Загадки старинных кладов.
Случай на лесной дороге.
Данный рассказ попал ко мне окольными путями, и установить его достоверность теперь трудно, поскольку участников тех далеких событий уже не переспросишь. Перескажу эту военную историю так, как слышал и запомнил сам.
Первый раз дед Ефим увидел немцев возле старой, давно заброшенной местными жителями гати (рукотворный переход через топкое болото) как раз в конце сентября, за неделю до описываемых событий. Собственно, он просто собирал в том месте растущие на обширных болотных кочках подберезовики, и спасло его только то, что немецкое охранение, не ожидая появления кого-либо в такой глуши, вело себя весьма шумно — гремели котелками и громко переговаривались. Тут бы деду и уносить ноги, но проклятое любопытство взяло верх. Используя для прикрытия густые заросли молоденьких елочек, он, пригнувшись чуть ли не до земли, обошел патруль и прокрался к тому месту, откуда слышалось мерное постукивание топоров и звон двуручной пилы. Надежно укрытый зарослями высоченной осоки, он подполз к самой гати. Выглянув в просвет между кустами, дед Ефим увидел, что примерно 15 солдат, составив винтовки в козлы и поснимав кители, напряженно трудятся над сооружением нового настила для гати. Работа была завершена примерно наполовину, и сверху, с проселочной дороги, все подходили солдаты со свежесрубленными березовыми бревнами.
Дождавшись момента, когда все положат инструменты и удалятся на обед, дед выбрался обратно и, подобрав оставленную корзинку с грибами, поспешил в деревню. К вечеру уже вся деревня знала, что немцы восстанавливают старую гать на давно заброшенной лесной дороге. Прослышали об этом и бойцы небольшого партизанского отряда, базировавшегося в тех местах. Активных штыков в отряде было немного, и их боевая деятельность заключалась в нападении на отдельные подводы и автомашины из засад. Ситуация, видимо, показалась командиру отряда заманчивой, и он отдал приказ устроить засаду именно в том месте. Деда Ефима взяли проводником, а с ним увязался и 12-летний внук, со слов которого я и знаю эту историю.
Марш к месту засады начали под вечер. Ночь коротали в густом лесу, не зажигая костров, и около 7 часов утра партизаны вышли к перешейку между двумя обрывистыми насыпями, разделенными бездонной топью. Увидев, что все работы по восстановлению гати уже завершены, командир выслал двух дозорных в разные стороны. Партизаны же приступили к минированию дороги, намереваясь заложить у съездов по управляемой противотанковой мине. Однако едва успели они установить одно взрывное устройство, как со стороны Вязьмы послышался звук мотора. Партизаны рассыпались по кустам. Дед Ефим с внуком, от греха подальше, залезли под кучу березовых веток и притаились там. Через несколько томительных минут ожидания на дороге показались два мотоциклиста. Солдаты заглушили моторы и принялись осматривать гать сверху. Затем снова завели мотоциклы и медленно проехали по настилу. Убедившись, что все сделано надежно, они прибавили скорости и помчались дальше, в сторону Смоленска. Снова наступила тишина. Осмелев, партизаны установили и вторую мину, подтащив бечевки от них к дальним кустам, где располагался командир и пулеметчик с единственным в отряде пулеметом.
Минут через 20 вновь загудели моторы и из-за деревьев показались два мощных грузовика, которые на высокой скорости намеревались с ходу преодолеть опасное место. Решив, что с грузовиками без охраны они справятся легко, командир дернул за веревку взрывателя первой мины. Взрыв произошел в тот момент; когда первый грузовик уже въехал на свежие бревна. Машину сильно подбросило, и передними колесами она нырнула прямо в трясину. Водитель второго грузовика, стремясь избежать столкновения, резко вывернул руль, но машину занесло на росе, и она тоже опрокинулась с крутого съезда. Несколько партизан с воинственными криками выскочили из засады и бросились к тонущим машинам, надеясь быстро расправиться с водителями. И в этот момент на пригорке показался третий грузовик, из крытого кузова которого начали выпрыгивать солдаты конвойной команды. С обеих сторон загремели выстрелы, и завязался яростный бой.
Старик испуганно прижал голову внука к земле, и так они лежали до тех пор, пока стрельба не прекратилась. Затем осторожно выглянули. Немецкая охрана была перебита, но и партизаны потеряли пятерых. Долго оставаться на месте атаки было нельзя, и все оставшиеся в живых побежали к уже наполовину погрузившимся в трясину грузовикам. Сбили прикладами с дверей одного из фургонов висячие замки и отбросили их в стороны. Первым нырнул вовнутрь сам командир. Послышались сильные удары, и через несколько минут он с руганью выбрался наружу. В руках у него были две или три иконы и большое, видимо серебряное, блюдо.
— Здесь всякая церковная дребедень! — громко крикнул он, и все двинулись ко второй машине, у которой от удара лопнул кузов.
Из пролома в кузове двое партизан уже выволакивали длинный ящик, весьма напоминавший тот; в котором немцы перевозили винтовки и пулеметы. Все затаили дыхание, но в ящике вместо оружия или хотя бы тушенки обнаружились толстые книги в темных переплетах. На некоторых из них сверкали золотые полоски и цветные камни. Партизаны еще четверть часа копались в кузовах тонущих грузовиков, надеясь отыскать хоть что-то пригодное для нелегкой партизанской жизни, но поиски их были напрасны. Поэтому ограничились тем, что сняли с убитых охранников подсумки и сапоги.
Обратный путь был тяжел и безрадостен. Вместо добычи пришлось нести своих же товарищей, погибших из-за никому в тот момент не нужных книг, икон и прочей блестящей церковной утвари.
Что же стало с ценными предметами впоследствии? Точного и однозначного ответа на него, увы, нет. Немецкий конвой почему-то двигался от Вязьмы окольными путями и в своем движении миновал следующие населенные пункты: Большая Колпита, Гаврюково, Подмошье. Но до деревни Ушаково он так и не добрался. Следовательно, именно на этом промежутке ныне совершенно непроезжей дороги на него и было совершено партизанское нападение. Места там глухие и действительно топкие. Вполне возможно, что большая часть груза так и ушла на дно прилегающего к дороге обширного болота. Но возможен и обратный вариант. Охрана на мотоциклах вернулась назад с подмогой и спасла некоторую часть вывозимого трофейного имущества. Но, во всяком случае, некоторые шансы на отыскание значительного количества цветного металла в изделиях, вперемежку с остатками грузовиков, все же есть, если, конечно, взять на себя труд отыскать места, где издревле клали деревянные гати.