Галерея Академии Венеция.

Ринальдо Ринальди. Прощание Гектора с Андромахой. 1814.

Несмотря на то что в Галерее Академии хранится вызывающий по сей день священный трепет оригинал рисунка флорентийца Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», этот музей — поистине «резиденция» венецианской школы.

Художники часто и подробно «описывают» родной город на своих картинах, многие из них могут послужить путеводителем не только по его истории, но и по топографии. Например, потрясающая картина Тинторетто «Похищение тела святого Марка»: ее действие разворачивается непосредственно на названной именем этого святого площади, которая выписана так, что бывавший там мгновенно ее узнает. Также можно сказать о полотнах Джентиле Беллини «Процессия на площади Сан-Марко» и «Чудо креста на мосту Святого Лоренцо». Они датированы 1496 и 1500 соответственно, но если пройти по указанным адресам, то перед вами предстанут именно эти ландшафты, мало изменившиеся за несколько веков. Изумительны городские пейзажи-ведуты Каналетто. Работы этого профессора Академии, сделавшего виды Венеции туристическим сувениром для обеспеченных гостей города, во множестве представленные в Галерее, поражают достоверностью изображения и поэтическими вольностями.

А вот, казалось бы, фантастическое, а на самом деле документальное произведение Карпаччо «Патриарх Градо исцеляет бесноватого» (1494) оказывается сегодня обращенным в прошлое: и на регату гондольеры выходят сейчас в других костюмах, и мост Риальто давно уже не деревянный, а каменный, и дымовых труб на домах больше нет… Но все же одного взгляда достаточно, чтобы понять — перед нами Венеция, Серениссима (в переводе с итальянского — «Светлейшая»).

Именно город был предметом вдохновения мастеров венецианской школы, а они всегда были его частью. В то время как флорентийцы Донателло, Леонардо и Микеланджело решительно не принадлежали своей малой родине, Джорджоне и Тициан, Тинторетто и Веронезе даже не предпринимали попыток покинуть Венецию! А один из величайших венецианских художников, Джованни Беллини (работы его отца Якопо и брата Джентиле тоже представлены в галереях Академии), и вовсе провел всю свою жизнь в районе Кастелло!

Серениссима на полотнах представала великолепной декорацией. Оптические феерии воздушной атмосферы Венеции стали основой знаменитого колоризма ее художественной школы. Да и климат лагуны побудил венецианских художников изменить деревянной основе и перейти в массовом порядке на холсты.

П. Вайль с изумлением отмечал: «Художники — как и все в Венеции — умножаются, словно в отражениях, редко появляясь поодиночке: по трое Беллини и Виварини, четверо Бассано, по двое — Тинторетто, Веронезе, Пальма, Лонги, Тьеполо, Гварди. Художниками стали и два сына Витторе Карпаччо — Пьетро и Бенедетто». И действительно, творческие династии передавали мастерство из поколения в поколение и взирали на свое искусство с практицизмом венецианских купцов.

Они выполняли заказы городских властей, церковных иерархов, заморских вельмож и иностранных монархов, составляли карты лагуны и оформляли карнавальные гербовые щиты. Художники здесь не считались более исключительными людьми, чем, скажем, стеклодувы с острова Мурано. И те, и другие просто были мастерами самой высокой пробы, своим каждодневным, кропотливым и, кстати, неплохо оплачивавшимся трудом превратившими Венецию в уникальный, отвоеванный у моря город-музей, визитной карточкой которого была и остается Академия.