Афоризмы. В начале было слово.

Писатели.

Писатели.

Писатель превращает свое пламя в бумагу.

Жан Ростан (1894–1977), Французский Биолог И Писатель.

Рассказать содержание слова – писательское искусство.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Мы вовсе не врачи – мы боль.

Александр Герцен (1812–1870), Писатель, Публицист.

Писатель – то дерево, которое отталкивается от почвы.

Иосиф Бродский (1940–1996), Поэт.

Первый долг писателя – не оправдать ожиданий своей страны.

Брендан Бихан (1923–1964), Ирландский Драматург.

Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь. Мать. Учитель. Шекспир. Бог.

Мартин Эмис (Р. 1949), Английский Писатель.

Быть писателем неизбежно означает быть протестантом или, по крайней мере, пользоваться протестантской концепцией человека. В протестантстве человек сам творит над собой подобие Страшного Суда, и в ходе этого суда он к себе куда более беспощаден, чем Господь или даже церковь.

Иосиф Бродский.

Нужно всякий раз писать так, будто пишешь в первый и последний раз. Сказать так много, словно это твое прощание, и так хорошо, словно это дебют.

Карл Краус (1874–1936), Австрийский Писатель.

Писатели, как и зубы, бывают передними и коренными.

Уолтер Баджот (1826–1877), Британский Литератор.

Писатель, поднаторевший в свежести и оригинальности.

Станислав Ежи Лец.

Писатель, который говорит все, говорит, по моему ощущению, мало.

Жан Ростан.

Генри Джеймс пережевывает больше, чем откусывает.

Миссис Адамс, Жена Американского Историка Г. Б. Адамса.

Один пишет, потому что видит, другой – потому что слышит.

Карл Краус.

С авторами поладить легко – если вы любите детей.

Майкл Джозеф (1897–1958), Британский Публицист.

Портные и писатели должны следить за модой.

Томас Фуллер (1654–1734), Английский Литератор.

Он всегда был ангажированным писателем. Он только слишком часто менял свой ангажемент.

Габриэль Лауб (Р. 1928), Чешско-Немецкий Афорист.

Когда я беседовал с Анатолем Франсом, он спросил меня, кем я себя считаю. «Гением, как и вас», – не моргнув глазом ответил я. Однако ему с его французской благопристойностью мои слова показались столь нескромными, что он поспешил возразить: «Что ж, и шлюха имеет право говорить, что торгует удовольствиями».

Я не обиделся, ведь все художники зарабатывают себе на жизнь тем, что торгуют удовольствиями, а не философствуют и пророчествуют.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950), Английский Драматург.

Литература – восхитительная любовница, но плохая жена.

Редьярд Киплинг (1865–1936), Английский Писатель.

Литераторы существуют у нас вместо литературы.

Ежи Урбан (Р. 1933), Польский Публицист.

Писательницы.

Я лишь хотела бы иметь возможность писать обеими руками сразу, чтобы не забыть одно, пока я пишу другое.

Св. Тереза Авильская (1515–1582), Испанская Поэтесса И Богослов.

Дешевизной бумаги, бесспорно, объясняется, почему женщины в литературе преуспели раньше, чем в каких-либо других профессиях.

Вирджиния Вулф (1882–1941), Английская Писательница.

Трудно женщине выразить свои чувства при помощи языка, созданного преимущественно мужчинами для выражения их собственных чувств.

Томас Гарди (1840–1928), Английский Писатель.

Когда я вижу, как надрывается старик[1] над своими романами, меня начинает пугать моя легкость в работе.

Жорж Санд (1804–1876), Французская Писательница.

Я писала бы книги, даже если бы их никто не читал, кроме моего мужа.

Агата Кристи (1890–1976), Английская Писательница.

Издатели думают о том, чтобы заработать деньги, и если вы пишете хорошо, им наплевать, кто вы – мужчина, женщина или слон.

Маргарет Атвуд (Р. 1939), Канадская Писательница.

Если вы хотите, чтобы ваши писания принимали всерьез, не выходите замуж, не заводите детей, а главное, не умирайте. Но если уж приходится умирать – выбирайте самоубийство. Людям это нравится.

Урсула Ле Гуин (Р. 1929), Американская Писательница.

Все до единой книги, восхваляющие простую жизнь, написаны мужчинами.

Уильям Федер (1889–1981), Американский Предприниматель.

Писатели хорошие и плохие.

Плохие рассказчики вынуждены писать хорошие книги.

Геннадий Малкин (Р. 1939), Писатель.

Настоящий писатель поражает нас, сказав то, что мы знали всегда.

Жан Ростан (1894–1977), Французский Биолог И Писатель.

Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное – новым.

Сэмюэл Джонсон (1709–1784), Английский Писатель И Лексикограф.

Плох тот писатель, которому не верят на слово.

Эмиль Кроткий (1892–1963), Сатирик.

Некоторые писатели походят на того шарлатана, который вытаскивает из своего рта целые аршины лент.

Пьер Буаст (1765–1824), Французский Лексикограф И Афорист.

Все плохие писатели обожают эпос.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Оптимисты пишут плохо.

Поль Валери (1871–1945), Французский Поэт.

Великие писатели.

Недостатки великих писателей – это обычно их достоинства, доведенные до крайней степени.

Сэмюэл Кольридж (1772–1834), Английский Поэт.

Великий писатель не тот, кто говорит нам, что не надо играть со спичками, а тот, кто обжигает нам кончики пальцев.

Штефан Визинци (Р. 1933), Венгерско-Английский Писатель.

У величайших людей каждая черта в произведении так сплетена с другою, что невозможно что-либо изъять, не разрушив целого.

Сенека (Ок. 4 До Н.  Э.  – Ок. 65 Н.  Э. ), Римский Философ-Стоик.

Великие писатели крадут; маленькие писатели копируют.

Сомерсет Моэм (1874–1965), Английский Писатель.

Все великое создано в ответ на запросы дня. Не себя выявляет великий поэт, а только выполняет социальный заказ.

Осип Брик (1888–1945), Теоретик Литературы.

Американские писатели хотят быть не хорошими, а великими писателями; и поэтому им не удается ни то ни другое.

Гор Видал (Р. 1925), Американский Писатель.

Иные писатели лишь тогда кажутся великими, когда опускаешься до их уровня.

Жан Ростан (1894–1977), Французский Биолог И Писатель.

Он был по-новому глуп, и поэтому многие признали его великим.

Английский Писатель Сэмюэл Джонсон О Поэте Томасе Грее (1716–1771).

Мои книги – вода; книги великих гениев – вино. Воду пьет каждый.

Марк Твен (1835–1910), Американский Писатель.

Как становятся писателями.

Есть три причины, по которым становятся писателем. Первая: вам нужны деньги; вторая: вы хотите сказать миру что-то важное; третья: вы не знаете, чем занять себя длинными зимними вечерами.

Квентин Крисп (1908–1999), Английский Писатель.

Начинаешь писать, чтобы прожить, кончаешь писать, чтобы не умереть.

Карлос Фуэнтес (Р. 1928), Мексиканский Писатель.

Я стал литератором потому, что автор редко встречается со своими клиентами и не должен прилично одеваться.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950), Английский Драматург.

Я стал писателем потому, что терпеть не могу бумажной работы.

Питер Де Врайз (1910–1993), Американский Писатель.

Писательство – это профессия, которую приобретают, занимаясь писательством.

Симона Де Бовуар (1908–1986), Французская Писательница.

Писать легко. Все, что для этого нужно, – это сидеть, уставившись в лист бумаги, пока на лбу не выступят капли крови.

Джин Фаулер (1890–1960), Американская Писательница.

Писатель пишет не потому, что ему хочется что-то сказать, а потому, что ему есть что сказать.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896–1940), Американский Писатель.

Я заработала первой рецензией один фунт десять шиллингов и шесть пенсов и на эти деньги купила персидского кота. А потом меня разобрало честолюбие: кот – это, конечно, очень хорошо. Но кота мне мало. Я хочу автомобиль. Вот так я и стала романисткой.

Вирджиния Вулф (1882–1941), Английская Писательница.

Пишите бесплатно до тех пор, пока кто-нибудь не предложит вам плату за ваши писания. Если в течение трех лет вам не предложат ни цента, значит, вам лучше заняться чем-нибудь другим.

Марк Твен (1835–1910), Американский Писатель.

По-настоящему серьезное отношение к писательскому делу – одно из двух непременных условий. Второе, к сожалению, – талант.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Первая книга.

Один писатель ничем не хуже другого, пока не напишет книги.

Бенджамин Джауэтт (1817–1893), Английский Филолог-Классик.

Опубликовать свою книгу – значит добровольно выйти на публику без штанов.

Эдна Милли (1892–1950), Американская Поэтесса.

Пока вы не написали ни одной книги, вы никому не известны. Написав книгу, вы погружаетесь в безвестность.

Мартин Майерз.

От прочитанных книг автор отделяет себя первой написанной.

Кароль Ижиковский (1873–1944), Польский Писатель И Критик.

Господь, сотворив мир, признался, что он им доволен. Так же был доволен и я своим первым творением. Но время опрокидывает столь поспешные выводы. Надо полагать, что теперь он оценивает свою работу не выше, чем я своих «Простаков за границей». Ведь это факт, что и там и тут слишком много воды.

Марк Твен (1835–1910), Американский Писатель.

Быть интересным – первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились.

Эдмунд Берк (1729–1797), Английский Публицист И Философ.

Позднейшие произведения истинного поэта отнюдь не значительнее ранних; первый ребенок не хуже второго, только роды потом бывают легче.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Между написанием первой и второй книги – громадная разница: первая книга – это приключение, вторая – уже обязанность.

Грэм Грин (1904–1991), Английский Писатель.

Писатель должен написать один роман, а потом должен быть отправлен в газовую камеру.

Джон П. Маркуанд.

Много ли нужно знать писателю.

Хороший писатель должен по возможности знать всё.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Это замечательный человек – как и я. Вдвоем мы обладаем всей мудростью мира: он знает все, что можно узнать, а я знаю все остальное.

Марк Твен О Редьярде Киплинге.

Если хороших книг так немного, то лишь потому, что из тех, кто умеет писать, слишком немногие что-либо знают.

Уолтер Баджот (1826–1877), Британский Эссеист.

Если бы он меньше знал, он, возможно, стал бы поэтом.

Оскар Уайльд Об Одном Из Своих Современников.

Из того, что вы не знаете, получилась бы прекрасная книга.

Сидни Смит (1771–1845), Английский Писатель.

Я написал шесть книг; они совсем неплохи для человека, который прочитал всего две.

Джордж Бернс (1896–1996), Американский Комик.

Лучший способ ознакомиться с каким-либо предметом – написать книгу о нем.

Бенджамин Дизраэли (1804–1881), Британский Политик И Писатель.

Каждый может написать трехтомный роман. Все, что для этого нужно, – совершенно не знать ни жизни, ни литературы.

Оскар Уайльд.

Писатель совсем не знал жизни. Счастливчик!

Владимир Колечицкий (Р. 1938), Литератор.

Литературное имя. Псевдоним.

Одни литераторы имеют имя. Другие – только имя и фамилию.

Вадим Бабчиков, Автор 16-Й Полосы «Лг».

Сочинения иных ничем не блещут, кроме имени.

Сенека (Ок. 4 До Н.  Э.  – Ок. 65 Н.  Э. ), Римский Философ-Стоик.

Хваля автора, перевирают его фамилию, браня – никогда.

Эмиль Кроткий (1892–1963), Сатирик.

Иных надо бить палками при жизни. После смерти их нельзя наказать, нельзя опозорить: они не оставляют имени.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Люди, чтобы добиться известности, скрываются под псевдонимами.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Каждый псевдоним, подсознательно, – отказ от преемственности, потомственности, сыновности. Отказ от отца.

Марина Цветаева (1892–1941), Поэтесса.

Соавтор.

Если автор пишет лучше тебя – пригласи его в соавторы.

Михаил Генин (Р. 1927), Литератор.

Из двух соавторов каждый уверен, что на его долю выпал весь труд и только полгонорара.

Агата Кристи (1890–1976), Английская Писательница.

Писали вдвоем, а славы и на одного не хватило.

Эмиль Кроткий (1892–1963), Сатирик.

Дарственная: «Соавтору – от автора!».

В. Бондарчук (Одесса), Автор 16-Й Полосы «Лг».

Козьме Пруткову было легче: их было четверо.

Вячеслав Верховский (Р. 1961), Литератор.

Писатели о писателях.

Если Господь по праву претендует на первое место в деле Творения, то Шекспиру по праву принадлежит второе.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Шестидесятилетний Вольтер – это попугай, повторяющий тридцатилетнего Вольтера.

Дени Дидро (1713–1784), Французский Философ-Просветитель.

Он второй во всех жанрах.

Дени Дидро О Вольтере.

Если мы отдаем некоторое предпочтение Гете перед Шиллером, то лишь благодаря тому незначительному обстоятельству, что Гете, ежели бы ему в его творениях потребовалось подробно изобразить такого поэта, был способен сочинить всего Фридриха Шиллера, со всеми его Разбойниками, Пикколомини, Луизами, Мариями и Девами.

Генрих Гейне.

Я знаю только одного-единственного человека, который был счастлив. Это Бомарше, сочинитель «Фигаро». Еще не достигнув тридцати лет, он уже похоронил двух жен и выиграл три процесса.

Джордж Гордон Байрон (1788–1824), Английский Поэт.

Вся поэзия лорда Байрона представляется мне намеренно растянутым самоубийством на почве сплина. Благородный лорд только и делает, что водит ножом по горлу, но не лезвием, а тупой стороной.

Фридрих Геббель (1813–1863), Немецкий Драматург.

Теннисон – замечательная половина поэта.

Ралф Эмерсон (1803–1882), Американский Писатель.

Виктор Гюго был безумцем, который вообразил себя Виктором Гюго.

Жан Кокто (1889–1963), Французский Драматург.

Лучший французский поэт? Увы, Гюго.

Андре Жид (1869–1951), Французский Писатель.

Его духу недостает гармонии. У его музы две левых руки.

Генрих Гейне О Викторе Гюго.

Генрих Гейне так ослабил корсет немецкой речи, что теперь даже самый заурядный галантерейщик может ласкать ее груди.

Карл Краус (1874–1936), Австрийский Писатель.

Девятнадцатый век, каким мы его знаем, в значительной степени изобретен Бальзаком. Мы просто выполняем, с примечаниями и ненужными добавлениями, каприз или фантазию творческого ума великого романиста.

Оскар Уайльд (1854–1900), Английский Писатель.

Марк Твен и я находимся в одинаковом положении. Мы должны высказывать свои мнения так, чтобы люди, которые иначе повесили бы нас, думали, будто мы шутим.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950), Английский Драматург.

Прекрасный человек! Он не имеет врагов и не любим никем из своих друзей.

Оскар Уайльд О Бернарде Шоу.

Никогда еще не было такого первоклассного второразрядного писателя.

Польский Писатель Витольд Гомбрович (1904–1969) О Хенрике Сенкевиче.

Марк Твен мой любимый писатель по трем причинам: он писал хорошо, он меня развлекает и он уже умер.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Генри Джеймс был одной из самых милых пожилых леди, которых я встречал в своей жизни.

Уильям Фолкнер (1897–1962), Американский Писатель.

Мы с Гертрудой Стайн все равно что братья.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Роман о наилучшем устройстве быта детородных частей.

Михаил Салтыков-Щедрин Об «Анне Карениной».

Он пугает, а мне не страшно.

Лев Толстой О Леониде Андрееве (1871–1919).

У этого чудовища есть талант.

Томас Манн О Бертольде Брехте.

Валери, несомненно, мелкобуржуазный интеллектуал. Но не каждый мелкобуржуазный интеллектуал – Поль Валери.

Жан Поль Сартр (1905–1980), Французский Писатель И Философ.

Генри Миллер, собственно, не писатель, а неумолкающий говорун, к которому кто-то подсоединил пишущую машинку.

Джералд Бренан (1894–1987), Британский Эссеист.

Это не написано – это напечатано на машинке.

Трумэн Капоте О Романе Джека Керуака «На Дороге».

Величайший из всех умов, оставшихся в приготовительной школе.

Американский Писатель Норман Мейлер О Джероме Сэлинджере.

…Литература Больших Идей, которая, впрочем, часто ничем не отличается от дребедени обычной, но зато подается в виде громадных гипсовых кубов, которые со всеми предосторожностями переносятся из века в век, пока не явится смельчак с молотком и хорошенько не трахнет по Бальзаку, Горькому, Томасу Манну.

Владимир Набоков (1899–1977), Писатель.

То, что Х сумел написать такую хорошую книгу, может отбить всякую охоту к литературе.

Жан Ростан (1894–1977), Французский Биолог И Писатель.

Фундаментом литературной дружбы служит обмен отравленными бокалами.

Оскар Уайльд.

Писатели о себе.

В одно прекрасное утро я проснулся и увидел себя знаменитым.

Джордж Байрон (1788–1824), Английский Поэт.

Я не такой злой, как кажется. Я раскрасил себе лицо такими страшными красками лишь для того, чтобы в бою напугать моих врагов.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Со мной не случалось никаких событий, наоборот, я сам бывал событием.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950), Английский Драматург.

Увы, половина человечества не верит в Бога, а другая половина не верит в меня.

Оскар Уайльд (1854–1900), Английский Писатель.

«Вы – Борхес?» – «Временами».

Ответ Хорхе Луиса Борхеса.

Я мыслю как гений, пишу как выдающийся писатель и говорю как ребенок.

Владимир Набоков (1899–1977), Писатель.

Я пишу кровью из носа.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Я отношусь к писателям, про которых люди думают, что другие люди их читают.

Видиадхар Нейпол (Р. 1932), Английский Писатель.

Мне потребовалось полвека, чтобы понять, что у меня нет литературного дара. Увы, к тому времени я уже был знаменит.

Роберт Бенчли (1889–1945), Американский Юморист.

Широко известен в узких кругах.

Поэт Борис Слуцкий (1919–1986) О Себе.

Если врач скажет, что мне осталось жить пять минут, я не буду рвать на себе волосы. Просто я стану печатать на машинке немного быстрее.

Айзек Азимов (1920–1992), Американский Писатель-Фантаст.

Я – сосисочный автомат, безотказный сосисочный автомат.

Агата Кристи (1890–1976), Английская Писательница.

Писатель и его книги.

Книги, не написанные мной, лучше, чем книги, написанные другими.

Сирил Конноли (1903–1974), Английский Критик.

Каждый пишет на одну книгу больше, чем надо.

Мордехай Ричлер (Р. 1931), Канадский Писатель.

Сначала произведения дают славу автору, а потом уже автор дает славу своим произведениям.

Шарль Монтескье (1689–1755), Французский Философ-Просветитель.

Известный писатель – тот, у кого берут и слабые вещи; знаменитый – тот, кого за них хвалят.

Габриэль Лауб (Р. 1928), Чешско-Немецкий Афорист.

Наши старые книги удивляют нас вдвойне: мы не смогли бы написать их еще раз – и не хотели бы.

Жан Ростан (1894–1977), Французский Биолог И Писатель.

Литераторы (обоего пола) слепы как родители: они не отличают своих выкидышей от своих удавшихся отпрысков.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Все писатели наделены материнским инстинктом. Больше всего они привязаны к самым слабым своим творениям.

Питер Устинов (1921–2004), Английский Актер, Режиссер, Писатель.

Живущего автора судят по его худшим произведениям, и только когда он умрет – по лучшим.

Сэмюэл Джонсон (1709–1784), Английский Писатель И Лексикограф.

Существуют три безошибочных способа доставить удовольствие писателю; вот они в восходящем порядке:

1) Сказать ему, что вы читали одну из его книг;

2) Сказать ему, что вы читали все его книги;

3) Просить его дать вам прочесть рукопись его будущей книги.

Марк Твен (1835–1910), Американский Писатель.

Примерно через час разговора со мной Станислав Ежи Лец вдруг сказал: «Так больше не пойдет. Мы говорим все обо мне да обо мне. Давайте теперь поговорим о вас. Как вам понравилась моя последняя книга?».

Марсель Райх-Раницкий (Р. 1920), Немецкий Литературный Критик.

Портрет автора, предшествующий его сочинениям, невольно вызывает в моей памяти Геную, где перед больницей для душевнобольных стоит статуя ее основателя.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Он утверждает, что в своих книгах спускается до читателя, а на самом деле читатель опускается вместе с ним.

Веслав Брудзиньский (Р. 1920), Польский Сатирик.

Писатели, чьих книг никто не покупает, быстрее всего продаются.

Станислав Ежи Лец.

Все летит за борт ради того, чтобы книга была написана, – честь, гордость, достоинство. Если для этого нужно ограбить свою собственную мать, писатель не поколеблется ни минуты; «Ода к греческой вазе» стоит любого числа пожилых леди.

Уильям Фолкнер (1897–1962), Американский Писатель.

Лучше сжечь писателя, чем его книги.

Хилари Беллок (1870–1953), Английский Писатель.

Книгу, подаренную вам автором, благоразумнее всего похвалить не читая: это избавит вас от предумышленной лжи.

Джордж Сантаяна (1863–1952), Американский Философ.

Если писатель вас спрашивает, какого вы мнения о его книге, вы подвергаетесь пытке и не обязаны говорить правду.

Сэмюэл Джонсон (1709–1784), Английский Писатель И Лексикограф.

Спасибо, что прислали мне свою книгу. Я не потерял ни минуты на ее чтение.

Из Книги «The Penguin Dictionary Of Modern Humorous Quotations» (1987).

В букинистической лавке Шоу нашел книгу, на которой имелась его собственная дарственная надпись: «От Джорджа Бернарда Шоу с искренним уважением». Шоу купил эту книгу и послал ее прежнему владельцу, дописав: «С возобновленным уважением, Дж. Б. Ш.».

* * *

Аспирант дал Ландау его книгу и попросил: «Лев Давыдович, подарите мне вашу книгу с остроумной надписью».

Ландау Надписал: «Аспиранту Такому-То С Остроумной Надписью».

Читают ли писатели?

Я слишком люблю читать книги и потому не пишу их.

Оскар Уайльд (1854–1900), Английский Писатель.

Где мне взять столько времени, чтобы читать поменьше?

Карл Краус (1874–1936), Австрийский Писатель.

Разумный писатель никого не читает. Читать тех, кто пишет хуже него, нет смысла. Читать тех, кто пишет лучше, – только расстраиваться.

Казимеж Пшерва-Тетмайер (1865–1940), Польский Писатель.

Ауффенберга я не читал. Полагаю, что он напоминает Арленкура, которого я тоже не читал.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Польские литераторы не читают меня – а я не читаю их. Их приговор единодушен? Мой тоже.

Кароль Ижиковский (1873–1944), Польский Писатель И Критик.

Я не читаю книги – я их пишу.

Английский Юмористический Журнал «Панч» (1878).

Хотите, чтобы вас печатали, – больше пишите. Хотите, чтобы вас читали, – больше читайте.

Евгений Замятин (1884–1937), Писатель.

Книги пишутся по книгам, и наши поэты в большинстве случаев стали поэтами только благодаря чтению поэтов.

Георг Лихтенберг (1742–1799), Немецкий Ученый И Писатель.

Поэт, который читает, выглядит как повар, который ест.

Карл Краус.

Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.

Жюль Ренар (1864–1910), Французский Писатель.

Книги, которые мы листаем реже всего и с наибольшим пристрастием, – это книги наших коллег.

Дени Дидро (1713–1784), Французский Философ-Просветитель.

Писать – значит читать себя самого.

Макс Фриш (1911–1991), Швейцарский Писатель.

Литературная плодовитость.

Талант – вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста.

Жюль Ренар (1864–1910), Французский Писатель.

Все наскоро, в несколько недель написанные книги возбуждают во мне известное предубеждение против автора. Порядочная женщина не производит ребенка на свет до истечения девятого месяца.

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Сама природа не производит на свет быстро ничего великого. Чем больше животное, тем дольше оно вынашивается.

Квинтилиан (Ок. 35—Ок. 96), Римский Учитель Красноречия.

Я плодовит как крольчиха, но я отстаиваю право за слонихами быть беременными дольше, нежели крольчихи.

Илья Эренбург (1891–1967), Писатель.

Чем больше человек пишет, тем больше он может написать.

Уильям Гэзлитт (1778–1830), Английский Эссеист.

Писатели в своем большинстве настолько заняты писанием, что думать им просто некогда.

Этьен Рей (1880—?), Французский Писатель.

Легче всего пишется авторам, у которых словарный запас невелик.

Габриэль Лауб (Р. 1928), Чешско-Немецкий Афорист.

Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела.

Екклесиаст, 12, 12.

В сфере духа встречаются весьма плодовитые импотенты.

Станислав Виткевич (1885–1939), Польский Писатель И Художник.

Молчание писателя.

Не писать – это авторское право.

Евгений Головкин, Автор 16-Й Полосы «Лг».

Ничего не пишите! Ничего не читайте! Ничего не говорите! Ничего не печатайте!

Рюрик Рок. «Декрет О Ничевоках Поэзии» (1920).

И молчание – одна из форм творчества, если оно обрамлено двумя произведениями.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Молчание нужно слышать в его контексте.

Станислав Ежи Лец.

Последним словом многих писателей должно было бы быть молчание.

Лешек Кумор, Польский Афорист.

Сколько слов родило молчание!

Станислав Ежи Лец.

Писатель и читатель.

Писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот.

Иосиф Бродский (1940–1996), Поэт.

Если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель, а не читатель.

Илья Ильф (1897–1937), Писатель.

Читателю хорошо – он может сам выбирать писателя.

Курт Тухольский (1890–1935), Немецкий Писатель-Публицист.

Интересы писателя и интересы читателя никогда не совпадают – разве что по удачному стечению обстоятельств.

Уистен Хью Оден (1907–1973), Английский Поэт.

С каждой новой написанной вами книгой вы теряете почитателей, которых приобрели своей предыдущей книгой.

Андре Жид (1869–1951), Французский Писатель.

На свете полно бездарных писателей – но также и бездарных читателей.

Барбара Уолтерс (Р. 1931), Американская Тележурналистка.

Человеческий род, к которому принадлежат столь многие из моих читателей…

Гилберт Честертон (1874–1936), Английский Писатель.

Кс. находит какое-то сочинение глупым.

– Чем вы это докажете?

– Помилуйте, – простодушно уверяет он, – да я мог бы так написать.

Александр Пушкин (1799–1837), Поэт.

У начинающего писателя все удовольствие приходится на его долю, а читатель не получает ничего.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Нет писателя настолько неспособного, чтобы не найти подобного ему читателя.

Иероним (Ок. 342–420), Богослов, Переводчик Библии.

Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя.

Сирил Конноли (1903–1974), Английский Критик.

Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится то, что я в них вычитываю.

Блез Паскаль (1623–1662), Французский Ученый И Философ.

Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас.

Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832), Немецкий Поэт.

Есть писатели, размышлять о которых приятнее, чем читать их.

Жан Ростан (1894–1977), Французский Биолог И Писатель.

Порой я читаю книгу с удовольствием, а к автору отношусь с ненавистью.

Джонатан Свифт (1667–1745), Английский Писатель.

Он уже почти классик. Его уже почти не читают.

Габриэль Лауб (Р. 1928), Чешско-Немецкий Афорист.

Странно: когда произведение уже вышло из печати, то есть как раз тогда, когда его начинает оценивать публика, – оно перестает интересовать автора.

Стефан Наперский (1899–1940), Польский Писатель.

Встречи с писателями.

Писателя нужно читать, но его не должно быть ни видно, ни слышно.

Дафна Дюморье (1907–1989), Английская Писательница.

Любить писателя и потом встретить его – все равно что любить гусиную печенку и потом встретить гуся.

Артур Кестлер (1905–1983), Английский Писатель.

Мы, англичане, говорим: настоящий друг тот, кто навестит тебя даже в тюрьме. Нет: настоящий друг тот, кто придет на твое выступление.

Малколм Брэдбери (Р. 1932), Английский Писатель.

Автор, который говорит о собственных книгах, почти так же несносен, как мать, которая говорит о собственных детях.

Бенджамин Дизраэли (1804–1881), Британский Политик И Писатель.

Весьма печально, что в нашей культуре поэт может заработать больше, рассказывая о своем искусстве, чем занимаясь этим искусством.

Уистен Хью Оден (1907–1973), Английский Поэт.

Инженеры человеческих душ.

Великий строитель человеческих душ.

Григорий Богослов О Богослове Афанасии Великом (Ок. 295–373).

Величайший мастер человеческих душ.

Французский Критик Ипполит Тэн (1828–1893) О Шекспире.

Я могу быть инженером человеческого материала.

Юрий Олеша (1899–1960), Писатель.

Писатели – инженеры человеческих душ.

Иосиф Сталин (1878 Или 1879–1953), Вождь Большевистской Партии И Государства.

Писатели – инженеры человеческих душ, а инженеры писательских – критики.

Славомир Мрожек (Р. 1930), Польский Писатель.

Инженеры душ, которые в них не верят.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

В свободном обществе искусство – не оружие, а художники – не инженеры человеческих душ.

Джон Кеннеди (1917–1963), Президент Сша.

Союз писателей.

Союз писателей состоит не из писателей, а из членов Союза писателей.

Зиновий Паперный (1919–1996), Критик, Писатель-Сатирик.

Самою полною сатирою на некоторые литературные общества был бы список членов с означением того, что кем написано.

Антон Дельвиг (1798–1831), Поэт.

Не скинуться ли по стихотворению для этого члена Союза писателей? Тогда его членство стало бы законным.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Если раньше в Тульской губернии был лишь один писатель – Лев Толстой, то сейчас 23 члена Союза писателей.

Михаил Шолохов На Ххiii Съезде Кпсс (1966).

Других писателей у меня для вас нет.

Иосиф Сталин – Секретарю Союза Писателей Д. А. Поликарпову, Который Жаловался На То, Как Трудно Руководить Писателями.

Вельзевул поощряет искусство. Своим художникам он гарантирует покой, хорошее питание и абсолютную изоляцию от адской жизни.

Збигнев Герберт (1924–1998), Польский Поэт.

«Что им делать? Ведь их обоих в литературе не существует». – Не существует? Но зато какая между ними идет борьба за несуществование!

Михаил Светлов (1903–1964), Поэт.

Графоманы.

Зараза писать не у всех излечима.

Ювенал (Ок. 60—Ок. 127), Римский Поэт.

Графоман пишет как попало о прекрасных вещах, талант пишет прекрасно о чем попало.

Юлиан Тувим (1894–1953), Польский Поэт.

Графоман пишет по внутренней необходимости, настоящий художник – ради денег.

«Пшекруй».

Только у гениев и графоманов можно почувствовать настоящую стихийную страсть.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Разница между графоманами заключается в том, что одних печатают, а других нет.

Владимир Голобородько (Киев), Автор 16-Й Полосы «Лг».

Графомания будет расти по мере прогресса в области записи косноязычия.

Станислав Ежи Лец.

Все мы слышали, что миллион обезьян, стучащих по клавишам миллиона пишущих машинок, могли бы написать полное собрание сочинений Шекспира. Благодаря Интернету мы теперь знаем, что это неправда.

Роберт Виленски (Р. 1951), Американский Ученый.

Писательство как заработок.

На Парнасе нет золотых рудников.

Томас Фуллер (1654–1734), Английский Литератор.

Любовь к творчеству еще никого не обогатила.

Петроний (? – 66 Н.  Э. ), Римский Писатель.

По сравнению с писательством игра на скачках – солидный, надежный бизнес.

Джон Стейнбек (1902–1968), Американский Писатель.

Будь писатели хорошими бизнесменами, им бы хватило ума не быть писателями.

Эрвин Кобб (1876–1944), Американский Писатель.

Писателям не нужна любовь. Им нужны только деньги.

Джон Осборн (1929–1994), Английский Драматург.

Когда встречаются два писателя, они говорят о деньгах – как и все нормальные люди.

Виктор С. Притчетт (1900–1997), Английский Писатель.

Деньги – это аплодисменты.

Жаклин Сьюзен (1921–1974), Американская Писательница.

Надо жить, чтобы писать, а не писать, чтобы жить.

Жюль Ренар (1864–1910), Французский Писатель.

Надо быть круглым идиотом, чтобы писать не ради денег.

Сэмюэл Джонсон (1709–1784), Английский Писатель И Лексикограф.

Я пишу для себя, а печатаю для денег.

Александр Пушкин (1799–1837), Поэт.

При Пушкине «писать для себя – печатать для денег» можно было одни и те же вещи, теперь только разные.

Михаил Гаспаров (Р. 1935), Филолог.

У поэзии столько же общего с деньгами, сколько у денег с поэзией.

Английский Писатель Роберт Грейвз (Речь В Лондонской Школе Экономики, 1963 Г. ).

Чтобы разбогатеть писательским трудом, нужно писать так, чтобы вас прочли люди, которые при чтении шевелят губами.

Дон Маркис (1878–1937), Американский Поэт.

Английский писатель, достигший успеха, может позволить себе сменить пишущую машинку; американский писатель, достигший успеха, может позволить себе сменить жизнь.

Мартин Эмис (Р. 1949), Английский Писатель.

Есть лишь один способ заработать на книгах – жениться на дочке издателя.

Джордж Оруэлл (1903–1950), Английский Писатель.

Два красивейших слова в английском языке: «Чек прилагается».

Дороти Паркер (1893–1967), Американская Писательница.

В Дальневосточном издательстве издали книгу Владимира Войновича. Он спросил: «А как у вас насчет гонорара?» – «А мы вас считали порядочным человеком…».

* * *

Писатель – невероятно чувствительное существо. Это можно заметить, если вовремя не заплатить ему гонорар.

Х. Норениус, Американский Издатель.

Кого понимают с полуслова, у того очень маленькие гонорары.

Виктор Коняхин (Р. 1942), Писатель.

Мои гонорары? Я получаю ноль франков за строку и за каждый пробел между строками.

Маркиз Де Рошфор.

Поэт Симонид, когда победитель на мулах предложил ему незначительную плату, отказался написать стихотворение под тем предлогом, что он затрудняется воспевать «полуослов». Когда же ему было предложено достаточное вознаграждение, он написал: «Привет вам, дочери быстроногих, как вихрь, кобылиц».

По Аристотелю.

Сочинитель может завести себе любовницу, которая умеет состряпать книгу, но жена его должна уметь состряпать обед.

Дени Дидро (1713–1784), Французский Философ-Просветитель.

После того как мы поженились, она редактировала все, что я написал. Больше того – она отредактировала меня самого.

Марк Твен О Своей Жене Ливии.

Не читайте рукописи жене. Читайте только очень близким людям.

Борис Замятин (Р. 1940), Литератор.

Написать роман может каждый, если дать ему шесть недель времени, ручку, бумагу и убрать телефон и жену.

Ивлин Во (1903–1966), Английский Писатель.

Как утверждает Г. Дж. Уэллс, одну книгу может написать каждый – книгу своей жизни. И каждый может написать одну пьесу – пьесу, где он сводит счеты со своей женой.

Джордж Бернард Шоу (1856–1950), Английский Драматург.

Да, жена Бернарда Шоу действительно умела слушать. Еще бы, ведь у нее была огромная практика!

Джон Пристли (1894–1984), Английский Драматург.

Как бы почтительно ни относилась к вам женская половина вашей семьи, как бы ни ценила она ваши достоинства и авторитет, втайне она всегда смотрит на вас как на осла и питает к вам нечто вроде жалости.

Генри Луис Менкен (1880–1956), Американский Эссеист.

Женщина выходит замуж за поэта, но, становясь его женой, она замечает в первую очередь, что он забывает спускать воду в туалете.

Марсель Жуандо (1888–1979), Французский Писатель.

Моя жена была совершенно права, когда однажды сердито сказала кому-то, кто хвалил меня за ум: «Он только прикидывается умным».

Генрих Гейне (1797–1856), Немецкий Поэт.

Однажды поэт Баратынский спросил, не помешает ли он ей, если в ее присутствии прочтет Пушкину свои новые стихи. Наталья Николаевна любезно ответила: «Читайте, пожалуйста! Я не слушаю».

* * *

Конечно, Володе следовало жениться на Аннушке,[2] подобно тому, как вся Россия хотела, чтобы Пушкин женился на Арине Родионовне.

Лиля Брик (1891–1978), Литератор, Жена Осипа Брика.

Другие были всего лишь моими женами, а ты, дорогая, будешь моей вдовой.

Французский Драматург Саша Гитри – Своей Пятой Жене.

Вдов некоторых поэтов следует сжигать вместе с их неизданными поэтическими опусами.

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Самые суровые критики чужих произведений – жены посредственностей.

Мария Эбнер-Эшенбах (1830–1916), Австрийская Писательница.

У него было кое-что общее с Бальзаком: он тоже женился в Бердичеве.

Эмиль Кроткий (1892–1963), Сатирик.

Любой, кто трижды женился на женщинах из Сент-Луиса, немногому научился.

Гертруда Стайн О Хемингуэе.

Гений – во всяком случае, литературный гений, – не может быть открыт своими близкими; они слишком близки к нему и поэтому видят его не в фокусе, не в состоянии верно оценить его пропорции, не могут заметить, насколько его размеры превышают их собственные.

Марк Твен (1835–1910), Американский Писатель.

Гению надо создать мирную, веселую, удобную обстановку, гения надо накормить, умыть, одеть, надо переписывать его произведения бессчетное число раз, надо его любить, не давать ему поводов к ревности, чтоб он был спокоен, надо вскормить и воспитать бесчисленных детей, которых гений родит, но с которыми ему возиться и скучно и нет времени, так как ему надо общаться с Эпиктетами, Сократами, Буддами и т. п. и надо самому стремиться быть им.

И когда близкие домашнего очага, отдав молодость, силы, красоту – все на служение этих гениев, тогда их упрекают, что они не довольно понимали гениев.

Софья Толстая (1844–1919), Жена Льва Толстого.

Истинный художник скорее допустит, чтобы его жена голодала, дети ходили босыми, семидесятилетняя мать гнула спину ради его пропитания, чем станет заниматься чем-нибудь, кроме своего искусства.

Джордж Бернард Шоу.

Дети писателя.

Этот труд я посвящаю своей дочери Леоноре, без деятельного участия и ободрения которой книга была бы написана вдвое быстрее.

Пелем Вудхауз (1881–1975), Английский Писатель.

С рождением каждого ребенка теряешь два романа.

Кандия Макуильям (Р. 1955), Английская Писательница.

Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор.

Марк Твен (1835–1910), Американский Писатель.

Мама любит хорошие манеры, а папа любит кошек.

Сюзи Клеменс, Дочь Твена.

На детях гениев природа отдыхает.

Старинная Мудрость.

Природа отдыхает на детях гениев, а дети гениев – на родителях.

Геннадий Малкин (Р. 1939), Писатель.

Любовь и Муза.

У поэтов стихи, как дети, рождаются от женщин.

Инна Гофф (1928–1991), Поэтесса.

По-моему, стихи «Выхожу один я на дорогу…» – это агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами.

Владимир Маяковский (1893–1930), Поэт.

Хоть ты и поэт, но можешь спать с собственной женой.

Жюль Ренар (1864–1910), Французский Писатель.

Она пожирает своих любовников, но вместо того, чтобы потом бросить их в реку, она укладывает их в свои романы.

Феликс Пиа О Жорж Санд.

Прошла любовь, явилась Муза.

Александр Пушкин (1799–1837), Поэт.

Любовный роман между Марго Асквит и Марго Асквит будет жить в веках как чудеснейшая история любви во всей мировой литературе.

Американская Писательница Дороти Паркер Об Английской Романистке М. Асквит (1865–1945).

Если утром вы написали те страницы, которые хотели, а потом ответили на все письма, и вам уже нечего делать, то тут наступает час, когда вам становится скучно. Это и есть время для любви.

Герберт Уэллс (1866–1946), Английский Писатель.

Сегодня утром я потерял целую книгу!

Оноре Бальзак После Эротических Излишеств, Согласно «Дневнику» Братьев Гонкур (1875).

Муза: единственная женщина, способная оплодотворить мужчину.

Лешек Кумор, Польский Афорист.

Быть может, Муза и вправду со многими спит, но потомство имеет лишь от немногих!

Станислав Ежи Лец (1909–1966), Польский Поэт И Афорист.

Муза и Бахус.

Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия.

Эрнест Хемингуэй (1899–1961), Американский Писатель.

Одна из вершин Парнаса была посвящена Бахусу, другая – Аполлону.

Джонатан Свифт (1667–1745), Английский Писатель.

Забытый писатель искал забвения в вине.

Эмиль Кроткий (1892–1963), Сатирик.

Своим здоровьем и долголетием я обязан тому, что я ни разу не прикоснулся ни к сигарете, ни к рюмке, ни к женщине, пока мне не стукнуло десять.

Джордж Мур (1852–1933), Ирландский Писатель.

Образование погубило больше американских романистов, чем пьянство.

Гор Видал (Р. 1925), Американский Писатель.

В конце концов, можно писать в подпитии, но уж читать это надо на трезвую голову.

Андре Жид (1869–1951), Французский Писатель.

Прозаик говорит: коньяк – три звездочки. Поэт говорит: через коньяк – к звездам!

Дон-Аминадо (Аминад Шполянский, 1888–1957), Поэт-Сатирик.

Если выжать из романа весь спирт, останется только вода.

Аркадий Давидович (Р. 1930), Литератор.