Старая пинакотека.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Поклонение пастухов 1646. Холст, масло. 97x72.

Полотно на сюжет поклонения пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца Оранского. Художник изобразил хлев, погруженный в теплую тьму ночи и освещенный в центре исходящим от фигурки Младенца сиянием. Оно озаряют Деву Марию, святого Иосифа, преклонивших колени пастухов, выхватывает из мрака лица стоящих поодаль, и хотя один из них держит в руке зажженный фонарь, его свет не может спорить с небесным блеском. Чувствуется, что все присутствующие затаили дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя. Затемненная фигура одного из участников сцены, сидящего с раскинутыми в молитвенном восторге руками, отгораживает происходящее от зрителя и тем самым усиливает ощущение сакральности события.

Такое понятие, как «тайна», играло важную роль в искусстве Рембрандта, и он всеми способами стремился воплотить его. Например, художник использовал караваджистский прием контрастной светотени, но смягчал ее границы и создавал в освещенных участках картин подобие трепетной, мерцающей мозаики из густо положенных мазков. Более ровный красочный слой сменяется в этих местах пастозным — Рембрандт лепил светом.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Поклонение пастухов 1646. Холст, масло. 97x72. ГОЛЛАНДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ. Старая пинакотека. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) Поклонение пастухов 1646. Холст, масло. 97x72. ГОЛЛАНДСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ. Старая пинакотека.