Антуан Ватто.
Лежащая женщина с бокалом Музей Коньяк-Жё, Париж.
Две сидящие девочки Лувр, Париж.
Фигура обнаженного мужчины Лувр, Париж.
Три наброска мужских и женских фигур Лувр, Париж.
Сидящая женщина с веером Музей Пола Гетти, Малибу.
Смог ли Ватто после Лавки Жерсена вновь возвратиться к написанию своих «галантных празднеств»? Вряд ли, они все равно остались бы лишь повторениями пройденного художником пути. Лавка Жерсена стала завещанием Ватто последующим поколениям мастеров. Он сумел выразить в этом полотне все то, к чему шел всю свою жизнь. Упаковываемый в ящик портрет Людовика XIV как образ ушедших вкусов и развешенные по стенам лавки работы старых мастеров и самого Ватто как образы современного и прообразы будущего искусства — многое говорят о его взглядах. Это «сцена собеседования», трактованная по-новому, диалог художника и самого искусства. В этом диалоге заключено смелое противостояние тем академическим устоям и тем пристрастиям, которые препятствуют проникновению всего нового.
Друзья старались всеми средствами помочь Ватто переносить тяготы болезни. Месье Ле Февр, служивший распорядителем увеселений короля, содействовал приглашению художника пожить в окрестностях Парижа, в доме аббата в Ножан-сюр-Марн. Свежий воздух провинции Иль де Франс, прогулки в живописном парке с буками и тисами не принесли облегчения. В тридцатисемилетнем возрасте на руках Жерсена Ватто скончался здесь от чахотки.
Антуан Ватто сумел достичь славы и признания при жизни. Его «галантные празднества» всегда охотно раскупались, так как удивительно гармонировали с интерьерами особняков знати. Рисунки тоже имели большой успех у маршанов и высоко ценились. «За ним навсегда сохранится слава величайшего и искуснейшего рисовальщика, которого когда-либо явила Франция»[16], — писал Э. Ф. Жерсен. Но способно ли было современное художнику общество по достоинству оценить не только высокую поэтичность его искусства, но и его новаторство? Да и впоследствии многие мастера и критики не всегда были справедливы к нему. Ценивший колористический талант Ватто, Делакруа несколько свысока отмечал его манеру «словно по трафарету» писать деревья, делая сравнение с фламандцами не в пользу Ватто. Шарль Бодлер, тоже признававший его исключительное дарование, неожиданно сопоставлял его с неоклассицистом Энгром: «Если бы господин Энгр получил заказ с острова Киферы, его картина была бы не игривой и проказливой, как у Ватто, а мощной и полнокровной, как любовь во времена античности»[17]. В XIX веке критика была недобра к нему из-за нападок на эпоху рококо, к которому порой причисляли и Ватто.
При воспоминании об искусстве XVIII столетия имя Антуана Ватто всегда стоит рядом с именами самых талантливых мастеров века Просвещения. Он удивительно тонко сумел передать характер культуры Франции начала века, еще тесно связанной с прошлыми достижениями, но уже открытой всему новому. Образы его произведений, отзвук его искусства наполняют не только залы Лувра, где висят его картины, они живут и в современном Париже: в грации очаровательных парижанок, особой жизни природы парков, перспективе новых Елисейских полей, превратившихся в часть городского пространства. Искусство Ватто навсегда осталось поэтическим рассказом о Франции, ее истории, ее людях.
Сидящий мужчина, играющий на гитаре Лувр, Париж.
Указатель произведений А. Ватто.
Актеры итальянского театра. 1714–1715 — 9.
Актеры итальянского театра. 1719–1720 — 41.
Арлекин — император Луны. 1708 — 10.
Арлекин и Коломбина (Хотите покорять красавиц?). 1712–1715 — 12.
Безмятежная любовь. Ок. 1718 — 32.
Беспечный. 1717-19.
Бивак. 1709-1710-5.
Бивак. Ок. 1710-5.
В костюме Мецетена (Семейный концерт). Ок. 1717 — 22.
Вертумн и Помона (Осень). До 1715 — 17.
Въезд в Валансьен. Ок. 1710-6.
Гамма любви. Ок. 1717 — 30.
Две кузины. Ок. 1716-21.
Две сидящие девочки — 46.
Декоративная панель к клавесину. Ок. 1708–1709 — 7.
Декоративная панель с росписью Ватто. Ок. 1707–1708 — 7.
Декоративная панель с росписью Ватто. Ок. 1707–1708 — 7.
Елисейские поля. Ок. 1718 — 32 Жиль. 1718-1719-40.
Затруднительное предложение. Ок. 1716 — 20-21.
Искательница приключений. Ок. 1712-10.
Капризница. Ок. 1716 — 18.
Лавка Жерсена. 1720 — 42-43.
Лежащая женщина с бокалом — 45.
Лукавица (Финетта). Ок. 1716 — 17.
Любовь на итальянской сцене. 1712–1715 — 11.
Любовь на французской сцене. 1712–1715 — 11.
Мальчики — чистильщики сапог — 45.
Маскарад (Итальянские комедианты). Ок. 1712 — 7.
Мецетен. 1717–1719 — 22.
Молодая женщина, сидящая на земле — 45.
Наслаждение балом. Ок. 1716–1717 — 26.
Неуверенность. 1716-1718-23.
Общество в парке. Ок. 1716–1717 — 28-29.
Отдых во время охоты. Ок. 1720 — 39.
Отплытие на остров Киферу. 1718–1719 — 38-39.
Паломничество на остров Киферу. 1718 — 36-37.
Партия вчетвером. Ок. 1713 — 31.
Пастушки. Ок. 1716-22.
Перспектива. Ок. 1714 — 13.
Праздник любви. Ок. 1717 — 34–35.
Робкий влюбленный. Ок. 1716 — 15.
Савояр. 1711 — 8.
Савояр — 9.
Сатира на врачей («Что я вам сделал, проклятые убийцы?»).
Начало 1710-х — 6 Сельский праздник. Ок. 1704–1705 — 4.
Сидящая женщина с веером — 47.
Сидящий мужчина, играющий на гитаре — 47.
Суд Париса. Ок. 1718 — 39.
Сцена собеседования. 1712-1713-9.
Танец. Ок. 1719-41.
Точильщик — 45.
Три наброска мужских и женских фигур — 46.
Туалет. Ок. 1715 — 14.
Фигура обнаженного мужчины — 46.
Церера (Лето). Из серии Времена года. До 1715-16.
Шарм жизни. Ок. 1716 — 24-25.
Юпитер и Антиопа. Ок. 1712 — 10.
Автопортрет. Гравюра Л. Крепи с утерянного оригинала Ватто. 1727 — 4.
Автопортрет. Рисунок с утерянного оригинала Ватто, возможно Ф. Буше. 1722 — 44.
Довольный Пьеро. Гравюра Э. Жере с утерянного оригинала Ватто из Фонда Тиссен-Борнемисса — 33.
Изгнание французских комедиантов из Парижа в 1697 году.
Гравюра Л. Жакоба с утерянного оригинала Ватто — 45.
Красавица ничего не слушает. Гравюра Ш. Н. Кошена с утерянного оригинала Ватто — 44.
Ревнивый Арлекин. Гравюра Л. К. Шеделя с утерянного оригинала Ватто — 33.
Ревнивый Пьеро. Гравюра Ж. Скотена с утерянного оригинала Ватто — 33.
«С тобою рядом сидя». Гравюра Ш. Н. Тардье с утерянного оригинала Ватто — 44.
Мастера живописи.
Крамской.
Васнецов В.
Левитан.
Врубель.
Нестеров.
Айвазовский.
Куинджи.
Саврасов.
Репин.
Суриков.
Богаевский.
Шишкин.
Верещагин В.
Брюллов.
Поленов.
Федотов.
Серов.
Васильев Ф.
Кипренский.
Венецианов.
Васнецов А.
Юон.
Крымов.
Левицкий.
Борисов-Мусатов.
Ге.
Серебрякова.
Семирадский.
Коровин.
Щедрин Сильвестр.
Грабарь.
Боровиковский.
Добужинский.
Перов.
Рылов.
Жилинский.
Филонов.
Тропинин.
Братья Ткачевы.
Пластов.
Ромадин Н. Кузнецов П.
Рерих Грицай А.
Бродский.
Маковский В.
Иванов А.
Кустодиев.
Петров-Водкин.
Жуковский С.
Моисеенко.
Боголюбов.
Иванов В.
Дейнека.
Ренуар.
Рафаэль.
Рембрандт.
Леонардо да Винчи.
Босх.
Моне.
Шагал.
Ван Гог.
Боттичелли.
Климт.
Веласкес.
Пикассо.
Микеланджело.
Гоген.
Тициан.
Мане.
Сезанн.
Тулуз-Лотрек.
Бернини.
Айец.
Рубенс.
Бёклин.
Давид.
Ватто.
Больдини.