Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии.

Мокош.

Мокош, Мокоша, Макош, Макоша – одна из главных богинь восточных славян. Имя ее состоит из двух частей: «Ма» – мать и «Кош» – кошель, корзина, кошара. Макош – мать наполненных кошелей, мать хорошего урожая. Не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай при одинаковых затратах труда каждый год определяет жребий, судьба, рок, счастливый случай. Потому Макош почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут ее изображения – рог изобилия. Эта богиня объединяла абстрактные понятия счастливой судьбы с конкретным понятием достатка; опекала домашнее хозяйство: стригла овец, пряла; наказывала бездарей и лентяев. По белорусским преданиям, не следует оставлять на ночь кудель, потому что «Мокоша опрядет». Мокош опекала браки и семейное счастье. Понятие «пряха» связывается с метафорическим определением нити судьбы.

Мокош. А) Высшие боги и богини. Раздел V. Божества. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии.

В восточнославянской мифологии богиня, единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол князь Владимир поставил в Киеве на холме рядом с идолами Перуна и других божеств. В «Повести временных лет» Мокоша упоминается последней в перечне древних богов. Упоминается Мокоша и в других памятниках. Этимологию этого имени исторические источники связывают со словами «мокрый», «мокнуть». Можно предположить, что Мокоша воплощала богиню воды, дождя, грозы, была покровительницей плодородия.

В народных верованиях Мокоша была тесно связана со всеми женскими работами, а еще с овцеводством, считалась спутницей бога Волоса. Мокоша помогала прясть пряжу, сама при этом была невидима. С древних времен прядение было одной из основных женских работ.

Мокоше, а позже Параскеве Пятнице, которая в христианской религии переняла на себя функции языческой богини, стала продолжением ее образа, приносили в жертву снопы льна и кудель (бросали в воду). Богиня Мокоша – общеславянское божество, упоминается в преданиях многих славянских народов как древний образ жены Громовика.