Ум и Пустота.

Кунтаг, шенванг и йондуп.

Теперь рассмотрим воззрения Читтаматры о пустоте феноменов. Последователи Читтаматры различают три характеристики феноменов. Первая характеристика по–тибетски называется «кунтаг», то есть «номинальное существование». Вторая характеристика – «шенванг», то есть «зависимый от другого». И, наконец, третья характеристика – «йондуп», то есть «конечное существование». Каждому феномену присущи эти три характеристики.

Что такое «кунтаг», или номинальное существование? Это нечто, существующее в ваших концепциях, то есть не имеющее конкретного, плотного существования со стороны объекта. «Кунтага» не существует вне зависимости от концепций вашего ума, во внешнем мире.

Различают два вида «кунтага» – полностью не существующий «кунтаг» и существующий «кунтаг». Сначала рассмотрим несуществующий «кунтаг». Для этого вернемся к примеру с водой. Независимое субстанциональное существование воды – это «кунтаг». В действительности его не существует. Оно существует только в ваших концепциях. В самой воде его нет. Поэтому приписывание воде независимого субстанционального существования называется несуществующим «кунтагом».

Что такое существующий «кунтаг»? Эту характеристику можно дать всем постоянным феноменам – например, пространству. Пространство существует, но это также «кунтаг». Где пространство? Пространством называют нечто неощутимое. Пространство – это название, данное умом. Нет никакого конкретного пространства, на которое можно было бы указать пальцем.

А теперь поговорим о «шенванге». Что это такое? Нечто, существующее в зависимости от другого, называется «шенвангом». Радуга зависит от дождя и света, поэтому эта зависимая радуга называется «шенвангом». Когда вы смотрите на радугу, вы смотрите на ее вторую характеристику – то есть на радугу, зависящую от другого, или на «шенванг». Это основа. Но затем, из‑за ложного восприятия, неведения, ваш ум начинает воспринимать эту радугу как субстанциональную и независимую. Эта неправильная интерпретация радуги и является несуществующим «кунтагом». Отсутствие несуществующего «кунтага» носит название «йондуп», что означает «конечное существование». Радуга, пустая от независимого субстанционального существования, есть «йондуп». Это абсолютная истина или пустота. Радуга, существующая в зависимости от другого, есть относительная истина или взаимозависимое происхождение. Эти две истины не противоречат друг другу. Чего же не существует? Не существует несуществующего «кунтага». Это ложная интерпретация, которая целиком исходит от нашего ума.

Понимание этого поможет вам понять воззрения школы Прасангика. В Прасангике также рассматриваются эти три характеристики, но на гораздо более глубоком уровне.