Лондонская Национальная галерея.

Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530–1569) Поклонение волхвов 1564. Дерево, масло. 111,1×83,2.

Питер Брейгель Старший, или Мужицкий, — великий нидерландский живописец и рисовальщик.

Художник три раза обращался к евангельскому сюжету поклонения волхвов. Первая картина, хранящаяся в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, была создана между 1556–1562. Она написана не на деревянной доске, а на холсте и довольно плохо сохранилась. Вторая представлена здесь, а третья, находящаяся в Собрании Оскара Рейнарта в Уинтертуре, выполнена в 1567.

На первый взгляд кажется, что данная работа соответствует католической иконографии: Святое семейство — в центре, Младенец — на руках Девы Марии, часть Ее лица закрыта покрывалом, позади — Иосиф, волхвы преподносят дары, как обычно, старший, коленопреклоненный Каспар, — золото. В представлении людей еще со времен Средневековья волхвы символизировали три известные тогда части света — Европу, Азию и Африку. Таким образом, Бальтазар изображался чернокожим и олицетворял Африку.

При всей традиционности картину не приняли верующие: если с шаржированными образами второстепенных участников действия еще можно было смириться, то образ Иосифа являлся неприемлемым. Он не излучает набожность, а, наоборот, явно демонстрирует полное равнодушие к происходящему. В подобной трактовке канонического сюжета — весь Брейгель.

Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530–1569) Поклонение волхвов 1564. Дерево, масло. 111,1×83,2. Искусство Нидерландов и Фландрии. Лондонская Национальная галерея. Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530–1569) Поклонение волхвов 1564. Дерево, масло. 111,1×83,2. Искусство Нидерландов и Фландрии. Лондонская Национальная галерея.