Музей изящных искусств Бостон.

Уинслоу Хомер (1836–1910) Адирондакский проводник 1894. Бумага, акварель, графитный карандаш. 38,5x54,6.

Уинслоу Хомер известен как работами маслом, так и акварелями. Он является крупнейшей фигурой в американском искусстве XIX века, оказавшей влияние на все его последующее развитие, основоположником национальной реалистической живописи.

Адирондак — горный хребет на северо-востоке штата Нью-Йорк, северная часть системы Аппалачей, среди которой расположены живописные озера и, следовательно, течет водная жизнь обитателей тех мест. Картина Хомера запечатлела один из моментов этой жизни, представленный в тонкой поэтичной форме.

Далеко не всегда можно сразу найти аргументы в пользу утверждения или отрицания какого-либо суждения в сфере искусства. Но то, что некое произведение является предметом искусства, часто бывает ясно и без аргументов. Эта акварель — именно такое творение. Привлекает внимание метод писания акварелью Хомера, по крайней мере, в данном случае: краски и оттенки не столько переливаются, что в высшей степени естественно для данной техники, а сопоставляются, будучи порой резко разграниченными (например, оттенки водной глади). Необычны контрасты света и тени (сравните освещенную, почти белую, и теневую, почти черную, стороны лодки). Все это придает акварели некоторый таинственный характер.

Колоритного старика мастер писал не раз. Здесь он плывет на лодке на фоне спокойной и умиротворенной природы, кажется хозяином своих родных мест. Герой написан со спины, голова повернута назад. Он еще крепок, хотя спина уже более сутулая по сравнению с его видом на ранней акварели (1892), имеющей такое же название и хранящейся в том же музее. Совершенно очевидно, что художник симпатизировал этому старику.

Уинслоу Хомер (1836–1910) Адирондакский проводник 1894. Бумага, акварель, графитный карандаш. 38,5x54,6. Искусство Америки. Музей изящных искусств Бостон.