Лев Яшин.
* * *
Так что же писал «Советский спорт» о матче 2 мая «Динамо» с «Локомотивом», который бело-голубые обыграли — 3:1? И как конкретно оценили действия Яшина? Пожалуйста: «Свою первую игру в Москве футболисты „Динамо“ провели с подъемом. В команде можно отметить молодого, несомненно, талантливого вратаря Яшина. Однако ему следует еще много поработать над устранением недостатков — опрометчивых, нерасчетливых выходов из ворот».
Обзор охватывал сразу три московских матча, поэтому подписан сразу четырьмя фамилиями. И всё же — это предположение, не более, — видится, что именно о Яшине написал конкретно один из авторов.
Гавриил Дмитриевич Качалин. Будущий многолетний тренер сборной СССР, с которым она и завоевала главные трофеи: золото Олимпиады-56 и Кубок Европы 1960 года.
Ибо Качалин — достойнейший динамовец. Играл вместе с Чернышевым за родной клуб в 30-е годы, стал двукратным чемпионом Союза. А коли так — Яшина, безусловно, знал, следил за ним. По одному-то матчу невозможно говорить о несомненной талантливости.
В сущности, Яшину было показано, куда и как двигаться дальше. А это было действительно необходимо.
Ибо они с Вальтером Саная, скажем прямо, в апреле-июне 1953-го старшего тренера М. В. Семичастного своими действиями устроить не могли. Первые два апрельских матча Яшин пропустил. Вальтер вроде бы не напортачил, но 2 мая решили попробовать Льва. К тому же игроки основы, в частности, фронтовик-разведчик, а в 50-е правый полузащитник Владимир Савдунин и хороший нападающий Иван Конов убежденно высказались за включение молодого голкипера в основу. С «Локомотивом» и поставили.
Обошлось без провала. Но при счете 3:0 в пользу бело-голубых Яшин не перехватил передачу с фланга Сидорова, железнодорожники забили гол престижа. Пожалуй, не выручил. Не более.
Вернули Саная. 7 мая он результативно ошибается на выходе в Харькове. А 23-го возвращенный Яшин непростительно, по мнению армейского тренера Г. Пинаичева, выпускает мяч из рук в схватке с тбилисскими одноклубниками. 7 июня вновь нерасчетлив Саная, он же 14-го числа того же месяца проскакивает мимо мяча. Всё — голы.
Что делать? Кого выбирать? Так и хочется через шесть почти десятков лет протянуть прекрасному футболисту и хорошему тренеру Михаилу Васильевичу Семичастному нечто современное из лекарств от сердечных болезней. Саная, без сомнения, опытнее. И считался не просто дублером Хомича, а человеком, способным в любой момент полноценно заменить Алексея Петровича. Так что если бы Семичастный окончательно остановился на кандидатуре грузинского вратаря, сей факт не вызвал бы никаких комментариев. Однако здесь добавилось еще одно обстоятельство.
Стоит признать: режим в ту пору нарушали частенько. Потом отрабатывали за двоих-троих и к матчу подходили вполне боеспособными. Ведь главное — не подвести товарищей. Так вот: Вальтер стал именно подводить. Что вызвало оправданное недовольство. Яшин в этом смысле всегда был образцом надежности. И рассуждения вроде: он, как и все россияне, при случае «мог себе позволить» — должны корректироваться степенью близости календарной игры. Остальное нас не касается.
И всё же главная причина выбора Семичастного в пользу Яшина в ином. Маститый футбольный специалист, старший тренер «Динамо» не мог не видеть, что молодой Лев представляет собой будущее игры вратаря при всех пока промахах. А про вовсе не старого Саная (в 1953 году ему исполнилось всего двадцать восемь), при всем к нему уважении, такого сказать нельзя.
Потому сначала Лев сравнялся с Вальтером по числу выступлений в основе, а затем прочно занял место в стартовом составе. Уже июльские матчи подтверждают справедливость тренерского выбора.
2 Июля с «Динамо» (Киев) «очень хорошо проявил себя Яшин. Он несколько раз спасал ворота, отбивая трудные мячи или снимая их прямо с ноги нападающих киевлян». А вот как отозвался о действиях динамовского голкипера во встрече с «Локомотивом» второго круга будущий президент клуба «Кожаный мяч» М. П. Сушков: «У победителей стоит отметить хорошую игру вратаря Яшина, смело выходившего на перехват мяча у самой линии штрафной площади». Фирменный стиль дает результаты! Правда, 10 июля с вильнюсским «Спартаком» опять случается оплошность: «Яшин вовремя не сумел перехватить мяч, и он очутился в сетке ворот». Но уже в следующий раз, 16 июля (противник — ленинградское «Динамо»), Яшин заработает иную оценку: «Уверенно действовал прогрессирующий от игры к игре вратарь московского „Динамо“ Яшин».
А затем в том же «Советском спорте» подоспеет весьма серьезная, вполне реальная поддержка. 1 августа 1953 года появляется большая аналитическая статья недавно завершившего карьеру А. М. Акимова. Знаменитый голкипер, ставший прототипом Антона Кандидова из фильма «Вратарь», отозвался об игре Яшина, проведшего к тому моменту всего восемь календарных встреч, исключительно доброжелательно. Сначала Анатолий Михайлович выдвигает далеко не всеми принимаемый тезис: «Вратарь должен уметь активно играть вне пределов ворот, что во многом исключит ненужные падения в ноги и избавит от ушибов в столкновении с игроком». После чего идет подкрепление из непосредственной практики: «Отрадно наблюдать, как молодой вратарь московского „Динамо“ Л. Яшин, обладая в основном необходимыми навыками для такой игры, смело и успешно их применяет. А бояться ошибок и даже грубых просчетов не следует — они неизбежны при освоении нового».
И это, не забудем, 1953 год! Такое впечатление, что с нами говорят не из прошлого, а из будущего.
Итак, на стороне Яшина оказался, пожалуй, самый главный эксперт по вратарскому мастерству. Хотя место в воротах Лев не потерял бы и без акимовской статьи. М. В. Семичастный летом вполне определился с кандидатурой на последнем оборонительном рубеже. Яшин играл постоянно. На Саная уже не рассчитывали (и в следующем сезоне он перейдет в тбилисское «Динамо»). В финальном поединке на Кубок СССР Яшина, получившего травму на 59-й минуте, заменил двадцатилетний Владимир Беляев.
Да, динамовцы возьмут Кубок, но в чемпионате останутся четвертыми. На рубеже 70–80-х или, скажем, в 90-е такой итог сезона признали бы успешным (амбиции бело-голубых 2010-х годов последовательно и логично объяснить непросто) — тогда же, в 53-м, выступление однозначно назвали неудачным. Слишком свежо было в памяти эпическое противостояние «Динамо» и ЦДКА во второй половине 40-х, когда два этих могучих коллектива на порядок превосходили всех остальных. И если уж кто-то из них не становился первым, то вторым — обязательно. Так что даже Кубок страны не устраивал руководство.
Между тем для Яшина этот трофей стал первым в футбольной карьере. Но не дебютным в спортивной жизни вообще: вспомним Кубок Союза того же 1953 года, завоеванный в хоккейных баталиях. Получилось уникальнейшее достижение, которое превзойти нельзя, можно лишь повторить (что представляется сегодня полной фантастикой: игроки уже лет сорок как занимаются или зимним, или летним видом спорта). Причем и зимой, и летом Яшин внес в успех решающий вклад.
Однако динамовские футбольные начальники жаждали золота. И за кадровые перемены взялись еще на финише не слишком складывавшегося сезона того самого 1953 года. Но обо всем по порядку.
После поражения 7 августа от тбилисцев (2:3) решили вернуть в Москву М. И. Якушина. Аккурат из того самого тбилисского «Динамо», с которым он только что и поверг столичный коллектив.
Знали бы грузины, к чему приведет победа, — быть может, и не старались бы так. Шутка, конечно, грустная. Ведь Якушин создал за три года блистательную команду, которая всерьез претендовала на золото. И выдергивать полководца перед решающими сражениями — мягко говоря, некрасиво.
Уже в августе Михаил Иосифович вновь оказался в столице. И если в чемпионате страны за месяц до финиша поправить дела не представлялось возможным, то к Кубку «новый старый тренер» оказался очень даже причастен. Уже с финала он находился у динамовского руля и, получается, привел команду к успеху.
Для нашего же рассказа назначение Якушина необыкновенно важно. Судьбоносно. Дело в том, что тренер Михаил Иосифович будто бы специально создан для вратаря Льва Ивановича. Недаром в своей книге «Вечная тайна футбола» старый тренер посвятил Яшину целую главу. И назвал ее «Вратарь моей мечты».
О каком же голкипере мечтал Якушин? В 1946 году он увидел в деле стража ворот софийского «Локомотива» Апостола Соколова, который практиковал храбрые выходы из ворот, уверенную игру ногами за пределами штрафной площади — фактически болгарин являл собой последнего защитника, страхующего партнеров.
Ясное дело, что сердце у Якушина, по его выражению, «екнуло», когда он увидел Яшина. Это был тот мастер, о котором он грезил. И что замечательно: вратарь абсолютно самостоятельно пришел к такой манере игры, он и не думал подстраиваться под будущего наставника. Получается, два больших художника, не зная того, много лет шли навстречу друг другу и, наконец, воссоединились в динамовском коллективе образца осени 1953 года.
Естественно, общность их футбольных взглядов состоит не только в признании за вратарем права на дерзкие выходы из ворот. Суть глубже. Голкипер выступает как организатор обороны команды. Отсюда — руководство защитной линией и при исполнении «стандартов», и вообще при любой атаке противника. Когда же удалось успешно отбиться, наступает черед контрдействий. И вновь всё начинается с вратаря.
Сегодня ввод мяча руками видится привычным, само собой разумеющимся приемом. Во времена Яшина мяч выбивали в основном ногой. Дальше — борьба в центре поля. (Ныне многие вновь вернулись к такой практике. Какое-то движение по спирали — только в обратную сторону.).
Можно спорить, точно ли Лев Иванович первым стал бросать своим рукой[7] или его всё же стоит считать «одним из первых». Однако непреложно одно: так, как Яшин, бросок не выполнял никто. Полет шел по уходящей траектории, с подкруткой. То есть мяч вроде как безвозвратно улетал от адресата, а затем, словно на веревочке, удобно возвращался к нему в ноги. И далеко не обязательно пас шел на ближнего игрока — тут большого ума не надо, — атаку могли свободно продолжить и полузащитник, и даже нападающий.
Еще один прием — стабильный вынос мяча в поле кулаком, — по утверждению М. И. Якушина, ввел в обиход тоже Яшин. Действительно, ловить мяч не всегда сподручно, а выбить можно, и притом точно.
Впрочем, и здесь речь идет о технико-тактических действиях, пусть и привязанных к общему для наставника и футболиста пониманию игры голкипера и скрытых ее резервах. Но взаимопонимание Якушина и Яшина находилось не только на спортивном уровне.
«В футбол играют головой!» — одно из любимых изречений Михаила Иосифовича. Он с собой и коробку от монпансье носил, в которой лежали фишки разных цветов, дабы имелась возможность в нужный момент выложить их перед питомцами на клеенку с расчерченным футбольным полем и спросить любого из них, как тот будет действовать в предложенной ситуации.
Яшина можно было не спрашивать. Он занимался этим постоянно: «Футбол занимал не только почти все мое время, но и целиком все мысли. К каждому игровому эпизоду с моим участием я возвращался мысленно снова и снова. Атаку, которая заканчивалась голом в мои ворота, память расчленяла на мельчайшие детали». Иного исполнителя, если и заставишь «вернуться» к отыгранному эпизоду, — так чуть ли не карательными методами. А Яшин? «Мне и в голову не приходило убеждать себя, что вратарь в силах дотянуться до мяча, сильно пущенного вблизи в угол ворот. Ну а если бы я заранее вышел навстречу удару? Или, сумев предугадать, куда этот удар последует, сместился поближе к тому углу? Или неожиданно для противника встретил бы его у передней границы штрафной площадки? Или вовремя крикнул защитникам, кому и куда бежать, чтобы перекрыть все пути атаки?».
Ошибки, как и объяснял А. М. Акимов, конечно, случались. Игра на выходах — «на тоненького», риска много. «В то время, когда мы начинали с ним работать, — вспоминал Михаил Иосифович, — Яшин порой был еще нерасчетлив в действиях. Сорвется, бывало, с места, убежит за линию штрафной, а мяча не достанет. Глядишь, соперник нам гол в пустые ворота и закатит. На трибунах свист и смех». Реагировали не только на трибунах. Председатель Всесоюзной секции футбола (сегодня — Российский футбольный союз, до того — Федерация футбола СССР) В. А. Гранаткин, сам бывший вратарь сборной, требовал от «Михея», как он называл Якушина по старому знакомству, «прекратить цирк», то есть действия Льва Яшина вне штрафной. Реакция объяснимая: в гранаткинские 20–30-е такого голкиперы себе не позволяли. Однако Михаил Иосифович ответил корректно, но твердо: «Нет, Валентин Александрович, кончать не будем, и не цирк это вовсе, а новая современная игра вратаря, она и команде полезна, и перспективна». Гранаткин, чуть позднее, кстати, восторженно признавший Яшина, махнул рукой и отошел.
Характерный, сочный диалог, в котором и упрямый, принципиальный Якушин предстает во всей красе и вместе с тем виден хороший, искренний руководитель, явно разбирающийся в футболе и уважающий его работников. Всё же один вопрос возникает. А именно: когда состоялся разговор? В каком году? В 53-м? Но Михаил Иосифович принял команду в августе, за месяц до конца чемпионата. Правда, поиграть под его руководством Яшин в том году успел: кроме двух завершающих первенство матчей, были кубковые поединки и товарищеские встречи. Но пропускал он в них мало (а что до Кубка, то после переигровки с ленинградскими одноклубниками в 1/8 финала вообще остался «сухим», включая и решающую игру за трофей, где, напомню, был заменен из-за травмы) и поводов «смешить народ» совершенно точно не подавал. Народ мог хохотать и улюлюкать, если неймется, однако… раньше, весной и в первой половине лета, когда Якушина в команде еще не было. Тогда, выходит, беседа состоялась в 1954 году?
Здесь стоит отметить: сезон-54 стал одним из лучших в блистательной карьере Яшина. Случались ли ошибки? А как же! По отчетам удалось отыскать три промаха.
10 Июня динамовцы принимали французский клуб «Жиронда». И вот «Яшин неосмотрительно покинул ворота, но Крижевский, занявший его место, спас команду от верного гола, выбив мяч головой с линии ворот». Заметим, ворота спасены.
Затем 10 июля в поединке с харьковским «Металлистом» произошло нечто малоприятное. Дадим слово очевидцу, мастеру спорта А. Калинину: «В этой встрече вратарь динамовцев Л. Яшин вновь нередко покидал ворота, устремляясь на перехват мяча. Иногда он выходил даже за пределы штрафной площади и действовал как защитник. В большинстве случаев Яшин правильно оценивал игровую обстановку и его действия были точны. Однако нельзя обойти молчанием необоснованный выход Яшина во второй половине матча к боковой линии. В этот раз только неумение харьковчан точно бить по воротам спасло команду „Динамо“ от неминуемого гола». И опять гола нет.
И, наконец, 10 августа в матче с «Локомотивом» «Яшин нерасчетливо выходит из ворот, и только неточный удар спасает динамовцев от верного гола». В остальных случаях «от верного гола» спасал лично Лев Иванович. Мы обязательно вернемся к его подвигам 1954 года и с удовольствием процитируем восторженные отклики, а пока засвидетельствуем следующее: за весь сезон он не совершил ни одной результативной ошибки. То есть даже если риск не оправдывался, мяч в ворота не залетал. И на что было гневаться В. А. Гранаткину? Быть может, произошло определенное смещение: голевые ошибки сезона 1953 года неким воспоминанием «наложились» на игры следующего чемпионата? Ведь Яшин в 1954-м действовал столь же смело, однако во много раз успешнее. Гранаткин же, бывший превосходный голкипер, за «товарища по цеху» переживал: мол, вдруг опять пропустит, и народ вновь примется смеяться и издеваться. Вот и страдала вратарская душа Валентина Александровича. А Яшину зла он никогда не желал.
Тем не менее от ошибок на выходах нужно было избавляться. Лишь при максимальной эффективности можно говорить о новаторстве. В ином случае перед нами авантюра.
И старший тренер «Динамо» принимает важнейшее решение: вратарь Яшин помимо специфических тренировок должен участвовать в общекомандных занятиях. Как полевой игрок.
Михаил Иосифович вряд ли знал о детском бомбардирском прошлом голкипера, о том, что и в ворота он поначалу не рвался и с мячом возиться любил. Но это было попадание «в точку». Яшин наравне с остальными работает в традиционных «квадратах», где главное — сохранить мяч, четко передать его партнеру, а противника близко подпускать к себе нельзя. Так ковалось оружие против прессинга, которому вратари и тогда подвергались достаточно часто. Кроме того, вырабатывалась культура первого паса: коль не вышло филигранно выбросить рукой — действуй ногами, начни атаку адресной передачей. А вот обводить вратарю запрещено. «Если даже ты обведешь соперника, гол мы забиваем? Нет. А вот если не обведешь и мяч потеряешь, нам уж точно забьют», — втолковывал наставник.
Участвовал Яшин и в двусторонках. Играл зло. Как он сам вспоминал, «появилась привычка выполнять на тренировках всё, что делали полевые игроки, отчего я не уступал им в выносливости». И не поспоришь с Якушиным в том, что «разнообразные тренировки такого характера и помогли Яшину до сорока с лишним лет выступать в большом футболе».
Подобного успешного долголетия от современных стражей ворот никто, безусловно, не требует. Не всем дано. Удивляют появившиеся и уже укоренившиеся характеристики: тот голкипер «умеет играть ногами», а этот — как-то не очень. То бишь руками еще ничего — ногой же, если вообще не промахнется по мячу, выбивает в аут. Понятно, вратари — товар штучный, да ведь они в футбол должны уметь играть. Надо думать, Лев Иванович и в XXI веке, после того, как правилами запрещено было принимать мяч руками от своего игрока, смотрелся бы качественнее большинства отечественных коллег непосредственно в работе с мячом.
Пока же, в 1954-м, начинался, по мнению некоторых специалистов, самый блистательный этап его карьеры. По сути, в «Динамо» он, отвечая всем мечтаниям М. И. Якушина, часто выполнял роль либеро. Что давало, по несложным подсчетам, преимущество в целую боевую единицу на поле. На дальние навесные передачи Яшин, не в пример казусу трехлетней давности, выходил точно и безошибочно. А играть приноровился не только ногами. За границей штрафной стал как заправский защитник выбивать мяч головой. По собственной инициативе, без согласования с тренерским штабом. Естественно, потом, в раздевалке, после первого новаторского опыта вратарь не без тревоги ожидал реакции наставника. «Кепочку надо снимать», — невозмутимо отреагировал ироничный Якушин. Тогда почти все известные вратари выступали в кепках: Акимов, Хомич, Саная. Шили их у специальных мастеров и очень берегли. И Яшин потом так и делал: выскочит, головной убор снимет, а как мяч отобьет — водрузит на место. Словно поздоровается с публикой, которая тому страсть как рада была.
Трюк с кепкой — единственное, наверное, проявление его артистизма. Лев Иванович никогда не исполнял эффектный, рискованный бросок ради аплодисментов: лучше сыграть за счет выбора позиции, просто и незаметно. Но «раскланивания» с болельщиками свидетельствуют о скрытом в нем недюжинном артистическом таланте. Надо сказать, что Яшин отменно танцевал, ценил и любил хорошую песню, знал толк в доброй необидной шутке — вообще умел расположить к себе. И всё это необходимо было удерживать внутри. «Мое дело костями стучать о землю», — мрачно чеканил лучший вратарь мира. Что же здесь веселого?
В «Динамо» он должен был стать и стал оплотом надежности. И наработанное им и тренером использовалось на полную катушку. Верховой мяч, обязательный перехват Яшина — и левый защитник Борис Кузнецов, заблаговременно освободившийся от опеки, мгновение спустя получает мяч. Пошла быстрая контратака.
Выходы один на один также нередко ликвидировались Яшиным. Голкипер 30-х годов Евгений Васильевич Фокин являлся в «Динамо» не только начальником команды, но и тренером вратарей. Еще до войны на основе изучения лучших нападающих республики он составил целую теорию броска в ноги форварду. В смысле: когда кидаться, каким образом и надо ли вообще. Так что Яшина было кому и здесь учить.
Что же касается действий непосредственно на линии ворот, то отличная реакция всё чаще подкреплялась четким видением обстановки на поле, позволявшим просчитывать ситуацию и занимать верное место в воротах.
В сезоне 1954 года команда обладала исключительно прочной оборонительной линией. Якушин как всякий крупный тренер шел от слаженности и надежности обороны. Безусловно, про атаку не забывали (без голов не выиграешь), однако тренеру и футболистам была необходима уверенность в собственных тылах.
Фигуру Яшина в создании такой уверенности невозможно переоценить. Как видим, к двадцати пяти годам он уже сложившийся мастер практически без слабых мест. Близкие к «Динамо» люди отмечали: только с Яшиным авторитетный старший тренер мог советоваться по выбору состава или тактики.
Когда-то в солдатской динамовской команде Льва прозвали Швейком. Вроде как из-за сходного с персонажем Ярослава Гашека головного убора. Вообще-то маловато для культового прозвища: в частности, круглым Яшин никогда не был — а уж в юности смотрелся, прямо говоря, худее худого. Да и в зрелые годы выглядел просто статным мужчиной — не более. Зато всё время улыбался, был добродушен и отзывчив. В якушинском «Динамо» Яшин, конечно, оставался самим собой. Однако на разборе матча мог и взорваться, если считал, что партнер недоработал в поле. Именно так — слодырничал, недобежал, недопрыгнул. Тут пощады от Льва не жди. Потому что ошибиться может каждый. Бывает. А вот сознательно поберечь себя — это, выходит, воевать против своих. Прощения такому нет. Больше того, разгоряченный вратарь иногда высказывал претензии и наставнику: «А вы что, Михаил Иосифович, молчите, глаза закрываете на то, что он бездельничал на поле?» Якушин в таких случаях действительно активности не проявлял. Сам он объяснял это тем, что если всем разом наброситься на одного, то его легко и сломать. Лучше подождать, а после в спокойной обстановке проанализировать имевшиеся недочеты.
Но, думается, имелась и другая причина. Мудрый тренер давал ребятам и конкретно энергичному, страстному Яшину выговориться, почувствовать себя участниками огромного совместного дела. В конце концов, он им всё про себя объяснил, когда в жуткий тропический ливень на первом же сборе в Гаграх не отменил тренировку, а, наоборот, возглавил запланированный кросс, хотя тот же Яшин, увидев бушующую за окном стихию, вновь залез было под одеяло.
После вылета за призовую черту в 1953-м «Динамо» было обязано в новом сезоне взять первенство. И сложившийся мобильный честолюбивый коллектив истово работал над трудной задачей.
Справедливости ради надо признать, что не один Лев имел право на критику. Если кто-либо считал, что вратарь сыграл плохо, ему говорили это в глаза. Футболисты по собственному желанию (тренеры не вмешивались) выпускали стенную газету «Штрафной удар», название которой красноречиво и без комментариев. И если любой из них, по общему мнению, не отдал всего себя для победы, товарищи клеймили такого персонажа остро и нелицеприятно.
Разумеется, одной только здоровой атмосферой, сплоченностью, настроем в чемпионате Союза добиться победы нельзя. Надобно и умение играть в футбол. И с этим, безусловно, главным компонентом у динамовцев в 1954-м всё обстояло нормально. «Состав у нас, — вспоминал М. И. Якушин, — в конце концов подобрался ровный. Игроки были все хорошего уровня, и ансамбль сложился неплохой». Ну и «подобрал», и «сложил» состав, естественно, Михаил Иосифович с помощью второго тренера В. К. Блинкова. Про роль Е. В. Фокина мы уже знаем.
В защите закрепились пока только два «К»: Борис Кузнецов слева и Константин Крижевский в центре. Игравшего же справа Анатолия Родионова через два года сменит третий «К», Владимир Кесарев. Два хавбека по тогдашней схеме «дубль-вэ»: Владимир Савдунин (правый) и Евгений Байков (левый). Атаке очень пригодился бакинец Алекпер Мамедов — центр нападения. Провел он, правда, 15 матчей из 24, а особенно раскрывшийся в чемпионском сезоне Владимир Ильин — все. При одиннадцати голах против пяти Алекпера. Кроме них в атаке выходили Геннадий Бондаренко (21 игра, 8 мячей), еще не вернувшийся в «Спартак» Сергей Сальников плюс крайние нападающие Владимир Шабров и Владимир Рыжкин. Еще успел четыре раза выйти на поле закончивший в тот год карьеру Константин Бесков.
Все эти мастера достойно провели сезон и заслужили «золото». И всё же положа руку на сердце кого из них помнит сегодняшний любитель футбола? Бескова, который по понятным причинам не успел помочь, Сальникова и, пожалуй, некоторые еще Крижевского с Борисом Кузнецовым. Всё.
Яшина назовет всякий.
И Якушин, написав про «неплохой ансамбль» «игроков хорошего уровня» (что, безусловно, справедливо!), дальше будет говорить о футболисте, заметно выделявшемся среди всех. Льве Яшине.