Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа.
141.
Успех Доу среди тех же “любителей” и “знатоков”, которые дали умереть Рембрандту в нищете, был таков, что соответственно с этим подражатели Доу растянулись на целых два века. Ближайшие к нему Дом. в. Толь (1631? — 1676, в Эрмитаже — “Семейство ученого” и “Разорители птичьих гнезд”), Ари де Войс (1631? — 1680; его картины занимают среднее положение между работами Доу, учеником которого он был, и Пуленбурга; в Эрмитаже его работы “Нимфа” и “Охотник”, Слингеланд (1640 — 1691, в Эрмитаже — “Завтрак”), Схалькен (1643 — 1706, специалист по ночным сценам, поздним реминисценциям Гонтгорста и Рембрандта, которыми увлекался и сам Доу; в Эрмитаже нехарактерный для него “Цирульник”) и Марингоф (сведений о нем не имеется; в Эрмитаже — прелестная миниатюра его работы 1660-х гг. “Портрет ваятеля”, и не очень ловкая по рисунку и несколько вялая в тоне “Мастерская художника”, помеченная 1648 г.). Поздними подражателями Доу являются Л. де Мони (1698 — 1771; у нас подписанная 1743 г. картина “Гуляка” и парная к ней “Продавщица рыбы”) и немец Б. Деннер (1685 — 1749), специальностью которого были морщины стариков и старух, которые он выписывал с действительно поразительной виртуозностью (в Эрмитаже “Старики” и “Старухи”). Но на этих двух художниках ряд доуистов вовсе не прекращается. Напротив того, XVIII в. дал целые плеяды таких же фокусников, и потомство их дотянулось вплоть до наших дней.