Старая пинакотека.

В зале музея.

И вот назрела необходимость в постройке самостоятельного здания музея, где можно было бы собрать всю коллекцию. Придворным архитектором Людвига I был Лео фон Кленце, обожавший классическое зодчество и мечтавший превратить Мюнхен во «вторые Афины». Здание было заложено 7 апреля 1826. Его решили сделать двухэтажным, фасад украсить рядами арочных окон, а оформляя большинство залов, придать им строгий, классический вид. Верхние стеклянные плафоны давали ровный, рассеянный свет, наиболее подходящий для музеев. Король назвал коллекцию греческим словом «пинакотека», то есть «хранилище картин», поскольку никаких других произведений искусства, декоративно-прикладного или скульптуры, там выставлять не предполагалось. В 1836 состоялось торжественное открытие Пинакотеки, которая стала общедоступным музеем.

За время существования коллекции она не только пополнялась, но и утрачивала экспонаты: то наследник Людвига I продал полторы тысячи картин, представлявших старую немецкую живопись, которая его не интересовала, то Наполеон Бонапарт, свозивший в Париж произведения искусства отовсюду, куда ступала нога французской армии, отправил на родину несколько десятков первоклассных работ европейских художников, и больше половины из увезенного императором немцы себе не вернули. Но более серьезная угроза мюнхенскому художественному собранию возникла во время Второй мировой войны. Поначалу картины хранили в подвалах музея, однако в 1942 решили вывезти из города и укрыть в надежном месте. Во время бомбежек 1943-го здание сильно пострадало, превратившись в руины, но коллекция сохранилась. Восстановление разрушенного строения было поручено архитектору Хансу Доллгасту, и в 1957 были открыты залы второго этажа, а в 1961 и 1963 — первого.

Сегодня Старая мюнхенская пинакотека входит в десятку лучших музеев мира во многом благодаря стараниям баварских правителей прошлых веков. Не будучи искусствоведами, они, тем не менее, проявили незаурядный вкус к живописи, к тому же их земля находится в центре Европы, так что к курфюрстам и королям Баварии стекались произведения искусства со всей Европы. Позднее мюнхенцы, и не только сотрудники галереи, старались обеспечить ей процветание, создали Общество друзей Пинакотеки, усилиями которых собирались деньги на ее послевоенную реконструкцию. А недавно в музее благодаря частным пожертвованиям заново обили стены красным и зеленым шелком, вытканным на фабрике в Лионе по старинным технологиям.