Музей Винсента Ван Гога.

Адольф Монтичелли. Цветочный натюрморт. 1875.

Адольф Монтичелли. Цветочный натюрморт. 1875. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Поль Синьяк (1863–1935) Железнодорожный перекресток у Буа-Коломб 1885, Холст, масло. 46,4x65.

С Полем Синьяком Ван Гог познакомился в 1886 в Париже и сохранял добрые отношения до самой смерти. Во многом это было заслугой Синьяка, обладавшего очень мирным и дружелюбным нравом. Мастер писал об этом качестве приятеля брату в 1889: «Никогда или почти никогда не удается поговорить с импрессионистом на столь разнообразные темы и при этом встретить так мало разногласий и досадных конфронтаций».

Синьяк был на 10 лет моложе Ван Гога, но к моменту их встречи уже входил в «Общество независимых художников» и вместе с Жоржем Сёра страстно увлекался теорией разложения цветов — девизионизмом. Вероятно, что столь быстрое высветление палитры Ван Гога во французской столице и развитие его экспериментов по сочетанию цветов произошли в том числе под влиянием Синьяка, вместе с которым он много писал на природе. Однако, несмотря на то что мастер попал под влияние пуантилизма и создал в Париже ряд близких к этому направлению полотен, он быстро отошел от него и у Синьяка ценил больше его импрессионистические работы.

Позже именно Синьяк посетил больного, недавно перенесшего приступ друга в больнице в Арле. «Бесконечно обязан Вам, — писал после этого визита художник, — за Ваше дружеское посещение, которое благотворно отразилось на мне и значительно улучшило мое моральное состояние». У Синьяка есть акварель «Желтый дом в Арле». Увы, Желтый дом, с которым Ван Гог связывал столько надежд, был опечатан после его помещения в местную больницу, друзьям пришлось взломать дверь, чтобы попасть туда и посмотреть собранные в мастерской картины. Известно, что к живописцу хотели приехать на длительное время художники Конинг, Де Хаан и Исааксон, близко связанные с Тео, но после приступа болезни и отъезда Гогена у Винсента уже не было ни сил, ни желания продолжать свой проект.

После трагической смерти Ван Гога Синьяк помог организовать несколько его выставок, ставших первыми шагами к стремительно растущей посмертной славе мастера.

Поль Синьяк (1863–1935) Железнодорожный перекресток у Буа-Коломб 1885, Холст, масло. 46,4x65. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Молодая женщина за столом (Рисовая пудра) 1887. Холст, масло. 56x46.

Ван Гог познакомился с Анри де Тулуз-Лотреком на Монмартре, в Ателье Фернара Кормона, и в 1886–1887 у них была общая компания, увлеченная разработкой новых приемов живописи, куда входили еще Анкетен и Бернар. Немалое влияние на стиль Лотрека оказали японские гравюры, с которыми коллекционировавший их Ван Гог регулярно знакомил своих друзей. «Японская манера» — яркий колорит и большие, обведенные черным контуром цветные плоскости — очевидно, сказалась на его знаменитой серии театральных афиш. Лотрек также был хорошо знаком с Тео Ван Гогом, который и приобрел у него за 150 франков картину «Молодая женщина за столом», на которой изображена бывшая в то время любовницей живописца художница Сюзанна Валадон с красной баночкой рисовой пудры-белил.

«Певец Монмартра» граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек, единственный сын одной из самых известных аристократических семей Франции, в силу наследственного заболевания имел очень маленький рост и выраженную диспропорцию тела. Из-за физических недостатков для него была невозможна подобающая молодому аристократу карьера. Свою живопись он полностью посвятил созданию незабываемых по выразительности образов и персонажей ночной жизни Монмартра — веселого центра ночного Парижа, где были сосредоточены кафе-шантаны, цирковые балаганы, публичные дома и знаменитые кабаре — «Мулен Руж», «Ша Нуар», «Мирлитон».

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) Молодая женщина за столом (Рисовая пудра) 1887. Холст, масло. 56x46. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Эмиль Бернар (1868–1941) Автопортрет на фоне портрета Поля Гогена 1888. Холст, масло. 46,5x55,5.

С Эмилем Бернаром, художником и поэтом, очень близким ему по духу, Ван Гог познакомился во время своего обучения в Ателье Фернана Кормона, откуда юноша (Бернар был на 15 лет моложе Ван Гога), выступавший против академической системы преподавания, был вскоре исключен за упрямство и бунтарское поведение. Несмотря на то что живописцы вскоре расстались — Бернар присоединился к Полю Гогену в Понт-Авене, а Ван Гог переехал в Арль, — их активная регулярная переписка продолжалась почти до самой смерти Ван Гога. Художники подробно делились творческими идеями и размышлениями об искусстве, нередко сопровождая свои мысли рисунками. Переписку с Ван Гогом, Гогеном и Редоном Бернар много позже, в 1904, опубликовал в основанном им журнале «La Renovation Esthetique».

Эмиль Бернар был в числе самых значительных мастеров группы художников Понт-Авена, сложившейся вокруг Гогена. Вместе с ним и Анкетеном живописец стал одним из создателей навеянного японской гравюрой стиля «клуазонизм», для которого характерно использование крупных цветовых пятен и четко очерченных выраженных контуров. В манере, близкой к клуазонистической, выполнен этот автопортрет Бернара на фоне портрета «учителя» художников Понт-Авена — Поля Гогена.

Эмиль Бернар (1868–1941) Автопортрет на фоне портрета Поля Гогена 1888. Холст, масло. 46,5x55,5. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Поль Гоген (1848–1903) Автопортрет на фоне портрета Эмиля Бернара (Отверженный) 1888. Холст, масло. 45x55.

Как и Ван Гог, крупнейший художник постимпрессионизма Поль Гоген пришел в искусство уже зрелым человеком. Сын французского журналиста и богатой перуанки, он в юности служил моряком, с 1871 — биржевым маклером в Париже и только в 1883, бросив биржу, всецело посвятил себя живописи, что привело к разрыву с семьей, нищете и скитаниям. Воспоминания детства, когда Гоген жил с матерью у дяди в Лиме — яркие краски тропической природы, экзотические национальные костюмы и счастливая беззаботность жизни, — навсегда остались в его памяти, сказавшись в неуемной жажде путешествий и тяге к тропикам. Во Франции в период 1886–1889 Гоген часто жил в Понт-Авене и Ле Пульдю вместе с присоединившимися к нему художниками, создавая новую концепцию живописи, свободную от академических канонов, оперирующую крупными плоскостями и ярким открытым цветом.

Автопортрет «Отверженный» Гоген прислал Ван Гогу в подарок перед приездом в Арль в октябре 1888. Он писал об этой работе: «На первый взгляд — голова бандита, этакий Жан Вальжан, воплощающий образ художника-импрессиониста, презираемого светом». Вплотную приближенная к зрителю фигура смещена влево и обрезана краем холста, как бы «загнана в угол». Центр полотна заполнен желто-золотым фоном с разбросанными по нему цветами. Справа в картину «вторгается» еще одно изображение — профиль художника Эмиля Бернара.

Поль Гоген (1848–1903) Автопортрет на фоне портрета Эмиля Бернара (Отверженный) 1888. Холст, масло. 45x55. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Поль Гоген (1848–1903) Ван Гог рисует подсолнечники 1888. Холст, масло. 73x91.

Отношения Ван Гога с Полем Гогеном были мучительными и сложными. Они познакомились в Париже, и Ваг Гог был захвачен обаянием и масштабом личности Гогена. Однако ко многим идеям Винсента Гоген относился крайне скептически, хотя ценил его талант живописца. Так, он находил план основать в Арле колонию художников абсурдным, совершенно не разделяя вангоговский пафос служения искусству будущего. Тем не менее Гоген принял предложение приехать туда, договорившись с Тео, что тот будет оплачивать его проживание с Ван Гогом в обмен на картины: Гоген обязался отсылать их ему по одной в месяц. Известно, что сосуществование двух живописцев закончилось крахом. О своем пребывании в Желтом доме Гоген писал: «Между нами двумя — один подобен вулкану, другой тоже горящий, только изнутри — установилось своего рода состязание. С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем все были открыты! Но, несмотря на этот хаос, его полотна, как и его слова, излучали глубокую мысль и мощный дух! В голове этого голландца вмещались и Библия, и Доде, и Гонкур. Мосты, пристани, набережные Арля — это была его Голландия. Впрочем, письма брату он писал не на родном языке, а по-французски, которым владел в совершенстве. Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы ставили меня в тупик… При этом он был необыкновенно нежен, проявляя истинно евангельский альтруизм».

В период проживания в Арле и был написан портрет Ван Гога, рисующего подсолнечники. Гоген вспоминал, что мастер, увидев портрет, сказал: «Это, действительно я, вот только сошедший с ума».

Духовная обнаженность Ван Гога была совсем не свойственна Гогену, после произошедшей в Арле драмы многие обвиняли его в высокомерии и эгоизме. Тем не менее Гоген и Ван Гог поддерживали отношения до самой смерти последнего. Художники обменивались письмами, и Ван Гог одно время даже вынашивал планы переезда в Ле Пульдю.

Поль Гоген (1848–1903) Ван Гог рисует подсолнечники 1888. Холст, масло. 73x91. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824–1898) Детство святой Женевьевы. Молитва 1874–1876. Холст, масло. 136,5x76,3.

В последний год жизни Ван Гог особенно увлекся творчеством известного символиста Пьера Пюви де Шаванна, который возрождал в крупномасштабных, имитирующих фрески холстах часто вытянутого под конкретное место на стене формата средневековую традицию настенных росписей. Пюви де Шаванн выработал собственную манеру величественных стилизаций под античность и итальянскую ренессансную живопись XV века, воссоздавая на грани реальности и грезы прекрасные образы мифов и легенд, возбуждающие мечты и влечения к идеалу. Ван Гог так писал об одном из восхитивших его панно мастера: «Когда видишь эту картину, долго рассматриваешь ее, начинает казаться, что присутствуешь при возрождении, полном и благодатном, всего того, во что хотел бы верить, о чем страстно мечтаешь; становишься свидетелем странной и счастливой встречи далекой древности и жестокой современности».

Настенные панно Пюви де Шаванна украсили музеи и культурные учреждения многих французских городов. «Детство святой Женевьевы» — одно из цикла «Жития святой Женевьевы, покровительницы Парижа», созданного им в 1874–1877 для городского Пантеона (бывшей церкви Святой Женевьевы).

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824–1898) Детство святой Женевьевы. Молитва 1874–1876. Холст, масло. 136,5x76,3. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Камиль Писсарро. Натюрморт с пионами и чубушником. 1877. Фрагмент.

Следующий том.

Следующий том. Современники Ван Гога. Музей Винсента Ван Гога.

Государственный музей Востока является одним из крупнейших культурно-просветительских центров, в котором наиболее полно отражено искусство Дальнего и Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Бурятии, Чукотки. Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. В постоянных экспозициях, посвященных искусству Кореи, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бирма, Лаос, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), Кавказа (Северный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения), Ирана, Индии, Средней Азии и других стран, представлено свыше 147 500 произведений.