Национальный музей искусства Каталонии.

Круг мастера из Педрета Богоявление. Поклонение волхвов. Фреска из апсиды церкви Санта-Мария д'Аньё. Конец XI — начало XII века. Фреска, перенесенная на холст. 700x410x210.

В начале XII века в числе каталонских художников, создававших фрески в романском стиле, был так называемый Мастер из Педрета. По мнению исследователей, у него мог сложиться круг учеников, один из которых расписал апсиду церкви Санта-Мария д'Аньё.

Данная фреска происходит из этой церкви, считавшейся в указанный период самой важной на территории Пиренеев и служившей домом для монахов-августинцев. Изображение объединяет сцены из Ветхого и Нового Заветов. Несмотря на плохую сохранность произведения в верхней части, не составляет труда определить его сюжет как эпифанию (богоявление) с поклонением волхвов. Два шестикрылых серафима в нижнем регистре апсиды иллюстрируют видение пророка Исайи в иерусалимском храме. Они поют: «Sanctus, sanctus, sanctus!» («Свят, свят, свят!»), что отражено на фреске буквами «SSS» по сторонам от их крыльев. Серафимы прикладывают щипцы с горячим углем к губам пророков Илии и Исайи, чтобы очистить и освятить их речи. Четыре колеса огненной колесницы Яхве, изображенные в центральной части, отсылают к видению пророка Изекииля. Архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил указывают на связь с Судным днем. Подобное сочетание сюжетов второго пришествия берет исток в произведениях итальянского искусства, испытавшего византийское влияние.

Круг мастера из Педрета Богоявление. Поклонение волхвов. Фреска из апсиды церкви Санта-Мария д'Аньё. Конец XI — начало XII века. Фреска, перенесенная на холст. 700x410x210. Живопись XI–XIII веков. Национальный музей искусства Каталонии.