Мифы и легенды народов мира. Девять жизней кошки.
Глава 15. Тайные секты и поклонение кошке.
Вероятно, самым известным из трех военных орденов, основанных в XII веке[23] для защиты Иерусалима, является орден тамплиеров. История его феноменального роста, как по количеству членов, так и по богатству и власти, сделавшего орден более чем на два века одной из самых влиятельных сил в формирующейся европейской политике, драматично завершилась еще более внезапным падением и уничтожением во времена правления Филиппа Красивого во Франции.
Этот король, чтобы удовлетворить свое личное недовольство против некоторых знаменитых тамплиеров, начал жестокое преследование всего ордена, обвиняя его в ереси и невероятных преступлениях. 13 октября 1307 года по его повелению были арестованы все французские члены ордена и подвергнуты пыткам и мучениям, чтобы вырвать у них признание своей виновности.
Незадолго до этого Филипп говорил о своей особой любви к ордену, который он вознамерился разрушить, а странные слухи о тайных ритуалах, совершаемых его членами на полуночных собраниях, позволили ему применить к нему юридические меры.
Против ордена было выдвинуто два обвинения. Во-первых, отрицание Бога и Христа, содержавшееся в статьях с I по XIII, и, во-вторых, поклонение дьяволу и практика колдовства. Утверждалось, что сам Сатана председательствовал на тайных ночных собраниях тамплиеров и представал перед участниками в виде черного кота или в облике отвратительного монстра на четырех ногах, а также что на таких собраниях приносились в жертву дети и молодые девушки, чтобы умилостивить этого злодея.
Без всяких доказательств вины тамплиеров в подобных ужасных злодеяниях они были объявлены отныне и навсегда врагами Бога. Их христианское вероисповедание было признано простой маской, скрывающей богохульные ритуалы и непристойные оргии. Подозрения короля были подтверждены признаниями, вырванными под пытками. Из всех тамплиеров, допрошенных инквизиторами в Париже между 19 октября и 24 ноября 1307 года, едва ли найдется хоть один, кто отказался признать, что на церемонии принятия в орден распятие подвергалось оскорблению, и многие признались в других ужасных преступлениях, даже в самых отвратительных, например osculum infame[24], как говорили, этого требовали старшие члены от младших.
Хотя современные исследования подтвердили, что чудовищные обвинения, выдвинутые против тамплиеров, были ложными, а признания у них были получены под пытками и, следовательно, не имеют доказательной силы, представляется совершенно ясным, что тамплиеры исповедовали тайную религию, включавшую в себя еретические учения богомилов, близко связанных с люциферианцами или сатанистами. «Богомилы» по-словенски значит «друзья Бога». Эта секта верила в Верховное Божество, чей старший сын был Сатанаил, которому поклонялись евреи под именем Иеговы и который создал мир после того, как восстал против своего отца. Его младший сын Иисус стал человеком, чтобы противодействовать злобной работе своего брата. Богомилы не прикладывались к кресту, потому что видели в нем инструмент причинения страданий Христу. Но люциферианцы поклонялись старшему сыну Бога, который имел власть над богатством и счастьем мира. Считалось, что они поклонялись черному коту как символу Сатаны, когда отправляли свои таинства и приносили в жертву детей во время ночных оргий, а кровь жертв использовали для приготовления евхаристического хлеба для своего ордена.
Месье Луазелье считает, что тамплиеры заимствовали у богомилов их веру в Верховное Божество, а у сатанистов их поклонение богу этого мира. В поддержку этой теории он приводит много примечательных совпадений, вербальных и иных, между верой этих сект и верой тамплиеров. Элифас Леви также обвиняет тамплиеров в отправлении оккультных практик люциферианцев и даже в том, что они были «посвящены в мистическое учение Каббалы».
Естественно, знакомство ордена с Востоком привело к контактам со многими религиозными прозрениями и идеями, которые в тот период были совершенно незнакомы европейской мысли, хотя потеря Константинополя и иммиграция множества восточных беженцев после этого ознакомили с этими идеями и западные умы. Было заявлено, что возрождение знания, изучение греческого языка и подъем свободной мысли, начавшиеся с этого момента, привели к тому, что восточные знания и мистицизм проникли в Европу. Тамплиеры, вероятно, предчувствовали некоторые из этих результатов, потому что длительное пребывание ордена в Палестине и приобретенные там ими широкие познания потрясли ограниченных домоседов-клерикалов.
Историки определили тождественность многих любопытных символов, вырезанных в храмах тамплиеров, со знаками, используемыми древними гностическими сектами, и пришли к выводу, что их учения и практики были схожи. Это подтверждается тем фактом, что, хотя преследование тамплиеров проводилось их религиозными противниками так грубо, они не смогли уничтожить ни их учения, ни ритуалов, ни церемоний. Какой-то период все это бездействовало, но в XIV веке началось их возрождение и продолжалось и в XV веке с образованием общества розенкрейцеров в Германии.
Как и тамплиеры, гностическая секта манихейцев была осуждена их преследователями за многие ужасные и невероятные преступления. Говорили, что они поклоняются дьяволу в облике черного кота. Они были последователями Мани или Маниса, персиянина, родившегося в Вавилоне примерно в 216 году н. э., который, как считается, освоил все премудрости магии и был врачом, астрономом, художником, философом и поэтом. Его учение, однако, предположительно, почерпнуто из книг, унаследованных им и написанных сарацинским последователем Эмпедокла по имени Скинтианус (Скиф), толковавшим мудрость Египта. Взгляды, которые Мани провозгласил еще примерно в 242 году, объединили это учение с идеями, заимствованными из буддизма, зороастризма, иудаизма и христианства и, естественно, его собственными. Его фундаментальным принципом был дуализм. Он верил в то, что Иегова был подчиненным демиургическим служителем Аримана, основной первопричины зла. Человеческая раса, следовательно, происходит от Сатаны, и сила тьмы, будучи равной силе света, должна быть умиротворена. Христос или Митра, дух Жизни, равный Солнцу по своей силе и Луне по своей мудрости, и те, кто признает его, должны отвергнуть Иегову. Небесные сферы были видимыми символами бога Ормузда или первоосновой добра, и, благодаря тому что манихейское учение дошло до нас в искаженном виде, его враги воспользовались этим. Кажется возможным, что кошка почиталась этой сектой потому, что ее ассоциировали с Солнцем и Луной, символизировавшими Христа или Митру. Поэтому нужно признать, что дуализм этой веры вызывал подозрения по адресу ее сторонников со стороны обвинителей. Как и тамплиеры, манихейцы были обвинены в невыразимых мерзостях в связи с их тайными ритуалами. Говорили, что они собираются по особым дням в назначенном доме, каждый имеет в руках по фонарю, и поют имена различных демонов, словно песнопения во время молебна, до тех пор, пока дьявол внезапно не появится среди них в образе кота или другого животного. Это служило сигналом потушить свет и начать сексуальные оргии. Далее говорилось, что, когда у члена секты рождался ребенок, на восьмой день они собирались вокруг костра и убивали младенца. Затем его труп сжигали и пепел в дальнейшем использовали для общинной службы. Церемониальное лишение девственности девушек нежного возраста в присутствии «совершенных» (то есть полностью инициированных) также было частью ритуала. Более сочувственные отзывы описывают гимны манихейцев как обращения к существам, чьи имена напоминают о функциях и атрибутах ангелов.
Но все же мы едва ли можем удивляться тому, что эту секту неустанно преследовала римская церковь и что, следуя обычной практике бороться с Сатаной его же методами, она сожгла многих ее членов заживо. Говорят, что и сам Мани был распят в 276–277 годах или, по другому свидетельству, с него была заживо содрана кожа, а его труп был брошен собакам. Но, несмотря на это ожесточенное противодействие, вера манихейцев распространялась с поразительной быстротой и породила множество подсект. В какой-то период ею был увлечен и даже проповедовал ее великий Августин. Она процветала в Европе в течение тысячи лет и все еще, как утверждают, существует в Азии.
По мнению Монтегю Саммерса, с начала XI века слова «манихей» и «колдун» считались римской церковью синонимами. Он рассказывает, как в 1022 году большое количество манихейцев были сожжены заживо по приказу Роберта I после суда синода в Орлеане, и добавляет: «Современники явно идентифицировали их с ведьмами, поклонниками демона, который являлся им в виде животного».
Кошка, помещенная на капители во французской церкви в Кентербери.
Точно так же обвинения были выдвинуты против вальденсов манихейской секты, которая была основана в XI веке в Лионе. По мнению тех же специалистов, название секты произошло от имени одного из основателей, Питера Вальдо, но другие считали, что оно было извращением прованского слова Vaudes (Вод), что значит «колдун». Секта использовала множество разных темных практик, иногда суды XIV века обвиняли его таким образом: «ш aliquibus aliis partibus apparet eis daemon sub specie et figura cati, quem sub cauda sigillatim osculantur.» (Дьявол появлялся перед ними в образе и шкуре кота, и они целовали его в зад.).
Родственная секта, известная как альбигойская, возникла примерно в то же время, что и вальденсы, и называлась так по городу Альби. Римская церковь была сильно озадачена распространением этих еретических учений, а убийство папских делегатов позволило ей найти оправдания своим чрезвычайным мерам мести. Папа Иннокентий III (1198–1208.) провозгласил начало Крестового похода против обеих сект, результатом которого стала жестокая резня десятков тысяч мужчин, женщин и детей. Несколько вальденсов выжило в этом холокосте и убежало в недоступные долины Пьемонта, где, несмотря на жестокое преследование, которое даже здесь достигало их, им удалось сохранить свою церковь до времен Реформации; но альбигойцы были истреблены медленно и тайно действующей сильной рукой инквизиции. Ужасный рассказ Лежера, описывающий пьемонтскую резню, заставляет кровь стынуть в жилах. Детей вырывали из рук матерей и рвали пополам или им разбивали голову о скалы. С некоторых сдирали кожу заживо, других заживо сжигали, третьим вспарывали животы; или их привязывали к деревьям в собственном саду и вырывали сердце. Некоторые были изуверски искалечены, и их разрубленные останки были разбросаны по дорогам, чтобы их растащили дикие звери, тогда как у других вытаскивали мозг, который варили и ели эти дьяволы в человеческом виде. Некоторых бросали в борозды на их же собственных полях и запахивали в землю. Других хоронили заживо. Отцов уводили на смерть с головами детей, подвешенными к их шеям. Против них были совершены такие преступления, которые вызывают настоящий ужас. «У меня дрожали руки, — говорит Лежер, — я едва удерживал перо, и мои слезы смешивались с чернилами. Я описывал поступки этих детей тьмы, бывших даже чернее самого принца тьмы».
Поэт Вордсворт с симпатией отнесся к этим героическим жертвам христианской нетерпимости:
И в примечаниях он объясняет, что к ним применялся термин «патаринианцы» или «патуринцы», от «пати» — «страдать».
Был ли Вордсворт прав или нет в такой идентификации вальденсов с патаринианцами или патуринцами (появившимися в Милане и процветавшими в XI веке), к обеим сектам были применены те же меры уничтожения, что и к тамплиерам. Патуринцев обвинили в отправлении полуночных ритуалов, напоминавших шабаш ведьм, в которых важную роль играли кошки и козы. Судя по описанию одного такого сборища, участники пели гимны в своем логове позора до первых петухов. Затем в толпу пускали черную кошку. Ее появление служило сигналом для того, чтобы потушить свет, и затем следовали раскрепощенные ритуалы, похожие на манихейские и их последователей вальденсов.
Мистер Черчворд указывал, что изучение мистических ритуалов прошлого открыло, что «друиды, гимнософисты Индии, маги Персии и халдеи Ассирии имели одни и те же религиозные ритуалы и церемонии, отправляемые их жрецами, инициированными в орден, и что все они торжественно клялись держать свои учения в глубокой тайне от всего остального человечества. Все они проистекали из одного источника — Египта». «Возможно, что тайные обряды масонов берут свое начало в религиозных ритуалах в честь египетской Исиды», — говорит Хилсоп. Мы можем вспомнить, что богиня Баст сидит в виде кошки на систре Исиды и, следовательно, проливает новый свет на поклонение кошке как обычной практике этих тайных сект. Я рассмотрел эту тему более полно в главе «Дева и кошка».
Мы обратили внимание на все эти религиозные ритуалы только потому, что в них важное внимание уделялось символу кошки, остальное не представляет для нас большого интереса. В то же время современные авторы (например, Неста Вебстер и Монтегю Саммерс), которые изучают тайные секты и общества, говорят, что «эти удивительные культы, эти странные извращенные ритуалы, которые мы ассоциируем с темными веками, окружают нас и сегодня; иллюминизм, каббализм и даже сатанизм — все еще реальность».