Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том первый.

Анатолий «Джордж» ГУНИЦКИЙ.

Патриарх отечественной рок-журналистики, музыкальный критик, драматург, поэт, автор и ведущий радиопрограмм, Анатолий «Джордж» Гуницкий родился 30 сентября 1953 года в Ленинграде. Школьником он познакомился с таким же юным Борисом Гребенщиковым, который учился классом младше и быстро стал другом Гуницкого и его соратником по дворовым играм. Они увлекались, в том числе, и сочинением всякого рода вербальных парадоксов, из чего в конце концов родилось увлечение Гуницкого поэзией и театром абсурда. Окончив в 1970 году 421-ю среднюю школу, он поступил в 1-й Медицинский институт, но общаться с Гребенщиковым не перестал. Кстати, прозвище Джордж ему дал именно Борис, который находил в нем определенное сходство с Харрисоном.

Летом 1972 года друзья организовали группу АКВАРИУМ, действующим барабанщиком которой Джордж был до начала 1975-го (хотя автором текстов оставался и много позже): в этом качестве он участвовал в записи альбома «Искушение Святого Аквариума» и других студийных пробах середины 70-х. К этому времени тяга к театру победила у Гуницкого интерес и к музыке, и к медицине: окончив четвертый курс, он бросил мединститут и поступил на вечернее отделение в Театральный институт, днем работая где придется и посвящая все остальное время драматургии.

Именно Джордж Гуницкий первым познакомился с молодым режиссером Эриком Горошевским и предложил его любительской театральной студии «Радуга» свою пьесу «Метаморфозы положительного героя», для постановки которой в труппу студии влился весь тогдашний АКВАРИУМ. Помимо того, в 1974–1975 годах Джордж тесно сотрудничал с группой ZA и фигурировал как перкуссионист на трех ее первых альбомах.

Всю вторую половину 70-х он работал в театре; в 1980-м стал администратором группы ФОРВАРД, с которой объехал полстраны и, к слову, пытался обратить внимание новых коллег на творчество АКВАРИУМА. Тогда же Гуницкий попал на работу в ЛМДСТ, Дом самодеятельного творчества, с первых дней участвовал в работе Рок-клуба, несколько сезонов был членом его совета, конферировал (в пиджаке и непременной бабочке) многие концерты, а также входил в жюри первых четырех фестивалей.

Между тем, начав в 1981 году записываться на студии Андрея Тропилло, АКВАРИУМ вспомнил о своей абсурдистской юности и рискнул записать альбом коротких и разножанровых музыкальных скетчей, половина которых была сочинена БГ на стихи Джорджа. Этот альбом, получивший название «Треугольник», поначалу был воспринят рок-сообществом с недоумением, хотя ныне заслуженно признан классикой.

Хотя, покинув АКВАРИУМ, Гуницкий от музыкальной практики перешел к теории, иногда ему приходилось вспоминать о барабанах: так, летом 1980-го он помогал начинающей группе ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР в ее первых репетициях, а в ноябре 1984-го успешно подменил на сцене Рок-клуба барабанщика в блюзовой супергруппе МОТОР-БЛЮЗ.

Печататься Гуницкий начал еще на заре Рок-клуба в его стенной печати, а с 1984-го в «Рок-бюллетене» (позднее «Рокси»), используя множество псевдонимов: Старый Рокер, Джордж, Бенедикт Бурых, Георгий Левин и т. д. С легализацией рока Джордж начал публиковаться во многих изданиях: «Вечернем Петербурге» (где он много лет вел рубрику «Записки Старого Рокера»), «Аргументах и фактах», «Смене», «Огоньке», «Авроре», «Костре», «Rockmusic.Ru», «Новых рубежах» и т. д.; в начале 90-х он издавал свою газету «Рокси-экспресс», готовил газетные спецвыпуски «Джинсовый конгресс», «Арокс и Штёр», «Майк», участвовал в издании российско-финской музыкальной газеты «Румба» (1989).

С середины 80-х Джордж Гуницкий работает на радио, где ведет программы, адресованные, главным образом, поклонникам рок-музыки. Помимо того, он не раз проводил в стенах Рок-клуба семинары, посвященные теоретическим вопросам, связанным с рок-музыкой и сопредельными ей явлениями, а также ездил по стране с лекциями о питерском роке.

В 2000 году по инициативе БГ был записан альбом «Пятиугольный Грех», все песни в котором были сочинены разными авторами на стихи Гуницкого. Участие в работе принимал весь АКВАРИУМ, Максим Леонидов, Чиж, Вячеслав Бутусов и Александр Васильев (СПЛИН). Он был издан под вывеской ТЕРРАРИУМ (древнее alter ego АКВАРИУМА), а песня «Лабрадор – Гибралтар» из этого альбома в исполнении Бутусова стала крупным хитом.

Два года спустя Андрей Тропилло издал альбом «Река Оккервиль», в котором стихи в авторском исполнении Джорджа чередовались с песнями АКВАРИУМА на его же тексты.

Анатолий «Джордж» ГУНИЦКИЙ. Г. Популярная музыка в Ленинграде – Петербурге. 1965–2005. Том первый.

Джордж ГУНИЦКИЙ.

Фото: архив автора.

Пьесы Гуницкого «Смерть безбилетника» и «До самых высот» были поставлены в Театре абсурда Марка Гиндина и других театрах. Пьеса «Практика частных явлений» поставлена в Пензе, в Центре Вс. Мейерхольда. Весной 2004 года Джордж сочинил одноактную пьесу «Совсем не в себе», которую VERMICELLI ORCHESTRA и несколько актеров показали 6 июня 2005 года в клубе «Red» в рамках фестиваля «Музыка в новом формате».

Анатолий Гуницкий – автор книг «Крюкообразность – мой девиз» и сборника драматургии «Метаморфозы положительного героя». Кроме того, в сентябре 2005-го в Челябинске был выпущен двухтомник: том первый содержит «Записки Старого Рокера» (статьи о музыке разных лет, интервью и т. п.), а второй озаглавлен «Практика частных явлений» и отведен под стихи и пьесы.

В настоящее время Джордж продолжает работать на радио «Открытый город» и печататься в различных журналах, газетах и на музыкальных сайтах.

• Дискография:

Река Оккервиль (2002).

ТЕРРАРИУМ:

Пятиугольный Грех (2000).