Ум и Пустота.
14. МАДХЬЯМИКА ПРАСАНГИКА: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДВУХ КРАЙНОСТЕЙ.
Если вы находите что‑то полезным для себя, не надо впадать в крайности. Лекарство – вещь нужная, но если вы принимаете слишком много лекарств, то тем самым нарушаете равновесие в своем организме и можете еще больше расстроить свое здоровье. То же самое в духовности. Духовность – это очень хорошо, но если вы начнете заниматься духовными практиками слишком активно, то нарушите равновесие в своей жизни.
Вначале очень важно делать практику регулярно. Избегайте ситуаций, когда сегодня вы делаете очень мощную практику, а завтра вообще ее не делаете. Или в течение месяца практикуете очень интенсивно, а затем все бросаете. Этот неверный подход – одна из слабостей, которые наблюдаются у русских людей, поэтому я вам об этом говорю. Если вам что‑то нравится, то вы слишком этим увлекаетесь. Эту активность вызывает не что иное, как восторженность. Духовное развитие должно происходить медленно, но непрерывно. Имейте в виду, что торопиться вам некуда, поэтому продвигайтесь к своей цели постепенно, шаг за шагом.
Я уже дал вам много учений, связанных с воззрениями о пустоте школы Мадхьямика Прасангика. Теперь я объясню вам, где грань между правильным и неправильным пониманием пустоты с точки зрения этой школы.
Например, русского человека очень легко отличить от африканца. Так же легко отличить воззрение о пустоте Мадхьямики Прасангики от взглядов низшей школы Вайбхашика. Но если сравнить Мадхьямику Прасангику и Мадхьямику Сватантрику, то различия между двумя этими школами очень тонкие – как между русским и белорусом. Я сам не могу отличить русского человека от белоруса. Может быть, это легче сделать вам – по акценту или каким‑то чертам характера. Некоторые люди даже отличают москвичей от санкт–петербуржцев. Но они, должно быть, хорошо знают, в чем заключаются характерные особенности жителей каждого из этих городов…
Подобно этому, чтобы отличить систему Мадхьямика Сватантрика от Мадхьямики Прасангики, вы должны тщательно изучить все детали и той, и другой школы. Тогда вы действительно постигнете Прасангику – высшее философское воззрение буддизма, о котором учил Будда. Даже в Тантре не существует наставлений, превосходящих воззрения Прасангики. Вы должны усвоить это воззрение, а затем на его основе применить особый метод – уникальный метод Тантры, связанный с использованием наитончайшего ума, постигающего пустоту. Если вы не постигли воззрение Прасангики, то какой бы медитацией вы ни занимались, она не будет настоящей тантрической медитацией. Об этом говорил Будда Ваджрадхара – величайший из всех учителей, чьи слова мы называем «ваджрной речью».