Музей Изабеллы Стюарт Гарднер Бостон.

Джон Сарджент (1856–1925) Мадам Готро поднимает тост 1883. Дерево, масло. 32x41.

Оказавшись в Париже и пытаясь получить заказы от богатых клиентов, Джон Сингер Сарджент уговорил богатую американку Виржини Готро (1859–1915) позировать для большого портрета. Стремясь ускорить работу, Сарджент по приглашению семейства Готро в июне 1883 посетил их имение в Бретани. Здесь он сделал серию набросков карандашом, создал несколько акварелей и этюдов маслом, изобразив Виржини в различных позах. Один из них — «Мадам Готро поднимает тост». Это произведение очень точно отражает экспрессивный характер модели — обнаженные руки на темном фоне создают впечатление порывистого движения.

Через некоторое время картина была завершена и показана на парижском Салоне под названием «Портрет мадам X». Она вызвала скандал. Критика издевалась над колористическим решением лица, в котором заподозрили изображение косметики, что считалось вульгарным и недопустимым для женщин высшего общества. Корсаж черного платья породил многочисленные карикатуры, обыгрывавшие образ дамы пик. Мать Виржини потребовала, чтобы художник снял полотно с выставки, но Сарджент отказался. Негативный резонанс сделал невозможной его дальнейшую карьеру в Париже, мастер переехал в Лондон, а потом в США.

Джон Сарджент (1856–1925) Мадам Готро поднимает тост 1883. Дерево, масло. 32x41. Первый этаж. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер Бостон.