Музей изящных искусств Бостон.

Мэри Кассат (1844–1926) В ложе. Фрагменты 1878. Холст, масло. 81,3x66,1.

Мэри Кассат (1844–1926) В ложе. Фрагменты 1878. Холст, масло. 81,3x66,1. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Мэри Кассат (1844–1926) В ложе. Фрагмент 1878. Холст, масло. 81,3x66,1.

Мэри Кассат (1844–1926) В ложе. Фрагмент 1878. Холст, масло. 81,3x66,1. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Джон Фредерик Пето (1854–1907) Магазин бедняка 1885. Холст на дереве, масло. 90,2x65,1.

Джон Фредерик Пето — американский художник, прославившийся натюрмортами в стиле так называемых обманок. Он родился в Филадельфии, окончил Пенсильванскую академию изящных искусств. После женитьбы в 1887 переехал на морской курорт в штат Нью-Джерси. Здесь он зарабатывал не столько своими картинам, сколько игрой на кларнете в духовом оркестре местной пожарной команды. Живописью автор занимался, по сути, как любитель: на выставках свои картины не представлял, лишь в аптеке городка. В лучшем случае ему удавалась продать их местным лавочникам и отдыхающим.

Натюрморты Пето имеют много общего с обманками Уильяма Харнетта — другого американского художника, специализировавшегося в этом жанре. Они были в дружеских отношениях; известны случаи, когда после смерти Пето нечистые на руку торговцы картинами продавали его натюрморты как произведения Харнетта. Для восстановления справедливости в 1940-е многое сделал американский художественный критик Альфред Франкенштейн. Тогда же к Пето пришла широкая известность. Конечно, жульничество раскрылось быстро, поскольку между этими авторами есть определенные различия. Сегодня стиль Пето признан весьма отличным от Харнетта. Он мягче, манера письма выражена слабее, цвета теплые, и все пронизывает настроение грустных воспоминаний о прошлом.

«Магазин бедняка» — это типичная «сценка» на улице Филадельфии последней четверти XIX века. Лавочка открыта окном на улицу, на витрине изображены различные товары, дешевые кондитерские изделия, фрукты и пирожные.

Джон Фредерик Пето (1854–1907) Магазин бедняка 1885. Холст на дереве, масло. 90,2x65,1. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Джон Фредерик Пето (1854–1907) Магазин бедняка. Фрагмент 1885. Холст на дереве, масло. 90,2x65,1.

Джон Фредерик Пето (1854–1907) Магазин бедняка. Фрагмент 1885. Холст на дереве, масло. 90,2x65,1. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Джон Фредерик Пето (1854–1907) Магазин бедняка. Фрагмент 1885. Холст на дереве, масло. 90,2x65,1.

Джон Фредерик Пето (1854–1907) Магазин бедняка. Фрагмент 1885. Холст на дереве, масло. 90,2x65,1. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Деннис Миллер Бункер (1861–1890) Заводь. Медфилд 1889. Холст, масло. 47x61,6.

Подобно тому, как в Европе любители импрессионизма совершают паломничество в Живерни, чтобы посмотреть место, вдохновившее Моне на создание его шедевров, так в Америке ценители приезжают в Медфилд проникнуться атмосферой поэтичного места, увековеченного такими мастерами, как Джордж Иннес и Деннис Миллер Бункер.

Деннис Миллер Бункер прожила очень короткую жизнь, умерла от менингита в возрасте 29 лет. Она была талантливым художником, крупнейшим импрессионистом своего поколения в Америке. Судьба подарила ей дружбу с несколькими глубокими ценителями искусства в Бостоне, в частности с Изабеллой Стюарт Гарднер, которая всячески содействовала ее работе. Благодаря ей Деннис смогла поселиться в Медфилде. Два последних года жизни, проведенных в этом чудесном месте, подарили зрителям великолепные пейзажи. Бостонская картина — один из них.

Деннис Миллер Бункер (1861–1890) Заводь. Медфилд 1889. Холст, масло. 47x61,6. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Альберт Бирштадт (1830–1902) Пиц Бернина, Швейцария. Около 1880–1890. Бумага, масло. 35,2x49,2.

Американский художник Альберт Бирштадт родился в Германии. Когда ему было всего три года, семья переехала в Соединенные Штаты Америки. Бирштадт — вероятно, самый известный американский пейзажист XIX века. Его именем, дабы отметить заслуги автора в данном жанре живописи, назван один из горных пиков и озеро в Колорадо.

Бирштадт создал грандиозные драматичные виды Скалистых гор и Сьерра-Невады. Именно его образы подвигли многих американцев совершить путешествия в эти места, чтобы воочию насладиться их красотами. Его картины маслом, обычно довольно большого размера, были высшим выражением романтизма XIX века. Но вкусы меняются, с отходом от романтизма и реализма в живописи, с ростом увлечения искусством импрессионистов популярность художника уменьшилась. К тому же с развитием железнодорожного сообщения выяснилось, что реальный американский Запад не похож на идеализированные образы Бирштадта. Его кредо было писать привлекавшие виды не столько такими, какими они являлись в действительности, сколько какими, по его мнению, они должны были быть.

Пиц Бернина — гора в Рейтийских Альпах (Восточные Альпы) недалеко от Санкт-Морица, кантон Граубюнден, Швейцария. Ее высота превышает 4 тысячи метров над уровнем моря. Это одна из пяти наиболее известных вершин. Ее величественный вид всегда привлекает туристов, и Бирштадт создал поистине восхитительный образ.

Альберт Бирштадт (1830–1902) Пиц Бернина, Швейцария. Около 1880–1890. Бумага, масло. 35,2x49,2. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Джон Сингер Сарджент (1856–1925) Дочери Эдварда Дарли Бойта 1882. Холст, масло. 221,9x222,6.

Джон Сингер Сарджент — выдающийся американский художник, мастер портрета, совместивший черты импрессионизма и модерна. Этот бостонец оставил карьеру юриста (с гарвардским дипломом) и обратился к живописи. Автор — один из представителей Прекрасной эпохи (периода европейской истории между 1890–1914, именованного так позже из-за контраста со временем Первой мировой войны), потому что значительную часть жизни он прожил в Европе, учился в Париже, там созрел как мастер и выставлялся.

Данный холст — шедевр Сарджента, он был написан во французской столице, которая имела большую диаспору американцев. С одним из семейств — Эдварда Дарли Бойта — художник был дружен. Семья проживала в богатом квартале в роскошных апартаментах, что ясно ощущается в полотне. Чего стоят одни большие японские вазы! Они были сделаны в поселке Арита на острове Кюсю специально для продажи в Европе. (На одной из выставок картина экспонировалась вместе с этими вазами, также хранящимися в Музее, что создало любопытный эффект.).

Произведение представляет собой групповой портрет четырех девочек — дочерей семейства (слева направо): Марии Луизы, Флоренс, Джейн, Джулии. Именно они впоследствии передали полотно вместе с вазами в бостонский Музей в память об отце. Поначалу супруги Бойт ожидали, что художник создаст традиционный портрет, но у Сарджента возник иной план. В 1879 он совершил поездку в Мадрид, где познакомился с искусством Диего Веласкеса и сделал копии с его картин. Влияние испанца оказалось очень большим. Эта работа без сложного анализа вызывает в памяти знаменитую картину Веласкеса «Менины» («Фрейлины»). Примечательно, что бостонский Музей предоставил холст Сарджента для показа в музее Прадо в Мадриде на выставке творений Веласкеса и два полотна висели рядом.

Джон Сингер Сарджент (1856–1925) Дочери Эдварда Дарли Бойта 1882. Холст, масло. 221,9x222,6. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Джон Сингер Сарджент (1856–1925) Госпожа Фиск Уоррен и ее дочь Рэйчел 1903. Холст, масло. 152,4x102,5.

Гретхен Осгуд Уоррен (миссис Фиск Уоррен) — член уважаемого семейства, талантливая поэтесса позирует со старшей дочерью в своем роскошном особняке в Бостоне (ныне это музей Изабеллы Стюарт Гарднер). В этом доме у Сарджента была мастерская. Изысканные по форме кресла и картины XV века («Мадонну с Младенцем», кстати, и сейчас можно видеть в вышеназванном музее), в окружении которых изображены модели, подчеркивают их утонченность. Мебель эпохи Возрождения и сама миссис Уоррен будто сошли со старинных портретов.

Миссис Фиск Уоррен являлась яркой личностью. Она знала несколько языков, изучала литературу, в Париже занималась музыкой у Габриеля Форе и драматическим искусством под руководством Коклена. Оба ее наставника были в числе друзей Сарджента. В бостонском доме Уорренов живописец создал несколько портретов, предназначенных для интерьеров в готическом стиле. Все они напоминают о дружбе художника с этим семейством.

Владельцы картины прекрасно сознавали ее исключительные достоинства. Они часто предоставляли ее и другие портреты мастера на выставки, что способствовало росту его славы и авторитета.

Джон Сингер Сарджент (1856–1925) Госпожа Фиск Уоррен и ее дочь Рэйчел 1903. Холст, масло. 152,4x102,5. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Уильям Майкл Харнетт (1848–1892) Старые модели 1892. Холст, масло. 138,1x71,8.

Американский художник Уильям Майкл Харнетт родился в Ирландии, ребенком эмигрировал вместе с родителями. Он стал мастером натюрморта, работы, выполненные в духе старых голландских мастеров, отличают точность и скрупулезность, с какими выписаны предметы. Значительное место в творчестве автора занимала музыка.

Данная картина создана в последний год жизни Харнетта. Глядя на нее, испытываешь ощущение полнейшей реальности изображенного. Еще при жизни мастера в одном из газетных отчетов о его выставке был приведен любопытный рассказ о том впечатлении, которое произвели на публику его работы, стиль и техника: «Один пожилой господин долго сквозь очки рассматривал картину и, наконец, изрек: „Как бы я хотел поиграть на этой скрипке!“ Он с энтузиазмом убеждал, сколько чарующих мелодий можно извлечь из нее. Он не замечал никакого подвоха, пока не подошел вплотную к картине — теперь он был совершенно обескуражен».

Не только инструменты изобразил Харнетт так, что их можно принять за подлинные! Во множестве его полотен — ноты, которые также воспроизведены с поразительной точностью. Как правило, это оригинальные мелодии или специальные обработки, сделанные для флейты или скрипки. По-видимому, художник отдавал предпочтение произведениям, которые сам любил и играл. Среди композиторов — Беллини, Моцарт, Мейербер, Верди. На данном холсте — титульный лист издания «50 мелодий для скрипки», а также ноты песни, которая особенно нравилась автору, — «Последняя роза лета» (из сборника «Ирландские мелодии», 1807). Она встречалась и раньше в его картинах: одноименной (1886) и «Двери старого стенного шкафа» (1889). Харнетт, должно быть, выбрал эту мелодию по двум причинам — в память о стране своего детства и как средство усиления меланхолического характера работ.

Уильям Майкл Харнетт (1848–1892) Старые модели 1892. Холст, масло. 138,1x71,8. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Уильям Майкл Харнетт (1848–1892) Старые модели. Фрагмент 1892. Холст, масло. 138,1x71,8.

Уильям Майкл Харнетт (1848–1892) Старые модели. Фрагмент 1892. Холст, масло. 138,1x71,8. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Уильям Майкл Харнетт (1848–1892) Старые модели. Фрагмент 1892. Холст, масло. 138,1x71,8.

Уильям Майкл Харнетт (1848–1892) Старые модели. Фрагмент 1892. Холст, масло. 138,1x71,8. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Уинслоу Хомер (1836–1910) Адирондакский проводник 1894. Бумага, акварель, графитный карандаш. 38,5x54,6.

Уинслоу Хомер известен как работами маслом, так и акварелями. Он является крупнейшей фигурой в американском искусстве XIX века, оказавшей влияние на все его последующее развитие, основоположником национальной реалистической живописи.

Адирондак — горный хребет на северо-востоке штата Нью-Йорк, северная часть системы Аппалачей, среди которой расположены живописные озера и, следовательно, течет водная жизнь обитателей тех мест. Картина Хомера запечатлела один из моментов этой жизни, представленный в тонкой поэтичной форме.

Далеко не всегда можно сразу найти аргументы в пользу утверждения или отрицания какого-либо суждения в сфере искусства. Но то, что некое произведение является предметом искусства, часто бывает ясно и без аргументов. Эта акварель — именно такое творение. Привлекает внимание метод писания акварелью Хомера, по крайней мере, в данном случае: краски и оттенки не столько переливаются, что в высшей степени естественно для данной техники, а сопоставляются, будучи порой резко разграниченными (например, оттенки водной глади). Необычны контрасты света и тени (сравните освещенную, почти белую, и теневую, почти черную, стороны лодки). Все это придает акварели некоторый таинственный характер.

Колоритного старика мастер писал не раз. Здесь он плывет на лодке на фоне спокойной и умиротворенной природы, кажется хозяином своих родных мест. Герой написан со спины, голова повернута назад. Он еще крепок, хотя спина уже более сутулая по сравнению с его видом на ранней акварели (1892), имеющей такое же название и хранящейся в том же музее. Совершенно очевидно, что художник симпатизировал этому старику.

Уинслоу Хомер (1836–1910) Адирондакский проводник 1894. Бумага, акварель, графитный карандаш. 38,5x54,6. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Следующий том.

Следующий том. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.

Национальный археологический музей в Афинах является крупнейшим в Греции и одним из самых известных в мире. Он расположен в центре древнего города и хранит памятники и артефакты, оставшиеся от великой античной цивилизации. Постоянная экспозиция музея насчитывает более 20 тысяч экспонатов различных эпох. Коллекция керамики — одна из крупнейших в мире, охватывает период с XI века до н. э. по романскую эпоху. Богатейшее собрание бронзовых изделий включает статуи, оружие, украшения, посуду, орудия труда, культовые и погребальные предметы.