поэтому в наши дни именно женщины проявляют наибольшую активность в получении психологических и эзотерических знаний. Ничего не бывает случайного. Именно женщина в большей степени стремится к самосовершенствованию, к переменам в своей жизни. Мудрая женщина ищет способы, при помощи которых она могла бы поддержать мужчину именно духовно! Мужчина, сын, отец, друзья, сослуживцы, начальники ждут от женщины, которая рядом с ними, прежде всего духовной поддержки. Высшее признание в любви сегодня заключается в том, что измученный, усталый, задерганный муж может сказать жене: «Посиди со мной рядом, мне хорошо, я успокаиваюсь рядом с тобой. Поговори со мной… Ты знаешь… Как ты думаешь…».
И хотя все женщины далеки от идеала и не могут быть богинями Исидами, но все женщины способны взглянуть на свою жизнь глазами Исиды и понять для начала, что в ней не так. Возможностей для преодоления кармы всегда достаточно, но секрет в том, что есть центральная задача, без решения которой все усилия тщетны. Это задача — остаться Женщиной Какой бы груз ни ложился на плечи, какие бы роли ни приходилось играть, их надо сыграть по-женски, не натягивая на себя мужское обличье. Это — сверхважная задача современности. Потому что без Женщины мужчина не справится со своими задачами, «мужик в юбке» не в силах ему помочь.
«Шерше ля фам» — говорят французы. Ищите женщину! Не случайно все выдающиеся мужчины во все времена совершали свои подвиги, возводили грандиозные постройки, совершали открытия, писали стихи и картины с мыслью о женщине. Только женщина способна вдохновить мужчину на великое. Одному важнее сексуальность, другому — нежность, третьему — умный совет, но ни один не откажется от возможности иметь это все в «одной упаковке». А китайцы называют эту «упаковку» одним словом — Инь, иньской энергией пространства, женской энергией жизни (в противоположность янской — мужской).
Энергию пространства не обманешь. Женщина призвана наполнять жизнь иньским содержанием, мужчина — янским. Равновесие этих двух сил и создает гармонию Мира, божественную монаду…
Если мужчина — это сила, жажда действия, интеллект, то женщина — это тот смысл, что наполняет действие, тот поворот, который реализует силу в нужном направлении.
Будем помнить, что женщина всегда, какие бы условия и обстоятельства жизни ее ни настигали, чуть старше, чуть мудрее, чуть тоньше, чуть терпимее мужчины, и именно это, а не сила и агрессия, дает ей возможность одерживать победу над сложностями судьбы.
Великая богиня Сотис — суть женской природы на Земле.