Загадки старинных кладов.
Киев.
У каждого нового поколения кладоискателей неподдельный интерес вызывает так называемый "Варяжский клад", лежащий ныне в самом центре украинской столицы. Один из Печерских иноков по имени Федор копал себе подземную келью в укромном уголке так называемых Дальних пещер. Вскоре он наткнулся на груду сосудов с серебром и золотом. Предположительно, это были сокровища, награбленные варягами-викингами и спрятанные ими в неолитической пещере, принадлежащей к системе дальних пещер Киевско-Печерской лавры. Следуя благочестивым внушениям живущей в тех же пещерах братии, Федор (во избежание дьявольского соблазна) вырыл глубокую яму и перепрятал клад. Для самого монаха клад этот был явно ликвидационным, поэтому он спрятал его так тщательно, как только мог. Чтобы отыскать его, последующим кладоискателям пришлось бы перекопать все пещеры. Данные пещеры упоминаются в "Повести временных лет" в 1051 г. А первый подробный план подземелий был составлен в 1638 г. Пещеры эти разделяются на несколько ярусов: "Ближние" (длина 370 м), "Дальние" (длина 280 м) и "Варяжские" (длина 175 м). Выкопаны ходы в песчанике, который не слишком прочен и легко разбивается даже примитивным инструментом. В "Варяжских" пещерах захоронения не производились. Они имели выходы в глубокий овраг и использовались в основном грабителями, которые нападали на купцов, везущих товары по Днепру.
"Дальние" же и "Ближние" пещеры широко использовались как места захоронений. Низкая влажность и постоянная температура способствуют мумификации трупов.
Спрятать-то богатый клад инок Федор спрятал, но власти все же узнали о находке, за что наш герой в конце концов и поплатился. Киевскому князю Мстиславу очень хотелось прибрать сокровище к рукам. Монаха он замучил до смерти, но тот тайну (якобы) не открыл.
Есть еще одна легенда, связанная с киевскими пещерами. В одной из летописей говорится о том, что тысяцкий из города Суздаль "Георгий, сын Симонов, внук Африканов" в начале XII в. прислал в Киев 500 гривен серебра и 50 гривен золота. Из этого металла киевские мастеровые изготовили кованую серебряную с позолотой раку для гроба Феодосия Печерского.
Если считать, что гривна весила не менее 220 г, то общая масса раки может составить более 120 кг! В 1240 г. драгоценный ковчег, до того дня стоявший в Успенском соборе, был спрятан в "Дальних" пещерах, вблизи подземной церкви Св. Феодосия.
После революции в 1921 г. пещеры обшаривали местные кладоискатели, но что-то не слышно было ни об одной замечательной находке. По заверениям ученого, производившего обмеры и описания указанной пещеры, она вовсе не так велика. К тому же место, где был зарыт тот клад, достаточно точно описано в летописи. Оно находится в "дальнем углу "Варяжской" пещеры. Если посмотреть на план пещеры, то видно, что таких углов всего восемь. Обследовать их в принципе несложно, но вряд ли церковные власти будут способствовать подобным поискам.
Эта история довольно часто всплывает на страницах популярной и кладоискательской литературы. Весьма вероятно (на 0.1 %); что монах действительно откопал там нечто, что принял за клад. И если приложить буквально минимальные организационные усилия, то сей клад может быть обнаружен буквально за одни сутки. И вот тут-то у меня и появляются самые большие сомнения. Я еще понимаю, что трудно отыскать клад, когда его местоположение неточно и легенда допускает множественные толкования в этом вопросе. Но тут-то все иначе! Ведь 100 % за то, что клад заведомо находится в пещере, которая не слишком велика и запутанна. Куца же тогда смотрел князь Мстислав? Он что, не мог послать людей с факелами и пиками, которые могли довольно скоро отыскать свежевскопанную землю. Непонятно! Тут ведь не требуется никакого особого умения, да и монаха совершенно напрасно замучили.
Так или иначе, но с этим кладом не все ясно и не все чисто. В одних исследованиях данный клад меряют вообще "на возы", в других же говорится, то монах откопал только серебряную раку с ценными вещами. Один гроб, согласитесь, пусть даже и серебряный, явно никак не тянет "на несколько возов" поклажи. Да и потом, зачем это варягам понадобилось так высоко забираться в гору с такими тяжестями, чтобы спрятать свою добычу? Масса вопросов, на которые нет разумных ответов.
Но есть один безотказный прием, заставляющий людей почаще приезжать и приходить в какое-то определенное место — распустить слух о несметных сокровищах, там таящихся. Совершенно неубиенная выдумка, заставляющая обывателей непроизвольно тянуться к столь лакомому предмету. Вероятно, и здесь устроили нечто подобное. Может быть, древние монахи придумали легенду, чтобы показать простому народу, что им чуждо всякое стяжательство и за свои духовные идеалы они готовы идти даже против всесильных князей. Этакая PR-акция 900-летней давности. Возможно, я и ошибаюсь, но если в ограниченном пространстве клад не был найден за столько лет, то вероятность его реального там нахождения мизерно мала.