Ум и Пустота.
Приложения.
ЧЖЕ ЦОНКАПА. ТРИ ОСНОВЫ ПУТИ.
Поклоняюсь святым учителям.
1. Объясню как можно лучше смысл сущности всех учений Победоносного, Пути, восславленного всеми Победоносными и их сыновьями, открывающего врата перед счастливцами, жаждущими освобождения.
2. Все те, кто не привязан к удовольствиям мирской жизни, воистину стремится воспользоваться свободами и благими условиями [человеческого существования] и верит в Путь, радующий будд, – эти счастливцы, очистив свой ум, должны обратиться в слух!
3. Невозможно утолить жажду наслаждений в океане бытия. Само влечение к мирскому полностью сковывает воплощенных существ. С твердым намерением найти окончательный выход [из сансары] сначала устремись к отречению!
4. Трудно обрести свободы и благие условия, жизнь быстротечна. Осознав это, ты отвернешься от явлений этой жизни.
Если станешь вновь и вновь размышлять о непреложном [законе] действий и их плодов и о страданиях круговорота бытия, то отвернешься от явлений и в будущих жизнях.
5. Если, в силу этой медитации, ни на мгновение не возникает желание благоденствовать в сансаре, а ум твой денно и нощно ищет освобождения, значит [намерение] бесповоротно покинуть [круговорот бытия] порождено.
6. Но не сопряженное с чистой бодхичиттой, это отречение не станет причиной достижения неописуемого блаженства непревзойденного просветления.
Поэтому мудрые должны породить в себе наивысшую мысль о просветлении.
7. Уносимые бурными водами четырех могучих потоков, плененные крепкими оковами кармы, которых трудно избежать, пойманные в железные сети цепляния за самость, полностью погруженные в беспросветную тьму неведения,
8. Снова и снова обретающие бесконечные формы бытия и потому постоянно мучимые страданиями трех видов – таковы матери [наши], живые существа.
Осмысли это и породи святой ум, устремленный к просветлению.
9. Если даже медитируешь на отречение и бодхичитту, но не соединяешь это с мудростью, постигающей абсолютный способ существования, не подсечь тебе бытие под корень.
Посему усердно ищи способ постижения взаимозависимого происхождения.
10. Любой, кто осознал непреложность [закона] причинности всех феноменов сансары и нирваны, и для кого все до единого феномены при [доскональном] анализе полностью исчезают, вступил на путь, радующий будд.
11. Пока, с одной стороны, непреложный закон взаимозависимости явлений, а с другой – пустота, которая ничего не утверждает, воспринимаются раздельно, мысль Будды Шакьямуни не постигнута.
12. Если же [два эти постижения существуют] одновременно, и если при одном лишь виде непреложной взаимозависимости полностью исчезает цепляние за несомненно воспринятые объекты, значит, анализ [истинного] воззрения завершен.
13. Более того, если посредством [восприятия] явлений ты избегаешь крайности утверждения постоянства, а посредством [постижения] пустоты – крайности полного отрицания, если сознаешь, как пустота проявляется в качестве причины и следствия, тебе [более] не грозят крайние взгляды.
14. Если ты постиг сущностные положения трех основ Пути, ищи уединения и породи в себе силу пылкого усердия.
Дитя мое, поспеши к своей истинной цели.
(Колофон) Так ученый монах Лобсанг Дракпа Пел [Цонкапа] наставлял Ца Кхо Бонпо Нгаванга Дракпа.
ГЕШЕ ДЖАМПА ТИНЛЕЙ. МОЛИТВЕННОЕ ЧУВСТВО УМА И СЕРДЦА, ИЗРЕЧЕННОЕ СЛОВАМИ ПРОСЬБЫ.
ТАБЛИЦЫ.
(По книге «Meditation on emptiness» by Jeffrey Hopkins. Boston: Wisdom Publications, 1996).
1. Категории сознания.
— Ум.
— Ментальный фактор.
2. Виды ума.
— Зрительное сознание.
— Сознание слуха.
— Сознание обоняния.
— Сознание вкуса.
— Сознание осязания.
— Ментальное сознание.
3. Ментальные факторы.
— Вездесущие факторы (5).
— Определяющие факторы (5).
— Позитивные факторы (11).
— Коренные омрачения (6).
— Вторичные омрачения (20).
— Изменяющиеся факторы (4).
4. Вездесущие ментальные факторы.
— Ощущение.
— Различение.
— Намерение.
— Прикосновение.
— Внимание.
5. Определяющие ментальные факторы.
Определяющие ментальные факторы:
— Устремление.
— Убеждённость.
— Памятование.
— Сосредоточение.
— Интеллект.
6. Позитивные ментальные факторы.
— Вера.
— Самоуважение.
— Забота о других.
— Непривязанность.
— Не–ненависть.
— Не–неведение.
— Энтузиазм.
— Гибкость.
— Добросовестность.
— Равновесие.
— Невредительство.
7. Коренные омрачения.
— Желание.
— Гнев.
— Гордость.
— Неведение.
— Сомнение.
— Ложные взгляды.
8. Вторичные омрачения.
Производные от гнева:
— Враждебность.
— Мстительность.
— Вредность (желание огрызаться).
— Зависть.
— Жестокость.
Производные от привязанности:
— Алчность.
— Самодовольство.
— Возбуждённость.
Производные от неведения:
— Сокрытие пороков.
— Апатия.
— Неверие.
— Лень.
— Забывчивость.
— Неосознанность.
Производные от привязанности и неведения:
— Притворство.
— Нечестность.
Производные от всех трёх коренных омрачений:
— Бесстыдство.
— Пренебрежение к другим.
— Недобросовестность.
— Рассеянность.
9. Изменяющиеся ментальные факторы.
— Сон.
— Сожаление.
— Получение общего представления.
— Точный анализ.
10. Пять психофизических совокупностей, или скандх.
— Совокупность формы.
— Совокупность ощущения.
— Совокупность различения.
— Совокупность волевых (кармообразующих) импульсов.
— Совокупность сознания.
11. Основные объекты отрицания в четырех школах буддийской философии.
Вайбхашика и Саутрантика.
— Шраваки (Слушатели). независимо и субстанционально существующая личность.
— Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку). независимо и субстанционально существующая личность.
— Бодхисвттвы. независимо и субстанционально существующая личность.
Читтаматра.
— Шраваки (Слушатели): независимо и субстанционально существующая личность.
— Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку): независимо и субстанционально существующая личность.
— Бодхисвттвы: различные по сути субъект и объект.
Йогачара Сватантрика.
— Шраваки (Слушатели): независимо и субстанционально существующая личность.
— Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку): различные по сути субъект и объект.
— Бодхисвттвы: истинно существующие феномены.
Саутрантика Сватантрика.
— Шраваки (Слушатели): независимо и субстанционально существующая личность.
— Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку): независимо и субстанционально существующая личность.
— Бодхисвттвы: истинно существующие феномены.
Прасангика.
— Шраваки (Слушатели): феномены, обладающие самобытием.
— Пратьекабудды (Постигающие В Одиночку): феномены, обладающие самобытием.
— Бодхисвттвы: феномены, обладающие самобытием.
12. Бессамостность в четырех философских школах буддизма.
Вайбхашика и Саутрантика.
— грубая бессамостность личности: несуществование постоянной, единой и независимой личности.
— тонкая бессамостность личности: несуществование постоянной, единой и независимой личности.
— грубая бессамостность феноменов: нет.
— тонкая бессамостность феноменов: нет.
Читтаматра.
— грубая бессамостность личности: несуществование постоянной, единой и независимой личности.
— тонкая бессамостность личности: несуществование постоянной, единой и независимой личности.
— грубая бессамостность феноменов: нет.
— тонкая бессамостность феноменов: несуществование феноменов как естественных основ для названий; несуществование различных по сути субъекта и объекта.
Йогачара Сватантрика.
— грубая бессамостность личности: несуществование постоянной, единой и независимой личности.
— тонкая бессамостность личности: несуществование независимо и субстанционально существующей личности.
— грубая бессамостность феноменов: несуществование независимо и субстанционально существующей личности.
— тонкая бессамостность феноменов: несуществование истинно существующих феноменов.
Саутрантика Сватантрика.
— грубая бессамостность личности: несуществование постоянной, единой и независимой личности.
— тонкая бессамостность личности: несуществование независимо и субстанционально существующей личности.
— грубая бессамостность феноменов: нет.
— тонкая бессамостность феноменов: несуществование истинно существующих феноменов.
Прасангика.
— грубая бессамостность личности: несуществование независимо и субстанционально существующей личности.
— тонкая бессамостность личности: несуществование личности, обладающей самобытием.
— грубая бессамостность феноменов: нет.
— тонкая бессамостность феноменов: несуществование всех обладающих самобытием феноменов, кроме личности.