Лукреция Борджа.

Собор Святого Петра. Фото начала XIX в.

Собор Святого Петра. Фото начала XIX в. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

11 Августа 1492 года. Жители Рима ликуют по случаю избрания папы Александра VI. С гравюры начала XVI в.

11 Августа 1492 года. Жители Рима ликуют по случаю избрания папы Александра VI. С гравюры начала XVI в. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро святому Петру. С картины Тициана. Антверпен, Королевский музей. 1510 г.

Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро святому Петру. С картины Тициана. Антверпен, Королевский музей. 1510 г. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Портрет Лодовико Моро, герцога Миланского. Неизвестный художник.

Портрет Лодовико Моро, герцога Миланского. Неизвестный художник. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Пезаро. С гравюры XVI в.

Пезаро. С гравюры XVI в. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Медаль с изображением двадцатилетней Лукреции. К. Романо. Берлинский музей.

Медаль с изображением двадцатилетней Лукреции. К. Романо. Берлинский музей. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Легенда о святой Урсуле. В центре, в образе Урсулы — Лукреция, перед ней, в образе папы Сириака — папа Александр VI. В. Карпаччо.

Легенда о святой Урсуле. В центре, в образе Урсулы — Лукреция, перед ней, в образе папы Сириака — папа Александр VI. В. Карпаччо. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Чезаре Борджа, брат Лукреции.

Чезаре Борджа, брат Лукреции. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Лукреция Борджа. Неизвестный художник начала XVI в.

Лукреция Борджа. Неизвестный художник начала XVI в. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Диспут святой Екатерины. В центре — Лукреция в образе Екатерины. Пинтуриккьо. Ватикан, апартаменты Борджа.

Диспут святой Екатерины. В центре — Лукреция в образе Екатерины. Пинтуриккьо. Ватикан, апартаменты Борджа. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Ваноцца Каттанеи.

Ваноцца Каттанеи. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Джулия Фарнезе, возлюбленная папы Александра VI.

Джулия Фарнезе, возлюбленная папы Александра VI. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Последний супруг Лукреции герцог Альфонсо д’Эсте.

Последний супруг Лукреции герцог Альфонсо д’Эсте. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Любовь небесная, Любовь земная. Тициан. Рим, вина Боргезе.

Любовь небесная, Любовь земная. Тициан. Рим, вина Боргезе. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Эркуле д’Эсте, герцог Феррары.

Эркуле д’Эсте, герцог Феррары. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Людовико Ариосто.

Людовико Ариосто. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

План Феррары. С гравюры XVI в.

План Феррары. С гравюры XVI в. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Пьетро Бембо. В. Белли.

Пьетро Бембо. В. Белли. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Замок в Ферраре. Современное фото.

Замок в Ферраре. Современное фото. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Чезаре Борджа. Карандашный рисунок Леонардо да Винчи. 1502 г.

Чезаре Борджа. Карандашный рисунок Леонардо да Винчи. 1502 г. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Мадонна (Лукреция Борджа) с Младенцем и святыми Ульфом и Доротеей. Тициан. Мадрид, Прадо.

Мадонна (Лукреция Борджа) с Младенцем и святыми Ульфом и Доротеей. Тициан. Мадрид, Прадо. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Папа Юлий II. Г. Бургкмайр. 1515 г.

Папа Юлий II. Г. Бургкмайр. 1515 г. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Альфонсо д’Эсте и Лукреция. Камея. Середина XVI в.

Альфонсо д’Эсте и Лукреция. Камея. Середина XVI в. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Ватикан. Собор Святого Петра. Современное фото.

Ватикан. Собор Святого Петра. Современное фото. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Вознесение. Пинтуриккьо. Фрагмент. Ватикан, апартаменты Борджа.

Вознесение. Пинтуриккьо. Фрагмент. Ватикан, апартаменты Борджа. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Апартаменты Борджа. Ватикан.

Апартаменты Борджа. Ватикан. Глава IX. Алонсо Арагонский. Брак по любви. Лукреция Борджа.

Лукреция Борджа. Гверчино с оригинала Тициана. Частная коллекция.

Официальные торжества на самом деле свидетельствовали прежде всего об изменении политики Ватикана, которая по-прежнему тревожит Арагонскую династию. Лукреция отдает себе отчет в том, что, несмотря на любовь, которую питает к ней отец, ей угрожает опасность. Новый король Франции, как и его предшественник Карл VIII, только что заявил о претензиях на Неаполитанское королевство, добавив к ним собственные претензии на Милан под предлогом, что его бабушка была урожденной Висконти и что Лодовико Моро — узурпатор.

Что касается Чезаре, то амбиции его выросли, он велел звать себя «Чезаре Французским» и присоединить лилии к быку Борджа на своем гербе. Предположения о союзе с Людовиком XII, как оказалось, подтверждались. Александр VI, несмотря на свою озабоченность, демонстрирует нейтралитет и уверяет дочь в том, что французский государь зарится только на Миланское герцогство и что, пока он жив, никто не тронет Неаполь. Но его дети далеко не простофили и знают, что отец просто выжидает.

Санча получает тому подтверждение, когда отправляется в Ватикан защищать Гоффредо, серьезно раненного дозорным на мосту Святого Ангела. «Еще немного, и герцога Скуиллаче пришлось бы искать в Тибре», — горячится она, обмениваясь с папой «язвительными словами, не делающими чести ни одному из собеседников». Она возлагает на него ответственность за это нападение — прямое следствие враждебности по отношению к Арагонской династии.

В свою очередь герцог Бишелье чувствует себя все более и более нежелательной фигурой. Ставший его другом кардинал Асканио, раздраженный поведением главы Церкви, поспешно одобряющего деспотические замыслы Чезаре, убеждает его в том, что Борджа ненавидят Арагонскую династию гораздо больше, чем семью Сфорца. Зная герцога Валентинуа с рождения, он не питает никаких иллюзий относительно его нрава и его возможных действий. Из чувства дружбы к мужу Лукреции он предостерегает его: сын папы римского никогда не простит оскорбление, нанесенное ему королем Федерико, который отказал ему в руке Карлотты, он будет мстить своему зятю, как только тот окажется в его власти.

Тогда вице-канцлер предлагает молодому принцу отправиться вместе с ним в Дженаццано, имение семьи Колонна, расположенное в Сабинских горах. Однако Алонсо не осмеливается заговорить об этом со своей супругой из страха, что она предупредит Его Святейшество, и отказывается сопровождать кардинала Сфорца. Тем не менее, чувствуя все нарастающую враждебность окружающих и зная о том, какими приемами пользуется его тесть и до какой степени он находится под влиянием Чезаре, 2 августа Алонсо покидает Рим верхом, как это сделал его предшественник Джованни. Римские лучники тщетно преследуют принца. В последующие дни он неоднократно умоляет свою жену присоединиться к нему, однако все его послания перехватывает Александр VI{67}.

Фактически оказавшаяся узницей в собственном дворце, Лукреция только и делает, что плачет. Признавая за мужем правоту в его отношении к понтифику, она умоляет папу позволить ей уехать из Рима, чтобы вернуть принца Арагонского. Столкнувшись с такой настойчивостью, Александр VI находит только один выход: наделить дочь политическими полномочиями. Он объявляет ее правительницей Сполето и обращается к тамошним властям с посланием, которое можно прочесть в муниципальном архиве Сполето: «Мы доверили нашей дорогой дочери во Христе, благородной даме Лукреции Борджа, герцогине Бишелье, ради блага и мирного управления этими городами взять под свою опеку замок и распоряжаться нашими городами Сполето и Фолиньо, равно как и подчиненными им графством и округом. Мы обязываем вас, под страхом нашего гнева, повиноваться указанной герцогине Лукреции, вашей правительнице, как нам самим, и выполнять ее распоряжения ревностно и прилежно». Перед Лукрецией встает непростая задача. Эти две крепости имеют особое стратегическое значение. К тому же жители Сполето, столицы Умбрии, беспрестанно, хотя и не слишком решительно, делают попытки обрести независимость: беспокойные и тщеславные, они как раз в тот момент пытались разрешить конфликт с городом Терни из-за местечка Чези.

То, что Лукреция обладает качествами, необходимыми, чтобы взять на себя такую ответственность, покажет выбор Александра VI Однако папа предаст интересы дочери, так как под влиянием Чезаре он вступает в альянс с королем Франции, чьи войска, начиная с июня, сосредоточены в Гренобле и готовятся к наступлению. Вследствие этого Гоффредо и Лукреция, связанные браками с неаполитанской династией, оказываются в трагическом положении: выбор папы вынуждает их отказаться от помощи своим родственникам и противостоять отправке войск неаполитанского короля на помощь Милану, его союзнику.

Дочь Александра VI, уезжая из Рима 8 августа 1499 года, на шестом месяце беременности, не может даже вообразить себе эту двойную игру, доставившую впоследствии такое наслаждение Макиавелли. Вместе со своим братом Гоффредо она покидает Санта-Мария-ин-Портику и едет попрощаться с отцом, который ждет их на балконе Ватиканского дворца. Не спускаясь с седла, брат и сестра приподнимают свои широкополые шляпы в знак почтения, «так что белокурые локоны герцогини и медно-рыжие волосы молодого принца сверкают в лучах солнца», — сообщает свидетель. Понтифик трижды благословляет их, и кортеж трогается. Капитан палатинской гвардии и несколько прелатов сопровождают их до ворот Салары в соответствии с церемониалом, соблюдающимся при отъезде государей.

Оказавшись за чертой города, Лукреция спускается на землю и устраивается на носилках, на удобном ложе, застланном мягкой тканью, с матрацем из атласа, затканного цветами, и двумя подушками из белого шелка. Целое стадо мулов тащит на четырех повозках ее имущество — «все это во имя чести и славы Святого престола», — замечает Бурхард. Священнослужители, лучники, Фабио Орсини, ставший ее родственником благодаря браку с Иеронимой Борджа, сопровождают ее. Всех изнуряет летняя жара. Похоже, довольна одна лишь Лукреция, с каждым оборотом колеса все больше отдаляющаяся от Рима и приближающаяся к своему мужу. Поэт Джованни Маррадес Ламбронио так описывает это путешествие:

По дороге в Сполето, раскаленной от зноя, Под солнцем августа неспешно ехала верхом Госпожа Лукреция с блистательной свитой Из множества духовных лиц и дворян. Ее прекрасные рыжеватые волосы необычайной густоты Чуть притеняли блеск ее полузакрытых глаз. Усталый сенатор молча ехал Рядом с герцогиней и младшим сыном Ваноццы. Мрачные священники мечтали о прохладе залов Ватикана…