Галерея Академии Венеция.
Галерея Академии.
В своей «биографии» Венеции английский писатель Питер Акройд напоминает о том, что у построенного на островах в лагуне Адриатического моря и, между прочим, ставшего первым европейским полностью спланированным, а не возникшим стихийно, города никогда не было латинских корней и вообще предыстории. Их Венеция обнаруживает именно в Академии.
В культурных традициях города всегда было не только накопление изысканных предметов роскоши, но и поощрение художеств. Архитектура и искусство отражали процветание республики, а значит, были предметом особой заботы ее отцов. Дворец дожей, резиденция правительства Синьории, частные дома правителей, членов сената и богатых купцов, скуолы (братства на основе религиозной и профессиональной общности), церкви, монастыри и загородные виллы были украшены шедеврами искусства.
По словам итальянского ученого XVI века Франческо Сансовино, «в Венеции собралось больше живописи, чем во всей Италии».
По указу Синьории в 1750 в городе была создана Академия живописи, ваяния и зодчества — выражаясь современным языком, «кузница кадров» новых поколений венецианских мастеров. Первым ее руководителем стал Джованни Баттиста Пьяцетта, чьи работы впоследствии вошли в собрание Галереи. Несмотря на то, что венецианская Академия была создана позже римской, флорентийской, болонской и миланской, она легко вступила с ними в творческое соревнование. А обучение реставрации здесь велось на подлинно научной основе с применением всех передовых технологий того времени.
Тысячелетняя Венецианская республика пала в 1797, австро-венгерская монархия лишила ее независимости. Художественные собрания — частные, общественные и церковные — были разграблены. И хотя в начале XIX века Венеция оказалась под протекторатом наполеоновской французской империи, трагедия ее художественного наследия не прекратилась.
Но именно Наполеон Бонапарт (у него вообще были особые отношения с итальянским искусством) учредил 12 февраля 1807 Галерею Академии — странный акт для человека, по чьему приказу грабились художественные сокровища. Правда, для публики она открылась уже после его свержения — 10 августа 1817. Изначально незначительное собрание картин из Скуолы делла Карита и коллекция гипсовых изделий, выкупленная австрийским правительством у аббата Фарсетти в 1805, пополнились дарами академиков, а затем расширялись с регулярностью, чаще всего по завещаниям.
Но были и «прижизненные» щедрые дары, как, например, в 1838 от Джироламо Контарини, передавшего свое замечательное собрание, среди которого нужно отметить «Мадонну с деревцами» Джованни Беллини и шесть полотен Пьетро Лонги. Справедливости ради следует вспомнить, что и австрийский император Франц Иосиф внес посильный вклад в дело пополнения галерейной коллекции, передав ей «Святого Георгия» Андреа Мантеньи, «Портрет молодого человека» Ханса Мемлинга, «Старуху» Джорджоне.