Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том первый.

Ё.

Ё.

Даже если бы у нее не было других достоинств, группу Ё стоило включить в анналы питерского рок-н-ролла – за то, что она не дала в обиду седьмую букву кириллицы, сделав ее своим названием. Это, конечно, шутка, но и на самом деле Ё, исполнявшие мелодичные и легко ложившиеся на слух песни с иронично-шутливыми текстами, придерживаясь в этом стиля, которому сами дали определение «интенсивный родвинг» (этакая смесь новой волны, рэггей, ска, ритм-энд-блюза и поп-рока с многоголосым вокалом и эффектным шоу), безусловно, заслуживают внимания.

Основали Ё бывшие одноклассники Михаил Додонов (р. 20.12.61 в Ленинграде), вокал, гитара; Игорь Мещерин (р. 7.07.62 в Ленинграде), гитара, вокал, и Владимир «Саид» Остапенко (р. 8.11.61 в Ленинграде), бас. Играть вместе они начали в конце 70-х, еще школьниками, потом учились, служили в армии, работали, заводили семьи, растили детей, то бросая рок-н-ролл, то снова возвращаясь к сочинению песен.

К середине 80-х бесконечная смена пианистов и барабанщиков утомила их, и музыканты, которые тогда базировались на девятом этаже депо «Северное» Ленинградского метрополитена в Девяткино (Саид работал там машинистом), изобрели примитивную драм-машину: записывали на обрезок ленты барабаны, делали кольцо, а потом с помощью карандаша регулировали периодичность его воспроизведения. Немного позже к трио присоединился Андрей Полпудов (р. 26.03.62 в Ленинграде), ритм-гитара, гармоника.

В начале зимы по предложению Мещерина в группу был приглашен барабанщик, автор песен и певец Владимир Федоров (р. 10.08.59 в Ленинграде). К тому времени у него был богатый послужной список: школьный дуэт ГЕПАРД, потом БЕРЕГА в Радиополитехникуме, армия, после которой он вступил в Рок-клуб в рядах БЛИКОВ, и наконец самая популярная на тот момент в Метрополитене группа БУФФ, занявшая I место на местном конкурсе рок-групп. Барабанному делу в эстрадно-джазовой школе его обучал бывший участник ZA Николай Зарубин. За полгода до звонка Мещерина Федоров расстался с БУФФОМ, хотел было собрать свою группу с оглядкой на БРАВО (неудачно) и репетировал дуэтом с бардом Андреем Ксенофонтовым. Помимо барабанов Володя играл на гитаре, флейте, ксилофоне и различной перкуссии.

В январе 1987 года Остапенко и Федоров нашли наконец для группы подходящее имя: Ё. Любопытно, что в русский язык эту букву ввел – без малого за двести лет до этого, в 1797-м, – писатель Николай Карамзин.

Дебют Ё состоялся 24 января 1987 года на очередном конкурсе ВИА метрополитена, куда они шли как темная лошадка, однако неожиданно для всех (и даже для самих себя) с легкостью опередили других конкурсантов, сыграв всего шесть песен, которые успели подготовить к этому дню. Две недели спустя группа была принята в Рок-клуб, а 7 апреля дебютировала на его сцене в компании с ДЖОНАТАНОМ ЛИВИНГСТОНОМ и СИТУАЦИЕЙ. Это выступление стало последним, на котором с Ё играл Полпудов (позже, правда, он исполнял на их концертах брейкдэнс), и первым, где участвовал Андрей Ксенофонтов (р. 25.05.60 в Ленинграде), гитара, вокал. Андрей закончил музыкальную школу и училище, в начале 80-х играл на танцах с легендарным РЕКВИЕМОМ, потом объединился с Федоровым, который и привел его в Ё.

Ё. Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том первый.

Ё: И. Мещерин, М. Додонов, А. Ксенофонтов.

Фото: В. Конрадт.

На протяжении весны и лета 1987-го Ё выступили на видео-фестивале «Рок-нива» в Шушарах, международном лагере «Noorus» под Нарвой, на фестивале «Narva Kevro» в Ивангородской крепости, на двух этапах фестиваля «Вторая волна», а также записали несколько номеров в тон-вагоне «MCI» и концерты в ДК им. Десятилетия Октября. С ними начали работать звукооператор Андрей Мухин и художник Олег Лапшин. Надо отметить, что Ё с самого начала очень трепетно относились к своему сценическому облику и везде, где можно, стремились использовать элементы театрализации и легкой эксцентриады.

Выступали они, как правило, в обойме с другими представителями «Второй волны»: КОРПУСОМ 2, БУРАТИНО, ОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ, ЛУНОЙ и, прежде всего, ИСКУШЕНИЕМ, с которыми Ё долго связывали и дружеские отношения, и легкое соперничество.

Успехом на концертах Ё пользовались песни «Интеллигент», «Мама, я боюсь атомной бомбы!», «Флейта сентября», «Стереобум», «Металлистам», «Город на заре» («Провинциальный рэггей»), «Блюзовик», «Профилактика», «Никодим Фомич» и т. д. (авторы Додонов, Мещерин, Федоров и Ксенофонтов). В феврале 1988 года они записали в домашних условиях дебютный альбом «Я – интеллигент», который получил восторженную оценку в журнале «РИО», внимательно следившем за судьбой Ё. Советами по сведению альбома Мухину помогал сам Андрей Тропилло.

В марте в пионерлагере «Голубая стрела» в Рощино прошел 1-й Всесоюзный слет метрополитена, в котором кроме Ё участвовали ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ (бывший БУФФ), группы из Баку, Новосибирска, Минска и т. д. На бис Ё исполнили новые хиты «Пушкин» и «Расея». I этап VI фестиваля Рок-клуба прошел для группы неудачно, зато в конце мая она сверкнула на очередном фестивале Новосибирского рок-клуба, где также играли местный БОМЖ, рижский ЦЕМЕНТ, АМАЛЬГАМА из Красноярска и т. д.

Бурную весну завершило выступление Ё на концерте в честь Дня города на стадионе Политеха, где они впервые играли без Додонова, который из-за рождения дочери решил на время оставить музыку. Ксенофонтов параллельно сотрудничал с группой ТОКИО, а Федоров чуть позже начал играть в ТРЕСТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ; кроме того, они оба играли в экспериментальном оркестре композитора Юрия Касьяника «Виртуозы спонтанной импровизации».

В июне 1988 года Ё покинул Остапенко, вкусы которого вели его в совсем другом направлении: вскоре он собрал новую группу ПОСТ № 2. Она репетировала в том же депо «Северное» и играла жесткий джаз-рок с духовыми. Место Остапенко в Ё занял бас-гитарист ИСКУШЕНИЯ Евгений «Джей» Исакович, который и раньше помогал группе как звукооператор.

Лето прошло незаметно, а в сентябре в Ё из армии пришел саксофонист-цыган Артур Козловский. Кроме того, у них появился директор Олег «Алик» Калинин, который в юности барабанил во многих известных группах (Q 69, ПУТЕШЕСТВИЕ, ХАМЕЛЕОНЧИК ЗА, МИФЫ), а также занимался организацией концертов. Вместе с ним Ё в октябре съездили на фестивали в Ярославль и Казань (где открывали очередной рок-клуб с ДЖУНГЛЯМИ, местным ПОРОЛОНОМ и т. д.).

В ноябре Федоров добавил к своему послужному списку группы ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (позднее JEFF) и НЕОДИН. В феврале 1989 года Ё вторично участвовали в конкурсе ансамблей метрополитена в депо «Автово», но на этот раз их опередил Саид с ПОСТОМ № 2 и некий МЕТРО-ПОЛЬ – они были лишь третьими. Концертов было много, но музыканты заметно устали друг от друга, и после выступления на открытии рок-кафе Алика Калинина 4 апреля 1989 года (вместе с АЙ-ХО и КПЗ) с Ё расстался последний из ее основателей Игорь Мещерин. Козловский ушел чуть раньше и вскоре эмигрировал в Штаты; его сменил саксофонист Владимир Шуть (экс-ОПАСНЫЕ СОСЕДИ и БРИЛЛИАНТЫ ОТ НЕККЕРМАНА). Федорова позвали к себе ХРАНИТЕЛИ – новый проект экс-гитаристки ТРЕСТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Ларисы «Марго» Дмитриевой.

Тем не менее уже в мае Ё возродил заскучавший без музыки Додонов: к нему присоединились Федоров, Ксенофонтов, Шуть, а также Олег Лапшин (теперь в роли бас-гитариста) и Михаил Прошкин (клавишные, перкуссия, вокал). Новым звукооператором стал Алексей Филиппов из ХРАНИТЕЛЕЙ. Они репетировали и изредка играли в клубе «Молния», где работали Додонов и Лапшин, а тем же летом записали там свой второй альбом «Молния, или Ё2». Мещерин и Исакович затеяли собственную группу, но с отъездом последнего в Германию эта идея заглохла. Через год Лапшина сменил Остапенко, однако к весне 1992-го вторая версия Ё тоже развалилась. Ксенофонтов собрал группу ДВОЮРОДНЫЕ БЛИЗНЕЦЫ, в которой играли Шуть и Олег Калинин, которого позже сменил Федоров.

После двухлетней паузы Ё начала возрождаться лишь весной 1994 года – на этот раз под прежним именем объединились Додонов и Остапенко, бывшая группа которого ПОСТ № 2 стала основой нового состава, в который вошли Дмитрий Остапенко, гитара; Андрей Трофимов, клавишные; Александр «Алекс» Фомичев (экс-ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА, ОПАСНЫЕ СОСЕДИ, ГПД), тенор-сакс; Владимир Титов, барабаны, и Дмитрий Мальцев, перкуссия, плюс незаменимый Михаил Прошкин (в промежутке он играл в акустической группе 36.6).

8 Мая они выступили на мини-фестивале «Накануне Победы» в Гуманитарном университете (вместе с ДВОЮРОДНЫМИ БЛИЗНЕЦАМИ, ТАНЦАМИ МИНУС и ОРКЕСТРОМ А), в 1994–1997 годах играли в клубах «Засада», «Роттердам», «Перевал» и т. д., а в 1995-м записали свою программу начала 90-х на «Форум-Юнистудии» – год спустя альбом «Половина лица» был выпущен под лэйблом «Manchester Files» и стал вторым компакт-диском в каталоге компании.

Следующей работой Ё был альбом «Балтийское счастье» – он задумывался как чистая акустика в духе модных тогда unplugged-концертов, но в процессе записи было решено добавить кое-где клавишные, барабаны и всевозможные городские шумы: концептуально альбом был выстроен как прогулка по Питеру, с раннего утра до поздней ночи. В 1997 году этот альбом тоже вошел в каталог «Manchester». Прошкин параллельно выступал и даже записал альбом «Диаграмма счастья» с эксцентрическим дуэтом ВЫШЕ КРЫШИ.

К 1998 году в Ё снова произошла радикальная перестановка: Додонов ушел, и петь был приглашен Александр Платонов из финальной версии ДВОЮРОДНЫХ БЛИЗНЕЦОВ, гитаристом стал Андрей Филимонов (экс-ГАЕР, КАРАУЛ, АГНИ), а барабанщиком – Владимир Арнаутов. Они изредка играли в клубах, однако, прежде чем снова заглянули в студию, Филимонова пригласили в JET, а новым гитаристом стал уроженец Мирного Константин Кириленко, до этого игравший с MOBY DICK.

В 2000 году Ё записали для «Manchester Files» третий и последний альбом «Две тонны» – если два предыдущих альбома составили песни Додонова, то в этот раз одиннадцать из двенадцати номеров принадлежали перу Остапенко (одну делегировал Прошкин). Интересно, что записаны «Две тонны» были на студии Андрея Ксенофонтова. Тем же летом два других отца-основателя Ё, Додонов и Мещерин, встретились в группе БРАТЬЯ ДОБРЫЕ своего старого приятеля Михаила Быстрова (ПЮПИТР, ФОРМУЛА А, МИ-ША).

С тех пор о Ё не было слышно. Мещерин переехал в Москву и занял крупный пост в Газпроме; Додонов тоже в бизнесе; Остапенко и Ксенофонтов работают в метро. Кроме того, у Ксенофонтова две собственных студии – компьютерная и аналоговая. Федоров занят транспортными перевозками. Козловский в США преподает боевые искусства. Исакович живет в Гамбурге. Титов позже играл в БРАZИЛИИ и ПОЛЮСАХ; Прошкин, забросив клавишные, играет на перкуссии джаз и латино.

Записи Ё с середины 90-х не переиздавались. Ранние шаги группы красочно, подробно и живо описаны Володей Федоровым в документальном повествовании «Ёшкина кухня».

• Дискография:

Я – интеллигент (1988); Молния, или Ё2 (1990); Половина лица (1996); Балтийское счастье (1997); Две тонны (2000).

ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ.

Во второй половине 90-х, когда в России началось массовое распространение персональных компьютеров, страну охватил бум новой электронной (точнее сказать, компьютерной) музыки: появились специализированные лэйблы, сайты в Интернете, соответствующие разделы у большинства музыкальных изданий, в которых мелькало множество специальных терминов и стилевых дефиниций, для непосвященного слушателя абсолютно недоступных и несущественных. (Впрочем, то же происходило в любом переживавшем расцвет жанре – от металла до готики.).

Спустя почти десятилетний срок поток новых имен не иссяк, но стало ясно, что сегодня по-настоящему яркие и самостоятельные фигуры в электронной музыке – наперечет, и одной из них являются ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ, утонченная, продуманная, изобретательная и свежая музыка которых заметно выделяется на общем фоне. Примечательно, что в отличие от многих электронных групп и артистов, музыканты работают на сцене, а не воспроизводят там домашние заготовки.

ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ (или EU – под этой аббревиатурой они известны на Западе) организовали осенью 1997 года Александр Зайцев и Илья Барамия. Саша приехал в Питер из Степногорска (Казахстан), закончил ПМПУ, знаменитый факультет прикладной математики Университета, а затем аспирантуру при нем. Илья – выпускник ЛИСИ (ныне Архитектурно-строительный университет), а вырос в пригородном Ломоносове. Оба никогда не занимались традиционной музыкой, сразу начав опыты с электронным звучанием.

Свою первую композицию «Mice on Moon» ИГРУШКИ записали 7 октября 1997 года для компиляции «Perforation», которую собрал журналист и переводчик Анатолий Ковжун, чтобы отметить открытие лэйбла «Perforated», только что созданного им под эгидой компании «Manchester Files». Сборник вышел на двойной кассете ограниченным тиражом и быстро исчез из продажи.

В 1999-м и 2000-м соответственно «Perforated Records» выпустил одноименный с дуэтом сборник его разрозненных записей, а также сплит-кассету «Rhythm Manipulation», поделенную между ИГРУШКАМИ и проектом TENZOR. В том же 1999-м московский лэйбл «Art-tek» включил композицию группы в свой сборник «Артефакты», а осенью 2000 года опубликовал первый настоящий альбом ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК «EU_Soft».

Достаточно быстро записи дуэта просочились на Запад и произвели легкий фурор в Британии, вследствие чего летом 2000 года британский лэйбл «Pause_2» отпечатал первый семидюймовый виниловый сингл EU «Wienn/Srez». По мнению, пожалуй, самого влиятельного еженедельника страны «New Musical Express» диск был признан лучшим синглом недели и дважды попадал в плэй-лист программы самого знаменитого в XX веке «открывателя талантов», диск-жокея радио Би-би-си Джона Пила.

Осенью 2000 года ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ подписали контракт с компанией «Фоно-Elektrus», по которому в октябре был издан альбом «Улучшенная планировка» («Advanced Modification»). Материал альбома был записан с марта 1998-го по февраль 1999-го и подобран так, чтобы наиболее адекватно представить слушателю ранние страницы творчества группы. Материал варьировался от хип-хопа в «Children» и «Fenn» до эсид-джаза в «Qwosmik» и от техно в «99» до эмбиентных пьес «Christmas» или «Love Me». Почти одновременно молодая питерская компания «Cheburec», ориентированная сугубо на электронную музыку, подготовила еще одну компиляцию творчества ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК «Тут так», которая представила более экспериментальные, нередко внежанровые работы дуэта. В том же 2001 году участники группы приняли участие в проекте VERA, в котором пела питерская вокалистка Вера Гоголь (экс-АРХИВАРИУС, позднее ИВА НОВА). Альбом проекта VERA «Tanatan» должна была выпустить еще летом 2001-го японская фирма «Braim Music», однако точной информации о том, состоялось ли это, у автора этих строк нет.

Осенью 2000 года ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ по приглашению известного британского лэйбла «Lo Recordings» отправились в Лондон, чтобы спродюсировать несколько работ певицы Эдди Брик (Addie Brik). Кроме того, они подготовили специальную концертную программу совместно с Эдди Брик и Русским камерным оркестром Лондона.

22 Января 2001 года «Pause_2 Recordings», с которым дуэт уже пересекался годом раньше, выпустил на британский рынок альбом EU «Reframing». Новая работа питерских музыкантов собрала щедрый урожай одобрительных рецензий как в Британии, так в прессе континентальной Европы (в частности, в Германии, Италии и Франции), а Джон Пил вновь включил музыку ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК в свою программу на Би-би-си «Radio-1».

Продолжая конструктивное сотрудничество с «Pause_2», в 2001 году ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ выпустили ограниченным тиражом макси-сингл «Tuner EP», включавший шесть их новых треков, а также составили сборник новой российской электроники для «Lo Recordings». В том же декабре Бен Мэйсон на лондонской видеостудии «Red Dog Animation» снял клип на 10-минутную версию композиции «Wienn» из альбома «Reframing». В России альбом был переиздан в начале 2002 года силами «Cheburec Records».

Тогда же ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ при поддержке «Cheburec» начали проводить в Питере на сцене клуба «Молоко» свои «Вечера импровизационной музыки», участие в которых принимали ALEXANDROID, FIZZARUM, KLUTCH, P.C.P., TENZOR, VESNA и другие заметные фигуры электронной сцены.

20 Апреля 2002 года в концертном зале «Петербургский» состоялось представление новой программы камерного ансамбля VERMICELLI ORCHESTRA «Кончерто Гроссо для Вермишели с Оркестром 2» при участии струнного оркестра и ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК, которые ощутимо повлияли на общее звучание программы.

До конца года силами «Pause_2» в Британии вышел следующий альбом EU «Warm Math»; в декабре ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ и TENZOR – под общей вывеской CHRISTMAS BAUBLES – выпустили рождественский альбом «Christmas Baubles And Their Strange Sounds», а по итогам 2002 года московский клуб «16 тонн» присудил ЕЛОЧНЫМ ИГРУШКАМ премию «Золотая горгулья» как лучшей электронной группе года.

В 2003 году ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ отметились на фестивалях «Club Transmediale 03» в Берлине, «Seats’n’Beats» в Антверпене (Нидерланды) и «Spring Chill» в Лондоне. Кроме того, группа успешно совершила первый британский мини-тур, который охватывал Кембридж, Бристоль, Ньюкасл, Бирмингем и Глазго. «Lo Recordings» опубликовала вторую компиляцию из серии «Ru.Electronic Two», вновь составленную Зайцевым и Барамией.

В феврале 2004 года «Cheburec» представил новый альбом ЕЛОЧНЫХ ИГРУШЕК «Tuner» – по сути дела, это расширенная версия уже известного «Tuner EP», который музыканты дополнили четырьмя новыми треками. Кроме того, в этом году послужной список дуэта пополнился двумя новыми записями: EU начали продюсировать нео-хип-хоп-группу 2H COMPANY и организовали совместный проект с директором «Lo Recordings» Джоном Таем, который носит название MILKY GLOBE. Дебютный альбом 2H COMPANY «Психо-хирурги» «Cheburec» выпустил в июле 2004-го.

В марте 2005 года, выступая в «Молоке», ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ в который раз удивили публику, представив программу, сделанную вместе со Стасом Барецким, собственное творчество которого ближе скорее к русскому шансону, нежели к электронике или традиционному рок-н-роллу. В определенном смысле, эту программу можно было бы назвать электронным ответом группе ЛЕНИНГРАД. Месяц спустя она была показана на очередном фестивале «S.K.I.F.-8».

• Дискография:

Елочные Игрушки (1999); EU_Soft (2000); Тут так (2000); Улучшенная планировка (2000); Reframing (2001); Warm Math (2002); Tuner (2004).