Мифы и легенды народов мира. Из Старого в Новый Свет.

О тех, кто питается запахом.

Выше рассказывалось, как финский исследователь Юрио Тойвонен обратил внимание на американские параллели древнегреческому мифу о войне журавлей и пигмеев. Встреча с маленькими человечками, страдающими от регулярных нападений птиц, нередко один из эпизодов долгого путешествия, во время которого герой попадает к разного рода необычным существам. Порой и сами пигмеи отличаются не только малым ростом, но и другими особенностями: они лишены рта или анального отверстия, питаются запахом приготавливаемой еды. Кроме того, жены пигмеев или иных обитателей далекой страны не умеют рожать. О древности подобных мотивов свидетельствует их распространение во всем индо-тихоокеанском регионе, а также в Западной Сибири, но при этом не в Африке, Центральной Азии и Европе. Те же мифы, которые записаны у народов, хотя и говорящих на языках разных семей, но живущих сейчас всего лишь в двух-трех тысячах километров друг от друга, порой похожи вплоть до мелких подробностей.

[Манси (Западная Сибирь)] В прошлом солнце скрывалось на неделю, на месяц. Во мраке маленькие существа беспокоили детей и жен уходивших на охоту мужчин. У этих карликов нет заднего прохода, они нюхают пищу, а затем вываливают собакам.

[Ренгма (тибето-бирманцы северо-восточной Индии)] Мужчина по имени Че пришел к людям, которые не имели анальных отверстий и отрыгали переваренное через рот. Когда Че при всех облегчился, местные жители попросили сделать анальные отверстия их детям. Че протыкал детей раскаленным стержнем и складывал трупы в ящик, велев открыть его не раньше чем сам он попрощается и доберется до далекой горы. Увидев своих мертвых детей, люди без анусов бросились в погоню. Че забрался на дерево, преследователи стали рубить ствол. Когда дерево было готово упасть, Че со страху пустил струю мочи. Люди без анусов решили, что пошел дождь, и убежали, прикрывая головы широкими лезвиями своих ножей.

[Атаял (Тайвань)] Сиджума приходит к людям, которые лишь вдыхают пар от вареного риса и овощей. Они удивлены, когда видят гостя, поедающим пищу. Сиджума демонстрирует им процесс дефекации. Один из хозяев просит сделать и ему анус. Сиджума насмерть пронзает его раскаленным железным стержнем, убегает, прячется на дереве. Бросившиеся в погоню люди без анусов немедленно настигают его, ибо от питания паром они стали легки и быстры. Однако Сиджума незаметно прячется на дереве. Потом он слезает, запихивает в нору броненосца кроваво-красные листья бетеля, возвращается домой. Люди без анусов пронзают листья копьем, думают, что оно в крови их врага и удовлетворенные возвращаются.

[Коковарра (Австралия)] Анжир лежал под деревом, у него был большой зад, но в нем не было отверстия. Ялпан прорезал анальное отверстие куском кварца. Из вывалившихся экскрементов Анжир создал людей.

[Арандаи-бинтуни (папуасы)] У Инумсамху не было рта, ануса, пениса, ушей. Он готовил пищу и каждый раз выбрасывал ее в реку. Две женщины увидели плывущую по воде пищу, выбросили остывшую, взяли еще теплую. Они незаметно подложили в еду Инумсамху живую змею, и он так испугался, что вскрикнул и тогда у него прорезались все отверстия.

[Нивхи (Сахалин)] Охотник приходит к какому-то дому. Хозяин кормит гостя мясом, но сам не ест, так как не имеет анального отверстия. Охотник протыкает ему анус ножом, человек впервые ест и извергает съеденное. Затем он показывает охотнику голых людей, велит их убить, они превращаются в животных. Охотник получает красивую жену — в лесном мире она была волчицей.

[Медные эскимосы (северо-запад Канады)] Преследуя овцебыков, охотник попадает к людям, которые лишь сосут мясо, а не едят его. Странствуя дальше, охотник видит, как группа женщин гонится за двумя мужчинами, одного ловит и рвет на части. По возвращении домой оказывается, что охотник отсутствовал семь лет. В другом варианте рассказывается, как люди без ануса высасывают сок из мяса, после чего оно считается экскрементами. Своим беременным женам они вспарывают живот, и, если разрез слишком велик, женщина умирает.

[Клакамас (семья чинук, низовья реки Колумбия на северо-западе США)] Человек пускает в небо стрелу за стрелой, делает их них лестницу, забирается по ней в верхний мир. Там живут людоеды, которые охотятся на людей. У людоедов нет выделительных и генитальных отверстий. Они дают герою жену, но он не может сойтись с ней, уходит от людоедов, женится на женщине-Солнце.

[Зуньи (граница Нью-Мексико и Аризоны)] Братья-близнецы спускаются в подземный мир. Там живут карлики, питающиеся запахом пищи. На них нападают сперва сойки, затем горшки с супом, многие карлики гибнут. Братья легко ловят птиц в силки, разбивают горшки, съедают суп, прокалывают карликам анусы. Дети приходят к нам из того мира, поэтому питаются только воздухом, пока не перерезана пуповина. Старики возвращаются туда же, поэтому у них часто случается расстройство желудка.

[Уастеки (семья майя, штат Веракрус в Мексике)] Раса существ линтайойо построила пирамиды. Линтайойо имели третью ногу в промежности, поэтому не испражнялись и не рожали детей. Детей они лепили из глины, а питались запахом приготавливаемой пищи. Боги разгневались за то, что те тратили продукты впустую, послали потоп. Все линтайойо либо только их женщины превратились в рыб.

[Печ (семья чибча, Гондурас)] Проглоченный змеем охотник разрезает его изнутри ножом и выходит на берег неизвестного острова. Там живут дочери Матери-Кукурузы. Они не велят охотнику есть вареную кукурузу, сами питаются запахом приготавливаемой еды, после чего та превращается в отбросы. Охотник женится на младшей из сестер, а, когда хочет вернуться домой, девушки сажают его и его сына на крокодила, дав с собой все виды семян. Вернувшись на материк, он учит людей выращивать кукурузу.

[Кофан (Восточный Эквадор)] Охотник следует за стадом кабанов, вместе с ними спускается в нижний мир. Там живут хозяева кабанов, человек проводит у них год. У жителей нижнего мира нет анусов, они питаются запахом приготавливаемого мяса. Свои гигантские пенисы они обертывают вокруг пояса, по ночам те сами ползают к женщинам.

[Такана (семья пано-такана, Боливия)] Броненосец приводит охотника в нижний мир, дикие свиньи — его стадо. Жена Броненосца сварила свинину. На трапезу собрались рыжеволосые карлики — те самые, что держат на своих плечах землю. Не имея анальных отверстий, они вдыхают запах приготавливаемой пищи. Карлики дали человеку жену, но родившийся ребенок, как и его мать, не имел ануса. Человек возвратился на землю.

[Теуэльче (аргентинская Патагония)] Лис поднялся на небо, где живут люди без ануса, которые питаются запахом приготавливаемой пищи. Увидя, как лис освобождается от съеденного, один из небесных жителей просит проделать ему отверстие и в результате замирает; лис плетет травяную веревку, чтобы спуститься, она коротка, он падает, набивает шишку, на его голове вырастает цветущий куст.

Мотив отсутствующего анального отверстия перемежается с мотивом отсутствия рта, который тоже встречается лишь в индо-тихоокеанской половине мира, например в Меланезии и на северо-западе США.

[Добу (меланезийский остров близ юго-восточной оконечности Новой Гвинеи)] Рыбак приходит в селение Закрытых Ртов, которые кладут себе пищу в отверстие на темени. Рыбак бьет их по лицу убитой змеей, у них появляются рты.

[Вишрам (семья чинук, низовья реки Колумбия)] Койот видит, как человек ловит рыбу, ныряя за ней, крадет у него лосося. Тот направляет палец в разные стороны, находит Койота, что-то мычит. У человека нет рта. Койот печет рыбу, человек нюхает ее и выбрасывает. Койот прорезает рты ему и всем жителям его селения, отказывается от предложенной женщины. В этом селении у людей до сих пор большие рты.

Еще древнегреческие писатели (Мегасфен, Ктесий, Онесикрит) сообщали, что «поблизости от истоков Ганга» есть племя безротых. Люди у крайних пределов Индии вовсе не питаются пищей, но насыщаются запахом цветов. Невдалеке от них живут пигмеи ростом в две ступни с четвертью. На фоне данных по мировой мифологии стоит отметить, что греки правильно определили места проживания безротых карликов. Это не вообще Индия, но ее северо-восточная окраина, где подобный мотив сохранился до XX века.

Истории о женщинах, не умевших рожать, распространены по миру примерно в тех же районах, что и рассказы о существах, которые не имеют телесных отверстий и питаются запахом пищи. Оба мотива тематически связаны, отражая общую идею закрытого тела. Такое тело свойственно либо первым на земле людям, либо обитателям какой-то далекой страны, либо разного рода демонам. Особенно популярен мотив кесарева сечения в Океании и в азиатском островном мире.

[Меджпрат (папуасы)] У женщин не было гениталий, с ними совокуплялись через рот или ухо. Чтобы извлечь ребенка, беременную жарили, затем ей вспарывали живот. Один мужчина увидел в лесу женщину-опоссума, ее анатомия оказалась нормальной. Жена подула на беременную сестру своего мужа, у нее прорезались гениталии, и она сумела нормально родить.

[Капингамаранги (остров в Микронезии, населенный полинезийцами)] Чтобы извлечь ребенка, роженицам разрезали живот, те умирали. Супруги прячут любимую дочь от мужчин на платформе под крышей дома. К ней спускается небожитель, учит во время родов приложить к голове особый кокос, она нормально рожает.

[Маркизские острова (Восточная Полинезия)] Кае покинут в море, рыба проглатывает его, он режет ей изнутри брюхо, выходит, попадает на остров женщин. Те удовлетворяют себя корнями пандануса, вспарывают животы беременным. Кае берет местную женщину в жены и учит рожать.

[Атони (о. Тимор, Восточная Индонезия)] На острове Роте женщины не умели рожать, беременным вспарывали живот, поэтому население не росло. Най Бай Финит с женой пришли туда за огнем. Жена велела не убивать беременную, натерла ее соком древесных семян, благополучно извлекла ребенка. После этого жители Роте стали плодиться.

[Мантра (малайцы внутренних районов полуострова Малакка)] Земля покоится на железном столбе, усиленном поперечными балками. Под землей живут люди, чьи женщины не умеют рожать, беременным там вспарывают животы. Об этом поведал первый шаман, спустившийся в нижний мир.

[Алюторцы (береговые коряки)] Роженицам мужья вспарывали животы, детей вытаскивали, жен убивали. Птичка велит женщине не плакать в ожидании смерти, а сидеть молча и родить так же, как она, птичка, откладывает яйца. С тех пор женщины рожают.

[Эскимосы юпик (юго-западная Аляска)] Первые люди вспарывают женщинам животы, чтобы достать ребенка. Одна женщина рожает нормально. Люди хотят убить ее мужа, он уплывает в лодке, попадает в селение женщин, которые охотятся на оленей, убивая их палкой. Плывя дальше, он попадает к людям без рта, которые питаются запахом пищи. После этого пища становится протухшей.

[Лиллуэт (сэлиши Бритайской Колумбии)] Четверо братьев странствуют, постепенно делая мир таким, каков он сейчас. В одном месте они встречают мужчину с ножом, собирающегося вспороть живот беременной жене. Братья учат рожать детей.

[Карок (семья хок, Северная Калифорния)] Ящерица и Койот спорят о том, как надо устроить мир. Ящерица предлагает, чтобы беременным вспарывали живот. Койот это предложение отвергает и говорит, что ребенок должен рождаться естественным образом.

[Локоно (араваки побережья Гвианы)] По норе броненосца человек попадает в нижний мир. Там живут рыжеволосые карлики, их беременным женщинам при родах вспарывают животы, а затем зашивают. Человек учит подземных людей рожать, возвращается на землю.

[Кашинауа (семья пано-такана, восток Перу)] Женщины не умели рожать, беременных отводили к инкам, те вспарывали им животы, роженицу съедали, ребенка отдавали родственникам погибшей, численность людей не увеличивалось. Супруги решили, что лучше жене погибнуть в лесу, чем быть съеденной. В лесу ее увидела крыса, научила рожать.