Мифы и легенды народов мира. Девять жизней кошки.
Глава 26. Кошки как предвестники смерти.
На заре появления сознания у человека он с удивлением и страхом всматривался в странный мир, окружавший его, и видел в животных проявление Божественного духа. Сами нечленораздельные звуки их диких криков казались ему пророчествами, воспринимаемыми им как речь неизвестных богов. Тайные тропы и внезапные появления зверя или птицы, когда их не ожидали, были проявлением воли Великого Духа. Бесплотное и Невидимое могло сообщать о своем Присутствии и Целях человеку только через их тела и их действия, поэтому эти прекрасные или ужасные существа были почетными служителями Бога и проводниками Его воли.
Даже в те дни Неведения, когда сумма познаний человека была нулевой, оракулы и знамения все же были, если мы примем во внимание доказательства тех, кто объявляет, что первыми испытали их влияние. И хотя наука дискредитировала много древних поверий и оставила так много простых заблуждений, с помощью своих открытий неизвестных до этого законов и с помощью исследований психических явлений подтвердила, с другой стороны, верность многих древних записей, которые до недавнего времени считались простой легендой или фантазией. И мистические и оккультные взгляды больше нельзя считать делом pour rire[34]. О богах и их пророках всегда говорилось иносказательно, и это сохранилось до сих пор. Не выразимое словами (даже если между коммуникатором и реципиентом существует общий и понятный им язык) можно выразить с помощью иллюстративной аналогии, и для тех, кому обычный язык недоступен, это единственное средство обмена мыслями. Существа другого плана, условия жизни которых совершенно отличаются от наших и которых мы обычно не видим и не слышим, могут, несомненно, использовать это простейшее и самое естественное средство коммуникации, когда хотят предупредить нас о некоторых будущих событиях. Искусство предсказания учит, что ничего не происходит случайно, но что события и вся природа стоят в тайных связях друг с другом. Даже форма проплывавших облаков или полет птиц, так же как крики и движения животных, исполнены смысла для того, кто понимает, что за явным разнообразием стоит общность.
Цицерон объяснял возможность провидения будущего тем, что предсказание основывается не на том, чего не существует, а только на том, что это существующее еще не стало явным, так как все существует, хотя еще не пришло время раскрыть это существование: «sunt enim omnia, sed tempore ab sunt».[35].
Кошка, благодаря своему уникальному положению в символике представительницы Гекаты, богини Смерти, является, как мы и могли ожидать, широко распространенным предзнаменованием приближающегося конца жизни. Ее связь с ночью и тенью, ее молчание, неожиданные появления подчеркивают это ее свойство, а чудесные вариации цвета и форм самовыражения заставляют рассматривать ее саму как некий своеобразный язык.
Давайте взглянем на некоторые из толкований, которые оккультные знания дают ее поступкам, так как это позволит нам увидеть в некоторых из них торжественное предупреждение, что прекращение ее земной жизни или жизни других уже близко, а верим ли мы или не верим в предзнаменования и насколько верим в подобные вещи, оценивать каждому самостоятельно.
Итальянский натуралист Улисс Алдрованди, живший в XVI веке, записал, что, когда Стефано Кальдаро умирал, неожиданно пред ним появился кот, который издал громкий крик и исчез. Он также рассказал нам о кошке, расцарапавшей грудь женщины, а та опознала в животном сверхъестественное существо и умерла несколько дней спустя.
Христианство, конечно, отождествляло кошек-призраков, часто являвшихся умирающим, с дьяволом. А в Тоскане говорят, что, когда человек при смерти, Сатана проходит перед его постелью в виде любого животного, кроме ягненка, но чаще всего выбирает особенно любимый им облик козла, петуха или кота.
В Германии в дополнение к первоначальному поверью, что черная кошка на кровати больного предсказывает приближение его смерти, появилась христианская примета, что если кошку видят на могиле, то это означает, что умерший попал в руки дьяволу.
Профессор Рочхольтц записал немецкое поверье, что два кота, дерущиеся между собой, означают для больного предзнаменование приближающейся смерти. Губернатис считает, что «два кота, вероятно, являются еще одним вариантом детской игры, распространенной в Пьемонте и Тоскане и называемой игрой душ, в которой дьявол и ангел приходят на землю и борются за душу. Так что один из дерущихся котов, вероятно, является носителем добра, а второй — зла. Они, вероятно, олицетворяют ночь и солнечный свет».
Как кошка, так и мышь посвящены в Германии покровительнице похорон — святой Гертруде. Мыши представляют души умерших людей, и, предположительно, по аналогии, кошка олицетворяет идею смерти. Святая Гертруда обычно изображается в окружении мышей. Иногда она бывает кошкой, которая охотится на них.
В Нормандии кошки считаются плохой приметой. Ученый Артемидор, написавший «Трактат о смерти» в годы правления Антония Пия, сообщал, что сон о том, что вас сильно оцарапал кот, обещает болезнь и неприятности.
Другие авторы говорят, что сны о черных кошках на Рождество — знак опасной болезни в следующем году, тогда как сон о кошке с пугающим взглядом или игра с кошкой во сне означает, что у того, кто этот сон видел, притворные, ложные друзья.
Современные истории о кошках, предупреждающих о бедах, часто подразумевают, что это предупреждение передает посланник неземного происхождения. Представляется так, что облик нашего обычного домашнего животного выбран мрачными вестниками смерти для того, чтобы эта печальная информация могла быть передана человеку в как можно более мягкой и спокойной форме.
Я свожу здесь несколько показательных случаев вместе. Первый из них рассказан сэром Вальтером Скоттом, слышавшим его от медика, ставшего его очевидцем. Он писал про этого неназванного джентльмена, что «положение в профессии, а также достижения в науке и философии создали ему столь достойную репутацию, что вызывают самое большое доверие». Среди пациентов доктора был известный деловой человек, уважаемый за «необычайное постоянство, здравый смысл и честность». Хотя в тот период он был вынужден из-за болезни не покидать своей комнаты, а иногда и постели, но все же время от времени занимался своим делом и поддерживал свой ум в «обычной для него силе и энергии, что позволяло ему вести все важные дела, вверенные ему». Он не проявлял никаких симптомов острой или опасной болезни, но «медлительность его пульса, отсутствие аппетита, нарушение пищеварения и постоянно угнетенный дух, казалось, происходили из скрытой причины, которую пациент жаждал обнаружить». Долгое время врач тщетно пытался открыть источник мистического заболевания, но в конце концов убедил страдальца открыть ему душу. Тот поведал ему, что знает, что должен умереть от роковой болезни, подтачивающей его жизненные силы, и что причина болезни не одна, и он страдает так же, как герой знаменитого романа «Благоразумный». Ему являлись такие страшные и отвратительные призраки, что разум не мог выдержать их преследования, и он стал жертвой этой воображаемой болезни. Его выздоровление было постепенным, а поначалу даже неприятным. Видения начались примерно два или три года назад, когда он оказывался «время от времени в неприятной компании большого кота, который приходил и уходил»; как это происходило, он не мог точно сказать до тех пор, пока ему не открылась вся правда и он «был вынужден признать, что это был не обычный домашний кот, а сгусток элементов, которые не существовали» нигде, кроме его воображения. И все же, будучи скорее другом, чем врагом кошек, он не был против появлений этого воображаемого помощника, но через несколько месяцев он исчез, и на его месте появилось привидение джентльмена-гувернера. Этот фантом появлялся еще несколько месяцев, а потом тоже исчез. И на этот раз его место заняло чудовище — призрак в виде скелета. «Один я или в компании, — рассказывала несчастная жертва, — но этот призрак не покидает меня никогда». Врач тщетно пытался убедить больного преодолеть себя и отнестись к призраку как к простой галлюцинации. Затем он предпринял другие методы исследования и лечения, но без всякого успеха. Пациент погружался во все более и более глубокое уныние и умер в том же стрессовом состоянии ума, в котором провел последние месяцы своей жизни.
Согласимся ли мы с рассказчиком и свидетелем этой странной истории в том, что эти призраки были простой галлюцинацией, или нет, причина появления этих особенных призраков остается тайной, так же как и отсутствие связи между тремя их различными обликами. Если они были, то кто это — привидения или элементарные духи, вампиры или демоны? Если они только являлись, то почему с такой настойчивостью? Если они были символами смерти, то зачем им было нужно менять обличье? Мы вынуждены предоставить самому читателю толкование этой загадки.
Хорошо известно, что в некоторых семьях о предстоящей смерти одного из ее членов предупреждают особые символы. Такие сигнальные призраки иногда принимают форму фантома-животного.
Один из множества интересных примеров, в котором кошка была предсказательницей смерти, записан миссис И.Л. Кирни. Она рассказывает, как в январе 1892 года ее дедушка заболел и однажды вечером, когда она спускалась по лестнице, выйдя из комнаты, то увидела в коридоре странную кошку, шедшую навстречу. Дойдя до нее, кошка побежала прятаться за дверь, которая разделяла коридор на две части и всегда стояла открытой. Миссис Кирни немедленно последовала за странным животным, но, к своему немалому удивлению, обнаружила, что его там нет. Не было кошки и в других частях дома. На следующий день ее дедушка умер. Этот случай важен тем, что считается повторяющимся знаком в их семье. Мать миссис Кирни говорила ей, что накануне смерти ее отца она также видела кошку, ходившую вокруг кровати инвалида. Как и ее дочь, она старалась проследить за незнакомкой, но тоже нигде ее не нашла.
Мисс Бейтс в своей знаменитой автобиографии рассказывает о любопытном случае, произошедшем на званом обеде в доме, где она была гостьей. Она восхитилась милым серым котенком, сидевшим на рояле в гостиной, когда дамы остались одни после обеда. После того как к ним присоединились джентльмены, она разговорилась с хозяином дома и тут заметила небольшого черного котенка, пробежавшего мимо подола ее платья. Мисс Бейтс, очень любившая кошек, проследила за ним взглядом и убедилась, что это был не тот серый котенок, который продолжал сидеть на рояле. Вновь прибывший был черного цвета. Но она больше не думала о нем до тех пор, пока гости не стали уходить и она и ее хозяйка не отправились спать. Затем, когда они поднялись наверх, ее подруга сказала очень таинственно:
— Мне кажется, сегодня ночью с вами что-то должно случиться, — а потом добавила: — Пока вы разговаривали с моим мужем, сквозь ваше платье пробежал черный котенок, прямо напротив меня.
— Ну конечно, я видела этого котенка, — ответила мисс Бейтс, — но что такого примечательного в том, что в доме есть черный котенок?
— Но у нас нет черного котенка в доме или по соседству, — сказала хозяйка. — Куда он пошел? Вы видели его еще раз? Нет, это был не обычный котенок, и я никак не думала, что его кто-то видел, кроме меня.
Через несколько недель после этого случая мисс Бейтс услышала о смерти своей дорогой подруги и поняла «с болью и удивлением, что в тот самый вечер ничего не почувствовала и наслаждалась жизнью на званом обеде».
«Как ужасно, — подумала она, — что ни слова, ни знака не было послано мне тогда».
Затем она вспомнила того котенка и посчитала «возможным спросить себя из глубины своего сердца, не был ли это дух моей преданной подруги, который пытался послать мне знак о приближении ее смерти».
Инкстер Гилбертсон в статье в «Оккульт ревю» рассказывает историю, услышанную им от доктора Тиндолла, президента Христианского оккультного общества, бывшего участником описываемых событий. «Молодым человеком он жил с родителями в Бейсвотере. Был солнечный день, и через открытую дверь, выходившую на задний двор, в дом вбежал черный кот и, шарахаясь из стороны в сторону, как безумный, помчался в холл и вверх по лестнице до первой площадки, где взобрался на окно и порвал в клочья льняную занавеску прежде, чем убежал прочь.
У доктора было две тетки, жившие в Пимлико, сестры его отца, и через пять или десять минут после случая с котом к двери их дома подкатил кеб и какая-то женщина спросила его отца. Увидев его, она выпалила: «Ваши сестры умерли».
Новость оказалась верной, и отец никогда не забывал этого трагического события, он так и не оправился от того шока, который оно у него вызвало, и умер через год после этого».
Очень любопытный случай о призраке в виде белого котенка, чье появление предсказало несчастье, дан в «Журнале Общества физических исследований» за январь 1927 года. В этом случае кота «видели много раз в течение тринадцати лет, а двое людей видели его несколько раз одновременно». «Один из них привлек внимание другого к котенку, после чего второй тоже заметил его». И «за каждым таким появлением этого белого котенка вскоре следовала смерть одного из видевших его людей или начало у него смертельной болезни». Доктор В.Ф. Принс, который рассказывает этот случай, подчеркивает, что в нем любопытно то, что «за несколько лет до первой галлюцинации с «белым котенком» похожий котенок жил у одной из последующих свидетельниц его появления в виде призрака. Это мистическое появление оказало на нее нездоровое воздействие. Можно было бы предположить, что каким-то необычным способом в ее мозг проникало предупреждение о смерти ее родных, и это осуществлялось с помощью немыслимого механизма: подсознание вызывало образ кота, который исчез и, вероятно, умер. Но другая свидетельница принадлежала к молодому поколению и не имела воспоминаний об этом «историческом» коте и, следовательно, не испытывала никаких чувств к нему».
Основой этих странных поверий и историй, вероятно, является учение, воплощенное в доктринах почти всех школ религиозной философии, о том, что все, что находится внизу, связно со всем, что есть наверху, и что видимые предметы имеют свои духовные пары в невидимом царстве, а также что существа, обычно не видимые нами, могут обрести осязательную форму для того, чтобы стать символическим посланием тому, кто может распознать этот код.