Музеи Ватикана.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Распятие апостола Петра 1546–1550. Фреска. 625x661.

Вскоре после создания фрески «Страшный суд» в Сикстинской капелле Микеланджело принялся за роспись капеллы Паолина. На одной из стен он изобразил сцену распятия святого Петра. Сколько людей пришло к месту казни! Их сильные тела, как всегда у Микеланджело, бугрятся мускулами, подобно рельефу гор, но большинство свидетелей, сочувствуя распинаемому, напуганы и скованны. Юноша в верхней части композиции пытается сопротивляться, но его удерживают. Мощный старик в правом нижнем углу погрузился в скорбные раздумья. Полны движения только палачи, которые споро делают свое дело. А Петр лишь молчит, углубившись в себя, но этот горящий взгляд, направленный в сторону зрителя, трогает до глубины души. В отличие от «Обращения апостола Павла» небеса здесь пусты, Бог присутствует лишь незримо — в глазах Петра, и человек оставлен один на один со своими совестью и верой. Никто до Микеланджело не обращался к людям с таким прямым «высказыванием» о самом важном, не будоражил их, заставляя по-иному взглянуть на самих себя. Это произведение создал человек, всю жизнь мучительно искавший истину и на склоне лет написавший в одном из сонетов:

Ни гаже, ни достойнее презренья, Чем я, Тебя забывший, в мире нет; И все ж прости нарушенный обет Усталой плоти, впавшей в искушенья. Не размыкай, о Вседержитель, звенья Моих шагов туда, где вечен свет…
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Распятие апостола Петра 1546–1550. Фреска. 625x661. Капелла Паолина. Музеи Ватикана. Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Распятие апостола Петра 1546–1550. Фреска. 625x661. Капелла Паолина. Музеи Ватикана.