Лондонская Национальная галерея.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851) Дождь, пар и скорость 1844. Холст, масло. 91×121,8.

Конец 1430-х был временем всеобщего увлечения и восхищения железными дорогами. Вспоминается знаменитый романс Глинки на стихи Н. Кукольника «Попутная песня», написанный по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом в 1837, в то же время, когда Тернер делал наброски к представленной картине. Как схожи переданные в этих гениальных произведениях чувства! Рефрен песни:

Дым столбом — кипит, дымится Пароход…[1] Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье…

Разве не звучат эти русские стихи «синонимом» английской картины?

Художник с его мятежным духом оценил скорость и комфорт этой формы передвижения. Джон Рёскин, страстный поклонник живописца, создавший пятитомный трактат «Современные художники», свидетельствует, что Тернер загорелся идеей создать эту картину, когда ехал в поезде во время шторма и выглянул в окно. Открывшийся взору вид поразил его, и мастер выразил свои впечатления в полотне. Правда, написать так, как упоминает Рёскин, художник не мог. Зрителю представляется, что паровоз движется ему навстречу. При импрессионистичности образа узнается реальная местность — Мейденхедский виадук через Темзу, построенный незадолго до появления работы.