Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии.

Гадюка.

Символическое животное, пресмыкающееся с двойной оценкой. Во многих архаичных культурах гадюка считается символом подземного мира и царства мертвых, из-за своего образа жизни в затаенных местах и отверстиях земли, а еще из-за способности омолаживаться, сбрасывая старую шкуру (линяя). Гадюка передвигается без ног, вылупливается из яйца, как птицы, и может убивать ядовитыми зубами. Жизнь и смерть символично переплелись в образе пресмыкающегося настолько, что человек не мог обойти это животное своим вниманием.

С точки зрения символики на первом месте стоит негативная роль гадюки, например опасность ее ядовитого укуса, потому животные, убивающие гадюк (аисты, орлы), выступают позитивными символами. В древних мифах гадюка была носителем позитивного символа, что связано с землей и подземным миром (посланница душ предков), воскрешением (обновлением шкуры), исцелением.

Гадюка. Б) Дикие и домашние животные и птицы; рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, грызуны. Раздел IХ. Символика животных. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии.

Распространенным было предание о том, что ядовитая гадюка – порождение дьявола и потому за убийство одной гадюки снимается сорок смертных грехов. В другой легенде в гадюку превратилась глупая женщина, задумавшая испугать Господа. Она была проклята за это, и присуждено ей было вечно жить и плодиться под землей.

То, что гадюки ядовиты, людям было хорошо известно, но они отдавали этим пресмыкающимся должное: гадюки никогда первыми не нападают, они не свирепые.

Довольно часто гадюка использовалась как символ справедливой Божьей кары. В древней легенде гадюка отомстила неблагодарной жестокой дочери, бросившей родную мать на произвол судьбы. В каждой церкви есть сцена Страшного суда, где присутствует гадюка.

Осенью гадюки собираются в гадючий вырей, который «…находится в Русской земле». В этот день в лес старались не ходить, а если и ходили, то тихо, не разговаривая. Гадюку не называли ее настоящим именем, говорили: «она», «длинная», «поганка», «та, что под корягой сидит». Первой ползла в лесное убежище самая старшая гадюка, которую именовали Царица-гадица. Она владычествует над всеми остальными гадами. Если выпадет помочь ей в беде, она не забудет: научит растения различать и язык животных понимать. А если съесть мясо Царицы-гадицы, сможет человек судьбу предрекать, но только чужую, собственная еще глубже спрятана будет. Вслед за Царицей и другие гадюки ползли. Считали в народе, что чем старше и длиннее гадюка, тем ярче и больше рожки на голове у нее, тем сильнее волшебная сила тех рожек. Питаются гадюки зимой серым камнем, придающим силы и здоровье, который есть обязательно в каждом убежище. Возвращаются гады на землю лишь на Благовещение.

В легенде сразу после рождения маленьких гадюк мать пожирает их, иначе на земле развелось бы гадов неисчислимо. Какая маленькая гадюка убежала от матери, такая и в живых осталась.

Если гадюку никто шесть лет не видел, вырастает из нее шестиглавый змей, если семь – золотой полоз.

Еще в древние времена гадюк, их яд, шкуру, мясо использовали в медицине. Гадючью шкуру прикладывали к ранам, фурункулам; головой гадюки лечили лихорадку и воспаления. Пастухи пользовались гадючьим мясом для лечения укусов других ядовитых гадов, насекомых и животных; также в лечебных целях применялся гадючий жир.

Поверье:

Чтобы спастись от смерти, когда гадюка ужалила, нужно что есть мочи бежать к воде и добежать раньше, чем гадюка, иначе ничего не поможет.