Афоризмы. Еврейская мудрость.

Искусство, культура, творчество.

Ни один писатель не в силах выдумать того, что может случиться в жизни.
Шолом-Алейхем.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Актеру необходимо быть театральным. Чтобы воздействовать на публику его эмоции и их проявление должны быть сильнее, чем эмоции и их проявление у зрителя. Чтобы сценическая жизнь могла повлиять на обычную, она должна быть интенсивнее обычной жизни. Как стрелок вынужден целиться выше мишени из-за закона тяготения.
Франц Кафка.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Вы, люди театра, привыкли выдавать за традиции свои удобства и свою халатность.
Густав Малер.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Чтобы написать безупречную прозу необходим дар поэта.
Генрих Гейне.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Уважай притчу. Как свет дешевой свечи помогает отыскать закатившийся в угол золотой или жемчужину так притча помогает познать истину.
Сефер га-Агада. О притче.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Подобно мечте, произведение искусства продолжает собой игры детства. Любой играющий ребенок, как и поэт, создает свой собственный мир, вернее, собственный порядок, которому подчиняются все предметы в его мире.
Зигмунд Фрейд.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Я враг врагов искусства.
Марк Антокольский.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Художник преобразует свои интимные желания и фантазии в произведения искусства, при этом он умеряет их непристойность и затушевывает личные черты в соответствии с законами красоты, предлагая другим соблазнительную часть удовольствия.
Зигмунд Фрейд.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.
Марк Антокольский.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной.
Исаак Левитан.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Счастлив тот, кто способен увидеть красивое с в обычном – то, чего не замечают остальные! Все вокруг прекрасно, надо лишь уметь всмотреться.
Камиль Писсарро.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Как был сотворен свет?
Господь облачился в ослепительно белые ризы, от которых потоками хлынул свет, засиявший от края до края вселенной.
Сефер га-Агада. Сотворение мира и первые поколения.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец всех живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина (Фовела), который был ковачом всех орудий из меди и железа.
Танах. Берешит (Бытие).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя.
Танах. Шмуэль А (Первая книга Царств).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
Танах. Берешит (Бытие).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону. И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней. И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
Танах. Млахим А (Третья книга Царств).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью шерсть, и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим, елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте. Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец витый; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их чистым золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота; длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
Танах. Шмот (Исход).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его и на светильнике четыре чашечки наподобие миндального цветка; яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; и щипцы к нему и лотки к нему сделай из чистого золота; из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями.
Танах. Шмот (Исход).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Храм, который построил царь Соломон Господу, длиною был в шестьдесят локтей, шириною в двадцать и вышиною в тридцать локтей, и притвор пред храмом в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма, и в десять локтей ширины перед храмом. И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира; и сделал боковые комнаты кругом. Нижний ярус пристройки шириною был в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий шириною в семь локтей; ибо вокруг храма извне были сделаны уступы, дабы пристройка не прикасалась к стенам храма. Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его. Вход в средний ярус был с правой стороны храма. По круглым лестницам всходили в средний ярус, а от среднего в третий. И построил он храм, и кончил его, и обшил храм кедровыми досками. И пристроил ко всему храму боковые комнаты вышиною в пять локтей; они прикреплены были к храму посредством кедровых бревен.
Танах. Млахим А (Третья книга Царств).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. Давир же внутри храма он приготовил для того, чтобы поставить там ковчег завета Господня. И давир был длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей; он обложил его чистым золотом; обложил также и кедровый жертвенник. И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом. И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.
Танах. Млахим А (Третья книга Царств).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И послал царь Соломон и взял из Тира Хирама, сына одной вдовы, из колена Неффалимова. Отец его, Тирянин, был медник; он владел способностью, искусством и умением выделывать всякие вещи из меди. И пришел он к царю Соломону и производил у него всякие работы: и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и снурок в двенадцать локтей обнимал окружность того и другого столба; и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить на верху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце; сетки плетеной работы и снурки в виде цепочек для венцов, которые были на верху столбов: семь на одном венце и семь на другом венце. Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца. А в притворе венцы на верху столбов сделаны наподобие лилии, в четыре локтя, и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.
Танах. Млахим А (Третья книга Царств).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И отделил Давид и начальники войска на службу сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах; и были отчислены они на дело служения своего.
Танах. Диврей га-Йамим А (Первая книга Паралипоменон).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот сиклей пошло на каждый щит; и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева. И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сидения локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве. И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что.
Танах. Млахим А (Третья книга Царств).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
И сделал царь большой престол из слоновой кости. Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов.
Устройства престол был такого.
Верх – закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней – шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени лежат: с одной стороны – лев, с другой – вол. На второй ступени – волк и ягненок. На третьей – леопард и козленок. На четвертой – медведь и олень. На пятой – орел и голубь. На шестой – ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба.
Над верхним закруглением – светильник со всеми принадлежностями его: светильнями, щипцами, пепельницами, чашечками и чеканными цветами. С правой стороны его семь стеблей с именами семи патриархов рода человеческого: Адама, Ноаха (Ноя), Сима первородного, Авраама, Ицхака (Исаака) и Яакова (Иакова), и Иова с ними. И с левой стороны семь стеблей, а на них имена семи праведников вселенских: Левия, Каафа, Амрама, Моше (Моисея), Аарона, Елдада и Медада, и Хура с ними. На верху светильника утверждено было золотое елеехранилище, откуда брался елей для храмовых лампад, а под ним – большая чаша с елеем для возжигания этого же светильника; на чаше начертано было «Эли», на двух стеблях от нее – имена сыновей Элия: «Хофни» и «Пинхас», а на сточных трубках внутри стеблей: «Надав» и «Авигу».
В уровень с висками восседающего – фигуры двух наяд.
С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами – декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы и на них павлины из слоновой кости.
Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.
Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногой на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.
В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей: львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону.
Сефер га-Агада. Судьи. Цари. Пророки.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом.
Танах. Тегилим (Псалтырь).
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Кто не видел Иерусалима в полном величии его, тот не видал в жизни истинно великолепного города, и кто не видел храма в полном его сооружении, тот не видел никогда замечательного по красоте здания.
В храме находились, сохранившиеся со времен Моисея, следующие предметы.
У входа в Святилище стояла, подвязанная на тычинки, золотая лоза виноградная, и каждый, кто жертвовал в храм золотые изделия в виде листка, ягоды или целой кисти, вешал свой дар на эту лозу. По преданию от рабби Элазара, тяжесть этой лозы дошла до того, что когда встретилась надобность сдвинуть ее с места, для этого потребовались усилия трехсот священников.
Флейта из тонкого отполированного тростника. Флейту эту царь приказал покрыть золотой отделкой, после чего она потеряла чистоту звука; сняли золото – и флейта стала звучать мелодично по-прежнему.
Колокольчик медный, прекрасного звука. Слегка попорченный, он отдан был в починку лучшим александрийским мастерам, но после этого потерял чистоту звука; уничтожили сделанные исправления – и звук стал чист по-прежнему.
Ступка медная, употреблявшаяся при образовании состава священных фимиамов. После починки ее теми же мастерами состав фимиамов стал получаться хуже прежнего; уничтожили исправления – и ступка стала действовать по-прежнему.
Было еще в храме музыкальное орудие магрефа, род органа с набором из десяти труб, каждая из коих звучала на десять различных тембров, так что в общем орган звучал на сто тембров.
Сефер га-Агада. Эпоха Второго Храма.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Кому не удалось видеть «торжества возлияния», тот не видел во жизни своей зрелища истинно радостного.
Большие приготовления к этому торжеству начинались в исход первых трех дней праздника Кущей.
В женском отделении храма находились золотые светильники с четырьмя золотыми елейниками и четырьмя ступенчатыми подъемами при каждом. Четыре отрока из рода коганидов наполняли елейники из кувшинов, содержимостью каждый в сто двадцать луг.
Фитили приготовлялись из приходивших в ветхость священнических облачений. И не было угла в городе, куда не достигал бы свет, зажигаемый при торжестве возлияния.
Благочестивейшие из граждан, с факелами в руках, устраивали хороводы перед народом, сопровождая пляски свои пением гимнов и славословий. На пятнадцати ступенях (по числу «песен восхождения» в Псалтыри), нисходящих от мужского отделения к женскому отделению, толпились левиты с цитрами, арфами, кимвалами, трубами и бесчисленным множеством других музыкальных орудий. Двое священников с трубами в руках стояли в верхних вратах, ведущих от мужского к женскому отделению. При первом крике петуха они троекратно трубили в трубы, сходили до десятой ступени, вновь трубили троекратно и, продолжая трубить, шли к вратам, выходящим на Восток.
Сефер га-Агада. Эпоха Второго храма.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
В один из праздничных дней на площади было гулянье с музыкой: играл оркестр, выступали певцы, и все люди пели и танцевали или просто раскачивались под музыку. Только один человек, глухой от рождения, удивлялся, глядя на это, и думал: «Почему так странно ведут себя все эти люди? Одни что-то делают со своими инструментами, другие качаются, подпрыгивают, машут руками…» Ему недоставало слуха, чтобы почувствовать прекрасный звук и гармонию. Это удовольствие ему было недоступно.
Можно только посочувствовать глухому, который неспособен наслаждаться звуками музыки. Но гораздо страшнее обладать глухим сердцем.
Еврейская притча.
Искусство, культура, творчество. Афоризмы. Еврейская мудрость.
Менора у здания Кнессета (Иерусалим).