Музей Винсента Ван Гога.
Современники Ван Гога.
Адольф Монтичелли. Цветочный натюрморт. 1875.
Поль Синьяк (1863–1935) Железнодорожный перекресток у Буа-Коломб 1885, Холст, масло. 46,4x65.
С Полем Синьяком Ван Гог познакомился в 1886 в Париже и сохранял добрые отношения до самой смерти. Во многом это было заслугой Синьяка, обладавшего очень мирным и дружелюбным нравом. Мастер писал об этом качестве приятеля брату в 1889: «Никогда или почти никогда не удается поговорить с импрессионистом на столь разнообразные темы и при этом встретить так мало разногласий и досадных конфронтаций».
Синьяк был на 10 лет моложе Ван Гога, но к моменту их встречи уже входил в «Общество независимых художников» и вместе с Жоржем Сёра страстно увлекался теорией разложения цветов — девизионизмом. Вероятно, что столь быстрое высветление палитры Ван Гога во французской столице и развитие его экспериментов по сочетанию цветов произошли в том числе под влиянием Синьяка, вместе с которым он много писал на природе. Однако, несмотря на то что мастер попал под влияние пуантилизма и создал в Париже ряд близких к этому направлению полотен, он быстро отошел от него и у Синьяка ценил больше его импрессионистические работы.
Позже именно Синьяк посетил больного, недавно перенесшего приступ друга в больнице в Арле. «Бесконечно обязан Вам, — писал после этого визита художник, — за Ваше дружеское посещение, которое благотворно отразилось на мне и значительно улучшило мое моральное состояние». У Синьяка есть акварель «Желтый дом в Арле». Увы, Желтый дом, с которым Ван Гог связывал столько надежд, был опечатан после его помещения в местную больницу, друзьям пришлось взломать дверь, чтобы попасть туда и посмотреть собранные в мастерской картины. Известно, что к живописцу хотели приехать на длительное время художники Конинг, Де Хаан и Исааксон, близко связанные с Тео, но после приступа болезни и отъезда Гогена у Винсента уже не было ни сил, ни желания продолжать свой проект.
После трагической смерти Ван Гога Синьяк помог организовать несколько его выставок, ставших первыми шагами к стремительно растущей посмертной славе мастера.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Молодая женщина за столом (Рисовая пудра) 1887. Холст, масло. 56x46.
Ван Гог познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком на Монмартре, в Ателье Фернара Кормона, и в 1886–1887 у них была общая компания, увлеченная разработкой новых приемов живописи, куда входили еще Анкетен и Бернар. Немалое влияние на стиль Лотрека оказали японские гравюры, с которыми коллекционировавший их Ван Гог регулярно знакомил своих друзей. «Японская манера» — яркий колорит и большие, обведенные черным контуром цветные плоскости — очевидно, сказалась на его знаменитой серии театральных афиш. Лотрек также был хорошо знаком с Тео Ван Гогом, который и приобрел у него за 150 франков картину «Молодая женщина за столом», на которой изображена бывшая в то время любовницей живописца художница Сюзанна Валадон с красной баночкой рисовой пудры-белил.
«Певец Монмартра» граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек, единственный сын одной из самых известных аристократических семей Франции, в силу наследственного заболевания имел очень маленький рост и выраженную диспропорцию тела. Из-за физических недостатков для него была невозможна подобающая молодому аристократу карьера. Свою живопись он полностью посвятил созданию незабываемых по выразительности образов и персонажей ночной жизни Монмартра — веселого центра ночного Парижа, где были сосредоточены кафе-шантаны, цирковые балаганы, публичные дома и знаменитые кабаре — «Мулен Руж», «Ша Нуар», «Мирлитон».
Эмиль Бернар (1868–1941) Автопортрет на фоне портрета Поля Гогена 1888. Холст, масло. 46,5x55,5.
С Эмилем Бернаром, художником и поэтом, очень близким ему по духу, Ван Гог познакомился во время своего обучения в Ателье Фернана Кормона, откуда юноша (Бернар был на 15 лет моложе Ван Гога), выступавший против академической системы преподавания, был вскоре исключен за упрямство и бунтарское поведение. Несмотря на то что живописцы вскоре расстались — Бернар присоединился к Полю Гогену в Понт-Авене, а Ван Гог переехал в Арль, — их активная регулярная переписка продолжалась почти до самой смерти Ван Гога. Художники подробно делились творческими идеями и размышлениями об искусстве, нередко сопровождая свои мысли рисунками. Переписку с Ван Гогом, Гогеном и Редоном Бернар много позже, в 1904, опубликовал в основанном им журнале «La Renovation Esthetique».
Эмиль Бернар был в числе самых значительных мастеров группы художников Понт-Авена, сложившейся вокруг Гогена. Вместе с ним и Анкетеном живописец стал одним из создателей навеянного японской гравюрой стиля «клуазонизм», для которого характерно использование крупных цветовых пятен и четко очерченных выраженных контуров. В манере, близкой к клуазонистической, выполнен этот автопортрет Бернара на фоне портрета «учителя» художников Понт-Авена — Поля Гогена.
Поль Гоген (1848–1903) Автопортрет на фоне портрета Эмиля Бернара (Отверженный) 1888. Холст, масло. 45x55.
Как и Ван Гог, крупнейший художник постимпрессионизма Поль Гоген пришел в искусство уже зрелым человеком. Сын французского журналиста и богатой перуанки, он в юности служил моряком, с 1871 — биржевым маклером в Париже и только в 1883, бросив биржу, всецело посвятил себя живописи, что привело к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. Воспоминания детства, когда Гоген жил с матерью у дяди в Лиме — яркие краски тропической природы, экзотические национальные костюмы и счастливая беззаботность жизни, — навсегда остались в его памяти, сказавшись в неуемной жажде путешествий и тяге к тропикам. Во Франции в период 1886–1889 Гоген часто жил в Понт-Авене и Ле Пульдю вместе с присоединившимися к нему художниками, создавая новую концепцию живописи, свободную от академических канонов, оперирующую крупными плоскостями и ярким открытым цветом.
Автопортрет «Отверженный» Гоген прислал Ван Гогу в подарок перед приездом в Арль в октябре 1888. Он писал об этой работе: «На первый взгляд — голова бандита, этакий Жан Вальжан, воплощающий образ художника-импрессиониста, презираемого светом». Вплотную приближенная к зрителю фигура смещена влево и обрезана краем холста, как бы «загнана в угол». Центр полотна заполнен желто-золотым фоном с разбросанными по нему цветами. Справа в картину «вторгается» еще одно изображение — профиль художника Эмиля Бернара.
Поль Гоген (1848–1903) Ван Гог рисует подсолнечники 1888. Холст, масло. 73x91.
Отношения Ван Гога с Полем Гогеном были мучительными и сложными. Они познакомились в Париже, и Ваг Гог был захвачен обаянием и масштабом личности Гогена. Однако ко многим идеям Винсента Гоген относился крайне скептически, хотя ценил его талант живописца. Так, он находил план основать в Арле колонию художников абсурдным, совершенно не разделяя вангоговский пафос служения искусству будущего. Тем не менее Гоген принял предложение приехать туда, договорившись с Тео, что тот будет оплачивать его проживание с Ван Гогом в обмен на картины: Гоген обязался отсылать их ему по одной в месяц. Известно, что сосуществование двух живописцев закончилось крахом. О своем пребывании в Желтом доме Гоген писал: «Между нами двумя — один подобен вулкану, другой тоже горящий, только изнутри — установилось своего рода состязание. С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем все были открыты! Но, несмотря на этот хаос, его полотна, как и его слова, излучали глубокую мысль и мощный дух! В голове этого голландца вмещались и Библия, и Доде, и Гонкур. Мосты, пристани, набережные Арля — это была его Голландия. Впрочем, письма брату он писал не на родном языке, а по-французски, которым владел в совершенстве. Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы ставили меня в тупик… При этом он был необыкновенно нежен, проявляя истинно евангельский альтруизм».
В период проживания в Арле и был написан портрет Ван Гога, рисующего подсолнечники. Гоген вспоминал, что мастер, увидев портрет, сказал: «Это, действительно я, вот только сошедший с ума».
Духовная обнаженность Ван Гога была совсем не свойственна Гогену, после произошедшей в Арле драмы многие обвиняли его в высокомерии и эгоизме. Тем не менее Гоген и Ван Гог поддерживали отношения до самой смерти последнего. Художники обменивались письмами, и Ван Гог одно время даже вынашивал планы переезда в Ле Пульдю.
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824–1898) Детство святой Женевьевы. Молитва 1874–1876. Холст, масло. 136,5x76,3.
В последний год жизни Ван Гог особенно увлекся творчеством известного символиста Пьера Пюви де Шаванна, который возрождал в крупномасштабных, имитирующих фрески холстах часто вытянутого под конкретное место на стене формата средневековую традицию настенных росписей. Пюви де Шаванн выработал собственную манеру величественных стилизаций под античность и итальянскую ренессансную живопись XV века, воссоздавая на грани реальности и грезы прекрасные образы мифов и легенд, возбуждающие мечты и влечения к идеалу. Ван Гог так писал об одном из восхитивших его панно мастера: «Когда видишь эту картину, долго рассматриваешь ее, начинает казаться, что присутствуешь при возрождении, полном и благодатном, всего того, во что хотел бы верить, о чем страстно мечтаешь; становишься свидетелем странной и счастливой встречи далекой древности и жестокой современности».
Настенные панно Пюви де Шаванна украсили музеи и культурные учреждения многих французских городов. «Детство святой Женевьевы» — одно из цикла «Жития святой Женевьевы, покровительницы Парижа», созданного им в 1874–1877 для городского Пантеона (бывшей церкви Святой Женевьевы).
Камиль Писсарро. Натюрморт с пионами и чубушником. 1877. Фрагмент.
Следующий том.
Государственный музей Востока является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно отражено искусство Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки. Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. В постоянных экспозициях, посвященных искусству Кореи, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), Кавказа (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), Ирана, Индии, Средней Азии и других стран, представлено свыше 147 500 произведений.