Музеи Ватикана.

Станцы Рафаэля.

Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти. Григорий IX предлагает на хранение Декреталии. 1510–1511. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти. Григорий IX предлагает на хранение Декреталии. 1510–1511. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти (1483–1520) Диспута 1509. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Несмотря на молодость, художник уже был известен своими картинами, когда в 1508 архитектор Донато Браманте пригласил его работать в Рим. Рафаэль был одним из тех, благодаря кому здесь расцвело Высокое Возрождение.

Первым заказом, который живописец выполнил в Вечном городе, были росписи в Апостольском, или Папском, дворце, в Станца делла Сеньятура. Название помещения происходит от предназначения, по которому его стали использовать ближе к середине XVI века: в станце, или по-русски «в зале, комнате», заседал верховный суд Святого престола, возглавляемый папой, здесь понтифик скреплял печатями (по-итальянски «отметка, знак» — «segnatura») документы. Но Юлий II, заказавший Рафаэлю росписи, в годы своего правления использовал зал как личный кабинет и библиотеку. Отсюда и темы четырех рафаэлевских фресок: «красота» («искусство»), «философия», «благо» и «теология». Последнее понятие воплотила композиция под названием «Диспута», или «Спор о Святых Дарах».

В пространство стены, ограниченное, как и в остальных случаях, полуциркульной аркой, художник вписал сложную и в то же время ясную композицию. В ее центре — Троица: Бог Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Рядом с Христом сидят Богоматерь и святой Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке — праотцы, пророки, святые Петр, Павел, Иоанн Евангелист и другие. Внизу, по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых и идет диспут, представлена церковь земная, и здесь можно видеть отцов Римско-католической церкви, понтификов и других христиан, чья вера оставила след в истории.

Возможности, которые давала полукруглая форма стены, заданная архитектурой сводов, были замечательно использованы Рафаэлем. Круглящемуся ритму всей композиции вторят и облако с сидящими на нем праотцами и святыми, и сияние вокруг Христа, и золотые небеса, напоминающие расписанную конху апсиды, то есть ее внутренний свод. Недаром Рафаэль был и живописцем, и зодчим: фреска своим построением похожа на архитектурное сооружение и неотделима от помещения, в котором находится. В нижней части, на заднем плане, художник изобразил строящуюся церковь, напоминая о возводившемся тогда соборе Святого Петра, одним из главных архитекторов которого он станет несколько лет спустя.

Рафаэль Санти (1483–1520) Диспута 1509. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Диспута. Фрагмент 1509. Фреска. В основании. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Диспута. Фрагмент 1509. Фреска. В основании. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Диспута. Фрагмент 1509. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Диспута. Фрагмент 1509. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Диспута. Фрагмент 1509. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Диспута. Фрагмент 1509. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти (1483–1520) Афинская школа 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Работая над «Афинской школой» — фреской на тему философии, Рафаэль изобразил фантастический храм, главный неф которого уходит в голубую даль рядом сводчатых арок, и поместил в его пространство древних философов и ученых. В центре изображены Платон, указывающий на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, и Аристотель, простерший руку над землей. Левее, активно жестикулируя, что-то объясняет ученикам Сократ с крутым, упрямым лбом, ниже Пифагор пишет в книге, куда с любопытством смотрят сидящие вокруг него, Гераклит Эфесский застыл с пером в руке, погруженный в свои размышления, Диоген возлежит в непринужденной позе на мраморных ступенях, справа, нагнувшись к табличке, пишет свои формулы Архимед, позади него беседуют Страбон и Клавдий Птолемей. В последней группе Рафаэль изобразил древнегреческого живописца Апеллеса в темной шапочке, смотрящим на зрителя, придав ему собственные черты.

На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон напоминает Леонардо да Винчи, а Гераклит — Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из этих мастеров. Фигура первого гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Таким образом, Рафаэль словно подмигнул своему вечному сопернику, лишний раз подчеркнув, насколько сильно мировое братство художников.

Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы, вся композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом. Но «любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему, ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей.

Рафаэль Санти (1483–1520) Афинская школа 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Афинская школа. Фрагмент 1510–1511. Фреска. В основании — 770. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти (1483–1520) Парнас 1510. Фреска. В основании — 670. Станца делла Сеньятура.

Третью фреску Рафаэль написал на тему «искусство» или «красота». Как и в остальных росписях, он использовал архитектуру себе во благо: находящийся в центре стены оконный проем увенчивает вершина горы — Парнаса, древнегреческой обители муз.

В центре, у Кастальского ключа — источника вдохновения, сидит покровитель искусств и наук Аполлон, играющий на виоле да браччо — ее Рафаэль написал в руках бога вместо лиры, с которой того изображали древние греки. Вокруг Аполлона расположились девять муз: Клио, олицетворяющая историю, Эвтерпа — лирическую поэзию, Талия — комедию, Мельпомена — трагедию, Терпсихора — танец, Эрато — любовную поэзию, Полигимния — гимны, Урания — астрономию и Каллиопа — эпическую поэзию.

От центральной группы расходятся, образуя полукруг, остальные фигуры, в которых узнаются древние и более поздние поэты: слепой Гомер, поющий свои стихи, Данте, увенчанный лавровым венком, Вергилий, стоящий по другую сторону от Гомера и смотрящий на Данте, проводником которого по Аду и Чистилищу он является в «Божественной комедии». У подножия Парнаса сидит Сапфо, держащая в руках свиток, на котором написано ее имя, в группе рядом с ней Петрарка — в капюшоне и лавровом венке — прислушивается к тому, что говорят античные поэты. В правой части картины художник изобразил (сверху вниз) итальянских поэтов Лудовико Ариосто и Джованни Боккаччо, древнеримского поэта Горация, который беседует с современником Рафаэля Джакопо Саннадзаро. В самом низу, являя собой композиционную пару Сапфо, помещен лирик Пиндар. Объединив в одной фреске живших в разные времена людей, Рафаэль выразил идею о том, что культура вечно жива и одни художники, в широком смысле слова, наследуют другим.

Росписи ватиканских залов снискали живописцу такую славу, что заказы посыпались на него как из рога изобилия. Джорджо Вазари писал о росписях Станца делла Сеньятура: «Ее [комнаты] украшением служит также прекрасно соблюденная перспектива и множество фигур, исполненных до такой степени мягко и тонко, что папа Юлий II велел сбить фрески других мастеров, старинных и современных, и на долю Рафаэля выпала честь одному заменить всех, прежде здесь работавших». Но художник не согласился уничтожать работы своих предшественников: он хорошо знал цену искусству.

Рафаэль Санти (1483–1520) Парнас 1510. Фреска. В основании — 670. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти(1483–1520) Парнас. Фрагмент 1510. Фреска. В основании — 670. Станца делла Сеньятура.

Рафаэль Санти(1483–1520) Парнас. Фрагмент 1510. Фреска. В основании — 670. Станца делла Сеньятура. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Джулио Романо (1492–1546) Битва Константина с Максенцием 1520–1524. Фреска. 851x376. Зал Константина.

Помещение для торжественных приемов — «Зал Константина» — было украшено фресками на сюжеты из жизни этого императора. На основе рисунков Рафаэля учениками мастера здесь были выполнены росписи, одну из которых осуществил Джулио Романо.

Он обратился к тому периоду древнеримской истории, когда власть над различными частями империи находилась в руках нескольких правителей, точнее, к битве Константина с Максенцием, которая произошла в 312 у Мильвийского моста, недалеко от Рима. Войска Максенция обратились в бегство, и вскоре после этого? победив в нескольких сражениях другого претендента на трон, Константин стал единоличным правителем государства. Император положил конец гонениям на христиан, разрешил им строить церкви. Смысл всех росписей в «Зале Константина» — победа новой веры над язычеством.

Художник изобразил решающий момент битвы. Джулио Романо, видимо, больше всего был увлечен передачей разнообразных, сложных ракурсов человеческих и конских фигур, их компоновкой и выражением того крайнего эмоционального напряжения, которое является особенностью батального жанра. В небе над холмами столкнулись тучи, словно там, в вышине, тоже происходит сражение, поэтому битва обретает мировой масштаб. Но, несмотря на то что на земле все вроде бы смешалось, в сражающейся толпе выделяются воины Константина, одерживающие победу. Вдали раскинулся идиллический пейзаж римских окрестностей с мягкими холмами, покрытыми зеленью. Джулио Романо передал все особенности местности, запечатлев холм с виллой Мадама, строительство которой было начато Рафаэлем.

Джулио Романо (1492–1546) Битва Константина с Максенцием 1520–1524. Фреска. 851x376. Зал Константина. Станцы Рафаэля. Музеи Ватикана.

Рафаэль Санти (1483–1520) Освобождение святого Петра из темницы. Около 1512–1514. Фреска. В основании — 660. Станца д'Элиодоро.

Вскоре после окончания работы над росписью Станца делла Сеньятура Рафаэль приступил к выполнению фресок в находящейся по соседству Станца д'Элиодоро. Здесь также предстояло разместить в люнетах, то есть на плоскости стены в виде полукруга, довольно-таки сложные композиции. В одной из них Рафаэль изобразил сцены освобождения апостола Петра из темницы, куда он был посажен по приказу царя Ирода. Ночью, когда апостол спал, скованный цепями, к нему явился ангел. «И вот. Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною» (Деяния святых апостолов, 12:7–8).

Измученный Петр еще спит, опустив голову на грудь, спят, стоя и не выпуская из рук цепей, его стражи, а в тесном узилище уже совершается чудо. Ослепительный свет сияет вокруг божественного посланника, который пришел за апостолом, и кажется, будто задняя стена темницы исчезла, растворилась в сиянии. Решетка же на переднем плане превращает тюрьму в отгороженное от остального мира священное пространство, где происходит дивное событие. Но вот-вот «темницы рухнут», и Петр выйдет, как это видно справа, сопровождаемый ангелом, и пройдет мимо спящих стражников. Слева те, кто стерег Петра, еще раньше увидели сияние и пытаются поднять тревогу, но двое уже бегут в испуге прочь от яркого небесного видения.

Рафаэль в этой фреске играл со светом, объединив в одном пространстве пламя факела, отсвет зари на ночном небе, сияние луны, по которой бегут облака, отблески на металлических латах. Если добавить к этому естественное освещение, проникающее в реальное окно, то получится богатая светотеневая игра. Сложное по форме полукруглое пространство стены, в которое вдается это окно, художник использовал себе во благо: слева ступеньки со стражниками, бурно откликнувшимися на увиденное, ведут к центральной части. Направление движению зрительского взгляда указывает рука одного из персонажей: к центральной композиции. Она не только находится выше боковых, но из-за того, что в ней не видно пола, происходящее выглядит приподнятым над землей. Справа движение идет вниз: смотрящий на фреску мысленно спускается глазами по ступенькам, туда, куда следуют Петр с ангелом, мимо не проснувшихся стражей. Композиция, развиваясь по дуге, вторит очертаниям стены, поэтому живопись здесь неразрывно слита с архитектурой. Но, изобразив ангельское сияние, «обрушивающее» стену темницы, и уходящий вдаль тревожный ночной пейзаж, Рафаэль разорвал пространство фрески, чтобы на первый план вышла главная идея: преодолевающая любые преграды божественная воля.