Национальный музей Стокгольм.

Андрес Цорн. Летние танцы. 1897.

Андрес Цорн. Летние танцы. 1897. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Кристофер Вильгельм Эккерсберг (1783–1853) Портрет Бертеля Торвальдсена. Около 1815. Холст, масло. 91x74.

Кристофер Вильгельм Эккерсберг — мастер, которого нередко называют «отцом датской живописи». В период с 1803 по 1809 он успешно обучался в художественной академии в Копенгагене. После окончания этого заведения с золотой медалью Эккерсберг получил возможность совершить поездку в Париж для совершенствования своего искусства. Здесь он посещал мастерскую Жака Луи Давида. В 1813 творец переехал в Рим, где прожил до 1816. После возвращения он занял пост профессора в своей альма-матер.

Во время пребывания в Италии художник написал портрет друга — известного датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770–1844), в творчестве придерживавшегося традиций позднего классицизма. Уже немолодой ваятель изображен на фоне рельефа «Въезд Александра Македонского в Вавилон» — одного из лучших его произведений. Облаченный в черное скульптор сидит на стуле, положив ногу на ногу. Нейтральный светлый фон позволяет считать четкий и графичный силуэт его фигуры. Наброшенный на плечи героя шелковый плащ привносит в портрет романтичный акцент. Тонко прописанные детали костюма и аксессуаров свидетельствуют о влиянии французских мастеров, с искусством которых Эккерсберг познакомился во время путешествия.

Кристофер Вильгельм Эккерсберг (1783–1853) Портрет Бертеля Торвальдсена. Около 1815. Холст, масло. 91x74. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Маркус Ларсон (1825–1864) Горный пейзаж с водопадом в Смоланде 1859. Холст, масло. 78X124.

Современники называли пейзажиста Маркуса Ларсона «наиболее выдающимся из шведских художников Дюссельдорфа». Он был выходцем из сельской местности, после смерти отца переехал в Стокгольм. Здесь у молодого человека появилась возможность пройти обучение на вечерних курсах в Королевской академии изящных искусств, чем он не преминул воспользоваться. Очень скоро Ларсон понял, что хочет посвятить себя живописи. После окончания обучения художник неоднократно брал уроки у разных мастеров, совершенствуя навыки и развивая природные данные. Он много путешествовал, посетил Германию, Францию, Англию, Финляндию, Россию в поисках красивых видов, принимал участие в выставках.

«Горный пейзаж с водопадом в Смоланде» был создан во время поездки по названной шведской провинции. Темные густые облака заволокли все небо. С высоких скал с грохотом низвергается водопад. Романтический скалистый вид поражает неистовым буйством природы, ее мощью и первобытной силой. Подобные сюжеты с разыгравшейся стихией довольно часты в произведениях автора.

Известно, что большинство своих картин Ларсон писал не с натуры, а в мастерской, используя зарисовки и фотографические снимки. Однако это не умаляет искусства художника.

Маркус Ларсон (1825–1864) Горный пейзаж с водопадом в Смоланде 1859. Холст, масло. 78X124. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Август Мальмстрем (1829–1901) Игра 1865. Холст, масло. 36x54.

Шведский художник Август Мальмстрем — мастер исторической и жанровой живописи. Он создавал произведения на сюжеты из скандинавской мифологии. Первоначальное образование Мальмстрем получил у отца, резчика по дереву. Благодаря своему таланту и самоотверженности родителей, которые помогли сыну отправиться в Стокгольм, Август в 1849 поступил в Королевскую академию изящных искусств. В 1856 он успешно завершил обучение.

С 1867 художник начал преподавать в альма-матер, а с 1887 по 1893 занимал пост ее директора.

В экспозиции музея находятся несколько полотен кисти этого мастера. На данной картине изображены дети, играющие в широко распространенную на территории Швеции в 1800-х игру «Последняя пара». Ее участники становятся по двое друг за другом. Впереди находится «охотник», который выкрикивает: «Последняя пара!» Стоящие позади всех должны разбежаться в разные стороны, чтобы воссоединиться, в то время как «охотник» стремится схватить одного из них и образовать новую пару. Тот, кто остался один, становится «охотником».

В солнечный день, стоя на тропинке за околицей, дети наблюдают, как «охотник» пытается поймать убегающую от него девочку. Тем временем другая девочка играет на дудочке, а еще одна, облокотившись на друга, наблюдает за мальчишкой, вышедшим вперед, чтобы увидеть происходящее. Каждый ребенок наделен мастером индивидуальностью.

Август Мальмстрем (1829–1901) Игра 1865. Холст, масло. 36x54. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Август Мальмстрем (1829–1901) Танец эльфов 1866. Холст, масло. 90x149.

По окончании стокгольмской академии Август Мальмстрем путешествовал — в 1856-1857 посетил Дюссельдорф, в 1857–1859 Париж, в 1859–1860 Рим, совершенствуя свое искусство, копируя картины старых мастеров.

В 1867 он представил на выставке полотно «Танец эльфов», которое имело у публики большой успех, автор получил звание профессора.

Перед зрителем — пейзаж с медленно текущей между пригорков речкой. Холодный свет луны озаряет ее берега и гладь. Темными силуэтами на фоне предутреннего неба смотрятся деревья. Поднимающийся от реки туман приобретает форму лент, окутывает низины. Постепенно он занимает все пространство ландшафта. Внутри него, рука об руку, словно в хороводе, движутся эльфы с распущенными волосами. Один из них, с венком на голове, почти вплотную подлетев к воде, любуется своим отражением.

Согласно шведскому фольклору, в природе живут эльфы, и они часто танцуют над холмами, реками, горами и лесами. Этот сказочный сюжет стал основным мотивом данной картины, проникнутой романтическими интонациями.

Представленное произведение мастера очень часто использовалось в качестве иллюстрации и репродуцировалось в журналах, что обеспечило ему популярность.

Август Мальмстрем (1829–1901) Танец эльфов 1866. Холст, масло. 90x149. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Гюстав Курбе (1819–1877) Джо, красивая ирландская девушка 1866. Холст, масло. 54x65.

Пейзажист, портретист и мастер жанровых сцен Гюстав Курбе — ключевая фигура французского реализма XIX века. Художник утверждал, что живопись — это предельно конкретное искусство, нужно изображать лишь реально существующие вещи и предметы, которые можно увидеть и которых можно коснуться.

Считается, что на данном полотне представлена одна из самых красивых женщин, когда-либо запечатленных Курбе. Для него позировала Джоанна Хефферман — возлюбленная и модель его друга, известного художника Джеймса Уистлера. Живописец познакомился с ней на побережье Нормандии в Трувиле в 1865.

Курбе показал девушку с зеркалом в левой руке. Она, рассматривая свое отражение, теребит правой рыжие кудри, именно они притягивают внимание зрителя. Композиция строится таким образом, что практически вся плоскость холста занята максимально приближенной к первому плану героиней, это рождает ощущение непосредственности и интимности происходящего. Манера, тонко написанные аксессуары и элементы одежды — все полно чувственности.

Существуют четыре авторские копии данного полотна, они украшают коллекции мировых музеев.

Гюстав Курбе (1819–1877) Джо, красивая ирландская девушка 1866. Холст, масло. 54x65. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Лягушатник 1869. Холст, масло. 66,5x81.

Французский живописец, график и скульптор Пьер Огюст Ренуар является одним из основателей стиля импрессионизм. С 1862 он начал посещать занятия в Школе изящных искусств и мастерскую Глейера, в это время познакомился с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Камилем Писарро и другими творцами.

Очень часто Ренуар работал с Моне, они вместе выходили на этюды — так родились два одноименных полотна «Лягушатник» с практически одним и тем же сюжетом. В некотором отдалении от берега находится небольшое кафе на воде, которое соединено с землей мостиками. Собралось шумное общество. Свое название это место получило из-за того, что здесь часто появлялись «лягушки» — женщины легкого поведения, они специально приезжали сюда в поисках клиентов. Работая над произведением, Ренуар стремился передать атмосферу веселья и беззаботности теплого летнего дня. Он темпераментно наносил краски на холст, отражая блики на воде и рефлексы на платьях отдыхающих дам. В полотне нет выверенной композиции, из-за этого возникает впечатление эскиза, а не законченной картины. Некоторая фрагментарность, какую использовал живописец при построении работы, рождает ощущение случайности, сиюминутности.

Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) Лягушатник 1869. Холст, масло. 66,5x81. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Георг Розен (1843–1923) Шведский король Эрик XIV 1871. Холст, масло. 274x355.

Георг Розен — шведский художник, изображавший сцены из национальной истории и скандинавской мифологии. Он окончил Королевскую академию изящных искусств, жил в Лондоне, в 1863 в Антверпене и поступил в ученики к бельгийскому живописцу А. Лейсу. Позже Розен путешествовал, посетил Египет, Сирию, Палестину, Грецию, Турцию, Германию. В Швецию он вернулся в 1865 с большим количеством этюдов. Со временем мастер занял пост директора своей альма-матер.

К числу лучших работ художника относится «Шведский король Эрик XIV». Монарх правил с 1560 по 1568. Уже с самого начала властвования в его поведении и поступках обнаружились признаки психического расстройства. Король был чрезвычайно подозрительным, это переросло в настоящую манию преследования. Многочисленные конфликты между ним и аристократами привели к кровавой драме, правитель казнил всех, кого подозревал в неблагонадежности.

В 1568 Юхон, брат Эрика, стал во главе мятежа против сумасшедшего короля и заточил его в темницу, где тот спустя несколько лет погиб. Однако такие радикальные меры были приняты не сразу: сначала Юхон предлагал брату добровольно оставить престол и удалиться на остров Аланд, также ему отдавались в управление Борговские земли и Финляндия, однако Эрик отверг предложение. Момент, когда в королевские покои принесли ультиматум, и изобразил на своем полотне Розен.

Эрик XIV в исступлении сидит на медвежьей шкуре у ног своей возлюбленной Катрин Моне (она имела крестьянское происхождение, родила королю сына и дочь, их многолетние отношения со временем были узаконены). Молодая женщина с испугом смотрит на Йорана Перссона — одного из надежных советников мужа. Будучи умным политиком, он призывает Катрин уговорить Эрика подписать ультиматум, чтобы всем им сохранить жизнь. Колористическими средствами художник намекает, как сложатся события, после отказа монарха подписывать бумаги.

Георг Розен (1843–1923) Шведский король Эрик XIV 1871. Холст, масло. 274x355. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Эдуард Мане (1832–1883) Парижанка 1875. Холст, масло. 192x125.

Эдуард Мане — один из выдающихся французских художников второй половины XIX века. Родившись в буржуазной семье, он получил хорошее образование. Перед тем, как заняться живописью, Мане отправился в плавание на парусном судне «Гавр и Гваделупа». Из этой поездки он вернулся с твердым намерением посвятить себя искусству. В 1850 молодой человек поступил в мастерскую Тома Кутюра, но вскоре покинул учителя и уехал в Италию. Впоследствии он неоднократно будет путешествовать по Европе, знакомясь с различными художественными школами.

В Национальной галерее Швеции представлено несколько работ живописца, среди них выделяется полотно «Парижанка». На нейтральном сером фоне изображена молодая женщина в черном длинном платье и шляпке. Мастер очень темпераментно наносит краску на холст, благодаря чему в произведении, практически монохромном по колориту, появляется ощущение внутреннего движения. Образ парижанки довольно часто встречается в картинах Мане. Он стремился показать уникальность красоты своих соотечественниц.

Эдуард Мане (1832–1883) Парижанка 1875. Холст, масло. 192x125. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Юлиус Кронберг (1850–1921) Нимфа и фавны 1875. Холст, масло. 269x130.

Известный шведский художник Юлиус Кронберг учился в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, а также в Дюссельдорфе и Мюнхене, испытал влияние австрийского исторического живописца Ганса Макарта.

Полотно «Нимфа и фавны» впервые было показано публике в Мюнхене сразу после создания и принесло своему автору успех. Когда же Кронберг привез его в Стокгольм, то мнения зрителей разделились: одни считали картину слишком эротичной и чувственной, другие приняли ее как безусловный шедевр. Сюжет этой работы очень прост. Прекрасная нимфа после удачной охоты прилегла отдохнуть на берегу ручья и заснула. Спрятавшись в зарослях, фавны любуются обнаженной девой. Рядом с красавицей — битая дичь, букет благоухающих роз, раковина и лук со стрелами. Все детали и мельчайшие элементы написаны с большой виртуозностью и вниманием — Кронберг демонстрирует свои талант и мастерство.

Юлиус Кронберг (1850–1921) Нимфа и фавны 1875. Холст, масло. 269x130. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Карл Фредерик Хилл (1849–1911) Дерево и река III (Сена в Буа-ле-Руа) 1877. Холст, масло. 50x60.

Шведский пейзажист и карикатурист Карл Фредерик Хилл родился в семье профессора математики. Как и большинство соотечественников, он окончил Королевскую академию изящных искусств. После живописец отправился во Францию. Здесь он пытался найти свой собственный язык и стиль. В 1875 один из холстов мастера был выставлен на Салоне. На следующий год он совершил путешествие по Нормандии, где написал ряд пейзажей.

В 1877 Хилл создал восемнадцать больших полотен, предназначавшихся для Всемирной выставки, однако в это же время тяжело заболел и был вынужден пройти лечение в психиатрической клинике в Пасси. Вскоре художника поместили в дом для душевнобольных, находившийся в его родном Лунде с тяжелым диагнозом — шизофрения параноидального характера, но мастер не переставал работать.

Пейзаж «Дерево и река III» имеет второе название — «Сена в Буа-ле-Руа». Живописец изобразил Сену, извилистой лентой протекающей мимо полей и пашен, между невысоких холмов. На первом плане на крутом берегу растет одинокое молодое дерево. Колорит картины очень выразителен. Акцент сделан на голубых оттенках, которые словно пронизывают все другие цвета, тем самым собирая их в единую гамму.

Карл Фредерик Хилл (1849–1911) Дерево и река III (Сена в Буа-ле-Руа) 1877. Холст, масло. 50x60. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Берта Моризо (1841–1895) В Булонском лесу. До 1880. Холст, масло. 61x73,5.

Талантливая французская художница Берта Моризо входила в группу импрессионистов и принимала участие в их первой выставке. Начиная с 1864 и на протяжении почти десяти лет она выставляла свои работы на одной из самых престижных выставок в стране — Салоне.

Моризо родилась в состоятельной семье, которая не противостояла ее решению заниматься живописью. Свои первые уроки она брала у известного французского мастера Камиля Коро. В Париже девушка познакомилась Эдуардом Мане, а впоследствии вышла замуж за его брата Эжена.

В 1880 на очередной выставке импрессионистов она представила двенадцать полотен, одним из которых было «В Булонском лесу», подписанное «В саду». Отклик критики на экспозицию в целом оказался довольно негативным, однако о произведениях Моризо отзывались хорошо. Отмечали творческий темперамент, свободное нанесение красочного слоя, приверженность к изначальным импрессионистическим новациям — вниманию к цвету, акценту на сиюминутном, мимолетном впечатлении.

Берта Моризо (1841–1895) В Булонском лесу. До 1880. Холст, масло. 61x73,5. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Эрнст Юсефсон (1851–1906) Давид и Саул 1878. Холст, масло. 110,5x144.

Эрнст Юсефсон — известный шведский живописец, график и поэт. В период с 1867 по 1876 он обучался в Королевской академии изящных искусств, при этом много путешествовал, занимаясь у местных мастеров. Художник изображал интерьеры замков и крестьянских жилищ, национальные пейзажи, портреты современников.

Представленная работа на библейский сюжет относится к раннему периоду творчества мастера. Саул — основатель объединенного Израильского царства. Давид — ловкий и отважный юноша, славившийся умением играть на арфе. В тяжелый для Саула период приближенные дали ему совет развлечь себя музыкой и рассказали, что в Вифлееме есть превосходный музыкант, Давида призвали во дворец. Когда правитель внимал ему, плохие мысли отступали.

Саул изображен сидящим в кресле, поддерживая голову правой рукой, алый плащ окутывает практически всю его фигуру. Перед властителем на первом плане расположен небольшой столик, на нем — сосуд с цветком, меч и стрела. Рядом с царем стоит Давид, играющий на музыкальном инструменте. Взгляд юноши устремлен вверх, комнату наполняют звуки. Композиционное построение полотна достаточно просто и основано на противопоставлении образов героев, на это же направлено и колористическое решение.

С 1879 художник жил и работал во Франции, сначала в Париже, затем перебрался в сельскую местность. В 1888 у него резко ухудшилось психическое здоровье (был поставлен диагноз преждевременное слабоумие, разновидность шизофрении), уехав на лечение в Стокгольм, Юсефсон не перестал писать. Его произведения близки стилю символизм, а некоторые предвосхитили течения, которые появились только в XX веке — экспрессионизм и модернизм.

Эрнст Юсефсон (1851–1906) Давид и Саул 1878. Холст, масло. 110,5x144. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Эрнст Юсефсон (1851–1906) Водяной эльф 1882. Холст, масло. 144x114.

В начале 1880-х Эрнст Юсефсон несколько раз обращался к образам духов воды. Согласно скандинавскому мифу, русалки играют на скрипках, чтобы, искушая людей, заманить их в воду, где те, потеряв бдительность, утонут.

На этом полотне художник изобразил эльфа, музицирующего в лунном свете. Исполнение сопровождается звуками водопада, находящегося за спиной героя. Обнаженную фигуру юного существа окружают тонкие стебли травинок. Склонив голову и закрыв глаза, оно наслаждается мелодией, которой вторит сама природа.

Колорит полотна построен на сочетании различных приглушенных оттенков коричневого, охры, белого и зеленого, что создает мистическую атмосферу.

Эрнст Юсефсон (1851–1906) Водяной эльф 1882. Холст, масло. 144x114. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Карл Густаф Хеллквист (1851–1890) Вальдемар Аттердаг собирает дань с жителей Висбю, 1361. 1882. Холст, масло. 200x330.

Карл Густаф Хеллквист — один из самых известных шведских живописцев. Он учился в Стокгольме, в 1875 отправился в Париж, с 1877 жил и работал в Мюнхене, путешествовал по Германии, Бельгии, Италии и Норвегии. В 1886 творец был назначен профессором Берлинской академии искусств, однако в 1889 вынужденно отказался от преподавания из-за сильных головных болей. С этого момента он почти все свое время проводил в больнице, где лечился при помощи электрошоковой терапии. Хеллквист скончался 19 ноября 1890 в Мюнхене в возрасте 39 лет.

Кисти мастера принадлежат преимущественно большие исторические полотна, отличающиеся романтическими интонациями и детализацией. К числу его лучших картин относится представленная, живописующая давние трагические события. Город Висбю находился на острове Готланд (Балтийское море). Еще со времен викингов его жители вели активную торговлю. Поэтому он был лакомым куском для завоевателей. В 1361 на остров высадился датский король Вальдемар Аттердаг со своей армией. Крестьяне, собравшись в дружины, дали отпор неприятелю у стен Висбю, но из-за плохого вооружения и предательства горожан (которые не открыли им крепостные ворота в нужный момент) потерпели поражение. В результате этого сражения погибло около половины всего мужского населения сельских районов острова. Жители же Висбю заключили с датчанами соглашение, согласно которому они должны были впустить армию и заплатить большой выкуп.

Момент сбора дани и изобразил живописец. На площади установлены три огромные бочки, их горожанам надлежит заполнить золотом, чтобы сохранить свою жизнь и независимость. Из разных уголков люди несут ценности. В правой части картины, около собора, на высоком постаменте сидит Вальдемар Аттердаг, наблюдая за свершающимся. На дальнем плане виден отряд датчан, входящий в Висбю. На первом художник представил богатую семью, которая уже отдала все, что имела. Мужчина в красном головном уборе с ненавистью взирает на короля, в бессилии сжимая кулаки. Его жена, держа на руках малыша, со слезами отвлеченно смотрит куда-то вверх.

Хеллквист разрабатывал образы героев, желал сделать их максимально выразительными и психологически объемными. Много внимания он уделил и деталям, стремясь к исторической точности и соответствию костюмов и аксессуаров эпохе. Однако в картину закралось несколько ошибок. Например, горожанин (его можно увидеть за женщиной с ребенком на руках) носит шляпу по французской моде конца XIX века. Около одной из бочек изображена собака — такса. Формирование этой породы началось примерно в XVI столетии в Южной Германии, а в Швецию ее завезли только в XVII веке. Тем не менее досадные курьезы не умаляют достоинств большого многофигурного полотна и блестящего таланта Хеллквиста.

Карл Густаф Хеллквист (1851–1890) Вальдемар Аттердаг собирает дань с жителей Висбю, 1361. 1882. Холст, масло. 200x330. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм. Карл Густаф Хеллквист (1851–1890) Вальдемар Аттердаг собирает дань с жителей Висбю, 1361. 1882. Холст, масло. 200x330. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Карл Ларссон (1853–1919) Студийная идиллия. Жена художника и их дочь Сюзанна 1885. Бумага, пастель. 66x50.

Карл Ларссон — один из самых известных шведских мастеров второй половины XIX — начала XX века. Родился он в бедной семье, но уже в 13 лет поступил в подготовительную школу при Королевской академии изящных искусств, окончив ее, стал студентом этого заведения. Все время учебы молодой человек был вынужден подрабатывать художником в газете. С 1877 Ларссон несколько лет жил во Франции. В этот период он увлекся импрессионизмом, писал на пленэре, часто использовал акварель. В 1879 мастер на некоторое время уехал в Швецию, чтобы заключить брак с Карин Бергьо (1859–1929), с которой познакомился в Париже. От их союза родились восемь малышей.

Ларссон очень любил членов своей семьи, они часто становились персонажами его полотен. В 1885 он написал двойной портрет жены и дочери Сюзанны, ей на тот момент было три года. Карин, уютно расположившись в кресле-качалке, держит на руках засыпающего ребенка. За ее спиной — подоконник, на котором разбросаны разные художественные принадлежности, бумаги, стоят эскизы и гравюры. Колорит работы, выполненной пастелью, очень мягкий, что рождает ощущение нежности, материнской заботы и покоя.

Карл Ларссон (1853–1919) Студийная идиллия. Жена художника и их дочь Сюзанна 1885. Бумага, пастель. 66x50. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Бруно Андреас Лильефорс (1860–1939) Семья лис 1886. Холст, масло. 11 2x21 8.

Бруно Андреас Лильефорс — известный шведский художник, писавший сцены из жизни представителей дикой природы в их естественной среде обитания. Он любил сюжеты, показывающие животных и птиц, занятых охотой, но при этом в картинах никогда не было сентиментальности — мастер стремился к объективности. Интерес к животным и охоте он унаследовал от отца.

Лильефорс учился в Королевской академии изящных искусств с 1879, но в 1882 переехал в Дюссельдорф, где продолжил образование. Затем он посетил Италию, в 1884 присоединился к колонии шведских художников во Франции, в Грез-сюр-Лауне. Живописец неоднократно выставлял свои картины на парижском Салоне. Вернувшись на родину, он поселился в местечке Кварнбо.

К созданию произведений мастер подходил крайне тщательно. Перед тем, как начинать работать над тем или иным сюжетом, он долгое время наблюдал животных в природе, изучая их повадки, делая зарисовки и наброски. Немаловажную роль в картинах Лильефорса играет пейзаж, в исполнении которого можно заметить влияние импрессионистов, большое внимание уделявших различным цветовым и световым эффектам.

На полотне «Семья лис» — зеленая поляна, где среди нежных белых цветов расположилась лиса со своими щенками. Она принесла детенышам утку, чтобы не только покормить их, но и привить начальные навыки охоты. Каждый из лисят по-своему реагирует на дичь: один тянет ее за крыло, те, что находятся рядом с матерью, с удовольствием едят; другие, расположившиеся в некотором отдалении от них, играючи, дерутся за птичье перо, а один, возможно, самый маленький, спрятавшись под лисицей, наблюдает за своими братьями и сестрами.

Пронизанный солнцем луг, легкие одуванчики и милая возня лис создают ощущение хорошего летнего дня.

Бруно Андреас Лильефорс (1860–1939) Семья лис 1886. Холст, масло. 11 2x21 8. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Ханна Паули (1864–1940) Завтрак 1887. Холст, масло. 87x91.

Шведка Ханна Паули (девичья фамилия Хирш) в детстве училась в художественной школе Мальмстрема, затем в техническом училище в Стокгольме, а в 1881 поступила в Королевскую академию изящных искусств. В 1885 она уехала в Париж и через два года стала выставлять произведения на Салоне, тогда же вошла в ассоциацию шведских художников. В 1887 Ханна сочеталась браком со своим коллегой Георгом Паули, и супруги обосновались в Стокгольме. У них родилось трое детей.

К этому периоду относится написание полотна «Завтрак», проникнутого атмосферой семейного уюта. В тени деревьев прислуга накрывает стол. Уже стоят большой чайник, чашки с блюдцами, подставка с различными соусами, сахарница, роза в рюмке, разложены салфетки, скрепленные кольцами, — все готово и ждет прихода семьи. Пейзаж, являющийся фоном для этого натюрморта, пронизан светом: солнечные зайчики искристыми пятнами ложатся на стул, белоснежную скатерть, покрывающую стол, скамью, создают мажорное настроение, передавая тепло летнего утра.

Ханна Паули (1864–1940) Завтрак 1887. Холст, масло. 87x91. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Винсент Ван Гог (1853–1890) Стога. Без даты. Холст, масло. 53x66,5.

Винсент Ван Гог — один из самых известных голландских художников в мировой истории искусства, представитель постимпрессионизма, не только живописец, но и график. В молодости творец был продавцом картин и проповедником. Заниматься искусством он начал в 1880. На протяжении ряда лет Ван Гог брал уроки у разных художников, но, по его словам, истинное мастерство пришло с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». Жизнь творца была наполнена тяжелыми испытаниями, часто непониманием. Живопись являлась спасением для него, он рисовал всегда, даже когда его сразило тяжелое душевное расстройство и Ван Гог оказался вынужден проходить лечение в психиатрической клинике. На всем пути, особенно во времена невзгод, художника поддерживал родной брат Тео.

В экспозиции Национального музея Швеции находится полотно «Стога». На нем изображено пшеничное поле, часть урожая уже сжата, связана в снопы и сложена в стога. Под одним из них отдыхает женщина, в то время как мужчина продолжает трудиться. Теплый охристо-желтый цвет пашни Ван Гог заставляет звучать в полную силу, обрамляя его нежными оттенками теплого зеленого и подчеркивая холодными — синего. Чтобы на первом плане цвета не сливались, художник кое-где ограничивает их черной линией.

Винсент Ван Гог (1853–1890) Стога. Без даты. Холст, масло. 53x66,5. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Поль Гоген (1848–1903) Пейзаж в окрестностях Арля 1888, Холст, масло. 72,5x92.

Поль Гоген — выдающийся французский живописец, скульптор и график, представитель постимпрессионизма. Перед тем, как заняться искусством, он был моряком, работал в банке. Являясь главой большого семейства с пятью детьми, Гоген увлекся импрессионизмом, стал собирать картины и сам попробовал писать. Он даже демонстрировал свои полотна на выставках, положительные отклики критики на его творчество подвигли мужчину в 1883 уйти из банка и полностью посвятить себя новому увлечению. Занявшись живописью, он неустанно работал, словно стремился наверстать упущенные годы.

В апреле 1887, чтобы прокормить семью, Гоген отправился на заработки на Мартинику, потом нанялся рабочим на строительство Панамского канала, но, заболев болотной лихорадкой, с большим трудом добрался до Франции. Здесь он направил все свои творческие усилия на создание собственного художественного стиля.

На полотне из экспозиции Национального музея Швеции «Пейзаж в окрестностях Арля» изображена сельская дорога, идущая вдоль построек. Общий светлый, теплый колорит, сопоставление теплых и холодных локальных пятен, небольшие параллельные мазки — основные выразительные средства, которыми мастер пользовался на этом этапе творчества. Стоит отметить, что при написании представленной работы он практически не применял один из излюбленных приемов данного периода — черный контур, которым обводил объекты композиции. Он присутствует только на первом плане, благодаря чему тело лежащей собаки обретает объем.

Поль Гоген (1848–1903) Пейзаж в окрестностях Арля 1888, Холст, масло. 72,5x92. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Нильс Крюгер (1858–1930) Осень. Варберг 1888. Дерево, масло. 32x41.

Нильс Крюгер — шведский художник, иллюстратор, мастер монументальной живописи. В 1874 он поступил в Королевскую академию изящных искусств, в 1878 продолжил обучение в частной художественной школе Эдварда Персея, после окончания которой переехал в Париж. Здесь под влиянием французского импрессионизма Крюгер обратился к жанру пейзажа. Он часто работал на пленэре, запечатлевал виды столицы и ее окрестностей. В 1883 автор успешно дебютировал на Салоне. Он предпочитал изображать ландшафты, на которые уже спустилась завеса сумерек или, напротив, только забрезжил рассвет, идет дождь или снег.

В 1886 художник женился на Берте фон Эссен, после рождения дочери Бесси семья вернулась в Швецию и поселились в Варберге на западном побережье. В качестве сюжетов для своих картин живописец выбирал виды этого прекрасного местечка, часто изображал пасущиеся стада. Именно здесь была создана данная. Запечатлевая позднюю осень, мастер выбрал очень простой, непритязательный мотив. На первом плане — небольшой кусочек сада с молодыми деревьями, отгороженный от улицы невысоким деревянным забором. По размытой дождями дороге идет одинокая фигура. Колорит построен на сочетании холодных тонов серого и охристо-красных оттенков. Ощущение промозглости, влажности воздуха и одиночества становится лейтмотивом работы.

В 1893 на выставке в Копенгагене Крюгер увидел полотна Поля Гогена и Ван Гога, это произвело на него огромное впечатление и положило начало новому этапу поисков. Картины автора становятся эмоциональнее, для большей выразительности он начинает прописывать их черными точками.

Нильс Крюгер (1858–1930) Осень. Варберг 1888. Дерево, масло. 32x41. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Фриц Сюберг (1862–1939) Любовная встреча на проселочной дороге 1889–1891. Холст, масло. 101,5x153.

Полное имя датского художника Фрица Сюберга — Кристиан Фридрих Вильгельм Генрих Сюберг. Он родился в бедной семье, отец умер очень рано, поэтому с малых лет Фриц был вынужден работать, сначала сторожем, а потом ассистентом художника, чтобы помогать матери и сестре. В 1878 молодой человек поступил в техническую школу Фаборга, в мастерскую Петра Сюрака Хансена, в 1884 — в Датскую королевскую академию изящных искусств, однако довольно скоро оставил обучение и стал посещать занятия в Школе Сартмана. Начиная с 1885 Сюберг выставлял свои произведения в Копенгагене. Написанные в реалистической манере, они довольно скоро привлекли внимание критики и публики. В их колорите видно влияние последнего учителя художника.

К раннему периоду творчества мастера относится полотно «Любовная встреча на проселочной дороге», ныне экспонирующееся в Национальном музее Швеции. Оно было написано под впечатлением студенческих поездок по окрестностям Фаборга и Сваннинге. На холсте изображена широкая сельская дорога, пролегающая по холмистому ландшафту. На первом плане стоит мужчина, ведущий неспешную беседу с молодой женщиной. В некотором отдалении от них находится компания парней и девушек. В ожидании отставшей парочки они шутят и смеются. Сюберг не стремится приукрасить незатейливую сценку из жизни простых обывателей. Приглушенный колорит привносит в нее ощущение теплого вечера. Надвигающиеся сумерки сглаживают все яркие оттенки в пейзаже и одежде героев, приводя их к единому тону. Работая над картиной, художник довольно деликатно и даже где-то меланхолично наносит краски на холст, но при этом создается впечатление динамичной внутренней жизни пейзажа.

Фриц Сюберг (1862–1939) Любовная встреча на проселочной дороге 1889–1891. Холст, масло. 101,5x153. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Юхан Тирен (1853–1911) Саамка, потрошащая оленя 1892. Холст, масло. 150x241.

Шведский художник Юхан Тирен родился в городке Овикен. Художественное образование он получил, посещая Техническую школу, а затем Королевскую академию изящных искусств, окончив учреждение в 1880 с золотой медалью, дающей право пройти обучение за границей. Тирен совершил ряд путешествий по Европе, посетил Германию, Италию, Францию. В 1883 он уехал в Париж совершенствовать мастерство. Здесь же сочетался браком с Гердой Ридберг, с которой познакомился еще в академии в Стокгольме. Молодая семья в 1884 вернулась на родину, где поселилась сначала в Овикене, а затем в Пеннингби.

Полотна Тирена в большинстве посвящены образам северной природы. При этом он также писал картины жанровой тематики, изображая сценки из жизни суоми: охотников, рыбаков, пастухов. В них нередко встречаются этнографические и бытовые темы. Прекрасным образцом творчества мастера является полотно из собрания Национального музея Швеции «Саамка, потрошащая оленя». Изображены представители малочисленного финно-угорского народа, занятые своими традиционными делами и заботами. Жизнь этих людей неразрывно связана с оленями, они — одно из главных средств существования.

Юхан Тирен (1853–1911) Саамка, потрошащая оленя 1892. Холст, масло. 150x241. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Карл Фридрих Нордстрём (1855–1923) Соседняя ферма 1894. Холст, масло. 96x196.

Шведский живописец Карл Фридрих Нордстрём являлся одним из основателей варбергской пейзажной школы, президентом шведской Ассоциации художников. Он родился на острове Готланд в семье судебного пристава. Отец мечтал, что сын пойдет по его стопам, но в возрасте двадцати лет Нордстрём уехал в Стокгольм, чтобы стать художником. Здесь он сначала обучался в школе при Королевской академии изящных искусств, а затем в частной школе Эдварда Персеуса. Молодой человек много занимался самообразованием. В 1880 он отправился в Париж, где изучал творчество импрессионистов, посетил различные уголки Франции. Через несколько лет живописец приехал в маленькую деревеньку Грез-сюр-Луан, где уже сложилась колония американских и скандинавских художников. Здесь же мастер познакомился со своей будущей женой — графиком и фотографом Теклой Линдестрём. Нордстрём написал множество пейзажей, пронизанных французским солнцем. После успеха на парижском Салоне он получил признание и на родине.

В 1886 супруги вернулись в Швецию. В 1888-1892 они путешествовали, посетили Скансен, Стокгольм, Висби, Варберг и другие города.

В 1892 семья переехала в Аппельвик, в 1893 к ним присоединился друг, художник Ричард Берг. Вместе с товарищем Нордстрём организовал так называемую варбергскую школу. В этот период мастер увлекся творчеством постимпрессионистов — Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Под их влиянием он создал целый ряд произведений, в частности данное. Здесь живописец изобразил две одинаковые и симметричные друг другу постройки, расположенные на берегу озера. К окруженным деревьями домам с растущим между ними большим цветущим кустом ведет дорога. Все объекты композиции отличаются обобщенностью форм и условностью колорита. Темпераментные и несколько хаотичные мазки, которыми Нордстрём наносил красочный слой, привносят в работу динамизм.

Карл Фридрих Нордстрём (1855–1923) Соседняя ферма 1894. Холст, масло. 96x196. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Андрес Цорн (1860–1920) После купания 1895. Холст, масло. 53,5x36,5.

Живописец, график и скульптор Андрес Цорн является, пожалуй, самым известным художником Швеции. Как и большинство соотечественников, он получил образование в Королевской академии изящных искусств, до этого окончив Художественно-промышленную школу. В разное время автор совершил поездки в Великобританию, Францию, Италию, Испанию, Россию, Соединенные штаты Америки.

Представленное в экспозиции музея полотно относится к французскому периоду творчества мастера. Он часто бывал в Париже в 1888–1896, испытывал влияние импрессионистов, что, несомненно, заметно в данной работе. К этому времени относится создание картин, главными героинями которых являлись прекрасные купальщицы, только что вышедшие из воды. Отметим, что красивые обнаженные женщины не позируют художнику, не демонстрируют себя зрителю, они, не замечая чужого присутствия, вытирают волосы, отдыхают, прогуливаются вдоль берега. Цорн делает акцент не на эротическом подтексте композиции, а на воздействии солнечного света и световоздушной среды на человеческое тело и пейзаж.

Андрес Цорн (1860–1920) После купания 1895. Холст, масло. 53,5x36,5. Живопись XIX века. Национальный музей Стокгольм.

Эжен Янсон (1862–1915) Риддар-фьорд, Стокгольм 1898. Холст, масло. 150x135.

Известный шведский художник Эжен Янсон родился в бедной семье и был вынужден, чтобы помогать отцу ее содержать, пойти работать после окончания школы. Мальчик постоянно увлеченно рисовал. Видя горячую любовь сына к искусству, родитель разрешил ему учиться. В 1879 Эжен поступил в Техническую школу искусства и дизайна, затем в период с 1881 по 1883 занимался в Королевской академии изящных искусств. В 1886 Янсон стал одним из учредителей Ассоциации художников, которая сделалась альтернативой Академии, поощряя развитие и появление новых течений в живописи.

В начале творческой деятельности мастер благодаря другу, Карлу Фридриху Нордстрёму, писал преимущественно пейзажи. Однако его работы не пользовались большим успехом у зрителей из-за непривычной техники исполнения и крупных размеров. Художник испытывал материальные трудности. В его пейзажах появляются меланхолические интонации, в колорите начинают доминировать холодные синие и серые оттенки. С 1894 под влиянием Эдварда Мунка и Винсента Ван Гога Янсон стал привносить в свои полотна текучие контуры, фактурные разнонаправленные штрихи. В этот период он создал ряд картин, изображающих залив Риддар-фьорд, в них можно видеть новую живописную систему, которой воспользовался мастер.