Национальный музей искусства Каталонии.

Неизвестный мастер Антепендиум из Авиа. Около 1200. Дерево, темпера, пергаментные накладки, стукковый рельеф и остатки лакированных металлических пластин. 107x177.

Данный антепендиум является показательным примером искусства начала XIII века, когда христианский Запад находился под сильным влиянием византийской культуры, вновь обретшей авторитет в течение XII столетия, возобновив воздействие через английскую миниатюру и искусство крестоносцев.

В центре антепендиума — изображение Девы Марии с Младенцем на коленях. Этот иконографический тип называется «Трон мудрости»-таков один из эпитетов Богоматери. Основная сцена фланкирована сюжетами, последовательно повествующими о явлении на свет Сына Божьего: «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество Христово», «Благовестие волхвам» и «Сретение». Стилистические влияния византийского искусства просматриваются в скульптурной моделировке тел, трехчетвертных поворотах фигур и остатках декоративной позолоты на фоне. В сцене Рождества о нем также свидетельствует поза Марии, полулежащей на вязанке сена.

Неизвестный мастер Антепендиум из Авиа. Около 1200. Дерево, темпера, пергаментные накладки, стукковый рельеф и остатки лакированных металлических пластин. 107x177. Живопись XI–XIII веков. Национальный музей искусства Каталонии.